ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2302/20 от 17.06.2020 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Сочи 17 июня 2020 года

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

судьи Круглова Н.А.,

при секретаре судебного заседания Козловой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» к ФИО1 о взыскании незаконно полученной меры социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате ЖКУ,

установил:

СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» обратился в суд с иском ФИО1 о взыскании незаконно полученной меры социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате ЖКУ, в котором просит взыскать с ФИО1 в пользу СПб ГКУ «Городской информационно-расчётный центр» незаконно полученную меру социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате ЖКУ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 80 768 руб. 66 коп.

В обоснование своих требований истец указал, что ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ пользовалась льготами по оплате жилья и коммунальных услуг по адресу в <адрес> Богатырский, <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ льгота была переведена в меру социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате ЖКУ (далее - ЖКУ) в соответствии с п. 2.2. Постановления правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» и Закону Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» (далее - Закон ).

ДД.ММ.ГГГГ был принят Закон СПб от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Закон СПб от ДД.ММ.ГГГГ «Социальный кодекс СПб» и в Закон СПб «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в СПб», в котором сказано:

- федеральный бюджет компенсирует инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, затраты на коммунальные услуги, а плата за жилье возмещается лишь тем из них, кто проживает в жилых помещениях государственного или муниципального жилищного фонда;

- и с ДД.ММ.ГГГГ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживающие в помещениях частного жилого фонда, будут получать меры социальной поддержки для оплаты коммунальных платежей двумя суммами: 1) по оплате жилого помещения за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (пп.1-1, пп.1-2, п. 3 ст.3 Закона СПб от ДД.ММ.ГГГГ); 2) по оплате коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета (Закон СПб от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно подпункта 9 пункта 1 статьи 60 и пунктов 2 и 3 статьи 71 и пункта 1 статьи 70-1 главы 14 Кодекса меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются пенсионерам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, что подтверждается только данными органов регистрационного учета либо решением суда, как указано в пункте 4 (введен законом от ДД.ММ.ГГГГ) статьи 4 Социального кодекса, и гражданам без определенного места жительства при условии их постановки на учет в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства» пункт З статьи 4 Социального кодекса).

В ноябре 2018 г. в администрацию <адрес> Санкт-Петербурга обратилась гр. ФИО2, зарегистрированная по адресу регистрации ответчика: Санкт-Петербург, <адрес>. Для уточнения данных была запрошена справка о регистрации, из содержания которой стало известно о снятии ответчицы с регистрационного учёта по месту жительства в Санкт-Петербурге, в результате чего образовалась переплата ЖКУ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 80 768 руб. 66 коп. (76 839 руб. 44 коп. - Федеральный бюджет) + (3 929 руб. 22 коп. бюджет Санкт-Петербурга).

Ответчица в оспариваемый период не имела регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге, соответственно и право на получение ЖКУ из бюджета Санкт-Петербурга она не имела, так как не осуществляла оплату за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу, за который ей была начислена данная выплата, поэтому следует признать наличие недобросовестности с её стороны, а сумму 80 768 руб. 66 коп. неосновательным обогащением.

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом о времени и месте его проведения, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против рассмотрения дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещалась судом о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении рассмотрения не ходатайствовала, возражений не представила, что не препятствует рассмотрению дела по правилам ст.167 ГПК РФ.

При данных обстоятельствах, в соответствии с положениями ч.4 ст.167 и ст.233 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, учитывая, что никаких возражений суду представлено не было.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом принято решение рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Суд, изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 28.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, о стоимости жилищно-коммунальных услуг в конкретном субъекте Российской Федерации в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации и применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя из установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со ст.24 Закон Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 221-32 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О жилищной политике Санкт-Петербурга" гражданам, проживающим в Санкт-Петербурге, в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Размеры регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются законом Санкт-Петербурга. Размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга.

Порядок перечисления гражданам средств субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется Правительством Санкт-Петербурга.

На основании п. 1.3 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» (далее-Положение) денежные выплаты предоставляются гражданину на одно жилое помещение (жилой дом (часть жилого дома), квартиру (часть квартиры, в том числе несколько комнат), комнату) по месту его жительства.

Согласно подпункта 9 пункта 1 статьи 60 и пунктов 2 и 3 статьи 71 и пункта 1 статьи 70-1 главы 14 Кодекса меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются пенсионерам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, что подтверждается только данными органов регистрационного учета либо решением суда, как указано в пункте 4 (введен законом от ДД.ММ.ГГГГ) статьи 4 Социального кодекса, и гражданам без определенного места жительства при условии их постановки на учет в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства» пункт 3 статьи 4 Социального кодекса).

ДД.ММ.ГГГГ был принят Закон СПб от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Закон СПб от ДД.ММ.ГГГГ «Социальный кодекс СПб» и в Закон СПб «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в СПб», в котором сказано: федеральный бюджет компенсирует инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, затраты на коммунальные услуги, а плата за жилье возмещается лишь тем из них, кто проживает в жилых помещениях государственного или муниципального жилищного фонда; и с ДД.ММ.ГГГГ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживающие в помещениях частного жилого фонда, будут получать меры социальной поддержки для оплаты коммунальных платежей двумя суммами:

- по оплате жилого помещения за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (пп.1-1, пп.1-2, п. 3 ст. 3 Закона СПб от ДД.ММ.ГГГГ);

- по оплате коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета (Закон СПб от ДД.ММ.ГГГГ).

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства: <адрес>.

До ДД.ММ.ГГГГФИО1 пользовалась льготами по оплате жилья и коммунальных услуг по вышеуказанному адресу, а с ДД.ММ.ГГГГ льгота была переведена в меру социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате ЖКУ в соответствии с п. 2.2. Постановления правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» и Закону Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге».

Согласно справке адресно-справочной работы ОВМ УВД по г.Сочи ГУ МВД России по КК гр. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 16.10.2015г. зарегистрирована по месту жительства в г.Сочи, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ отделом социальной защиты населения администрации <адрес> Санкт-Петербурга -р принято решение прекратить меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат ФИО1 с 01.10.2015г. в связи с отсутствием регистрации в <адрес>.

Поскольку право на указанную выплату было утрачено ответчиком в связи с выездом на постоянное место жительства в другой город, согласно справке-расчету от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику необоснованно была выплачена денежная сумма инвалиду льгот по оплате ЖКУ в размере 76 839 руб. 44 коп. и за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.10.2018г. была выплачена денежная сумма на оплату жил.помещения инвалидам проживающего в пом.частного жилого фонда в размере 3 929 руб.

На основании запроса СПб ГКУ "ГИРЦ" от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Сбербанк России» подтвердило факт зачисления на расчётный счёт , открытый на имя ФИО1 денежной выплаты инвалиду льгот ЖКУ.

Распоряжениями -р, -р от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> Санкт-Петербурга постановлено удержать с ФИО1 необоснованно (излишне) выплаченные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 76 839 руб. 44 коп. и за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.10.2018г. в размере 3 929 руб.22 коп., которые она обязана возвратить в бюджет Санкт-Петербурга течение 45-ти дней со дня принятия данного решения.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылался на то, что о снятии с регистрационного учета в Санкт-Петербурге ответчик своевременно не сообщил, в связи с чем, за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.10.2018г. ответчиком необоснованно получены денежные средства в размере 80 768 руб. 66 коп.

Согласно п. 2.8 Положения граждане обязаны извещать администрацию района Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат или изменение размера денежных выплат в течение 1 месяца со дня наступления указанных обстоятельств.

Предоставление денежных выплат прекращается на основании решения администрации района Санкт-Петербурга, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на денежную выплату (п. 2.9.2 Положения).

Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В частности, в соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В нарушение действующего законодательства ответчик, не поставив в известность органы социальной защиты населения об изменениях, влекущих за собой прекращение выплат, продолжала получать льготу по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, добровольно суммы переплаты возвращены ею не были, в связи с чем, суд приходит к выводу о возникновении у ответчика обязательства по возврату необоснованно полученных денежных средств.

Проверив представленный истцом расчет, суд находит его правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства, арифметически верным и, при определении размера задолженности руководствуется расчетом истца, подлежащей взысканию.

В данном случае переплата социальной доплаты к пенсии произошла вследствие недобросовестных действий ответчика, не сообщившего о снятии с регистрационного учета и выезде за пределы Санкт-Петербурга.

С учетом установленных обстоятельств по делу, исковые требования СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» к ФИО1 о взыскании незаконно полученной меры социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате ЖКУ являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Следовательно, с ответчика ФИО1 подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета государственная пошлина в размере 2 623,06 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» к ФИО1 о взыскании незаконно полученной меры социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате ЖКУ, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» незаконно полученную меру социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате ЖКУ в размере 80 768 руб. 66 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 2 623 руб. 06 коп.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Центрального

районного суда г.Сочи Н.А. Круглов