УИД: 59RS0004-01-2019-001607-41 <данные изъяты>
Дело № 2-2358/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2019 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика – ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Губернатора Пермского края о признании действий незаконными, взыскании невыплаченных премий, процентов (денежной компенсации), компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд к ответчику с требованиями о признании незаконной невыплату истцу ответчиком премий по результатам работы за I, II, III, IV кварталы 2018г., взыскании невыплаченных премий по результатам работы за I, II, III, IV кварталы 2018г. в размере 51 038,20 руб., процентов (денежной компенсации) в связи с невыплатой премий по результатам работы за I, II, III, IV кварталы 2018г. в размере 5 002,17 руб., компенсации морального вреда в размере 7 000,00 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является главным специалистом сектора-аппарата Общественной палаты Пермского края Администрации губернатора Пермского края. Между истцом и представителем нанимателя (работодателем) в лице и.о. руководителя Администрации губернатора Пермского края заключен служебный контракт от 23.03.2015 №153 о прохождении государственной службы и замещении вышеуказанной должности (далее - Контракт). Работодателем не были выплачены истцу премии по результатам работы за I, II, III, IV кварталы 2018г. Законных оснований для невыплаты истцу данных премий у работодателя не имелось. 12.11.2018 истцом посредством электронного документооборота была направлена служебная записка №СЭД-02-12-06-вн-2 на имя и.о. руководителя Администрации губернатора Пермского края с просьбой пояснить причины невыплаты премий по результатам работы за I, II, III, IV кварталы 2018г. В связи с отсутствием ответа на данную служебную записку 21.12.2018 истцом была направлена служебная записка №СЭД-02-12-06-вн-3, в которой истец информировал и.о. руководителя Администрации губернатора Пермского края о неполучении ответа на служебную записку №СЭД-02-12-06-вн-2 от 12.11.2018 и повторно обращался с просьбой пояснить причины невыплаты премий по результатам работы за I, II, III, IV кварталы 2018г. 15.01.2019 истцом была получена служебная записка директора правового департамента Администрации губернатора Пермского края №02-04/28, датированная «задним» числом – 10.12.2018, в которой сообщалось, что в соответствии с п. 5 Положения наличие применённого к истцу дисциплинарного взыскания в виде выговора может являться отдельным основанием не назначения премии гражданскому служащему по решению руководителя Администрации губернатора Пермского края. Однако директор правового департамента Администрации губернатора Пермского края сослался на недействующую редакцию Положения. В действующей редакции Положения п. 5 определены основания неназначения ежемесячного денежного поощрения, а не премии по результатам работы за квартал. Такое основание неназначения премии как наличие дисциплинарного взыскания, не входит в число оснований не назначения премии, установленных указом губернатора Пермского края от 03.07.2009 №28. Дата на служебной записке директора правового регулирования департамента Администрации губернатора Пермского края была проставлена «от руки», служебная записка не была направлена посредством системы электронного документооборота, который позволяет идентифицировать дату подписания служебных записок. Кроме того, истцу была выплачена премия по результатам работы за 2018 год. Таким образом, при наличии одинаковых оснований назначения и неназначения премий по результатам работы за квартал и год, истцу не выплачивались премии по результатам работы за четыре квартала, но при этом была выплачена годовая премия. Вышеизложенные факты были отражены истцом в жалобе, направленной 21.11.2019 в Государственную инспекцию труда в Пермском крае. В полученном истцом письме государственной инспекции труда в Пермском крае №59/10-750-19-ОБ от 20.02.2019 указывалось, что п. 5 Положения установлено, что основанием неназначения денежного поощрения и премии может являться привлечение гражданского служащего к дисциплинарному взысканию. С результатами проверки истец не согласен, поскольку Государственной инспекцией труда в Пермском крае при проведении проверки в отношении Администрации губернатора Пермского края: был проигнорирован довод жалобы, касающийся перечня основания не назначения премии гражданскому служащему, установленных п. 5 Порядка, утвержденного Указом губернатора Пермского края от 03.07.2009 №28. Наличие дисциплинарного взыскания отсутствует среди данных оснований. К тому же перечень оснований неназначения премии, установленных в Положении, не может противоречить перечню оснований неназначения премии, установленных Порядком. Не была дана оценка тому факту, что истцу была выплачена премия по результатам работы за 2018г. Выплатой данной премии работодатель фактически признал, что у истца были законные основания и на получение премий по результатам работы за четыре квартала 2018г. (л.д. 2-11).
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования, просил об их удовлетворении, дал пояснения, аналогичные доводам искового заявления.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 78-82), согласно которому заявленные требования являются незаконными, основаны на неверном толковании закона и удовлетворению не подлежат в силу следующего. Ст. 191 ТК РФ закрепляет право работодателя поощрять (в том числе путем выдачи премии) работников, добросовестно исполняющих свои обязанности, создавая тем самым дополнительный стимул к высокопроизводительному труду, предоставляет работодателю возможность максимально эффективно использовать труд своих работников. При этом поощрение за труд, определение его формы, размера является правом, а не обязанностью работодателя. Указом Губернатора Пермского края от 03.07.2009 №28 «О ежемесячном денежном поощрении, премировании, ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, материальной помощи и единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим Пермского края» утвержден Порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения премий по результатам работы за квартал и год государственным гражданским служащим Пермского края (далее - Порядок). В соответствии с п. 3 Порядка, конкретный размер денежного поощрения, премий определяется в зависимости от результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, в том числе, в зависимости от соблюдения служебной дисциплины. В силу п. 9 Порядка, денежное поощрение и выплата премии гражданским служащим в государственном органе Пермского края производятся на основании положения о ежемесячном денежном поощрении и премировании по результатам работы за квартал и год государственных гражданских служащих Пермского края в государственном органе Пермского края, утверждаемого представителем нанимателя в соответствии с настоящим Порядком. Порядок применения и выплаты денежного поощрения истцу регламентируется Положением о выплате ежемесячного денежного поощрения, премий по результатам работы за квартал и год государственным гражданским служащим Пермского края в Администрации губернатора Пермского края, утвержденным Распоряжением руководителя Администрации губернатора Пермского края от 09.10.2009 №57-ра (в ред. от 20.10.2016 №СЭД-01-29-ра-133) (далее – Положение). Анализ норм Положения в совокупности с нормами Федерального закона от 27.04.2004 №79-ФЗ, позволяет прийти к выводу, что денежное поощрение и премия, являясь дополнительными выплатами, не должны утрачивать свою поощрительную и стимулирующую функцию при определении представителем нанимателя порядка их выплаты и не должны превращаться в автоматически начисляемую часть денежного содержания. Именно поэтому условием выплаты денежного поощрения и премии государственному служащему являются достижение им высоких результатов профессиональной деятельности, в том числе, отсутствие у него дисциплинарных взысканий и соблюдение служебной дисциплины. Качество исполнения должностных обязанностей, исполнения документов и поручений руководителя, а также уровень профессионализма. Основанием для невыплаты истцу премии явилось наличие факта совершения им дисциплинарного проступка, за который к нему была применена мера дисциплинарного взыскания (распоряжение руководителя Администрации губернатора Пермского края СЭД-02-08-23-69 от 28.03.2018). Законность этого распоряжения о наличии дисциплинарного взыскания к истцу была установлена в судебном порядке. Таким образом, у Администрации губернатора Пермского края имелись законные основания для невыплаты истцу квартальных премий. Ссылка истца на п. 6 Положения, в котором определены основания неназначения премии гражданскому служащему, не опровергает сделанных выше выводов. В указанной норме определены лишь безусловные основания для неназначения премии, что не лишает работодателя (представителя нанимателя) лишить государственного служащего премии за несоблюдение служебной дисциплины и за наличие у него дисциплинарного взыскания, исходя из общих принципов и условий выплаты премий. Данных вывод не опровергает и довод истца о том, что выплата ему премии по итогам 2018 года указывает на наличие правовых оснований для выплаты, в том числе, квартальных премий. Учитывая, что выплата премий является правом работодателя (представителя нанимателя), а также, что в соответствии с гл. 30 ТК РФ лишение работника премии является мерой дисциплинарного воздействий, ответчик имел право, как лишить истца квартальных премий за нарушение служебной дисциплины и имеющееся дисциплинарное взыскание, так и выплатить премию по итогам года с целью стимулирования служебной деятельности и с учетом достижения иных (кроме результатов служебной дисциплины) показателей служебной деятельности за расчетный период. Заявленные истцом требования о выплате процентов в соответствии со ст. 236 ТК РФ и о компенсации морального вреда, как производные от основного требования о возмещении невыплаченных премий, также не подлежит удовлетворению, поскольку по указанным выше обстоятельствам основное требование истца является незаконным как основанное на неверном толковании закона (л.д. 78-82).
Выслушав истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, материалы проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Пермском крае в отношении Администрации губернатора Пермского края, суд не находит оснований для удовлетворения требований.
Как установлено абз. 4 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как установлено ст. 191 ТК РФ, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
В соответствии со ст. 192 ТК РФ, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Согласно ст. 194 ТК РФ, если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
В силу п.п. 1, 2, 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (п. 1). Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (п. 2). Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 10).
В соответствии с п. 1 ст. 56 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
В силу ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (п. 1). За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (п. 2).Условия оплаты труда государственных гражданских служащих Пермского края (далее - гражданские служащие края), работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Пермского края (далее - работники государственного органа), а также порядок формирования фонда оплаты труда гражданских служащих края и работников государственного органа устанавливаются Законом Пермского края от 24.12.2007 № 167-ПК «О денежном содержании государственных гражданских служащих Пермского края» в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Законом Пермского края «О государственной гражданской службе Пермского края».
В соответствии с п.п. 1, 2 Закона Пермского края от 24.12.2007 № 167-ПК «О денежном содержании государственных гражданских служащих Пермского края», оплата труда гражданского служащего края производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы края (п. 1). Денежное содержание гражданского служащего края состоит из оклада денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (п. 2).
В силу п. 1 ст. 5 Закона Пермского края от 24.12.2007 № 167-ПК «О денежном содержании государственных гражданских служащих Пермского края», к дополнительным выплатам относятся:
1) надбавки к должностному окладу гражданского служащего края:
ежемесячная надбавка за выслугу лет на государственной гражданской службе;
ежемесячная надбавка за особые условия государственной гражданской службы;
ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
2) выплаты, устанавливаемые к окладу денежного содержания:
премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
ежемесячное денежное поощрение;
премии по результатам работы за квартал и год;
единовременная выплата при предоставлении гражданскому служащему края ежегодного оплачиваемого отпуска;
материальная помощь.
Указом Губернатора Пермского края от 03.07.2009 № 28 «О ежемесячном денежном поощрении, премировании, ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, материальной помощи и единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим Пермского края» утвержден Порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения, премий по результатам работы за квартал и год государственным гражданским служащим Пермского края (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка, ежемесячное денежное поощрение (далее - денежное поощрение), премия по результатам работы за квартал и год (далее - премия) назначаются по результатам профессиональной служебной деятельности гражданского служащего за истекший месяц, квартал, год соответственно (далее - расчетный период).
Как установлено п. 3 Порядка, денежное поощрение, премия назначаются в фиксированной сумме, в процентном либо кратном отношении к окладу денежного содержания в пределах средств фонда оплаты труда гражданских служащих государственного органа Пермского края и максимальным размером не ограничиваются. Конкретный размер денежного поощрения, премии определяется в зависимости от результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего за расчетный период, которые оцениваются по следующим критериям:
соблюдение служебной дисциплины, в том числе своевременность, полнота и качество исполнения должностных обязанностей, исполнения документов и поручений руководителей;
степень достижения запланированных на расчетный период результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
личный трудовой вклад в общие результаты деятельности государственного органа Пермского края, его структурного подразделения, состояние подведомственной сферы;
сложность и важность решаемых профессиональных служебных задач;
уровень профессионализма, инициативность и творческий подход к исполнению должностных обязанностей.
В силу п.5 Порядка, показателем назначения гражданскому служащему премии является достижение запланированных на расчетный период результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, установленных на расчетный период показателей результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Основанием неназначения премии гражданскому служащему является:
недостижение запланированных на расчетный период результатов профессиональной служебной деятельности, показателей результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, установленных на расчетный период;
прекращение или расторжение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности государственной гражданской службы Пермского края в связи с увольнением с государственной гражданской службы Пермского края или переводом в другой государственный орган Пермского края гражданского служащего, отработавшего неполный расчетный период;
отсутствие в фонде оплаты труда гражданских служащих государственного органа Пермского края средств на выплату гражданским служащим премии за соответствующий расчетный период. Неназначение премии по указанному основанию в отношении отдельных гражданских служащих государственного органа Пермского края не допускается.
Пунктом 6 Порядка установлено, что решение о назначении, размере и выплате денежного поощрения, премии принимается представителем нанимателя на основе индивидуальной оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего за расчетный период и оформляется правовым актом представителя нанимателя.
Согласно п. 9 Порядка, денежное поощрение и выплата премии гражданским служащим в государственном органе Пермского края производятся на основании положения о ежемесячном денежном поощрении и премировании по результатам работы за квартал и год государственных гражданских служащих Пермского края в государственном органе Пермского края, утверждаемого представителем нанимателя в соответствии с настоящим Порядком.
Представитель нанимателя в соответствующем положении вправе конкретизировать установленный порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения, премии, в частности, установить базовые размеры выплачиваемых в государственном органе денежного поощрения, премий, показатели повышения и снижения установленных базовых размеров денежного поощрения, премии с учетом пунктов 3-5 настоящего Порядка, определить процедуру назначения денежного поощрения, премии в государственном органе Пермского края.
Распоряжением руководителя Администрации губернатора Пермского края от 09.10.2009 №57-ра (в редакции от 20.10.2016 №СЭД-01-29-ра-133) «О материальном стимулировании профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Пермского края в Администрации губернатора Пермского края» утверждено Положение о выплате ежемесячного денежного поощрения, премий по результатам работы за квартал и год государственным гражданским служащим Пермского края в Администрации губернатора Пермского края (далее - Положение).
Согласно п. 2 Положения, ежемесячное денежное поощрение, премия по результатам работы за квартал и год назначаются по результатам профессиональной служебной деятельности гражданского служащего за истекший месяц, квартал, год соответственно.
В силу п. 4 Положения, конкретный размер денежного поощрения, премии определяется в зависимости от результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего за расчетный период, которые оцениваются по следующим критериям:
соблюдение служебной дисциплины, в том числе своевременность, полнота и качество исполнения должностных обязанностей, исполнения документов и поручений руководителей;
степень достижения запланированных на расчетный период результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
личный трудовой вклад в общие результаты деятельности Администрации, структурного подразделения Администрации, состояние подведомственной сферы;
сложность и важность решаемых профессиональных служебных задач;
уровень профессионализма, инициативность и творческий подход к исполнению должностных обязанностей.
В соответствии с п.п. 6, 7 Положения, показателем назначения гражданскому служащему премии является достижение запланированных на расчетный период результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, установленных на расчетный период показателей результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (п. 6). Решение о назначении, размере и выплате денежного поощрения, премии принимается руководителем Администрации на основе индивидуальной оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего за расчетный период и оформляется распоряжением руководителя Администрации (п. 7).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 состоит на государственной гражданской службе Пермского края в должности государственной гражданской службы Пермского края главного специалиста сектора-аппарата Общественной палаты Пермского края Администрации губернатора Пермского края, учрежденной в целях обеспечения полномочий Администрации губернатора Пермского края, что подтверждается служебным контрактом №153 от 23.03.2015 (л.д.83-85), распоряжением руководителя Администрации губернатора Пермского края №СЭД-02-11-41-17 от 19.03.2015 о приеме и назначении ФИО1 (л.д. 86), копией трудовой книжки ФИО1 (л.д. 87-90), расчетными листками (л.д. 122-125).
Согласно служебной записке №СЭД-02-12-06-вн-2 от 12.11.2018 ФИО1 обратился к и.о. руководителя Администрации губернатора Пермского края с просьбой пояснить причины невыплаты ему премии по результатам работы за I, II и III квартал 2018г. в отличие от других сотрудников сектора-аппарата Общественной палаты Пермского края Администрации губернатора Пермского края (л.д. 32).
21.12.2018 ФИО1 вновь обратился к и.о. руководителя Администрации губернатора Пермского края со служебной запиской №СЭД-02-12-06-вн-3 от 21.12.2018, содержащей просьбу пояснить причины невыплаты ему премии по результатам работы за I, II и III квартал 2018г. в отличие от других сотрудников сектора-аппарата Общественной палаты Пермского края Администрации губернатора Пермского края, поскольку ответ на служебную записку от 12.11.2018 им получен не был (л.д. 34).
10.12.2018 директором правового департамента Администрации губернатора Пермского края был дан ответ на служебную записку ФИО1 от 12.11.2018, согласно которому ФИО1 разъяснено, что в соответствии с п. 7 Положения о выплате ежемесячного денежного поощрения, премий по результатам работы за квартал и год государственным гражданским служащим Пермского края в Администрации губернатора Пермского края, утвержденным распоряжением руководителя Администрации губернатора Пермского края от 09.10.2009 №57-ра, решение о назначении и выплате премии принимается руководителем Администрации губернатора Пермского края на основе индивидуальной оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего за расчетный период. Критерии оценки результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего за расчетный период установлены п. 4 Положения, к ним, в частности, относятся полнота и качество исполнения должностных обязанностей, поручений руководства, личный трудовой вклад в общие результаты деятельности структурного подразделения Администрации и другие критерии. Помимо этого, в соответствии с распоряжением руководителя Администрации от 28.03.2018 №СЭД-02-08-23-69 «О применении взыскания» к ФИО1 было применено взыскание в виде выговора, что в соответствии с п. 5 Положения, может являться отдельным основанием неназначения премии гражданскому служащему по решению руководителя Администрации (служебная записка №02-04/28 от 10.12.2018) (л.д. 47).
Согласно распоряжению руководителя администрации губернатора Пермского края №СЭД-02-08-23-69 от 28.03.2018, к ФИО1 применено взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, возложенных на него п.п. 3.5.2.6, 3.5.4.4, 3.5.4.5 должностного регламента, утвержденного руководителем Администрации губернатора Пермского края 01.11.2016 (лист б/н материала проверки в отношении Администрации губернатора Пермского края).
Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 03.07.2018, ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации губернатора Пермского края о признании распоряжения руководителя Администрации губернатора Пермского края №СЭД-02-08-23-69 от 28.03.2018 о признании взыскания незаконным, отмене дисциплинарного взыскания, наложенного распоряжением руководителя Администрации губернатора Пермского края №СЭД-02-08-23-69 от 28.03.2018 в виде выговора, компенсации морального вреда (листы б/н материала проверки в отношении Администрации губернатора Пермского края).
Таким образом, в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что ФИО1 не выплачены премии по результатам работы за I, II, III, IV квартал 2018г.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что премии по итогам за IV квартал 2018г. не назначались и не выплачивались всем служащим.
В Определении Конституционного Суда РФ от 28.09.2017 № 2053-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав частями второй и четвертой статьи 3, абзацем четвертым части первой статьи 22 и частью первой статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации», указано, что абзац четвертый части первой статьи 22 и часть первая статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляют работодателю право поощрять работника за добросовестный и эффективный труд, в том числе путем выдачи премии. Такая премия в соответствии с буквальным смыслом части первой статьи 191 данного Кодекса является одним из видов поощрения, применение которого относится к дискреции работодателя.
Указанные нормы предоставляют работодателю право использовать поощрения работников за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, направлены на обеспечение эффективного управления трудовой деятельностью и не могут расцениваться как нарушающие права работников.
Из анализа вышеуказанных правовых норм, позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 28.09.2017 № 2053-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав частями второй и четвертой статьи 3, абзацем четвертым части первой статьи 22 и частью первой статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации», следует, что поощрение работника, в том числе, путем выдачи премий не входит в круг обязанностей работодателя по отношению к работнику, а является его правом, используемым для поощрения работника за добросовестное исполнение трудовых обязанностей.
Кроме того, суд учитывает, что 28.03.2018, то есть в период, за который истец просит взыскать в его пользу премии, к ФИО1 было применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, что свидетельствует о не некачественном исполнении истцом своих должностных обязанностей, что в свою очередь, в соответствии с Положением и Порядком, является одним из критерием назначения гражданскому служащему премии.
Довод истца о том, что факт выплаты ему премии по итогам 2018 года свидетельствует о наличии оснований для выплаты премий за I, II, III, IV кварталы 2018г. судом во внимание не принимается, поскольку выплата премии по итогам работы за 2018г. является правом работодателя и могла быть произведена с целью стимулирования служебной деятельности истца с учетом иных показателей его работы, имевших место, в том числе, до применения дисциплинарного взыскания.
Также не принимаются доводы истца о том, что премии по итогам работы за квартал и год входят в состав оплаты труда и подлежат обязательному начислению и выплате, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, как приведено в решении выше, показателем назначения гражданскому служащему премии является достижение запланированных на расчетный период результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, установленных на расчетный период показателей результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, размер премии определяется в зависимости от результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, соблюдение служебной дисциплины, наличие дисциплинарного взыскания свидетельствует о не достижении гражданским служащим данных показателей.
На основании изложенного выше, исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования ФИО1 к Администрации губернатора Пермского края о признании незаконной невыплату премий по результатам работы за I, II, III, IV кварталы 2018 года, взыскании невыплаченных премий в размере 51 038,20 руб., взыскании процентов (денежной компенсации), компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>