ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-232/19 от 21.08.2019 Турочакского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 2-232/2019

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2019 г. с. Турочак

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,

при секретаре Вайзингер М.В.,

с участием представителя истца – директора КУ РА «Центр занятости населения Турочакского района» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Казенного учреждения Республики Алтай «Центр занятости населения Турочакского района» к ФИО2 о взыскании бюджетных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Казенное учреждение Республики Алтай «Центр занятости населения Турочакского района» (далее КУ ЦЗН Турочакского района) обратилось в суд с указанным иском мотивируя свои требования тем, что согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении единовременной финансовой помощи гражданам, признанным а установленном порядке безработными, и гражданам, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, при ох государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Договор), заключенного между Казенным учреждением Республики Алтай «Центр занятости населения Турочакского района» (далее - Центр), в лице ФИО1 и гражданином ФИО2, зарегистрированным в качестве безработного, для организации предпринимательской деятельности («Производство сувенирной продукции из натуральных камней»). ФИО2 была предоставлена единовременная финансовая помощь в целях реализации Государственной программы Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 г. № 246 в размере 58 800 (пятьдесят восемь тысяч восемьсот) рублей. В соответствии с подп. «г» п. 10 Порядка расходования средств республиканского бюджета Республики Алтай на реализацию мероприятий по содействию занятости населения, утвержденного приказом Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 19.01.2016г. № п/8, единовременная финансовая помощь безработному гражданину на содействие самозанятости выделяется в сумме двенадцатикратной максимальной величины пособия по безработице, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации. По условиям п. 3.2.6. Договора ФИО2 обязан представить по истечении 3 (трех) месяцев с момента перечисления единовременной финансовой помощи на его лицевой счет, в течение 10 календарных дней в Центр занятости документы, подтверждающие расходы на организацию предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом. Кроме того, согласно п. 3.2.7. в течение срока действия настоящего договора ФИО2 должен предъявлять по требованию Центра занятости копии документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности (декларации о доходах, представляемых в государственную налоговую инспекцию, документы бухгалтерского учета, документы, подтверждающие расходы, и иные документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности и целевое расходование средств единовременной финансовой помощи). Однако, условия п. 3.2.6. и 3.2.7. Договора со стороны ФИО2 не выполнены. Документы, подтверждающие расходы на организацию предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом по истечении 3 (трех) месяцев с момента перечисления единовременной финансовой помощи на его лицевой счет, не предоставлены. Согласно п. 3.2.9 Договора при прекращении предпринимательской деятельности ранее срока, указанного в п. 3.2.4. Договора или непредставлении в Центр документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи в соответствии с условиями Договора, предусмотрен возврат суммы единовременной финансовой помощи в размере, указанном в п. 2.1. Договора. ФИО2 обязан осуществить возврат суммы единовременной финансовой помощи в размере 58 800 (Пятьдесят восемь тысяч восемьсот) рублей согласно п. 2.1. Договора. Истцом, 28.11.2018 г., ФИО2. была направлена претензия о предоставлении документов, подтверждающих расходы на организацию предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом, в случае не предоставления запрашиваемых документов требование о возврате суммы единовременной финансовой помощи в размере 58800 рублей, а также он был извещен в устной форме неоднократно о направлении претензии и о возврате единовременной финансовой помощи на добровольных началах. Однако, до настоящего момента документы, подтверждающих расходы на организацию предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом, не предоставлены и единовременная финансовая помощь в размере 58 800 рублей ответчиком во исполнение условий Договора не возвращена. Истец просит суд - взыскать с ФИО2 в пользу Казенного учреждения Республики Алтай «Центр занятости населения Турочакского района» сумму бюджетных средств по договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере 58 800 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 964 рубля.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался посредством направления судебной корреспонденции с уведомлением о вручении по адресам, указанным в исковом заявлении. Согласно данных сайта Почты России судебная корреспонденция возвращена в суд с отметкой об истечении срока хранения. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ответчик, не явившись в почтовое отделение за получением судебной корреспонденции, тем самым, реализовал свое право на отказ от ее получения. Возвращение судебной корреспонденции с отметкой «истек срок хранения», в силу абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, ч. 2 ст. 117 ГПК РФ признается надлежащим извещением о времени и месте рассмотрения дела. Доказательств уважительности причин неполучения судебной корреспонденции ответчиком не представлено.

Представитель истца ФИО1, действующая в интересах КУ ЦЗН Турочакского района, на основании Устава без доверенности, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Суд, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом. О рассмотрении дела в таком порядке, согласно требований ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, судом вынесено соответствующее определение.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям изложенным в иске.

Выслушав представителя истца, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 6 и п. 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.1 ст. 78 БК РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Занятыми считаются граждане, в том числе и зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 7.1.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится, в том числе и принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения.

Согласно ч. 2 ст. 7.1.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 № 246, (размещенной в общем доступе на сайте Правительства Республики Алтай) утверждена государственная программа Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения».

Приказом Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 19.01.2016 № П/8 (размещенным в общем доступе на сайте министерства) утвержден «Порядок расходования средств республиканского бюджета Республики Алтай на реализацию мероприятий по содействию занятости населения».

В перечень таких мероприятий входит оказание единовременной финансовой помощи безработному гражданину на содействие самозанятости безработных граждан в сумме двенадцатикратной (в редакции от 14.04.2017, действовавшей на дату выдачи ответчику единовременной финансовой помощи) максимальной величины пособия по безработице, установленной постановлением Правительства Российской Федерации для граждан, признанных в установленном порядке безработными (пп. «г» п. 10 Порядка).

Как следует из материалов дела, приказом директора КУ ЦЗН Турочакского района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан безработным, приказом от ДД.ММ.ГГГГ ему назначено пособие по безработице в размере <данные изъяты> на срок шесть месяцев.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в КУ ЦЗН Турочакского района с заявлением о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию малого предпринимательства и самозанятости – производство сувенирной продукции из натуральных камней, предоставив технико-экономическое обоснование (бизнес-план).

Данный бизнес-план был рассмотрен на заседании комиссии по проведению экспертизы бизнес-планов безработных граждан, планирующих организовать собственное дело и принято решение о выделении ФИО2 субсидии в размере 58 800 рублей (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

Также, ДД.ММ.ГГГГ, между КУ ЦЗН Турочакского района и ФИО2, был заключен договор «О предоставлении единовременной финансовой помощи гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства».

По условиям указанного договора, КУ ЦЗН Турочакского района предоставляет ФИО2 финансовую помощь на организацию предпринимательской деятельности в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице – 58 800 рублей (п. 2.1). В течение 20 календарных дней со дня заключения договора ФИО2 должен осуществить государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3.2.2); представить по истечении 3 (трех) месяцев с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет, в течение 10 календарных дней в Центр документы, подтверждающие расходы на организацию предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом, совместно с Центром составить акт (п. 3.2.6); осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с настоящим договором в течение не менее 12 месяцев после ее регистрации (п. 3.2.4); согласно положений п. 3.2.7, в течение срока действия настоящего договора предъявлять по требованию Центра копии документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности (декларации о доходах, предоставляемые в УФНС, документы бухгалтерского учета, документы, подтверждающие расходы, иные документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности и целевое расходование средств единовременной финансовой помощи).

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о приобретении физическим лицом ФИО2 статуса индивидуального предпринимателя с присвоением государственного регистрационного номера ОГРНИП , что подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ, листом записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ, Выпиской от ДД.ММ.ГГГГ

Приказом директора КУ ЦЗН Турочакского района от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении ФИО2 финансовой помощи при предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан в размере 58 800 рублей.

Указанные денежные средства были перечислены КУ ЦЗН Турочакского района ФИО2 платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ Получение указанных средств ответчиком не оспаривается.

Согласно п. 3.2.6 заключенного договора №1 от 02.03.2018, ответчик обязался по истечении 3-х месяцев с момента перечисления единовременной помощи на лицевой счет, в течение 10 календарных дней представить в Центр занятости документы, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств.

В силу ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Срок предоставления документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности и целевое использование финансовой помощи, истек 22 июня 2018 г.

В судебном заседании установлено, что ответчик по истечении 3-х месяцев со дня получения субсидии в течение 10 календарных дней, не предоставил в КУ ЦЗН Турочакского района документы, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств.

В связи с данными обстоятельствами КУ ЦЗН Турочакского района ДД.ММ.ГГГГ направило ФИО2 претензию с требованием представить указанные выше документы, в срок до ДД.ММ.ГГГГ Содержащиеся в претензии требования ответчиком не исполнены.

Пунктом 3.2.9 договора № 1 от 2 марта 2018 г. предусмотрено, что при прекращении предпринимательской деятельности ранее срока, указанного в п. 3.2.4 настоящего договора или непредоставлении в Центр документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи в соответствии с условиями настоящего договора, гражданин обязуется осуществить возврат суммы единовременной финансовой помощи в размере, указанном в п. 2.1 настоящего договора, не позднее 30 календарных дней.

Каких-либо доказательств того, что на момент рассмотрения дела ФИО2 истцу предоставлены документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности и целевое использование финансовой помощи, в деле не имеется и в судебное заседание не предоставлено.

Анализируя исследованные в суде доказательства в их совокупности, суд считает, что ответчик не выполнил взятые на себя обязательства по договору от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении единовременной финансовой помощи гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства» и не отчитался о целевом использовании полученных средств в размере 58 800 рублей, что свидетельствует о нецелевом расходовании бюджетных средств, что причинило ущерб, и данная сумма подлежит возврату.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования КУ ЦЗН Турочакского района о взыскании с ФИО2 бюджетных средств в виде финансовой помощи в сумме 58 800 рублей, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При обращении в суд с настоящим иском, истцом уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рубля (чек-ордер ПАО Сбербанк Горно-Алтайское отделение от ДД.ММ.ГГГГ), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 233, 235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Казенного учреждения Республики Алтай «Центр занятости населения Турочакского района» удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Казенного учреждения Республики Алтай «Центр занятости населения Турочакского района» сумму бюджетных средств по договору от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении единовременной финансовой помощи гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства» в размере 58 800 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рубля, по следующим реквизитам: <данные изъяты>

Ответчик вправе подать в Турочакский районный суд Республики Алтай заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Алтай через Турочакский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2019 г.

Судья К.В. Албанчинова