К делу № 2а-2318/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2017 года г.-к.Анапа
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Карпенко О.Н.,
при секретаре Сулименко Д.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности от 13.04.2017г., имеющей юридическое образование, Диплом № от 01.06.2002г., представителя административного ответчика Администрации МО г.-к.Анапа ФИО3, действующей на основании доверенности от 06.09.2016г., имеющей юридическое образование, Диплом № от 06.06.2006г.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации МО г.-к.Анапа о признании незаконным отказа в выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Администрации МО г.-к.Анапа о признании незаконным отказа в выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
В обоснование указывает, что ФИО1 на основании Договора купли-продажи недвижимости от 24.09.2015 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.10.2015 года, принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 600 кв.м., кадастровый номер: №, разрешенное использование - Индивидуальное жилищное строительство; гостевые дома, категория земель: земли населенных пунктов, по адресу: Краснодарский край, г.Анапа <адрес> На данном земельном участке на основании Постановления Администрации МО г.-к.Анапа от 24.08.2011 года № 2202 об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: г.Анапа, <адрес> выдано разрешение на строительство № от 25.08.2011 года индивидуального трехэтажного с подвалом жилого дома, по адресу: г. Анапа <адрес> Разрешение на строительство выдавалось сроком на десять лет и действительно до 25 августа 2021 года. 03.05.2017 года ФИО1 обратилась в Управление Архитектуры и Градостроительства г.-к.Анапа для получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома. Из Управления Архитектуры и Градостроительства г.-к.Анапа поступило Уведомление от 04.05.2017 года № 17-1992/17-12, из которого следует, что в получении разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома отказано. В своем отказе Управление Архитектуры и градостроительства г.-к.Анапа ссылается на представленный ее технический план, в котором указанно количество этажей — 4, со ссылкой на письмо Министерства экономического развития РФ от 20.03.2013 года № ОГ -Д23-1426 «Об определении количества этажей и этажности и критериях отнесения зданий к объектам индивидуального жилищного строительства», в связи с чем данный объект под ст. 49 ГрК РФ, которая предусматривает экспертизу документации. ФИО1 возвела на своем земельном участке трехэтажный с подвалом жилой дом, общей площадью 804 кв.м. Разрешение на строительство трехэтажного с подвалом жилого дома выдавалось 25.08.2011г., до письма Министерства экономического развития РФ от 20.03.2013 года № ОГ-Д23-1426 «Об определении количества этажей и этажности и критериях отнесения зданий к объектам индивидуального жилищного строительства», и на момент выдачи разрешения на строительство существовало понятие «этажность», а не «количество этажей», истец считает, что требования вышеуказанного письма не могут применяться, как не имеющие обратной силы.
В связи с изложенным, просит суд признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства г.-к.Анапа от 04.05.2017 года №, в выдаче ФИО1 разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуального трехэтажного с подвалом жилого дома общей площадью 835,7 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Анапа, <адрес> Обязать Администрацию МО г.-к.Анапа выдать ФИО1 разрешение на ввод в эксплуатацию индивидуального трехэтажного с подвалом жилого дома, общей площадью 835,7 кв.м, по адресу: Краснодарский край, г.Анапа<адрес>
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Администрации МО г.-к.Анапа представила возражение на иск, доводы которого поддержала в судебном заседании. Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участников процесса, огласив и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска полностью по следующим основаниям.
Согласно ст.218 КАС РФ от 08.03.2015 № 21-ФЗ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 600 кв.м. из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования – Индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: г.Анапа, <адрес> что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 02.05.2017г. №
Как указано в ст.51 ГрК РФ, в редакции, действовавшей на начало строительства спорного дома, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства согласно ч.2 ст.51 ГрК РФ осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Разрешение на строительство на земельным участке, не указанном в ч.5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (ч.4 ст.51 ГрК РФ).
Согласно ч.9 ст.51 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства необходимо застройщику предоставить с заявление правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 утвержден градостроительный план земельного участка №, и разрешением № от 25.08.2011г. разрешено строительство индивидуального трехэтажного с подвалом жилого дома по адресу: г.Анапа, <адрес>. Срок действия настоящего разрешения 10 лет.
После окончания строительства, ФИО1 обратилась в администрацию МО г.-к.Анапа с соответствующим заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по адресу: г.Анапа, <адрес>
Ответом Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.к. Анапа от 04.05.2017 года № отказано в получении разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома в виду того, что из представленного технического плана следует количество этажей жилого дома - 4, что в соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 20.03.2013 года № ОГ -Д23-1426 «Об определении количества этажей и этажности и критериях отнесения зданий к объектам индивидуального жилищного строительства» данный объект, согласно ст. 49 ГрК РФ, предусматривает экспертизу документации.
Давая правовую оценку данному отказу суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Согласно ч.1 и 2 ст.55 ГрК РФ (в редакции от 07.03.2017г.) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Эксплуатация построенного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (п. 2 ст. 55.24 ГрК РФ).
Из материалов дела видно, что спорное строение, здание жилого дома, расположенное по <адрес> в г.Анапа, является трехэтажным с подвалом, имеет площадь 835,7 кв.м.
В результате создания спорного здания, ФИО1 выполнены кадастровые работы и подготовлен технический план здания кадастровым инженером Ф.О.Ф., из которого следует, что здание по адресу: г.Анапа, <адрес> является жилым индивидуальным трехэтажным с подвалом домом общей площадью 835,7 кв.м. Здание находится в пределах земельного участка с кадастровым номером №
Получены технические условия на водоснабжение и водоотведение жилого дома по адресу: г.Анапа, <адрес> Заключены договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 16.10.2015 г. и энергоснабжение от 01.05.2016г.
В соответствии со СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» и письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости №АМ/1567 от 27.08.2008 года «Об этажности жилого дома» при определении этажности здания в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. Этажность жилого дома должна определяться по числу надземных этажей. Первым надземным считается этаж, пол которого находится не ниже уровня планировочной земли.
Аналогичные требования отражены в СНиП 31-01-2003 «Жилые здания многоквартирные» (приложение В, п.В5).
20.03.2013 года письмом министерства экономического развития Российской Федерации №ОГ-Д23-1426 «Об определении количества этажей и этажности и критериях отнесения зданий к объектам индивидуального жилищного строительства» разъяснено, что под количеством этажей следует понимать количество этажей, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный.
На основании вышеизложенного, количество этажей указанного объекта ФИО1 составляет четыре. Вместе с тем, согласно разрешения строительство индивидуального жилого дома в три этажа предусматривало еще строительство подвала. При возведении спорного объекта соблюдены строительные требования, технические регламенты (нормы и правила), иные нормативные правовые акты и проектная документация.
В силу ст. 49 ГрК РФ в случае строительства объектов недвижимости этажностью свыше трех этажей, либо объектов строительства, предназначенных для проживания в них людей и имеющих площадь свыше 1500 кв.м., в отношении проектной документации таких объектов недвижимости требуется получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Таким образом, из системного анализа ст. 49, 51 ГрК РФ следует, что выдача разрешения на строительство, осуществляемая на основании заявления с приложенным в том числе, положительным заключением государственной экспертизы, должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости.
Учитывая, что разрешение на строительство выдано уполномоченным органом местного управления в установленном законом порядке и в пределах компетенции, и на момент его выдачи все соответствующие для этого документы соответствовали закону (при этом заключение государственной экспертизы проектной документации не требовалось), данное разрешение не признано недействительным, является действующим по настоящее время, а параметры построенного жилого дома соответствуют требованиям, установленным в разрешении на строительство № от 25.08.2011г., то суд приходит к выводу, что последующее изменение норм права само по себе не может быть основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, возведенного в соответствии с норма действующими на период выдачи соответствующего разрешения на строительство.
Разрешение на строительство трехэтажного с подвалом жилого дома общей площадью 835,7 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский г. Анапа <адрес>. было выдано 25.08.2011г., то есть до письма Министерства экономического развития РФ от 20.03.2013 № ОГ-Д23-1426 «Об определении количества этажей и этажности и критериях отнесения зданий к объектам индивидуального жилищного строительства», и на момент выдачи разрешения на строительство существовало понятие «этажность», а не «количество этажей», суд считает, что требования вышеуказанного письма не могут применять в рассматриваемой ситуации, как не имеющие обратной юридической силы.
В соответствии с п.п. 3, 4 ч,6 ст. 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
Судом установлено, что возведенный ФИО1 объект, расположен на земельном участке, с видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство.
В силу ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Согласно п.1 ст.7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности земель к той или иной категории и разрешенного использования.
Согласно частям 1 и 2 ст. 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
При этом в силу части 4 указанной нормы основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно Сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности МО г.-к.Анапа спорный земельный участок расположен в границах населенного пункта г.Анапа в зоне Ж-1А. Зона застройки индивидуальными жилыми домами. К основным видам разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства относится индивидуальное жилищное строительство и гостевые дома.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 24.06.2009 г. № 1381-П «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края» пунктом 2.2.3. разъяснено, что в жилых зонах могут располагаться жилые дома коммерческого назначения, которые подразделяются на гостевые и доходные дома. Гостевой дом для сезонного проживания отдыхающих и туристов - строение этажностью не более 5 этажей, возведенное на участке, предоставленном под жилищное строительство или строительство объектов рекреационного назначения в установленном порядке, предназначенное для проживания одной семьи и размещения отдыхающих не более 30 человек и с количеством номеров не более 15.
Таким образом, нахождение спорного объекта на земельном участке с существующим видом разрешённого использования не противоречит нормативным документам территориального зонирования и градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны.
Оценивая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что решением Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.к. Анапа от 04.05.2017 года № 17-1992/17-12, в отказе выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуального трехэтажного с подвалом жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа <адрес> были нарушены права и законные интересы административного истца, которые подлежат устранению.
Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения незаконными орган наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспоренное решение обязан устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь ст. ст.180-181, 218, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации МО г.-к.Анапа о признании незаконным отказа в выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.к. Анапа от 04.05.2017 года № 17-1992/17-12, в выдаче ФИО1 разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуального трехэтажного с подвалом жилого дома общей площадью 835,7 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Анапа, <адрес>
Обязать Администрацию МО г.-к.Анапа выдать ФИО1 разрешение на ввод в эксплуатацию индивидуального трехэтажного с подвалом жилого дома, общей площадью 835,7 кв.м, по адресу: Краснодарский край, г.Анапа, <адрес>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Анапский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: