РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Калиниченко Н.А.,
при секретаре Басировой О.П.
с участием представителя истца ФИО3, представителей ответчика ФИО4, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО5, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, представителей третьих лиц ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО7, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО8, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № по исковому заявлению ФИО9 об обязании исполнения законодательства в области содержания, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, третьи лица ФИО10
УСТАНОВИЛ:
ФИО11 обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц ФИО12 об обязании исполнения законодательства в области содержания, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, мотивируя свои требования тем, что Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при использовании, охране лесов и обороте древисины и были выявлены нарушения законодательства о защите окружающей среды.
ДД.ММ.ГГГГ Ханты-Мансийский лесхоз на основании акта приема-передачи городских лесов передал в ведение городские леса муниципальному образованию <адрес> общей площадью <данные изъяты>). Указанные леса исключены из состава государственного лесного фонда и в настоящее время располагаются в границах <адрес>.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», приказа Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № леса, расположенные на землях городских поселений, отнесены к городским лесам и признаются защитными.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными актами.
На основании статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, осуществление муниципального лесного контроля.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Государственная собственность на данные земельные (лесные) участки не разграничена, поэтому распоряжение осуществляется муниципальным образованием <адрес>.
В соответствии со статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации, городские леса относятся к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов. Одним из основных принципов в области лесных отношений, закрепленных подпунктов 1, 2 и 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации, является устойчивое управление лесами, обеспечение охраны из защиты лесов, сохранение защитных санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Статьями 19, 81, 84, 98 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Согласно пунктами 25, 38 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, осуществление муниципального лесного контроля.
В соответствии с частями 1, 3, и статьи 54 Устава <адрес>, принятого решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № к полномочиям Администрации города в области использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды отнесено: осуществление полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности <адрес>, а также осуществляет распоряжение на территории <адрес> земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; использование, охрана, защита и воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах <адрес>, муниципальный лесной контроль; осуществление иных полномочий, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации и <адрес> - Югры, а также предусмотренные настоящим Уставом и принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами <адрес>.
Статьями 23, 87, 92 и 93 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что основными территориальными единицами в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются лесничества, лесопарка является лесохозяйственный регламент. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет и служит основой для осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка (статья 87 ЛК РФ). Состав лесохозяйственных регламентов утвержден Приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ № 106.
Право собственности и другие вещные нрава на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (статья 67, часть 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации) и землеустройству (пункт 3 статьи 69, статьи 92 Лесного кодекса РФ, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве»).
Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № от ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно Инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков: проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов: проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
В статьей 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом №221- ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно пункта 6 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Согласно части 8 статьи 15 Федерального закона от «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в подпункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. К таким сведения пункт 14 части 2 стастьи 7 указанного Федерального закона относит сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия являются земли, почвы, леса и иная растительность. Сохранение лесов является гарантией реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации).
В тоже время, на протяжении десятка лет ФИО13 городские леса определены как зеленые насаждения города. Охрана, защита, воспроизводство, муниципальный лесной контроль, мероприятия по пожарной безопасности ФИО14 не осуществляются, муниципальные бюджетные денежные средства на эти цели не выделяются, в связи с передачей, по мнению Администрации <адрес>, субъекту Российской Федерации - Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре городских лесов и документов на них для образования природного парка «<данные изъяты>», постановки их на государственный кадастровый учет, проведение лесоустройства.
Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением № Правительства <адрес> - Югры «Об утверждении проекта организации территории природного парка «Самаровский Чугас» и резервирования земель (земельных участков)» земли в границах предполагаемого размещения природного парка резервировались. Однако в соответствии с частью 3 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации срок резервирования земель под природным парком истек.
Постановление Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ № 65-п «Об образовании природного парка «Самаровский Чугас» в соответствии с пунктом 1 не предполагает изъятие лесных участков у муниципальных образований, юридических лиц, граждан. Бюджетному учреждению <адрес> - Югры «Природный парк «Самаровский Чугас» на каком-либо праве городские леса не передавались. Пунктом 1.4. Положения о природном парке «Самаровский Чугас», утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 65-п установлено, что природный парк располагается на землях, предоставленных ему в постоянное бессрочное пользование.
Таким образом, в ходе проверки факт передачи городских лесов (лесных участков, зеленых насаждений) муниципальным образованием
Ханты-Мансийск субъекту Российской Федерации Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, его БУ <адрес> - Югры <данные изъяты> не нашел своего документального подтверждения.
На основании статьи 93 Лесного кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Уклонение администрации <адрес> от выполнения предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав жителей <адрес> и иных граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, отсутствие регистрации прав на городские леса свидетельствует об отсутствии лиц, ответственных за их сохранность, обязанных осуществлять охрану, защиту и воспроизводство лесов.
В связи с чем, истец просит суд обязать администрацию <адрес> в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: установить границы земельных участков, занятых лесами, относящимися к категории городских лесов; поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых
расположены городские леса; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесов <адрес>; организовать муниципальный лесной контроль в отношении городских лесов; осуществлять ведение лесного реестра в пределах предоставленных полномочий, организовать осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме согласно доводов и оснований, изложенных в исковом заявлении.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, просили в удовлетворении отказать, по всем приведенным ими в судебном заседании доводам и, указав в том числе, что в связи с созданием на территориях, занятых лесными насаждениями в пределах <адрес> природного парка ФИО15 не имеет прав распоряжения данными земельными участками, данного права лишен ответчик так же по причине резервирования данных земель ранее в установленном порядке органом власти субъекта РФ.
Представитель третьего лица ФИО6 поддержал требования прокурора, считает их законными и обоснованными.
Представитель третьего лица ФИО7 в судебном заседании поддержал позицию представителей ответчика.
Представитель третьего ФИО8 в судебном заседании дала пояснения по вопросам законности требований прокурора, обосновала обязанность ответчика исполнить требования прокурора, указала на их законность.
Представители третьих лиц ФИО17 ФИО16, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле указанных лиц.
Суд, выслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено в судебном заседании, при проверке прокурором установлено, что на территории муниципального образования <адрес> – Югры городской округ <адрес> имеются лесные участки – городские леса, границы которых до настоящего времени не установлены, на государственный кадастровый учет не поставлены, право муниципальной собственности на них не оформлено, лесохозяйственный регламент органами местного самоуправления города не разработан и не утвержден, ведение государственного лесного реестра, меры пожарной безопасности не осуществляются.
Удовлетворяя требования прокурора в части требований, суд основывает свое решение на следующем.
Под лесом действующим законодательством, понимается природный ресурс, представляющий собой совокупность древесно-кустарниковой и иной растительности- лесные насаждения.
Согласно акта приема-передачи городских лесов от ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> приняты исключенные из государственного лесного фонда Ханты-Мансийского лесхоза городские леса, не входящие в лесной фонд общей площадью <данные изъяты>.
В соответствии постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №519-п «Об утверждении проекта организации территории природного парка «Самаровский чугас» и резервирования земель (земельных участков)» утвержден проект организации территории природного парка «Самаровский чугас». В границах предполагаемого размещения природного парка, указанных в приложении к настоящему постановлению, зарезервированы земли (земельные участки), не предоставленные в установленном порядке юридическим и физическим лицам, и запрещена деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося ландшафта на этих землях (земельных участках), снижение или уничтожение их экологических, эстетических и рекреационных качеств.
Таким образом, с даты вступления в силу указанного постановления №, на территории <адрес> были зарезервированы земли для создания природного парка «Самаровский чугас».
Постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №65-п «Об образовании природного парка «Самаровский чугас», изданного в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», с учетом письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 05-12-29/14930, на территории земельного участка общей площадью <данные изъяты>, включая земельный участок в пределах <адрес> (урочище «Городские леса») площадью <данные изъяты>, образован природный парк ФИО18
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
Таким образом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что полномочия органов местного самоуправления в пределах границ природного парка по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов особо охраняемых природных территорий, должны быть установлены и определены в положении о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с пунктом 5.1 постановления Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №65-п «Об образовании природного парка «Самаровский чугас» изменение границ, режима особой охраны и использования территории в границах Природного парка, его ликвидация осуществляются Правительством <адрес> – Югры.
Суд считает, что требования прокурора в части требований разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесов <адрес>, организовать муниципальный лесной контроль в отношении городских лесов, осуществлять ведение лесного реестра, осуществлять меры пожарной безопасности, не могут быть возложены на Администрацию <адрес>, так как постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №65-п «Об образовании природного парка «Самаровский чугас» органам местного самоуправления не предоставлено таких полномочий в пределах границ территории, на которой образован природный парк «Самаровский чугас».
Как указано в статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», отношения, возникающие при пользовании землями регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в части требований прокурора по вопросу обязанностей ответчика определить границы участков, занятых городскими лесами, поставить их на кадастровый учет, осуществлять муниципальный контроль и организовать меры пожарной безопасности решение должно быть принято с учетом требований, в том числе, земельного и гражданского законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ приказом ФИО19 № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории на землях населенного пункта на основании обращения ФИО20 для организации природного парка площадью <данные изъяты> Земельный участок формируется из земель, свободных от прав третьих лиц.
То есть в силу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации ответчик утвердил и выдал заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для организации природного парка «ФИО21».
Как указано в той же статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
С учетом изложенного обязанность поставить на кадастровый учет является обязанностью заявителя, по ходатайству которого была подготовлена и утверждена схема для организации природного парка- ФИО22
Земельный участок сформирован за счет свободных земель, с учетом положений постановления Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №65-п «Об образовании природного парка «Самаровский чугас», в соответствии с которым установлено, что природный парк располагается на землях, предоставленных ему в постоянное бессрочное пользование. Обязанность ответчика в настоящее время по утверждению схемы земельного участка выполнена, дальнейшие действия возможны только по волеизъявлению лица, ходатайствующего о предоставлении ему земельного участка на каком-либо праве.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в обязанности ответчика на дату принятия решения судом с учетом вышеперечисленных принятых <адрес> решений, утверждения схемы границ по заявлению заинтересованного лица, требований прокурора в части земельных участков, занятых лесами на территории <адрес>, в пределах границ образованного природного парка «Самаровский чугас» не могут быть возложены на ответчика без принятии соответствующего решения и определения или передачи полномочий по вопросам использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий органам местного самоуправления соответствующим решением субъекта Российской Федерации- <адрес> – Югры.
При этом, в судебном заседании установлено, что на территории <адрес> имеются земельные участки, также имеющие лесные насаждения, за пределами земельного участка, на котором образован природный парк «<данные изъяты> Ответчики, третьи лица в судебном заседании подтвердили, что ни площадь этих участков, ни их местонахождение не определены, режим использования не установлен.
Согласно статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, осуществление муниципального лесного контроля.
В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия являются земли, почвы, леса и иная растительность. Сохранение лесов является гарантией реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации).
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Ответчиком создана межведомственная комиссия по инвентаризации земельных участков на территории муниципального образования <адрес>.
Истцом доказано в судебном заседании и подтверждено материалами дела, что в пределах границ муниципального образования городской округ <адрес> (за исключением земель, на которых образован природный парк <данные изъяты>») границы земельных участков, занятых лесами (лесными насаждениями) не установлены, не организован муниципальный контроль и не осуществляются меры пожарной безопасности. С учетом обязанностей органов местного самоуправления разрабатывать и реализовывать местные программы использования и охраны земель с учетом наличия или отсутствия на них лесных насаждений, обязанностью охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия, суд считает требований прокурора в части установления и определения границ таких земельных участков, организации муниципального контроля и осуществления мер пожарной безопасности на данных земельных участках, является обязанностью органов местного самоуправления.
Возражений в части требуемых прокурором сроков для устранения нарушений, ответчиком не заявлялось. Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части обязания ФИО23 в течение <данные изъяты> с момента вступления решения суда в законную силу в пределах границ муниципального образования установить границы земельных участков, занятых лесами, организовать муниципальный контроль и осуществление мер пожарной безопасности на земельных участках, занятых лесами.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае государственная пошлина зачисляется в доход соответствующего бюджета. В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, оснований взыскания с ответчика сумм государственной пошлины не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО24 об обязании исполнения законодательства в области содержания, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов удовлетворить частично.
Обязать ФИО25 с момента вступления решения суда в законную силу в пределах границ муниципального образования установить границы земельных участков, занятых лесами, организовать муниципальный контроль и осуществление мер пожарной безопасности на земельных участках, занятых лесами.
В остальной части исковых требований <данные изъяты> к ФИО26 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд <адрес>-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подпись судьи Н.А.Калиниченко
Мотивированное решение составлено и подписано составом суда ДД.ММ.ГГГГ.