ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-22/19 от 11.02.2019 Краснослободского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-22/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2019 года г. Краснослободск

Среднеахтубинского района

Волгоградской области

Краснослободский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Гудковой Е.С.

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием представителя истца ФИО9, представителей ответчика ФИО4, ФИО7, представителя третьего лица- ГБУ ВО «Среднеахтубинское лесничество» ФИО5,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области об устранении наложения земель лесного фонда на земельный участок, распложенный по адресу: <адрес>, кадастровый ,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО2 обратился в суд с иском к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области об устранении наложения земель лесного фонда на земельный участок, распложенный по адресу: <адрес>, кадастровый .

В обоснование исковых требований указала, что 02 сентября 2014 года между Администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка, находящегося в распоряжении Среднеахтубинского района до разграничения государственной собственности на землю № 169/2014. Земельный участок расположен по адресу: <адрес>. Кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов. Срок аренды согласно п. 1.1. договора аренды составляет 5 (пять) лет с 02 сентября 2014 года по 02 сентября 2019 года. Разрешенное использование - для эксплуатации индивидуального жилого дома. Данный земельный участок образован путем соединения земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:100003:305 и 34:28:100002:353. Данные земельные участки были переданы в аренду истцу Администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, что подтверждается договором аренды № 62/2011 от 15 марта 2011 года (на земельный участок с кадастровым номером 34:28:100002:353), договором аренды 564/2011 от 10 ноября 2011 года (на земельный участок с кадастровым номером 34:28:100003:305). На данном земельном участке находится жилой дом (кадастровый ), площадью 20,1 кв. м., принадлежащий ФИО2, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации серии 34-34/020-34/059-010/2016-555/1 от 01 марта 2016 года. В 2016 году ФИО2 обратилась в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о предоставление земельного участка в собственность без проведения торгов. Истцу было отказано, т.к. был представлен неполный пакет документов. Истец обратилась в Администрацию Среднеахтубинского муниципального района <адрес> как к арендодателю, с заявлением о предоставлении вышеуказанного участка в собственность без проведения торгов. В ответе № 21-20/9225 от 05 мая 2016 года ФИО2 отказано в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 34:28:100002:690 в связи с имеющимся пересечением границ земель лесного фонда. В ответе Комитета Лесного хозяйства Волгоградской области № 29-08-15/2530 от 25 апреля 2016 года сообщалось, что общая площадь наложения составляет 0,0408 га. В 2017 году ФИО2 обращалась в Комитет лесного хозяйства Волгоградской области по вопросу наложения земельного участка с кадастровым номером 34:28:100002:690 на земли лесного фонда. В ответе № 29-08-18/931 от 16 февраля 2017 года для устранения данного наложения рекомендовано обратиться в Администрацию городского поселения г. Краснослободска для включения земельного участка в реестр в границы городского поселения г. Краснослободска. В ответе Администрации городского поселения города Краснослободска № 665 от 20 марта 2017 года истцу рекомендовано обратиться в орган, уполномоченный на распоряжение данным земельным участком, а именно Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области. Обратившись в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов, истец получила ответ № 21-20/9175 от 03 мая 2017 года о том, что рассмотрение вопроса о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 34:28:100002:690 возможно только в случае устранения указанного наложения используемого земельного участка. В 2018 году ФИО2 обратилась в Администрацию городского поселения города Краснослободска. На заявление истца о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов, рекомендовано обратиться в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ответ № 1616 от 17 июля 2018 года). При обращении в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность истцу было отказано (Ответ № 21-23/13908) в связи с имеющимся наложением данного земельного участка на границы земель лесного фонда. Истец обратилась в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по вопросу устранения наложений. В ответном письме № 10-20-04/1086 от 03 июля 2018 года сообщается, что для устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка установлен порядок и особенности устранений. Выполнения данного мероприятия осуществляется в рамках деятельности региональной межведомственной рабочей группы при Управлении Росреестра по Волгоградской области. В дополнении к данному письму и.о. заместителя председателя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО6 сообщается, что по результат совещания межведомственной рабочей группы согласно Протоколу № 13 от 12 июля 2018 года принято решение по земельному участку 34:28:100002:690 о направлении документов в Федеральное агентство лесного хозяйства (письмо № 10-20-04/13780 от 27 августа 2018 года). При заключении договора аренды на вышеуказанном земельном участке отсутствовало наложение на земли лесного фонда. Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости на 13 июня 2018 года таковые наложения не зарегистрированы. Данный земельный участок не является природоохранной зоной. Истцу каких-либо уведомлений об имеющемся наложении не поступало. ФИО2 является добросовестным арендатором указанного земельного участка, нарушения условий договора аренды со стороны ФИО2 не выявлено.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.

Представитель истца ФИО9 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представители ответчика ФИО4, ФИО7 действующие на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения искового заявления.

Представителя третьего лица- ГБУ ВО «Среднеахтубинское лесничество» ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения искового заявления.

Представитель 3-го лица – ГБУ Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» области о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель 3-их лиц – администрации Среднеахтубинского района по Волгоградской области, Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных о дате, времени и месте надлежащим образом, в порядке ст. 167 ГПРК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Владением, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законных интересов других лиц.

В соответствии со ст. 35 ЗК РФ в случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях самовольно занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, действия, нарушающие права на землю или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статьям 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник или лицо, владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно пункту 45 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и, что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Таким образом, такой иск может быть удовлетворен при доказанности следующих обстоятельств: наличие права собственности или иного вещного права у истца, наличие препятствий в осуществлении права собственности, обстоятельства, свидетельствующие о том, что ответчиком чинятся препятствия в использовании собственником имущества, не соединенные с лишением владения. Чинимые ответчиком препятствия должны носить реальный характер.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №280-ФЗ предусмотрены различные случаи устранения пересечения границ земельных участков с границами лесных участков.

В соответствии со ст. 60.2 Федерального закона № 218-ФЗ, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

Следует учитывать, что в соответствии с п. 12 ст. 60 Федерального закона № 218-ФЗ, одновременно с внесением в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка или снятием с государственного кадастрового учета лесного участка в соответствии с частями 3, 4, 5, 9 и 11 настоящей статьи орган регистрации прав вносит в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменение описания местоположения границ (частей границ) соответствующих лесничеств, лесопарков и уведомляет о внесенных изменениях орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на утверждение правил землепользования и застройки, в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В судебном заседании установлено, что 02 сентября 2014 года между Администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка, находящегося в распоряжении Среднеахтубинского района до разграничения государственной собственности на землю № 169/2014. Земельный участок расположен по адресу: <адрес>. Кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов.

Срок аренды согласно п. 1.1. договора аренды составляет 5 (пять) лет с 02 сентября 2014 года по 02 сентября 2019 года. Разрешенное использование - для эксплуатации индивидуального жилого дома.

Истец обратилась в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о предоставлении вышеуказанного участка в собственность без проведения торгов. В ответе № 21-20/9225 от 05 мая 2016 года ФИО2 отказано в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 34:28:100002:690, в связи с имеющимся пересечением границ земель лесного фонда.

В ответе Комитета Лесного хозяйства Волгоградской области № 29-08-15/2530 от 25 апреля 2016 года сообщалось, что общая площадь наложения составляет 0,0408 га.

В 2017 году ФИО2 обращалась в Комитет лесного хозяйства Волгоградской области по вопросу наложения земельного участка с кадастровым номером 34:28:100002:690 на земли лесного фонда. В ответе № 29-08-18/931 от 16 февраля 2017 года для устранения данного наложения рекомендовано обратиться в Администрацию городского поселения г. Краснослободска для включения земельного участка в реестр в границы городского поселения г. Краснослободска.

В ответе Администрации городского поселения города Краснослободска № 665 от 20 марта 2017 года истцу рекомендовано обратиться в орган, уполномоченный на распоряжение данным земельным участком, а именно Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области.

Обратившись в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов, истец получила ответ № 21-20/9175 от 03 мая 2017 года о том, что рассмотрение вопроса о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 34:28:100002:690 возможно только в случае устранения указанного наложения используемого земельного участка.

В 2018 году ФИО2 обратилась в Администрацию городского поселения города Краснослободска. На заявление истца о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов, рекомендовано обратиться в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ответ № 1616 от 17 июля 2018 года).

При обращении в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность истцу было отказано (Ответ № 21-23/13908 от 12 июля 2018 года) в связи с имеющимся наложением данного земельного участка на границы земель лесного фонда.

Истец обратилась в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по вопросу устранения наложений. В ответном письме № 10-20-04/1086 от 03 июля 2018 года сообщается, что для устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка установлен порядок и особенности устранений. Выполнения данного мероприятия осуществляется в рамках деятельности региональной межведомственной рабочей группы при Управлении Росреестра по Волгоградской области. В дополнении к данному письму и.о. заместителя председателя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО6 сообщается, что по результат совещания межведомственной рабочей группы согласно Протоколу № 13 от 12 июля 2018 года принято решение по земельному участку 34:28:100002:690 о направлении документов в Федеральное агентство лесного хозяйства (письмо № 10-20-04/13780 от 27 августа 2018 года).

Юридическое определение понятия "земельный участок" установлено п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

По смыслу ч. 4.2. ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" главным индивидуализирующим признаком земельного участка являются его границы, которые определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию.

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В целях разрешения указанных противоречий, а также по ходатайству представителя истца ФИО9 определением Краснослободского районного суда Волгоградской области от 06 ноября 2018 года по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Волгоградский центр экспертизы».

Из заключения эксперта от 05 декабря 2018 года № 2403/2019 следует, что фактические границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, налагаются на кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:57, площадь зафиксированного наложения составляет 100,86 кв.м.

Пересечений/наложений между кадастровыми границами земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:000000:57и 34:28:100002:690 в результате произведенного исследования не обнаружено.

Для устранения выявленного наложения земельного участка расположенного по адресу: <адрес> на земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:57 необходимо привести в соответствие фактические границы землепользования земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровыми границами данного земельного участка.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судебная землеустроительная экспертиза ООО «Волгоградский центр экспертизы» проведена компетентными экспертами, имеющими необходимый стаж экспертной работы в области строительно-технических экспертиз, экспертиза проведена в соответствии с требованиями ст. 84 ГПК РФ, Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с определением суда о поручении проведения экспертизы указанному экспертному учреждению, выданной ему лицензией, эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, что подтверждается их подписью в самом экспертном заключении.

Суд приходит к выводу, что истцом не обоснована принадлежность ему части спорного земельного участка, на котором находится земли лесного фонда, а следовательно, не доказан факт нарушения ответчиком охраняемых законом прав и интересов истца. При этом бремя доказывания указанных обстоятельств, применительно к спорному случаю, лежит именно на истце.

Доказательств, подтверждающих факт наложения кадастровых границ земель лесного фонда на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в границах, зарегистрированных в ЕГРН, суду не представлено, равно как и наличия препятствий со стороны ответчика в использовании принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка в границах, зарегистрированных в ЕГРН, и соответственно оснований для удовлетворения его требований в порядке ст.ст.304,305 ГК РФ судом не установлен.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области об устранении наложения земель лесного фонда на земельный участок, распложенный по адресу: <адрес>, кадастровый , принадлежащем истцу на праве аренды.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области об устранении наложения земель лесного фонда на земельный участок, распложенный по адресу: <адрес>, кадастровый - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Краснослободский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.С.Гудкова