Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 29 ноября 2011 года
Дело №2-2346/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Норильск Красноярского края 24 ноября 2011 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Крючкова С.В.,
при секретаре Сидиропуло О.С.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Завод по переработке металлолома» об установлении процентной надбавки к заработной плате и взыскании невыплаченной надбавки за работу в районах Крайнего Севера,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском Обществу с ограниченной ответственностью «Завод по переработке металлолома» (далее оп тексту – ООО «ЗПМ») об установлении процентной надбавки к заработной плате и взыскании невыплаченной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, мотивируя иск тем, что с 01.02.2011 года по настоящее время состоит в трудовых правоотношениях с ответчиком и работает в должности <данные изъяты> с установленным трудовым договором должностным окладом, однако, без учета процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера со ссылкой на наличие в трудовой книжке записи об увольнении с прежнего места работы с формулировкой «уволен в связи с вступлением в законную силу приговора суда, исключающего продолжение прежней работы п.4 ст.83 ТК РФ». Поскольку указанные действия работодателя истец считает незаконными и необоснованными, просит обязать ответчика установить ему процентную надбавку к заработной плате в размере 80% в соответствии с требованиями трудового законодательства в порядке и размерах не ниже установленного законом и иными нормативными правовыми актами с 01.02.2011 года, а также взыскать с ООО «ЗПМ» невыплаченную надбавку за работу в районах Крайнего Севера за период с 01.02.2011 года за 8 месяцев (по сентябрь включительно) в размере == рублей
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2, действующий на основании ордера настаивали на заявленных требованиях по изложенным выше основаниям, пояснив, что при приеме ФИО1 на работу ответчик руководствовался недействующей в части Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 года № 2, в связи с чем на день подачи иска в суд установленный истцу размер процентной надбавки за работу в районах Крайнего севера составил 20%. Однако с указанным размером согласиться нельзя, поскольку в соответствии с действующим в области трудовых правоотношений законодательством оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере. При этом оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Следовательно, ссылка ответчика на наличие в действиях ФИО1 оснований, прерывающих течение срока трудового стажа в районах Крайнего Севера, дающего право на установление ему процентной надбавки в размере 80%, не является основанной на законе.
Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности не признал заявленные ФИО1 требования в полном объеме по тем основаниям, что на момент трудоустройства истца в ООО «ЗПМ» трудовой стаж за работу в районах Крайнего Севера, дающий право на установление процентной надбавки к заработной плате, составлял 08 месяцев и 30 дней, что позволило установить истцу процентную надбавку в размере 10%. При этом работодатель при установлении указанного размера процентной надбавки руководствовался п.п. «а» п.27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 года № 2, согласно которому непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по основаниям вступления в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам по месту работы либо к иному наказанию, исключающему продолжение данной работы. Поскольку при трудоустройстве ФИО1 в ООО «ЗПМ» в его трудовой книжке значилась запись с прежнего места работы об увольнении истца в связи с вступлением в законную силу приговора суда, исключающего продолжение прежней работы п.4 ст.83 ТК, указанная запись явилась основанием к установлению истцу процентной надбавки в указанном размере. Кроме того, действия работодателя основаны на правильно примененных нормах трудового законодательства и иных нормативно правовых актах, поскольку отмена Определением кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23.12.2004 года № КАС04-596 указанного пункта Инструкции не влечет ее распространение на трудовые правоотношения, возникшие до принятия указанного документа, то есть, до 23.12.2004 года, а после указанной даты сохранение стажа работы в районах Крайнего Севера для установления процентных надбавок не ставится в зависимость от причин расторжения трудового договора. С ноября 2011 года процентная надбавка к заработной плате истца за работу в районах Крайнего Севера составляет 30%, размер которых установлен в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 года № 458 и выше упомянутой Инструкцией. Следовательно, законных оснований для удовлетворения требований истца об установлении ему процентной надбавки в размере 80% и взыскании невыплаченной процентной надбавки не имеется.
В подтверждение своих возражений по иску представителем ответчика представлен отзыв на исковые заявление ФИО1
Выслушав стороны, исследовав в полном объеме представленные сторонами материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить частично заявленные ФИО1 требования по следующим основаниям.
В силу п.5 ч.2 ст.57 Трудового кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ) обязательными для включения в трудовой договор является условие оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с положениями ч.2 ст.146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Согласно ст.148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Особенности оплаты труда работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлены ст.315 ТК РФ и заключаются в районных коэффициентах и надбавках к заработной плате.
Согласно ст.317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются федеральным законом.
Поскольку законодательный акт, устанавливающий размер процентной надбавки, а также порядок ее применения, до настоящего времени не приняты, в соответствии со ст.423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат указанному кодексу РФ.
В соответствии со ст.11 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 N 4520-1 размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядок ее применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок определения стажа работы в районах Крайнего Севера регулируется Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22.11.1990 года N 2 (далее по тексту – Инструкция), а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.1993 года N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в остальных районах Крайнего Севера».
При этом следует учитывать, что положение, закрепленное в Постановлении Министерства труда РФ от 16.05.1994 года N 37 и устанавливающее исключение из трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате, периодов работы, если увольнение произошло за виновные действия, признано аналогичным положениям Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2, которые признаны недействующими и не подлежащими применению со дня вынесения Определения Верховного Суда РФ от 23.12.2004 N КАС04-596.
В судебном заседании установлено следующее:
До поступления 01.02.2011 года на работу в ООО «ЗПМ» ФИО1 работал в ОАО «Н» и по основаниям, предусмотренным п.4 ст.83 ТК РФ был уволен 03.10.2000 года в связи со вступлением в законную силу приговора суда, исключающего продолжение прежней работы, что подтверждается представленной копией трудовой книжки ФИО1 На основании письменного заявления ФИО1 был принят на работу в ООО «ЗПМ» с 01.02.2011 года для выполнения трудовых обязанностей по профессии - <данные изъяты> с должностным окладом == рублей в месяц, о чем свидетельствует приказ (распоряжение) о приеме работника на работу от 01.02.2011 года № 4К и с ним заключен трудовой договор № 132/ТР от 01.02.2011 года, соответствующий требованиям ст.57 ТК РФ, в том числе, содержащий условие о ежемесячной выплате процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера в соответствии с условиями действующего трудового законодательства РФ, с максимально установленным размером для данной местности – 80% (п.в ст.7 трудового договора)
Согласно представленной в деле справке отдела кадров ООО «ЗПМ» по состоянию на 21.09.2011 года ФИО1 установлена процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера в размере 20%.
Справкой-подтверждением ООО «ЗПМ» от 24.11.2011 года удостоверяются указанные выше обстоятельства и наличие у ФИО1 стажа работы, дающего право на установление процентной надбавки к заработной плате, который на момент трудоустройства к ответчику составлял 08 месяцев и 30 дней, что позволило работодателю установить истцу с момента приема на работу надбавку в размере 10%, с 01.05.2011 года процентную надбавку в размере 20%, а с 01.11.2011 года в размере 30%, что подтверждается указанной справкой
Из представленного ответчиком ответа Федеральной службы по труду и занятости государственной инспекции труда в Красноярском крае от 16.03.2011 года следует, что принятое Верховным Судом РФ определение от 23.12.2004 года № КАС04-596 о признании недействующими некоторых положений Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами неприменимо к отношениям, возникшим между работодателем в лице ООО «ЗПМ» и ФИО1, поскольку содержит прямое указание о его применении со дня вынесения. Следовательно, сохранение стажа работы в районах Крайнего Севера для получения процентных надбавок не ставится в зависимость от причин расторжения договора с момента принятия указанного определения, то есть с 23.12.2004 года.
Однако в этой связи суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что в силу указанных обстоятельств непрерывный трудовой стаж ФИО1 не сохранился при поступлении на работу к ответчику, поскольку из анализа приведенных законодательных норм и их места в системе норм трудового законодательства видно, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях и право на процентную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Кроме того, ни ТК РФ, ни Закон РФ от 19.02.1993 года N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.
Ранее действовавшие положения Инструкции подменяли установленное законодательными актами понятие «стаж работы» на «непрерывный стаж работы», предусматривая увольнение за виновные действия в качестве основания, прерывающего такой стаж, что влекло за собой прекращение права на процентную надбавку, имеющегося у работника с учетом его стажа работы в особых климатических условиях. Тем самым право на процентную надбавку было поставлено в зависимость не от стажа работы в особых условиях, а от причины расторжения трудового договора.
По существу, эти положения Инструкции ограничивали право работника на вознаграждение за труд, допуская снижение установленного на основании закона размера оплаты труда на величину имевшейся у работника процентной надбавки, исключая в противоречии с вышеназванными законодательными актами возможность учета стажа работы в особых климатических условиях за период, предшествующий увольнению за виновные действия. По сути, имели место установление в отношении работника, подвергнутого дисциплинарному взысканию за виновные действия, дополнительной не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях.
Согласно статье 314 Трудового кодекса порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Ранее установленное правовое регулирование, которое связывало размер процентной надбавки с причиной увольнения, а не со стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, противоречило вышеприведенным нормам Трудового кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 423 Трудового кодекса впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Поэтому на основании этой нормы, а также части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по настоящему делу подлежат применению непосредственно нормы федерального закона.
При таких обстоятельствах суд считает, что действия ответчика не соответствуют требованиям ст.132 ТК РФ, согласно которой запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда, поскольку применение ответчиком в отношении истца не предусмотренной законом ответственности при оплате труда в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, ставит его в неравные условия по сравнению с другими работниками, имеющими равный с ним стаж работы в условиях Крайнего Севера.
Также суд учитывает, что трудовые отношения между сторонами возникли с 01.02.2011 года.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить требования ФИО1 в части установления ему процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 80% с 01 февраля 2011 года.
Учитывая, что за период с 01 февраля 2011 года по 30 сентября 2011 года процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера истец получал: с 01.02.2011 года в размере 10%, а с 01 мая 2011 года – в размере 20%, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу ФИО1 невыплаченную надбавку за работу в районах Крайнего Севера за заявленный истцом период работы с 01 февраля 2011 года по 30 сентября 2011 года в размере == рублей: ==
В удовлетворении остальной части требования о взыскании надбавки за работу в районах Крайнего Севера суд считает необходимым отказать, поскольку истцом расчет исковых требований выполнен неверно.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика.
При таких обстоятельствах, учитывая п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 333.19. Налогового Кодекса РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере == рублей: ==
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Завод по переработке металлолома» об установлении процентной надбавки к заработной плате и взыскании задолженности по заработной плате - удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Завод по переработке металлолома» установить ФИО1 процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 80% с 01 февраля 2011 года.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Завод по переработке металлолома» в пользу ФИО1 невыплаченную надбавку за работу в районах Крайнего Севера за период работы с 01 февраля 2011 года по 30 сентября 2011 года в размере == рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Завод по переработке металлолома» - отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Завод по переработке металлолома» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере == рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Крючков