Дело № 2-22/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Ола 22 января 2021 года
Ольский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Ожеговой Е.Ю.,
при секретаре Метляевой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия Муниципального образования «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» к Муниципальному образованию «Ольский городской округ» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, судебных издержек,
у с т а н о в и л:
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» (далее - МУП «ОЭТС») обратилось в суд с иском к Муниципальному образованию «Ольский городской округ» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Ольский городской округ» (далее - КУМИ МО «Ольский городской округ») о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг (ХВС, водоотведение, отопление) в размере 45177 руб. 78 коп. за период с 10.04.2018 по 31.08.2019, мотивируя заявленные требования доводами о том, что собственником <адрес> являлась умершая в 2017 году ДГМ, о чем указано в выписке из финансово-лицевого счета. Согласно выписке из ЕГРН сведения о переходе прав на объект после смерти ДГМ зарегистрировано не было. Сведениями о наследниках к имуществу умершего собственника истец не располагает, на основании чего считает, что жилое помещение является выморочным и заявляет требования к ответчику, в собственность которого перешло выморочное имущество. Истец также просит взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1555 руб. 33 коп. и судебные издержки за выписку из ЕГРН
Представитель истцав судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка, каких-либо заявлений, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства по делу, о чем имеется расписка, в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление возражает против удовлетворения исковых требований. Полагает, что истец неправомерно предъявил требования о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по спорному жилому помещению, так как ответчик не является собственником данного имущества.
С учетом надлежащего извещения сторон, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей истца и ответчика.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем на основании платежных документов.
В соответствии со ст.ст.539, 540, 544 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети, при этом абонент обязан оплатить фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
В соответствии со ст.153, ч.2 ст.154, ст.155 ЖК РФ, наниматели и собственники жилых помещений обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя также плату за горячее водоснабжение и отопление. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно ч.2 ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 ЖК РФ (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление) рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти соответствующего субъекта РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, устава МУП «ОЭТС», свидетельства о государственной регистрации юридического лица МУП «ОЭТС» создано 16.06.2009 в целях выработки и предоставления гражданам и юридическим лицам тепловой энергии, электрической энергии, холодного и горячего водоснабжения и пара.
С 10.04.2018 МУП «ОЭТС» предоставляет коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению (очистку сточных вод) потребителям п. Радужный Ольского района Магаданской области на основании Соглашений о замене стороны по концессионным соглашениям в отношении муниципального имущества - имущественных комплексов объектов водоснабжения, водоотведения и отопления, заключенных 26.03.2018.
Согласно выписки из ЕГРН с ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, значится ДГМ, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которая была зарегистрирована в нем с 30.05.2002 по 07.07.2017, снята с регистрационного учета в связи со смертью, иные родственники в данном жилом помещении прописаны не были (л.д.12,13).
Из актовой записи № от 14.07.2017 составленной отделом ЗАГС мэрии г. Магадана Магаданской области следует, что ДГМ, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленной суду нотариусом информации, наследственное дело к имуществу ДГМ, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершей в 2017 году, не заводилось.
В соответствии с п.1 ст.1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В данной статье закреплен перечень обстоятельств, при наступлении которых имущество умершего является выморочным. Для установления выморочности имущества необходимо установить, имеются ли по отношению к имуществу умершего наследники по закону и по завещанию, если имеются, имеют ли они право наследовать имущество умершего, не отстранены ли они от наследования, приняли ли наследники наследство либо все отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказался в пользу другого наследника.
В силу п.2 ст.1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества и доля в праве общей долевой собственности на данные объекты.
Поскольку наследники не обращались к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ДГМ, совместно с последним в жилом помещении члены его семьи или иные родственники не проживали, следовательно, вышеуказанное имущество никем не принято, является выморочным, и перешло в собственность муниципального образования «Ольский городской округ» на основании п.2 ст.1151 ГК РФ.
При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (п.1 ст.1157 ГК РФ).
Согласно п.п.1 и 4 ст.1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества (ст.1151) принятие наследства не требуется. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В п.50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» дано разъяснение о том, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п.1 ст.1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Таким образом, в связи с тем, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п.4 ст.1152 ГК РФ), следовательно, выморочное имущество признается принадлежащим публично-правовому образованию со дня открытия наследства при наступлении указанных в п.1 ст.1151 ГК РФ обстоятельств независимо от осведомленности об этом публично-правового образования и совершения им действий, направленных на учет такого имущества и оформление своего права.
Учитывая указанные нормы права, разъяснения по их применению, нахождение выморочного имущества в виде жилого помещения на территории муниципального образования, полномочия ответчика, отсутствие наследников, принявших наследство ДГМ, суд приходит к выводу о том, что жилое помещение унаследовано муниципальным образованием «Ольский городской округ», от имени которого в указанных правоотношениях выступает ответчик.
Так как <адрес> принадлежит муниципальному образованию со дня смерти ДГМ, то есть ДД.ММ.ГГГГ, задолженность за коммунальные услуги, образовавшаяся в исковой период с 10.04.2018 по 31.08.2019, то есть после смерти ДГМ, в полном объеме является долгом ответчика на основании п.5 ч.2 ст.153 ЖК РФ.
При этом суд принимает во внимание положения п.2 ст.125 ГК РФ о том, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Компетенция ответчика, как органа местного самоуправления, определена Положением о КУМИ МО «Ольский городской округ», утвержденным решением собрания представителей МО «Ольский городской округ» от 18.08.2017 № 246-РН, в соответствии с которым Комитет представляет интересы собственника муниципального имущества - муниципального образования «Ольский городской округ», владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, Уставом муниципального образования «Ольский городской округ», другими муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «Ольский городской округ» и настоящим Положением (п.п.1.1).
Таким образом, образовавшаяся задолженность подлежит взысканию с муниципального образования «Ольский городской округ» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Ольский городской округ» за счет казны муниципального образования.
Согласно представленному расчету задолженности в период с 10.04.2018 по 31.08.2019 истцом начислялась плата за отопление исходя из площади жилого помещения (41,2 м2). Плата за услуги по холодному водоснабжению и за водоотведение начислялась на 1 человека, горячая вода отключена. Всего за указанные услуги начислена задолженность в размере 45177 руб. 78 коп.
Данный расчет проверен в судебном заседании, признан судом обоснованным и произведенным на основании действующих на момент образования задолженности, тарифов.
При решении вопроса о правомерности начисления ответчику, являющемуся органом местного самоуправления, платы по холодному водоснабжению, водоотведение, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, суд приходит к следующему.
Действующее законодательство направлено на создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что нашло отражение в Федеральном законе от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст.1 Закона).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов, а также применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения (ст.5 Закона).
Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Из представленного истцом расчета следует, что в спорном жилом помещении приборы учета коммунальных услуг не установлены и платы за коммунальные услуги рассчитывалась исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых Департаментом цен и тарифов администрации Магаданской области. Сведений о том, что спорное жилое помещение оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что применение пункта 56 (2) Правил № 354 не поставлено в зависимость от статуса собственника жилого помещения (физическое, юридическое лицо), суда считает правомерным начисление ответчику платы за холодное водоснабжение, а также водоотведение (очистку сточных вод) по нормативам потребления коммунальных ресурсов на одного человека.
В соответствии со ст.ст.307, 310 ГК РФ должник обязан исполнить обязательства по договору надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, а кредитор имеет право в свою очередь требовать от должника исполнения своих обязательств.
С учетом изложенного, исходя из обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, принимая во внимание, что доказано право предъявления требования истцом к ответчику, обязанность ответчика по внесению платы за предоставленные услуги, а также наличие задолженности у ответчика и ее размер, суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению в заявленной истцом сумме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Как следует из платежного поручения истца от 03.09.2020 года № 1802, им произведена оплата госпошлины в размере 1555 руб. 33 коп.
В связи с этим государственная пошлина в указанной сумме подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Кроме того, истцом понесены расходы при получении выписки из единого государственного реестра недвижимости в размере 1110 руб., которые также подлежат взысканию с ответчика, поскольку признаны судом необходимыми.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в общей сумме 2655 руб. 33 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Муниципального унитарного предприятия Муниципального образования «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» к Муниципальному образованию «Ольский городской округ» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, судебных издержек, удовлетворить.
Взыскать с Муниципального образования «Ольский городской округ» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Ольский городской округ» за счет казны муниципального образования «Ольский городской округ» в пользу Муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» задолженность по оплате коммунальных услуг, поставленных в <адрес> за период с 10.04.2018 по 31.08.2019 в сумме 45177 руб. 33 коп., судебные расходы в сумме 2655 руб. 33 коп., а всего 47833 (сорок семь тысяч восемьсот тридцать три) руб. 11 коп.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд, путем подачи апелляционной жалобы, в течение месяца со дня, следующего за днем принятия решения.
Судья Е.Ю. Ожегова