Дело №2-2337/2023
51RS0002-01-2023-002260-04
Мотивированное решение составлено 7.09.2023
( с учетом выходных дней)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 сентября 2023 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Григорьевой Е.Н.,
при секретаре Гловюк В.Н.,
истца ФИО4, представителя ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
представителя третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к *** муниципальному бюджетному учреждению «Управление городского хозяйства» о взыскании невыплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратился в суд с иском к *** муниципальному бюджетному учреждению «Управление городского хозяйства» (далее – ММБУ «УДХ») о взыскании невыплаченной заработной платы.
В обоснование заявленных требований указав, что *** между сторонами заключен трудовой договор №***, в соответствии с которым истец принят на работу на должность водителя 5 разряда.
Согласно пункту 9 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утверждённых приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424, рабочее время водителя включает: время управления автомобилем; время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее – специальный перерыв); время работы, не связанной с управлением автомобилем.
Однако в нарушение пункта 9 Особенностей рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, помимо времени управления автомобилем включает в рабочее время истца «дежурство», а время фактического управления автомобиля водителем определяется по системе «ГЛОНАС».
В силу пункта 5.2.2 трудового договора от 15.12.2020 № 291/20 дополнительный размер надбавки за сложность, напряжённость (интенсивность), высокие результаты не начисляется на время ожидания ухудшения погодных условий (дежурство).
В период с *** по ***, ММБУ «УДХ» не начисляло и не выплачивало истцу дополнительный размер надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы за время (часы) дежурства (время ожидания ухудшения погодных условий), при этом начисляло и выплачивало данную надбавку за время (часы) фактического управления автомобилем в указанный период времени.
Ссылается, что в нарушение требований статей 22, 136 ТК РФ, пункта 9 Особенностей рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденных приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424, в отсутствие доказательств ухудшения погодных условий, работодатель не обеспечил истца работой, не начислил и не выплатил дополнительный размер надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы за время (часы) дежурства.
В связи с этим за период с *** по *** у ММБУ «УДХ» возникла перед истцом задолженность по заработной плате в размере 105 805,54 рублей, расходы на содержание обеспечены бюджетным финансированием вне зависимости от ухудшения в адрес*** погодных условий.
Просил суд взыскать с ММБУ «УДХ» в пользу ФИО4 задолженность по заработной плате за период с *** по *** в размере 105 805,54 рублей, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
*** истец с учетом применения срока исковой давности представил уточнение по иску, просил взыскать с ММБУ «УДХ» задолженность по заработной плате в размере 86 765,82 рублей, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
*** истец представил уточненное заявление, просил признать недопустимым доказательством, исключить из материалов гражданского дела «Положение об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы» и иные документы, составленные на его основе в части касающейся; взыскать с ММБУ «УДХ» задолженность по заработной плате в размере 86 765,82 рублей, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей; вынести частное определение в адрес комитета по развитию городского хозяйства администрации адрес*** по факту нарушения ответчиком трудового законодательства и ненадлежащего ведомственного контроля за деятельностью ММБУ «УДХ».
Истец ФИО4 и его представитель ФИО1, допущенный к участию в дело в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Полагают, что в связи с отсутствием денежных средств на ГСМ, ответчик не обеспечил истца работой, не начислил и не выплатил дополнительный размер надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы за время (часы) дежурства. Истец не привлекался к административной ответственности, не допускал нарушение трудового законодательства. Ссылаются, что в нарушение ч. 5 ст. 135 ТК РФ, пункта 5 Положения об оплате труда от 31.08.2018, ММБУ «УДХ» включило в трудовой договор от ***№*** (в редакции от ***№***) с ФИО4 условия оплаты труда (пункт 5.2.2), которые, как в отдельности, так и в совокупности, ухудшили положение истца по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ, приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424 и действующим в организации локальным нормативным актом: надбавка за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы в размере 254% является базовой; за выполнение показателей, установленных пунктом 2.2 «Положения об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы» базовый размер надбавки может быть повышен до 429%. Указанное положение в нарушение пункта 11 Положения об установлении системы оплаты труда работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений адрес***, утвержденного постановлением администрации адрес*** от ***№***, не согласовано с КРГХ, а также не предусмотрено «Положение об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы» от *** среди локальных нормативных актов Учреждения, в связи с чем данное Положение и иные документы, составленные на его основе, являются недопустимыми доказательствами по делу; начисление дополнительного размера надбавки (в размере от 254% до 429%) за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы производится за фактическое время выполнения работ на линии; дополнительный размер надбавки не начисляется на время ожидания ухудшения погодных условий (дежурство).
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании иск не признал, указав, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового законодательства. Пунктом 5.1 Положения об оплате труда работников МБУ «УДХ» (далее – Положение) предусмотрена надбавка, которая отнесена к стимулирующим выплатам за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты, которая выплачивается работникам с учетом критериев, перечисленных в п. 5.5 Положения. По смыслу п. 5.7 – 5.9, 5.35, 5.36 Положения, размер надбавки и оценка применения ее критериев отнесена к компетенции единоличного исполнительного органа работодателя исходя из финансового положения учреждения. Денежное стимулирование является правом, но не обязанностью работодателя и может применяться в отношении любого работника. Пунктом 5.2.2 трудового договора №*** от ***, заключенного с истцом, установлены в качестве выплат стимулирующего характера базовая и дополнительная надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты. Начисление дополнительной надбавки производится за фактическое время работы на линии. За время ожидания ухудшения погодных условий (дежурство) начисление дополнительной надбавки не производится, т.к. характер этой работы не позволяет оценить ее сложность, напряженность (интенсивность) и насколько высокие результаты достигнуты в период ожидания. Работодатель установил данную дополнительную надбавку в качестве меры стимулирования работника в период выполнения им работы на линии. Ссылается, что истцом не приведено доводов о том, что выполняемая работа в период ожидания ухудшения погодных условий носила высокую сложность, напряженность (интенсивность), и привела к достижению высоких результатов. Истцом не приведено доводов и доказательств, что от действий работодателя истец перенес моральные страдания. Полагает доводы представителя истца в части признания Положения об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы работника ММБУ «УДХ» недопустимым доказательством, основанными на неверном толковании норм права, поскольку согласованию с учредителем подлежит положение об оплате труда, требований о необходимости согласования положения об установлении надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы работникам, не противоречащего положению об оплате труда, указанные нормативные документы не содержат. По смыслу п. 1.3 Положения об оплате труда работников ММБУ «УДХ» система оплаты труда работников Учреждения устанавливается и иными локальными нормативными актами Учреждения. ММБУ «УДХ» выполнены требования о согласовании Положения об оплате труда работников, согласование Положения об установлении размера надбавки за сложность, напряжённость (интенсивность), высокие результаты работы, не требуется и законом не установлено. Положением об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы положение не ухудшило положение работника, т.к. надбавка за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы ему начислялась ежемесячно за фактически отработанное время. Кроме того, в соответствии с оспариваемым истцом Положением об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность) высокие результаты работы, истцу выплачивалась дополнительная надбавка за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы за фактическое время выполнения работ на линии, т.е. данное Положение направлено на улучшение положения истца в части оплаты труда. С учетом изложенного, просил отказать в удовлетворении иска в полном объём.
Третье лицо – представитель комитета по развитию городского хозяйства администрации адрес*** (далее – Комитет) ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, указав, что согласно п. 3.3 Положения о комитете, Комитет осуществляет функции полномочия учредителя в отношении ММБУ «УДХ». В целях решения вопроса местного значения по осуществлению дорожной деятельности в отношении муниципальных дорог администрацией адрес*** создано ММБУ «УДХ», ответственное за содержание автомобильных дорог. Все полномочия учреждения, его функции определены Уставом, утвержденным приказом Комитета от ***№*** (далее – Устав), согласно п. 1.1 которого, ММБУ «УДХ» является муниципальной некоммерческой организацией, имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием, бланки, штамп с полным наименованием учреждения, а также другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, бланки и штампы. ММБУ «УДХ» утверждено с КРГХ Положение об оплате труда от *** и ***, с приложениями к нему, которое включает в себя порядок формирования оплаты труда работников учреждения, порядок и основные условия оплаты труда работников ММБУ «УДХ». Согласно п. 5.7 Положения надбавка за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты устанавливается приказом руководителя ММБУ «УДХ», сроком на один месяц, на основании представлений начальников отделов или подразделений в пределах предоставленной субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), в части оплаты труда работников учреждения на текущий финансовый год. У Комитета отсутствует обязанность согласовывать приказы руководителя учреждения о выплате, изменении выплаты, прекращении выплаты надбавки за сложность и интенсивность. Относительно ведомственного контроля пояснила, что ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства регламентирован Законом *** области от ***№***-ЗМО (ред. от ***) «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства в организациях, подведомственных исполнительным органам адрес*** и органам местного самоуправления» (принят адрес*** Думой ***), Постановлением Администрации года *** от ***№*** «Об утверждении Положения о ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в муниципальных учреждениях и муниципальных унитарных предприятиях адрес***». В соответствии с нормативными документами последняя плановая выездная проверка ММБУ «УДХ» на предмет соблюдения законодательства в сфере соблюдения трудового законодательства проводилась в ***, в связи с чем отсутствуют основания для вынесения частного определения в отношении Комитета.
Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
На основании статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Трудовые отношения согласно абзацу первому статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным кодексом.
Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по определенной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующего у данного работодателя (часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации).
Одним из обязательных условий трудового договора являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзац пятый части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что *** между ФИО4 и ММБУ «УДХ» заключен трудовой договор №***, в соответствии с которым истец принят на работу на должность водителя 5 разряда.
Согласно приказа о приеме работника на работу №***-л от ***, ФИО4 принят на работу в эксплуатационный отдел постоянно, с установлением должностного оклада 4 349,48 рублей, надбавки за работу в районах Крайнего Севера – 80%, районного коэффициента – 50%, оплата за работу во вредных условиях – 4%.
На основании части 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Согласно п. 3.3 Положения о комитете, комитет по развитию городского хозяйства осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении ММБУ «УДХ».
В силу п. 2.2, 2.4 Положения об оплате труда работников *** муниципального бюджетного учреждения «Управление дорожного хозяйства, которое согласовано с комитетом по развитию городского хозяйства администрации адрес******, ранее ***, заработная плата работников состоит из должностного оклада, выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.
Пунктом 5.1 Положения надбавка за сложность, напряжённость (интенсивность) высокие результаты отнесена к стимулирующим выплатам.
Надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы устанавливается работникам с учетом следующих критериев (п.5.5 Положения):
- качественное выполнение работ высокой напряженности и интенсивности (большой объём работ, сложность работ, повышенное требование к качеству работ, систематическое выполнение срочных и неотложных работ, требующих повышенного внимания);
- специальный режим работы (работа, связанная с передвижением по городу, выполнение отдельных заданий вне постоянного рабочего места);
- компетентность работников при выполнении приоритетных для учреждения работ и принятия соответствующих решений, ответственность в работе по поддержанию высокого уровня учреждения;
- организация и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа учреждения среди населения;
- участие в наставничестве;
- руководство временными рабочими группами;
- особый режим работы (интенсивность и напряженность работы, связанной со спецификой деятельности учреждения);
- высокие результаты работы.
В силу п. 5.7 – 5.9 Положения, надбавка устанавливается приказом руководителя Учреждения в пределах предоставленной субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципальных услуг (выполнения работ), в части оплаты труда работников Учреждения на текущий финансовый год, надбавка начисляется за фактически отработанное время. По решению руководителя Учреждения работнику за конкретные производственные упущения, а также в случае ухудшения финансового положения Учреждения, размер надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы может быть снижен, либо выплата надбавки может не производиться.
При этом, размер и условия осуществления выплат стимулирующего характера (за исключением надбавки за стаж непрерывной работы) устанавливаются локальными нормативными актами в Учреждении самостоятельно в соответствии с перечнем видов стимулирующего характера (п. 35 Положения).
Аналогичные условия установления выплат стимулирующего характера были предусмотрены Положением об оплате труда работников *** муниципального бюджетного учреждения «Управление дорожного хозяйства», согласованным с комитетом по развитию городского хозяйства администрации адрес*** от ***.
Положением об установлении размера надбавки на сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы работникам ММБУ «УДХ», которое утверждено и.о. директора ММБУ «УДХ» от ***, установлена надбавка за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы работникам Учреждения.
Пунктом 2.1 базовый размер надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы к должностному окладу устанавливается работникам Учреждения по минимальному значению с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задад, опыта, стажа работы и других факторов в соответствии с разделом 5 «Перечень, порядок и условия установления выплат стимулирующего характера» Положения об оплате труда работников Учреждения.
В силу п. 2.5 начисление дополнительного размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы водителям автомобиля, машинистам дорожно – транспортных машин и машинистам крана автомобильного производится за фактическое время выполнения работ на линии.
П.2.6 предусмотрено, что дополнительный размер надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы не начисляется на время ожидания ухудшения погодных условий (дежурство).
Как следует из перечня и размеров надбавок за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы (Приложение №*** к Положению об оплате труда работников ММБУ «Управление дорожного хозяйства» от ***), водителю автомобиля 5 разряда установлена надбавка от 182 – 353%.
Из перечня и размеров надбавок за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы (Приложение №*** к Положению об оплате труда работников ММБУ «Управление дорожного хозяйства» от *** и ***), водителю автомобиля 5 разряда установлена надбавка от 254 – 429%.
Пунктом 5.36 Положения предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя Учреждения в пределах предоставленной субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), в части оплаты труда работников учреждения, предусмотренной в бюджете муниципального образования адрес*** на соответствующий финансовый год. При отсутствии или недостатке соответствующих финансовых средств руководитель Учреждения приостанавливает, уменьшает или отменяет выплату стимулирующего характера, предупредив работника в установленном законодательством порядке.
Таким образом, размер надбавки и оценка применения ее критериев отнесена к компетенции единоличного исполнительного органа работодателя исходя из финансового положения учреждения и за фактическое время выполнения работ на линии, которое находит отражение в штатном расписании и трудовом договоре работника по занимаемой должности.
Пунктом 5.2.2 трудового договора №*** от ***, заключённого с истцом, установлены в качестве выплат стимулирующего характера базовая и дополнительная надбавка за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты в размере 182%.
За выполнение показателей, установленных в п. 2.2 «Положения об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы» базовый размер надбавки может быть повышен до 353%. В качестве критериев дополнительной надбавки установлены:
- за высокую интенсивность и производительность труда, высокие результаты работы;
- за работы тяжелой техники в стесненных условиях, работы в которых ведет к существенному затруднению эксплуатации машин и механизмов;
- за высокую интенсивность подготовки техники, оборудования, машин и механизмов к работам в переходные периоды;
- за выполнение работ, не входящих в функциональные обязанности работника (с подтверждением выполнения работ актами, служебными заданиями, наряд – заданиями).
Начисление дополнительной надбавки производится за фактическое время работы на линии. За время ухудшения погодных условий (дежурство) начисление дополнительной надбавки не производится. По решению руководителя учреждения за конкретные производственные упущения базовый размер надбавки за сложность, напряженность, высокие результаты работы может быть снижен до 100%, а также, в случае ухудшения финансового положения учреждения, выплата надбавки может не производиться.
Дополнительным соглашением к трудовому договору №*** от ***, ММБУ «УДХ» установлена ФИО4 надбавка за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы в размере 254%.
За выполнение показателей, установленных в п. 2.2 «Положения об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы» базовый размер надбавки может быть повышен до 429%.
Из данного положения трудового договора также следует, что работодатель установил дополнительную надбавку в качестве меры стимулирования работника в период выполнения им работы на линии.
При этом, по смыслу подпункта а) п. 15 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей (утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424) под работой водителя на линии следует понимать работу водителя, связанную с управлением автомобилем от момента выезда до момента возвращения к месту базирования автопарка работодателя.
Аналогичные положения содержатся в Положении об установлении надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы работникам *** муниципального бюджетного учреждения «Управление дорожного хозяйства».
Приведенные выше нормы и положения законодательства о труде, локальных нормативных актов работодателя и трудового договора свидетельствуют о том, что работодатель самостоятельно определяет размер оплаты труда работников. Истцом не приведено доводов о том, что выполняемая им работа в период ожидания погодных условий носила высокую сложность, напряженность (интенсивность), и привела к достижению высоких результатов.
Условия выплат материального стимулирования зависят исключительно от воли сторон трудового договора, поэтому не могут рассматриваться как лишение части заработной платы, определенной трудовым договором.
При этом отсутствие фактов привлечения истца за допущенные упущения в работе к дисциплинарной ответственности не является безусловным основанием для начисления сумм материального стимулирования в большем размере.
Положением об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы положение истца не ухудшило, т.к. надбавка за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы ему начислялась ежемесячно за фактически отработанное время.
Кроме того, в соответствии с оспариваемым истцом Положением об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы ему выплачивалась дополнительная надбавка за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы за фактическое время выполнения работ на линии, предусмотренная Положением об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы работникам ММБУ «УДХ», т.е. данное положение направлено на улучшение положения истца в части оплаты труда.
Доводы истца о том, что работодатель в отсутствие доказательств ухудшения погодных условий не обеспечил его работой на линии в связи с отсутствием топлива, опровергнуты в ходе судебного разбирательства показаниями мастеров ММБУ «УДХ» ФИО5,ФИО6, ФИО7, которые пояснили, что мастера от состояния уличной дорожной обстановки принимают решения о выходе ТС на линию, с учетом целесообразности использования техники, а также требований ГОСТ Р 50597. Коммунальная машина КДМ, на которой работает истец, в зимний период переоборудуется в песко – разбрасыватель, комплектуется щеткой для подметания, в летний период переоборудуется в поливомоечную машину. В связи со спецификой КДМ, зачастую нет необходимости в использовании указанного транспортного средства, в связи с чем водители ожидают ухудшения погодных условий, находятся на базе, за это время проставляется «дежурство», что не связано с отсутствием топлива.
К показаниям свидетеля ФИО8, ФИО9 о том, что водители ожидают ухудшения погодных условий в связи с отсутствием топлива, суд относится критически, поскольку свидетели также работают водителями КДМ и в силу специфики указанного транспортного средства, вынуждены ожидать ухудшения погодных условий. Кроме того, свидетели не смогли назвать даты невозможности выхода КДМ на линию из – за отсутствия у ММБУ «УДХ» денежных средств на приобретение топлива.
Доводы представителя истца в части признания недопустимым доказательством Положения об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы работникам ММБУ «УДХ» и иные документы, составленные на его основе, суд находит несостоятельными.
В соответствии с п. 7 Положения об установлении системы оплаты труда работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений адрес*** (утв. Постановлением администрации адрес*** от ***№***), размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются: коллективными договорами; соглашениями; локальными нормативными актами.
При этом в Положении об установлении системы оплаты труда не установлен строго определенный и исчерпывающий перечень локальных нормативных актов, которыми могут определяться размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера.
Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей, согласовывают Положения об оплате труда работников подведомственных муниципальных учреждений (п. 11 Положения об установлении системы оплаты труда), т.е. данным пунктом не установлен обязательный порядок согласования с органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, иного локального нормативного акта определяющего размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера, кроме положения об оплате труда.
В целях решения вопроса местного значения по осуществлению дорожной деятельности в отношении муниципальных дорог администрацией адрес*** создано ММБУ «УДХ», ответственное за содержание автомобильных дорог. Все полномочия учреждения, его функции определены уставом, утвержденным приказом Комитета от ***№*** (далее – Устав), согласно п. 1.1 которого, ММБУ «УДХ» является муниципальной некоммерческой организацией, имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием, бланки, штамп с полным наименованием учреждения, а также другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, бланки и штампы.
Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанность, выступает истцом и ответчиком в суде (п. 1.10 Устава).
Согласно п. 8.3 Устава, форма, система и размер оплаты труда работников устанавливается учреждением в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5.7 Положения об оплате труда работников *** муниципального бюджетного учреждения «Управление дорожного хозяйства» надбавка за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты устанавливается приказом руководителя ММБУ «УДХ», сроком на один месяц, на основании представлений начальников отделов или подразделений в пределах предоставленной субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), в части оплаты труда работников учреждения на текущий финансовый год.
Согласно п. 5.9 Положения основанием для снижения, повышения размера надбавки или прекращения ее выплаты работнику является приказ руководителя Учреждения с указанием причин.
Постановлением администрации адрес*** от ***№*** утверждено примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных комитету по развитию городского хозяйства администрации адрес*** (далее – Примерное положение).
Пунктом 5.2 Примерного положения установлено, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера (за исключением надбавки за стаж непрерывной работы) закрепляются в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах на основе критериев и показателей эффективности работы различных категорий работников.
В соответствии с п. 5.4 конкретный размер надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность (интенсивность) и высокие результаты работы устанавливается в процентном отношении к окладу (должностному окладу) в соответствии с локальными нормативными актами учреждения.
В соответствии с п. 8.4 Примерного положения конкретные размеры и условия выплаты устанавливаются учреждением самостоятельно на основании настоящего Примерного положения в соответствии с локальными нормативными актами (перечень которых не определен и не ограничен).
В соответствии с п. 5.3 Примерного положения (в ред. от *** и от ***, действовавшей до ***) устанавливалось, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера (за исключением надбавки за стаж непрерывной работы) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в учреждениях самостоятельно в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера.
В действующей редакции Примерного положения (п. 5.2) указано, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера (за исключением надбавки за стаж непрерывной работы) закрепляются в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах на основе критериев и показателей эффективности работы различных категорий работников.
Исходя из действующей и ранее действовавшей редакцией следует, что работодатель вправе определять локальными нормативными актами размер и условия выплаты надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы.
Примерное положение не содержит требования о согласовании с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителей, локального нормативного акта регулирующего порядок и условия назначения данной надбавки.
Согласно постановлению администрации адрес*** от ***№***, «Об оплате труда работников муниципальных учреждений адрес***» (вместе с «Положением об установлении системы оплаты труда работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений адрес***», «Перечнем видов выплат компенсационного характера в муниципальных казенных и бюджетных учреждениях адрес***», «Перечнем видов выплат стимулирующего характера в муниципальных казенных и бюджетных учреждениях адрес***») на комитет по развитию городского хозяйства администрации адрес*** возложена обязанность согласования положения об оплате труда работников подведомственных муниципальных учреждений.
Вместе с тем, у комитета отсутствует обязанность согласовывать приказы руководителя ММБУ «УДХ» о выплате, изменении выплаты, прекращении выплаты надбавки за сложность и интенсивность.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что согласование с учредителем подлежит положение об оплате труда, требований о необходимости согласования положения об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы работникам, не противоречащего положению об оплате труда, указанные нормативные документы не содержат.
Таким образом, отсутствуют основания для признания недопустимым доказательством «Положение об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы» и иных документов, составленных на его основе.
Таким образом, при рассмотрении дела судом, на основании оценки представленных доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлена совокупность предусмотренных вышеприведенными нормами материального права обстоятельств, свидетельствующих о том, что заработная плата ФИО4 выплачивалась в полном объёме в соответствии с условиями трудового договора и локальными актами, которые являются допустимыми доказательствами по делу, поскольку отсутствует обязанность согласовывать приказы руководителя Учреждения с учредителем о выплате, изменении выплаты, прекращении выплаты надбавки за сложность и интенсивность.
Мнение представителя истца о необходимости вынесения судом частного определения в комитет по развитию городского хозяйства администрации адрес*** по факту нарушения в ММБУ «УДХ» трудового законодательства и ненадлежащего ведомственного контроля, не учитывается судом, поскольку не является ходатайством по смыслу, придаваемому ходатайствам Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Как следует из содержания статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынесение частного определения является исключительной компетенцией суда, как и установление оснований для этого. Высказанное стороной мнение об этом не является обязательным для суда и не требует обязательного вынесения какого-либо решения по этому вопросу.
Поскольку суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО4 к *** муниципальному бюджетному учреждению «Управление городского хозяйства» о взыскании невыплаченной заработной платы, то оснований для удовлетворения производных требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО4 к *** муниципальному бюджетному учреждению «Управление городского хозяйства» о взыскании невыплаченной заработной платы – оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в *** областной суд через *** районный суд адрес*** в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.Н. Григорьева