ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-234/17 от 23.11.2017 Лахденпохского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2-234/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 23 ноября 2017 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Аблеевой Т.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Савельева Павла Юрьевича и Тучковой Нины Леонидовны к Государственному казенному учреждению Республики Карелия «Лахденпохское центральное лесничество», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

Борунова Е.О., действующая на основании доверенностей в интересах Савельева П.Ю. и Тучковой Н.Л., обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республики Карелия «Лахденпохское центральное лесничество» о понуждении к действиям.

Иск мотивирован тем, что решением администрации Куркиекского сельского поселения (далее КСП) -з от ДД.ММ.ГГГГ Тучковой Н.Л. предварительно было согласовано предоставление земельного участка из земель государственной собственности, находящихся в ведении администрации КСП, в кадастровом квартале в РК, <адрес>. Площадь земельного участка 20331 кв.м., территориальная зона – зона садоводств и дачных участков, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. В соответствии с данным решением Тучковой Н.Л. вменено осуществить работы по образованию земельного участка и осуществить его государственный кадастровый учет. Решением администрации КСП -з от ДД.ММ.ГГГГ Савельеву П.Ю. предварительно было согласовано предоставление земельного участка из земель государственной собственности, находящихся в ведении администрации КСП в кадастровом квартале в РК, <адрес>. Площадь земельного участка 17714 кв.м., территориальная зона – зона садоводств и дачных участков, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Этим же решением Савельеву П.Ю. вменено осуществить работы по образованию земельного участка и осуществить его государственный кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ представитель истцов - Борунова Е.О. заключила договор на выполнение кадастровых работ с ООО «Нордгеострой» по образованию двух вышеназванных земельных участков. В рамках выполнения кадастровых работ ДД.ММ.ГГГГ ООО «Нордгеострой» обратилось в ГКУ РК «Лахденпохское лесничество» с заявлением о согласовании границ земельных участков. ГКУ РК «Лахденпохское лесничество» письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило об отказе в согласовании границ земельных участков в виду того, что они располагаются в пределах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером , право собственности на который зарегистрировано за РФ. Ссылаясь на положения п.2 ст.9 ФЗ от 04.12.2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», полагали данный отказ незаконным, так как, по их мнению, испрашиваемые земельные участки находятся в границах КСП, решениями администрации КСП предварительно было согласовано предоставление земельных участков. Кроме того, статья 9 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», не содержит прямого запрета на предоставление земельного участка лесного фонда для ведения личного подсобного хозяйства. Отказ в согласовании местоположения границ земельного участка нарушает права истцов как потенциальных пользователей участков. На основании изложенного истцы просили: обязать ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» согласовать Тучковой Н.Л. и Савельеву П.Ю. местоположения границ земельных участков в кадастровом квартале в РК, <адрес>, район <адрес> в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>.

На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена процессуальная замена стороны (ответчика) с Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ произведена процессуальная замена стороны (третьего лица) Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Представитель истцов, действующая на основании доверенностей, Борунова Е.О., извещенная надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась.

В предыдущих судебных заседаниях представитель истцов заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Настаивала именно на требованиях, заявленных к ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество».

Истцы Тучкова Н.Л. и Савельев П.Ю., извещенные надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.

В судебном заседании представитель ответчика - ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» и третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Мартынюк Е.Н., действующая на основании доверенностей, заявленные исковые требования не признала. Поддержала свою позицию и пояснения, данные ею в ранее состоявшихся судебных заседаниях. В ранее состоявшихся судебных заседаниях указала, что Лахденпохское лесничество не имеет полномочий по согласования границ земельных участков. Согласование проводилось на основании доверенности, выданной ТУ Росимущества по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, действие которой закончилось ДД.ММ.ГГГГ. Спорные земельные участки с 2013 года стоят на кадастровом учете. В связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ ведется организация национального парка «Ладожские шхеры», спорные земельные участки были исключены из аренды по решению Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды. Из таксационного описания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что у пастбища указан вид целевого назначения – лесной фонд, а также указана категория защищенности. Кадастровый является условным номером ранее учтенного участка лесного фонда. Впоследствии, с ДД.ММ.ГГГГ, данный участок ставился на учет частями. Схемы расположения земельных участков истцов были утверждены в ДД.ММ.ГГГГ, тогда как лесной участок стоит на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ. Лахденпохским лесничеством было выдано заключение о том, что участки истцов расположены на землях лесного фонда, которое при утверждении схем истцам не было учтено. С ДД.ММ.ГГГГ право собственности на лесные земли переданы Федеральному агентству лесного хозяйства.

Представитель третьего лица – представитель администрации КСП, извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился. В предыдущих судебных заседаниях представитель администрации КСП Калина Е.В., действующая на основании доверенности, полагала заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в иске. Также пояснила, что спорные земельные участки относятся к зоне СХ-3, зоне садоводства и дачных участков. Испрашиваемые участки на момент утверждения схем их расположения и предварительного согласования не значились как земли лесного фонда. Спорные земельные участки всегда были землями совхоза Куркиеки, на которых располагалось пастбище. В заключении Лахденпохского лесничества также указано, что данные участки являются пастбищем. При утверждении схем расположения земельных участков истцам не имелось оснований для отказа в предварительном согласовании, так как сведения о постановке на кадастровый учет участка лесного фонда в публичной кадастровой карте отсутствовали. Не отрицала тот факт, что спорные земельные участки в настоящее время расположены в границах лесного фонда.

Представитель ответчика - МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился.

В направленном отзыве указали следующее. ДД.ММ.ГГГГ правом согласования местоположения границ земельных участков, образованных из земельного участка лесного фонда с кадастровым номером и смежных с ним, от имени ТУ Росимущества в РК на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ был наделен начальник ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» ФИО7 В 2017 году в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ такими полномочиями на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и располагали начальник учреждения ФИО7 и его заместитель – ФИО8 В дальнейшем ни от имени ТУ Росимущества в РК, ни от имени МТУ Росимущества в Мурманской области и РК полномочия по согласованию местоположения границ земельных участков, образованных из земельного участка лесного фонда с кадастровым номером и смежных с ним, сотрудникам ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» не передавались. В настоящий момент правом согласования границ лесного фонда и наделено МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия. С исковыми требованиями не согласны. Земельный участок, местоположения границ которого просят обязать согласовать истцы, расположен на землях лесного фонда, в силу прямого указания закона относящихся к федеральной собственности. Полномочиями по распоряжению федеральными земельными участками администрация КСП не наделена. То есть, решения администрация КСП №-з и от ДД.ММ.ГГГГ в части распоряжения землями лесного фонда являются незаконными и согласно абз.13 ст.12 ГК РФ не подлежат применению судом. Согласование требуемых истцами границ земельных участков повлечет нарушение имущественных прав РФ.

Представитель третьего лица - Федерального агентство лесного хозяйства извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился.

В направленном отзыве полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Границы земельного участка лесного фонда в рассматриваемом случае определены. Ссылаясь также на положения ст.ст.6, 7, 8, 67 Лесного кодекса РФ, ст.214 ГК РФ, ст.ст.4.1, 39 ФЗ от 04.12.2006 года №201-ФЗ «О ведении в действие Лесного кодекса РФ» указали, что перевод из категории земель лесного фонда в категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения не был согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Представитель третьего лица – представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился.

В направленном отзыве, ссылаясь на положения ст.8 Лесного кодекса РФ, Закона РК от 29.12.2015 года №1980-ЗРК, Положение о Комитете, утвержденным Постановлением Правительства РК от 25.11.2010 года №274-П, ст.39 ФЗ от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» указали, что Комитет не правомочен подписывать акт согласования границ земельного участка, находящегося в федеральной собственности. В случае удовлетворения исковых требований у Комитета в силу п.5 Закона РК от 29.12.2015 года №1980-ЗРК отсутствует обязанность осуществлять предоставление испрашиваемых истцами земельных участков. Также ссылаясь на положения ст.65 Водного кодекса РФ, ст.4 ФЗ от 07.07.2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» указали, что испрашиваемые земельные участки находятся в границах водоохраной и прибрежной защитной полосы водного объекта. Ведение личного подсобного хозяйства в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе, предполагающее использование земли, в том числе в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает возможности осуществления гражданином, которому должен был быть предоставлен земельный участок, т.е. истцом вышеуказанных запрещенных действий, что может повлечь нарушение установленных ВК РФ ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, а использование земель не по назначению противоречит ст.7 ЗК РФ. Просили в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица – представитель ООО «Нордгеострой», извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

В судебном заседании установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ истцы Тучкова Н.Л. и Савельев П.Ю. обратились в администрацию КСП с заявлениями (вх.-з и вх.-з) о предварительном согласовании предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Решениями администрации КСП от ДД.ММ.ГГГГ Тучковой Н.Л. и Савельеву П.Ю. удовлетворены заявления истцов о предварительном согласовании предоставления указанных земельных участков (л.д.7-8).

На основании постановления администрации КСП от ДД.ММ.ГГГГ Савельеву П.Ю. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 17 714 кв.м. В постановлении указана следующая информация: место расположение участка - <адрес> район <адрес> кадастровый квартал , с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, установлены ограничения (обременения) на земельном участке: прибрежная защитная полоса и водоохранная зона Ладожского озера, береговая полоса (20 метров от уреза воды) Ладожского озера, доступ (проход, проезд) к Ладожскому озеру (л.д.9).На основании постановления администрации КСП от ДД.ММ.ГГГГ Тучковой Н.Л. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 20 331 кв.м. В постановлении указана следующая информация: место расположение участка - <адрес> район <адрес> кадастровый квартал , с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, установлены ограничения (обременения) на земельном участке: прибрежная защитная полоса и водоохранная зона Ладожского озера, береговая полоса (20 метров от уреза воды) Ладожского озера, доступ (проход, проезд) к Ладожскому озеру (л.д.10).

ДД.ММ.ГГГГФИО4, действуя на основании доверенностей в интересах ФИО2 и ФИО1, заключила договор на выполнение кадастровых работ с ООО «Нордгеострой» по образованию двух земельных участков, расположенных в районе <адрес>.

В рамках выполнения кадастровых работ ДД.ММ.ГГГГ специалист ООО «Нордгеострой» обратился в ГКУ РК «Лахденпохское лесничество» с заявлением о согласовании границ испрашиваемых земельных участков.

В своем ответе ГКУ РК «Лахденпохское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ отказало в согласовании границ земельных участков в пределах земельного участка с кадастровым номером в виду того, что право собственности на данный участок ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за Российской Федерацией, земельный участок является лесным участком (л.д.15).

ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.8 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №201-ФЗ) за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок с КН , площадью 161 574 кв.м., расположенного в <адрес> Республики Карелия, относящегося к категории земель – земли лесного фонда (л.д.85).

В настоящее время ЕГРН содержит сведения о земельном участке с (ранее ), площадью 5 093 803 +/- 1580 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Лахденпохское центральное лесничество Куркиекское участковое лесничество кварталы 46, 66-67, относящийся к землям лесного фонда для ведения лесного хозяйства (л.д.22-23).

Испрашиваемые истцами участки располагаются в пределах земельного участка с .

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами дела.

Возникшие правоотношения регулируются нормами Земельного кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ) и Лесного кодекса РФ (далее по тексту ЛК РФ).

В соответствии со ст. 11.2. ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно положениям ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) утверждение схемы расположения земельного участка, 2) подача в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, 3) принятие решения о предварительном согласовании и.т.д.

В силу ст. 3 ЛК РФ, лесное законодательство регулирует лесные отношения, при этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

На основании ч. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).

Часть 2 ст. 9 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда гражданам до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.

При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 7 ЗК РФ, земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 ЛК РФ).

Как следует из материалов дела, испрашиваемые истцами земельные участки, относятся к землям лесного фонда, что подтверждается лесохозяйственным регламентом Лахденпохского лесничества Республики Карелия, проектом организации и ведения лесного хозяйства Лахденпохского лесхоза, выкопировкой из публичной кадастровой карты, планшетом лесоустройства, выпиской из ЕГРН.

При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат. Правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по согласованию границ земельных участков, испрашиваемых истцами для ведения личного подсобного хозяйства, учитывая доказанным факт их расположения на землях лесного фонда, не имеется. Доказательств того, что испрашиваемые земельные участки не находятся в пределах лесного фонда, а расположены в пределах границ населенного пункта, стороной истца, в нарушении ст.56 ГПК РФ, суду не представлено.

Доводы стороны истца и третьего лица - администрации КСП о том, что не представлено объективных и достоверных доказательств нахождения испрашиваемых земельных участков на землях лесного фонда, противоречат обстоятельствам, установленным при рассмотрении дела.

Ссылка стороны истца на то обстоятельство, что статья 9 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», не содержит прямого запрета на предоставление участка лесного фонда для ведения личного подсобного хозяйства не состоятельна, учитывая, что системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда гражданам до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке, в том числе и под личное подсобное хозяйство.

Каких либо доказательств о переводе лесного участка из состава земельного лесного фонда в другую категорию земель, стороной истца суду не представлено.

Остальные доводы стороны истца и представителя третьего лица – администрации КСП неправомерны по вышеизложенным основаниям.

Также, в судебном заседании установлено, что истцами испрашиваются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, которые расположены в прибрежной защитной полосе Ладожского озера.

Согласно материалам дела, расстояние от испрашиваемых земельных участков до береговой линии Ладожского озера составляет 20 м. Указанное обстоятельство подтверждается постановлениями администрации КСП от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схем расположения земельных участков истцам и решениями о их предварительном согласовании.

В силу пп. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

На основании п. 13 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

В силу ч. 17 указанной статьи в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч. 14 данной статьи ограничениями запрещаются распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Положениями ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» определено, что личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ведение личного подсобного хозяйства в прибрежной защитной полосе Ладожского озера, очевидно предполагающее использование земли в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает возможности осуществления гражданином, которому предоставлен земельный участок, запрещенных водным законодательством действий, в том числе распашку земли, что может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта. Это является дополнительным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: А.Б. Каменев

Решение в окончательной форме изготовлено 28 ноября 2017 года.

Председательствующий: А.Б. Каменев