ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2365/19 от 05.04.2019 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело №2-2365/2019

Изготовлено 05 апреля 2019 года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 апреля 2019 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,

при секретаре Лопотовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора – войсковая часть 77940 в защиту интересов неопределенного круга лиц к Региональному отделению Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Мурманской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства,

УСТАНОВИЛ:

военный прокурор – войсковая часть 77940 обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Региональному отделению Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Мурманской области (далее – РО ДОСААФ России Мурманской области) о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства.

В обоснование заявленных требований указано, что Военной прокуратурой – войсковая часть 77940 в РО ДОСААФ России Мурманской области (ИНН 5190917715, ОГРН 1105100000433, <адрес>) проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что согласно уставу ДОСААФ России, утвержденному 17.12.2015, Региональное отделение может приобрести право юридического лица на основании устава ДОСААФ России и не вправе принимать свой устав.

РО ДОСААФ России Мурманской области является юридическим лицом, которое в целях создания финансовых и материальных условий для реализации уставных задач ДОСААФ России вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В частности, источниками формирования денежных средств РО ДОСААФ России Мурманской области являются: вступительные и членские взносы – физических лиц, вступительные и членские взносы – юридических лиц, доходы от платной образовательной, предпринимательской и хозяйственной деятельности, гражданско-правовых сделок, кредиты банков и иных кредитных учреждений, поступления за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами, доходы от внешнеэкономической деятельности, средства, полученные ДОСААФ России, на выполнение государственного заказа, средства, выделяемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства федеральных органов исполнительной власти на выполнение государственных заданий и соисполнение целевых программ, средства государственной поддержки, (государственные субсидии) в виде целевого финансирования отдельных общественно–полезных программ, отчисления за проведение в соответствии с Уставом ДОСААФ России лекций, выставок, фестивалей, аукционов, спортивных и иных зрелищно-массовых мероприятий, лотерей, добровольные имущественные взносы и пожертвования, другие законные доходы и поступления

Региональное отделение имеет право на получение части доходов от структурных подразделений и организаций ДОСААФ России в виде отчислений и иных целевых поступлений.

Вопреки положениям Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в РО ДОСААФ России Мурманской области не разработаны и не приняты меры, направленные на предупреждение коррупции в ходе осуществления хозяйственной деятельности, а именно: не определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; не разработаны и не приняты кодекс этики и служебного поведения работников, а также положение по урегулированию конфликта интересов; в практику не введены стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; отсутствует локальный нормативный акт, предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Указанные упущения могут привести к возникновению коррупционных правонарушений в ходе осуществления хозяйственной деятельности Регионального отделения, противоречий между личной заинтересованностью работников организации и правами, законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда таким правам и интересам.

Просит суд признать бездействие ответчика, связанное с невыполнением требований ст.13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» незаконным, и обязать РО ДОСААФ России Мурманской области в течение 03 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции, а именно определить должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений; разработать и внедрить в практику кодекс этики и служебного поведения работников, а также положение по урегулированию конфликта интересов; ввести в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять локальный нормативный акт, предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Представитель истца военного прокурора – войсковая часть 77940 – заместитель военного прокурора Алёшкин Е.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенному в описательной части решения суда. Не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Представитель ответчика РО ДОСААФ России Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом путем направления заказного уведомления, от получения которого уклонился, письменных возражений в адрес суда не представил, об отложении судебного разбирательства не просил, сведениями об уважительности причин его неявки суд не располагает.

В силу ст.165.1 Гражданского кодекса РФ, подлежащей применению к судебным извещениям и вызовам участников процесса, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 (п.п.63-68) повестка, направленная гражданину, по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), считается полученной, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь статьей 167, частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также признается совершение перечисленных выше деяний от имени или в интересах юридического лица.

Пунктом 2 статьи 1 указанного Федерального закона определено понятие противодействия коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно статье 3 Федерального закона №273-ФЗ противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

В судебном заседании установлено, что на основании решения военного прокурора от 11.02.2019 о проведении проверки в РО ДОСААФ России Мурманской области на предмет соблюдения Региональным отделением требований законодательства о противодействии коррупции.

В ходе проверки установлено, что согласно уставу ДОСААФ России, утвержденному 17.12.2015, Региональное отделение может приобрести право юридического лица на основании устава ДОСААФ России и не вправе принимать свой устав.

РО ДОСААФ России Мурманской области является юридическим лицом, которое в целях создания финансовых и материальных условий для реализации уставных задач ДОСААФ России вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В частности, источниками формирования денежных средств РО ДОСААФ России Мурманской области являются: вступительные и членские взносы - физических лиц, вступительные и членские взносы - юридических лиц, доходы от платной образовательной, предпринимательской и хозяйственной деятельности, гражданско-правовых сделок, кредиты банков и иных кредитных учреждений, поступления за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами, доходы от внешнеэкономической деятельности, средства, полученные ДОСААФ России, на выполнение государственного заказа, средства, выделяемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства федеральных органов исполнительной власти на выполнение государственных заданий и соисполнение целевых программ, средства государственной поддержки, (государственные субсидии) в виде целевого финансирования отдельных общественно-полезных программ, отчисления за проведение в соответствии с Уставом ДОСААФ России лекций, выставок, фестивалей, аукционов, спортивных и иных зрелищно-массовых мероприятий, лотерей, добровольные имущественные взносы и пожертвования, другие законные доходы и поступления

Региональное отделение имеет право на получение части доходов от структурных подразделений и организаций ДОСААФ России в виде отчислений и иных целевых поступлений.

В нарушение положений закона в РО ДОСААФ России Мурманской области не разработаны и не приняты меры, направленные на предупреждение коррупции в ходе осуществления хозяйственной деятельности, а именно: не определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; не разработаны и не приняты кодекс этики и служебного поведения работников, а также положение по урегулированию конфликта интересов; в практику не введены стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; отсутствует локальный нормативный акт, предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Указанные упущения могут привести к возникновению коррупционных правонарушений в ходе осуществления хозяйственной деятельности Регионального отделения, противоречий между личной заинтересованностью работников организации и правами, законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда таким правам и интересам.

Непринятие организационных мер по противодействию (профилактики) коррупции в РО ДОСААФ России Мурманской области делает невозможным исполнение требований Закона и нарушает интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц, делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией, а также препятствует реализации гражданами своих конституционных прав и свобод.

До настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Доказательств обратного стороной ответчика в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено, в судебном заседании не добыто.

С учетом изложенного, исковые требования военного прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования военного прокурора – войсковая часть 77940 в защиту интересов неопределенного круга лиц к Региональному отделению Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Мурманской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства – удовлетворить.

Обязать Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Мурманской области в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции, а именно: определить должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений; разработать и внедрить в практику кодекс этики и служебного поведения работников, а также положение по урегулированию конфликта интересов; ввести в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять локальный нормативный акт, предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда подлежит отмене, если суд установит, что неявка ответчика в судебное заседание была вызвана уважительными причинами, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования решения до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий: О.Н. Матвеева