Дело №2-2341/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2019 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.
при секретаре Подовинниковой И.А.
с участием: представителя истца
в отсутствии ответчика и 3 его лица.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО Передвижная механизированная колонна,, Союзпарфюмерпром,, к ФИО1 о взыскании суммы задолженности по договору поставки, возврате государственной пошлины.
у с т а н о в и л :
ОАО Передвижная механизированная колонна,, Союзпарфюмерпром,, обратилось в суд с иском к ФИО1 и с учётом уточнённых исковых требований просят о взыскании суммы задолженности по договору поставки в размере 843939,37 рублей, возврате государственной пошлины.
В обоснование иска указывают, что между ООО «Юника» и ОАО ПМК «СПП» заключен Договор строительного подряда № 31 -08-18 от 31 августа 2018 года.
Согласно пункта 1.1. Договора Подрядчик обязуется выполнить работы по монтажу вентиляционного оборудования на объекте «Производственный цех №», именуемом в дальнейшем «объект», находящемся по адресу: <адрес>, в соответствии с условиями настоящего Договора из материалов, изделий, конструкций Подрядчика (Приложение № 3 к Договору), оборудованием, механизмами и строительной техникой Подрядчика.
Общая стоимость Договора составила 10 550 000 (десять миллионов пятьсот пятьдесят тысяч) рублей.
Согласно п.1. 3 Договора обязательным приложением к договору является детализированный календарный план- график всего комплекса работ.
Согласно п.2.1. Договора заказчик оплачивает подрядчику в течении 5 банковских дней с момента заключения договора аванс № 1 в размере соответствующем сумме затрат подрядчика, необходимых для начала работ по договору. Аванс № 2 оплачивается заказчиком в течении 5 рабочих дней после получения уведомления от поставщика оборудования ООО,, ЛогиТЭК,, о готовности всего оборудования, указанного в п.1.1. договора, к отгрузке. Расчёт авансов прилагается к договору и согласовывается сторонами.
Согласно п.2.3. договора оплата по договору осуществляется в течении 5 банковских дней с момента окончания подрядчиком выполнения объёма работ в комплексе за этап, двухстороннего подписания всех актов о приёмке выполненных работ по форме КС -2, и всех справок о стоимости выполненных работ по форме КС-3 в объёме выполненных работ, а также предоставления всей исполнительной документации на выполненный объём работ с пропорциональным зачётом аванса и вычетом 15% от стоимости выполнения для окончательного расчёта в соответствии с п.2.3. договора.
Согласно п.2.4. договора окончательный расчёт по договору в размере 15 % от общей стоимости договора оплачивается подрядчику в течении 5 банковских дней с момента предоставления всей исполнительной документации и двухстороннего подписания акта окончательной приёмки работ.
Согласно п.3.1. договора во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются Положением об условиях договора строительного подряда, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора и действующим законодательством РФ.
Согласно КПГ работы должны быть начаты 01.10.2018 и окончены 01.12.2018.
Нарушение срока окончания работ составляет 29 (двадцать девять) календарных дней.
Согласно пункта 8.1. Положения при нарушении сроков фактического завершения выполнения работ, указанных в п.1.1. Договора и/или нарушении сроков устранения дефектов Подрядчиком, Подрядчик обязан уплатить Заказчику неустойку в размере 0,2% от общей стоимости по Договору, указанной в п. 1.1. Договора, за каждый календарный день просрочки. При этом Заказчик вправе зачесть сумму неустойки в одностороннем порядке путем направления Подрядчику уведомления об этом.
Расчет неустойки составляет 10 550 000 руб. (п. 1.1 Договора) * 0,2% (п. 8.1.Договора) * 29 к.д. (с 01.12.18г. по 30.12.18г.) = 611 900 (шестьсот одиннадцать тысяч девятьсот) рублей.
Согласно пункта 9.1. Положения Заказчик вправе в одностороннем внесудебном порядке путем направления уведомления расторгнуть Договор, в том числе, в случае нарушения сроков сдачи отдельных этапов работ, а в случае отсутствия этапов — срока выполнения работ по Договору более чем на 20 (двадцать) календарных дней.
Согласно пункта 9.2. Положения, в случае расторжения Договора по основаниям, указанным в п. 9.1. Положения Подрядчик обязан осуществить в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты расторжения Договора оплату штрафа Заказчику в размере 10 % от общей стоимости по Договору, указанной в п. 1.1. Договора.
Размер штрафа составляет: 10 550 000 руб. (п. 1.1.Договора) * 10 % (п.9.2. Положения) = 1 055 000 (один миллион пятьдесят пять тысяч) рублей.
В связи с нарушением ООО «Юника» сроков сдачи работ по Договору, Заказчиком принято решение о расторжении Договора с 29 декабря 2018 г. (претензия уведомление от 29.12.2018г.)
За ООО «Юника» перед Заказчиком числится задолженность в размере 1 666 900 (один миллион шестьсот шестьдесят шесть тысяч девятьсот) рублей, из которых:
- 611 900 (шестьсот одиннадцать тысяч девятьсот) рублей - неустойка за нарушение срока фактического завершения работ, указанных в п. 1.1. Договора;
- 1 055 000 (один миллион пятьдесят пять тысяч) рублей - штраф по п. 9.2. Договора.
31 августа 2018 г. между ОАО ПМК «СПП» и ФИО1 был заключен договор поручительства №1, согласно которому Поручитель принял на себя обязательство отвечать солидарно по обязательствам ООО «Юника» по Договору подряда № 31-08-18 от 31.08.2018г. и по требованию Кредитора осуществлять оплату в сумме обязательств по возврату аванса, неустойки (пени, штрафы) в случае неисполнения Подрядчиком своих обязательств.
30.07.2019г. Арбитражный суд Воронежской области вынес решение по делу № А 14-6194/2019 года о взыскании с ООО «Юника» в пользу ОАО ПМК «СПП» задолженности в размере 843 939, 37 руб. задолженности по договору строительного подряда № 31-08-18 от 31 августа 2018 года (с учетом встречного искового заявления, по которому требования ООО «Юника» удовлетворены в части, а именно 371 608, 23 руб. задолженности по товарным накладным №5 и №2 и 451 352, 40 руб. по акту выполненных работ, в общей сумме 822 960, 63 руб.).
Также 16.10.2019г. Девятнадцатым Арбитражным апелляционным судом вынесено Постановлением по делу №А 14-6194/2019, в соответствии с которым дополнительно с ОАО ПМК «СПП» взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 43 715 руб., в остальной части решение Арбитражного суда от 30.07.2019г. (с учетом определения об исправлении опечатки от 09.08.2019г.) по делу № А 14-6194/2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба в остальной части оставлена без удовлетворения.
С учётом принятых решений просят взыскать с ответчика сумму задолженности по договору поставки в размере 843939,37 рублей.
Представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования с учётом их уменьшения поддержала по выше изложенным основаниям и просила удовлетворить.
Ответчик и 3 е лицо в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом через своего представителя по доверенностям, о чём имеется расписка. Копия уточнённых исковых требований ответчику и 3 ему лицу не направлялась в виду значительного уменьшения исковых требований от первоначальных.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что между ООО «Юника» и ОАО ПМК «СПП» заключен Договор строительного подряда № 31 -08-18 от 31 августа 2018 года ( л.д.11-23).
Согласно пункта 1.1. Договора Подрядчик обязуется выполнить работы по монтажу вентиляционного оборудования на объекте «Производственный цех №», именуемом в дальнейшем «объект», находящемся по адресу: <адрес>, в соответствии с условиями настоящего Договора из материалов, изделий, конструкций Подрядчика (Приложение № 3 к Договору), оборудованием, механизмами и строительной техникой Подрядчика.
Общая стоимость Договора составила 10 550 000 (десять миллионов пятьсот пятьдесят тысяч) рублей.
Согласно п.1. 3 Договора обязательным приложением к договору является детализированный календарный план- график всего комплекса работ.( л.д.43)
Согласно п.2.1. Договора заказчик оплачивает подрядчику в течении 5 банковских дней с момента заключения договора аванс № 1 в размере соответствующем сумме затрат подрядчика, необходимых для начала работ по договору. Аванс № 2 оплачивается заказчиком в течении 5 рабочих дней после получения уведомления от поставщика оборудования ООО,, ЛогиТЭК,, о готовности всего оборудования, указанного в п.1.1. договора, к отгрузке. Расчёт авансов прилагается к договору и согласовывается сторонами.
Согласно п.2.3. договора оплата по договору осуществляется в течении 5 банковских дней с момента окончания подрядчиком выполнения объёма работ в комплексе за этап, двухстороннего подписания всех актов о приёмке выполненных работ по форме КС -2, и всех справок о стоимости выполненных работ по форме КС-3 в объёме выполненных работ, а также предоставления всей исполнительной документации на выполненный объём работ с пропорциональным зачётом аванса и вычетом 15% от стоимости выполнения для окончательного расчёта в соответствии с п.2.3. договора.
Согласно п.2.4. договора окончательный расчёт по договору в размере 15 % от общей стоимости договора оплачивается подрядчику в течении 5 банковских дней с момента предоставления всей исполнительной документации и двухстороннего подписания акта окончательной приёмки работ.
Согласно п.3.1. договора во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются Положением об условиях договора строительного подряда, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора и действующим законодательством РФ.( л.д.24-32)
Согласно КПГ работы должны быть начаты 01.10.2018 и окончены 01.12.2018. ( л.д.43)
Нарушение срока окончания работ составляет 29 (двадцать девять) календарных дней.
Согласно пункта 8.1. Положения при нарушении сроков фактического завершения выполнения работ, указанных в п.1.1. Договора и/или нарушении сроков устранения дефектов Подрядчиком, Подрядчик обязан уплатить Заказчику неустойку в размере 0,2% от общей стоимости по Договору, указанной в п. 1.1. Договора, за каждый календарный день просрочки. При этом Заказчик вправе зачесть сумму неустойки в одностороннем порядке путем направления Подрядчику уведомления об этом.
Расчет неустойки составляет 10 550 000 руб. (п. 1.1 Договора) * 0,2% (п. 8.1.Договора) * 29 к.д. (с 01.12.18г. по 30.12.18г.) = 611 900 (шестьсот одиннадцать тысяч девятьсот) рублей.
Согласно пункта 9.1. Положения Заказчик вправе в одностороннем внесудебном порядке путем направления уведомления расторгнуть Договор, в том числе, в случае нарушения сроков сдачи отдельных этапов работ, а в случае отсутствия этапов — срока выполнения работ по Договору более чем на 20 (двадцать) календарных дней.
Согласно пункта 9.2. Положения, в случае расторжения Договора по основаниям, указанным в п. 9.1. Положения Подрядчик обязан осуществить в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты расторжения Договора оплату штрафа Заказчику в размере 10 % от общей стоимости по Договору, указанной в п. 1.1. Договора.
Размер штрафа составляет: 10 550 000 руб. (п. 1.1.Договора) * 10 % (п.9.2. Положения) = 1 055 000 (один миллион пятьдесят пять тысяч) рублей.
В связи с нарушением ООО «Юника» сроков сдачи работ по Договору, Заказчиком принято решение о расторжении Договора с 29 декабря 2018 г., о чём направлена претензия уведомление от 29.12.2018г.
За ООО «Юника» перед Заказчиком числится задолженность в размере 1 666 900 (один миллион шестьсот шестьдесят шесть тысяч девятьсот) рублей, из которых:
- 611 900 (шестьсот одиннадцать тысяч девятьсот) рублей - неустойка за нарушение срока фактического завершения работ, указанных в п. 1.1. Договора;
- 1 055 000 (один миллион пятьдесят пять тысяч) рублей - штраф по п. 9.2. Договора.
31 августа 2018 г. между ОАО ПМК «СПП» и ФИО1 был заключен договор поручительства №1, согласно которому Поручитель принял на себя обязательство отвечать солидарно по обязательствам ООО «Юника» по Договору подряда № 31-08-18 от 31.08.2018г. и по требованию Кредитора осуществлять оплату в сумме обязательств по возврату аванса, неустойки (пени, штрафы) в случае неисполнения Подрядчиком своих обязательств.( л.д.52-54).
26.03.2019 в адрес поручителя направлена претензия ( л.д.8-9).
Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из спорного договора № 31-08-18, к возникшему спору подлежат применению нормы Главы 37 Гражданского кодекса РФ о договорах подряда (строительного подряда).
Согласно п. 1 ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно пункту 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Как установлено судом, согласно КПГ работы должны быть начаты 01 октября 2018 года, а окончены 01 декабря 2018 года.
Доказательств выполнения работ в соответствии с указанными положениями договора в заявленный заказчиком период просрочки с 02.12.2018 по 30.12.2018 (29 дней) ответчиком не представлено.
В силу ст. 309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускается, за исключением случаев предусмотренных законом.
В силу статей 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней), т.е. определенной законом или договором денежной суммой, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Проверив представленный истцом расчет неустойки в виде пени за ненадлежащее исполнение обязательств по сдаче работ, суд установил, что истцом верно определен период просрочки, количество дней его составляющих, размер неустойки рассчитан верно.
В пунктах 1 и 4 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное гражданским законодательством или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено законодательством или договором.
Согласно п. 9.1 договора заказчик вправе в одностороннем внесудебном порядке путем направления уведомления расторгнуть договор в случае нарушения сроков сдачи отдельных этапов работ, а в случае отсутствия этапов - срока выполнения работ по договору более, чем на 20 календарных дней.
Доказательств сдачи работ в указанный срок не представлено.
С учетом положений вышеуказанного пункта договора, у заказчика имеется возможность одностороннего отказа от договора с 23.12.2018.
Претензией-уведомлением от 09.01.2019 заказчик, указав на п.9.2 договора расторг договор и потребовал уплаты штрафа.
Согласно статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
При этом согласно п. 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" "если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указанного ходатайства о снижении неустойки от ответчика не поступило.
Таким образом доводы истца являются законными обоснованными.
30.07.2019г. Арбитражный суд Воронежской области вынес решение по делу № А 14-6194/2019 года о взыскании с ООО «Юника» в пользу ОАО ПМК «СПП» задолженности в размере 843 939, 37 руб. задолженности по договору строительного подряда № 31-08-18 от 31 августа 2018 года (с учетом встречного искового заявления, по которому требования ООО «Юника» удовлетворены в части, а именно 371 608, 23 руб. задолженности по товарным накладным №5 и №2 и 451 352, 40 руб. по акту выполненных работ, в общей сумме 822 960, 63 руб.).
Также 16.10.2019г. Девятнадцатым Арбитражным апелляционным судом вынесено Постановлением по делу №А 14-6194/2019, в соответствии с которым дополнительно с ОАО ПМК «СПП» взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 43 715 руб., в остальной части решение Арбитражного суда от 30.07.2019г. (с учетом определения об исправлении опечатки от 09.08.2019г.) по делу № А 14-6194/2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба в остальной части оставлена без удовлетворения.
С учётом принятых решений истцом уточнены исковые требования, в соответствии с которыми с ответчика подлежит взысканию сумма задолженности по договору поставки в размере 843939,37 рублей ( 1666900 – 822960,63 рублей взысканных в пользу ООО,, Юника,,).
В соответствии со ст. подлежит возврату государственная пошлина пропорционально удовлетворённым исковым требованиям в размере 11639, 39 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с ФИО1 в пользу ОАО ПМК,, Союзпарфюмерпром,, задолженность в размере 843 939,37 рублей и возврат государственной пошлины в размере 11639,39 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Клочкова Е.В.
В окончательной форме решение изготовлено 30.10. 2019.