ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-230/2016 от 18.02.2016 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2016 года Х

Октябрьский районный суд Х в составе председательствующего судьи Косовой Е.В. при секретаре А5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению А2 Мамед оглы к о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Х в продлении срока предоставления земельного участка и возложении обязанности по заключению договора аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

А3 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа ДМИЗО администрации Х в продлении срока предоставления в аренду земельного участка (на вх. № И-4378 от 00.00.0000 года) и обязании заключить договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0100235:66 площадью 237 кв.м., расположенного по адресу: Х для строительства здания междугороднего видеотелефонного переговорного пункта с инженерным обеспечением без проведения торгов, мотивируя тем, что 00.00.0000 года распоряжением администрации ХУ-ж от 00.00.0000 годаА1 был предоставлен в аренду на три года указанный земельный участок для строительства здания междугороднего видеотелефонного переговорного пункта с инженерным обеспечением. 00.00.0000 годаА1 уступил ему право аренды указанного земельного участка по договору цессии от 00.00.0000 года, зарегистрированного 01.22.2010 года за У. На основании его обращения, распоряжением администрации ХУ-ж от 00.00.0000 года установленный срок аренды земельного участка продлен до 00.00.0000 года. До истечения срока действия договора аренды земельного участка, установленного распоряжением У-ж от 00.00.0000 года, он обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации Х с заявлением о продлении срока действия распоряжения администрации города от 00.00.0000 годаУ-ж. Однако, Департамент отказал в продлении указанного договора в связи с отсутствием оснований. Отказ Департамента является незаконным. Он обратился в Департамент с заявлением о продлении срока действия указанного распоряжения администрации города до истечения срока договора аренды земельного участка. Указанный договор аренды земельного участка не расторгнут. Иных лиц, обладающих исключительным правом на приобретение данного земельного участка, не имеется. Необходимость заключения нового договора аренды вызвана тем, что препятствия со стороны третьих лиц, не позволили использовать земельный участок в целях и в сроки, для которых он предоставлялся, а именно для строительства здания междугородного видеотелефонного переговорного пункта с инженерным обеспечением. До настоящего времени он продолжает пользоваться земельным участком, вносить арендную плату за пользование земельным участком. Какого-либо уведомления о прекращении действия договора аренды земельного участка, уведомления о предоставлении данного земельного участка иному лицу, либо об освобождении (изъятии) земельного участка в его адрес не поступало. Полагает, что наличие формальных признаков для отказа в заключение нового договора аренды земельного участка, в данном конкретном случае не должно лишить его как арендатора, права на заключение нового договора аренды без проведения торгов.

В судебное заседание административный истец А3 и его представитель А6 не явились, суд считает их извещенными надлежащим образом, поскольку заказные письма с уведомлением о дате, времени и месте рассмотрения дела возвращены в суд в связи с истечением срока хранения на почте.

Представитель административного ответчика – ДМИиЗО в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Поскольку участие административного истца и ответчика не признано судом обязательным, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, считает, что заявление А2 подлежит удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу ч.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно ст.39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно ч.1 ст.39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

В силу п.3 ч.2 ст.39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: … 3) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации;

Согласно ч.3,4 ст.39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:

1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);

2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

4. Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Согласно ч.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с ч.1 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ …;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка …;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Как установлено в судебном заседании распоряжением администрации ХУ-ж от 00.00.0000 года, земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0100235:0066, площадью 237 кв.м. (кадастровый паспорт УЗУ/09-130226 от 00.00.0000 года), расположенный по адресу: Х, был предоставлен в аренду на три года А1, для строительства здания междугороднего видеотелефонного переговорного пункта с инженерным обеспечением. Между сторонами заключен договор аренды У от 00.00.0000 года, земельный участок передан А1 на основании акта приема-передачи земельного участка.

Согласно договора цессии от 00.00.0000 года, А1 (цедент) уступил А3 Мамед оглы (цессионарий) права и обязанности арендатора земельного участка по договору аренды У от 00.00.0000 года.

Согласно распоряжения администрации ХУ-ж от 00.00.0000 года, на основании обращения А2 и договора цессии от 00.00.0000 года, А3 продлен срок предоставления указанного земельного участка до 00.00.0000 года. Кроме того, распоряжением администрации ХУ-арх. от 00.00.0000 года, на основании обращения А2, утвержден градостроительный план данного земельного участка.

В судебном заседании также установлено, что с целью продления срока действия распоряжения администрации города от 00.00.0000 годаУ-ж «О предоставлении А1 земельного участка» (предоставления земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100235:0066, площадью 237 кв.м. по адресу: Х в аренду), 00.00.0000 годаА3 обратился в ДМИиЗО администрации Х с соответствующим заявлением.

По результатам рассмотрения заявления ДМИиЗО администрации Х отказал в продлении срока предоставления земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100235:0066, площадью 0,0237 га, расположенный по адресу: Х, А3

Дав оценку оспариваемому решению, суд находит отказ незаконным, поскольку А3, как арендатор земельного участка, в силу ч.4 ст.39.6 ЗК РФ имеет право на продление ему срока предоставления земельного участка, необходимого ему для строительства здания междугороднего видеотелефонного переговорного пункта с инженерным обеспечением без проведения торгов.

В соответствии с п.2 ст.621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок на условиях, предусмотренных ст.610 ГК РФ.

Доказательства направления уведомления заявителю ДМИиЗО администрации Х о необходимости освобождения земельного участка со стороны заинтересованного лица не представлены. Заявитель продолжает пользоваться земельным участком, осуществляя арендные платежи.

Поскольку со стороны административного ответчика суду не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствие оснований для продления срока предоставления земельного участка, то оспариваемый отказ ущемляет права административного истца.

При таких обстоятельствах отказ ДМИиЗО администрации Х является незаконным, в силу чего в порядке восстановления нарушенного права на административного ответчика следует возложить обязанность заключить договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0100235:66 площадью 237 кв.м., расположенного по адресу: Х для строительства здания междугороднего видеотелефонного переговорного пункта с инженерным обеспечением без проведения торгов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Х в продлении А3 Мамед оглы срока предоставления в аренду земельного участка (на вх. № И-4378 от 00.00.0000 года).

Возложить обязанность на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации Х заключить с А4 Мамед оглы договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0100235:66 площадью 237 кв.м., расположенного по адресу: Х для строительства здания междугороднего видеотелефонного переговорного пункта с инженерным обеспечением без проведения торгов.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Подписано председательствующим. Копия верна.

Судья: Е.В.Косова