Дело № 2-2376/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Бутаковой М.П.,
при секретаре Ауизовой Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 12 апреля 2016 года гражданское дело по иску прокурора города Омска в интересах муниципального образования городской округ город Омск Омской области, неопределенного круга лиц, к ФИО1 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, обязании передать земельный участок, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах муниципального образования городской округ <адрес>, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФИО1 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого установлено в 1110 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>; возложении обязанности передать земельный участок кадастровым номером №, в распоряжение муниципального образования городской округ <адрес>; исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи № о государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №; взыскании государственной пошлине.
В обоснование иска указав, что в ходе проведения проверки прокуратурой <адрес> законности предоставления департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> земельных участков с кадастровым номером № установлены нарушения земельного законодательства. Распоряжением департамента имущественных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении схемы положения земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира - жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, в Омск, Кировский административный округ, <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:130126, относительно земель населенных пунктов, установлен вид использования земельного участка - под благоустройство и организацию зоны отдыха. При постановке на кадастровый учет земельному участку присвоен кадастровый №.
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р при разделе земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:3415, площадью 1319641 кв.м., находящегося в собственности муниципального образования, предназначенного для реализации муниципальных социально-экономических проектов, образовано 2 земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером №, площадью 212300 кв.м. под благоустройство и зону отдыха. Право муниципальной собственности на данный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р в собственность ООО «КРОНА» за плату предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером № площадью 212300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха (из которого впоследствии образован земельный участок с кадастровым номером №). Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>.
На основании указанного распоряжения департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> с ООО «КРОНА» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи №, и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ООО «КРОНА».
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:130126:3884, № на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ рег. №, поданного представителям по доверенности ООО «РЦЗУН» ФИО3 и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «РЦЗУН». Заказчиком кадастровых работ является ООО «КРОНА».
В последующем, земельный участок с кадастровым номером № ООО «КРОНА» по договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ продан ФИО10, ФИО12, ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ из земельных участков с кадастровыми номерами №, № были образованы земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ рег. №, поданного представителем по доверенности ООО «РЦЗУН» ФИО3 и межевого плата от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «РЦЗУН», Заказчиком кадастровых работ является ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи ФИО12, ФИО8 продали ФИО14 земельный участок с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи ФИО4 продал ФИО13 земельный участок с кадастровым номером №, образованный из земельного участка с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО13 и ФИО11 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО11 и ФИО9 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9 и ФИО1 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>, утвержденным Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок, предоставленный ООО «КРОНА», расположен в территориальной зоне Ж5-19 (зоне жилой застройки смешанного типа). В соответствии с п. 5 ст. 46 Правил землепользования и застройки зона жилой застройки смешанного типа включает в себя участки территории <адрес>, предназначенные для размещения жилых домов, следующих типов: высотных многоквартирных жилых домов, многоквартирных жилых домов средней этажности, индивидуальных, блокированных и многоквартирных жилых домов малой этажности.
Организация зоны отдыха в данной территориальной зоне не предусмотрена. Зона отдыха как основной вид разрешенного использования предусмотрена только в территориальной зоне Р-4 (прибрежная зона отдыха).
По правилам ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регулировании земельных отношений в <адрес>» и ч.1 <адрес> закона № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», изменение категории земельного участка до завершения с ним распорядительных действий является обязательным, данные действия рассматриваются в качестве управления и распоряжения земельными участками.
Таким образом, предоставляя земельный участок с кадастровым номером № (из которого образован земельный участок с астровым номером 55:36:130126:4419), департамент имущественных отношений Администрации <адрес> не принял во внимание требования территориального зонирования.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением департамента имущественных отношений администрации <адрес>№-р в связи с удовлетворением протеста прокурора <адрес> утратившими силу признаны распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предусматривалось, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) введении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны, в том числе, не допускать установления приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Ст. 34 Земельного кодекса РФ установлен порядок порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством. Ст. 30 Земельного кодекса РФ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, устанавливался порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
С учетом изложенного, земельный участок с кадастровым номером № мог быть продан исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), что свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае данный земельный участок выбыл из владения с нарушением закона, и по правилам ст. 302 ГК РФ может быть истребован у ответчика.
По факту превышения полномочий должностными лицами департамента имущественных отношений Администрации <адрес> в связи с предоставлением земельного участка ООО «КРОНА» ДД.ММ.ГГГГ СУ России по <адрес> возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 УК РФ, предметом преступного посягательства по которому является земельный участок кадастровым номером №.
Принимая во внимание изложенное, земельный участок с кадастровым номером №, из которого в последующем образован земельный участок с кадастровым номером №, выбыл из владения противоправно, помимо воли и вопреки интересам муниципального образования городской округ <адрес>.
В судебном заседании прокурор иск поддержал по изложенным в нем доводам.
Ответчик ФИО1 и ее представитель ФИО5 по устному ходатайству против иска возражали, пояснив суду, что являются добросовестными приобретателя земельного участка, строят на нем дом, для приобретения части строительных материалов брали кредит, в общей сложности в строительство уже вложено около 2 000 000 руб.
Третьи лица Управление Росреестра по <адрес>, Администрация <адрес>, Департамент имущественных отношений Администрации <адрес>, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> в суд не явились, извещены надлежаще.
Третьи лица ФИО12, ФИО8, ФИО10, ФИО9, ФИО13,А. в суд не явились, извещены надлежаще.
3-е лицо ФИО11 суду пояснила, что приобретала земельный участок за 750 000 руб., потом они нашли другой, который ближе по месту положения к транспортным магистралям, поэтому спорный земельный участок продали.
Представитель третьего лицо ФИО8- ФИО6 по доверенности против иска возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях, заявив о пропуске прокурора срока для обращения в суд, указывая также, что течение срока исковой давности начинается, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился в суд за его защитой. Из норм ГК РФ следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной или муниципальной собственности начинается, когда государство или муниципальное образование узнало о нарушении его прав как собственника. Департамент имущественных отношений Администрации <адрес> является структурным подразделением Администрации <адрес>. Предоставление земельного участка с кадастровым номером № оформлено распоряжением департамента имущественных отношений администрации <адрес>№-р от ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, МО <адрес> (лицо, право которого, по мнению заявителя, нарушено) в интересах которого прокурор <адрес> обратился в суд, стало известно ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о границах территориальных зон подлежат обязательному внесению в государственный кадастр недвижимости, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости (далее по тексту - ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальной зоне необходимо определить координаты характерных точек границ такой территориальной зоны в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Прокурором не представлено доказательств того, что на момент принятия решения о предоставлении земельного участка ООО «КРОНА» в ГКН были внесены сведения о границах территориальной зоны Ж5-19. Если сведения о границах данной территориальной зоны в ГКН отсутствовали, то определить земельный участок, как относящийся к территориальной зоне жилой застройки смешанного типа, не представлялось возможным. Подтверждением данного обстоятельства является факт постановки земельного участка с кадастровым номером № на государственный кадастровый учет, то есть орган кадастрового учета при принятии решения о постановке участков на кадастровый учет не выявил ни нарушений действующего законодательства, ни противоречий между сведениями ГКН и документами, представленными для кадастрового учета.
Более того, ФИО8ДД.ММ.ГГГГ делал запрос в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> о том, имеются ли в ГКН сведения о границах территориальной зоны Ж5-19, и если такие сведения имеются, то о предоставлении сведений о документе, на основании которого они внесены, и дате их внесения.
Согласно ответу филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ВИ в государственном кадастре недвижимости сведения о территориальной зоне Ж5-19 отсутствуют.
Данное обстоятельство подтверждает отсутствие нарушений правил территориального зонирования со стороны департамента имущественных отношений Администрации <адрес> при предоставлении ООО «КРОНА» земельного участка с кадастровым номером №.
В заявлении прокурора указано, что земельный участок с кадастровым номером №, из которого впоследствии образован спорный земельный участок, выбыл из владения противоправно, помимо воли и вопреки интересам муниципального образования городской округ <адрес>. То есть, сделка носила незаконный характер. По факту превышения полномочий должностными лицами Департамента возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, предметом преступного посягательства по которому является земельный участок с кадастровым номером №.
Во-первых, недействительность сделки (ввиду ее незаконного характера) сама по себе не свидетельствует о выбытии имущества, переданного во исполнение этой сделки, из владения продавца помимо его воли. Выбытие имущества из владения того или иного лица является следствием конкретных фактических обстоятельств.
Если же имущество выбывает из владения лица в результате похищения, утери, действия сил природы, закон говорит о выбытии имущества из владения помимо воли владельца, поскольку именно такие фактические обстоятельства, повлекшие выбытие имущества из владения лица, и учитываются судом при разрешении вопроса о возможности удовлетворения виндикационного иска против ответчика, являющегося добросовестным приобретателем имущества по возмездной сделке (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 № 126 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения»).
Поскольку воля представляет собой сознательное стремление к осуществлению или к достижению поставленной цели, то в данном случае земельный участок, выбывший из владения муниципального образования город Омск в результате добровольной передачи (издание распорядительного акта, заключение договора купли-продажи, подписание передаточного акта), осуществленной им самим в лице уполномоченного органа, свидетельствует ни о чем ином как о наличии воли собственника на распоряжение данным объектом недвижимого имущества.
Таким образом, вывод прокуратуры о выбытии земельного участка из владения собственника помимо его воли не соответствует ни нормам действующего законодательства, ни фактическим обстоятельствам дела. Вследствие чего подлежит применению норма, изложенная в ч. 1 ст. 302 Гражданского кодекса РФ о невозможности истребования имущества у добросовестного приобретателя.
Во-вторых, ссылаясь на возбужденное уголовное дело, прокурор пренебрег одним из важнейших принципов уголовного процесса - презумпцией невиновности. Его формулировка содержится в ч.1 ст.49 Конституции РФ: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
Приговор по упоминаемому уголовному делу не вынесен, вина соответствующего должного лица не доказана, между тем, обращаясь в суд с таким иском, прокурор считает все факты и обстоятельства, исследуемые в рамках названного уголовного процесса установленными.
Следовательно, вынесение решения по данному делу до принятия судебного акта в уголовном процессе, упомянутом истцом, будет преждевременным, и может повлиять на ход его рассмотрения.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество выбыло из его владения помимо его воли.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015 г.) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015 г.) предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 6 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 08 февраля 2006 года, в редакции, действовавшей на момент спорных отношений, органы местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений осуществляют в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; принимают решения о предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; принимают решения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
В силу п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденном Постановлением Мэра города Омска от 10 августа 2005 года № 395-п, в редакции, действовавшей на момент спорных отношений, Департамент управлял и распоряжался земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования город Омск, за исключением земельных участков, предоставляемых: для строительства; для размещения на них лотков, палаток площадью не более 4 кв.м., металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов, огородов (далее - временные объекты) в аренду; а также распоряжался земельными участками, расположенными на территории города Омска, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, предоставляемыми, в том числе, для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества. Департамент выполнял функции продавца земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Омск, заключал договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Омск и (или) находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю в пределах своей компетенции (п. 21 Положения).
Таким образом, на момент возникновения спорных отношений предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлял Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции до 01.03.2015 г.), орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Распоряжением первого заместителя Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира - жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из кадастрового квартала с кадастровым номером №, относительно земель населенных пунктов, установлен вид использования земельного участка - под благоустройство и организацию зоны отдыха (т.1 л.д. 54).
Из материалов дела следует, что Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р при разделе земельного участка с кадастровым номером № площадью 1319641 кв.м., находящегося в собственности муниципального образования, предназначенного для реализации муниципальных социально-экономических проектов, образовано 2 земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером № площадью 212300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха (т.1 л.д. 233).
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р в собственность ООО «КРОНА» за плату земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером № площадью 212300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха. Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес> (т.1 л.д. 226).
На основании данного Распоряжения №-р между Департаментом имущественных отношений администрации <адрес> и ООО «КРОНА» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ№ купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 212300 кв.м. Категория земель: земли населенных пунктов – под благоустройство и организацию зоны отдыха. Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>. Цена договора 2 371 403 руб. (т.1 л.д. 218-220, 224).
Из свидетельства о праве собственности и выписке из ЕГРП следует, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 212300 кв.м. был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ по праву муниципальной собственности: правообладателем указано Муниципальное образование городской округ <адрес> (т.1 л.д. 68, 71).
Данное право прокурором не оспаривается.
Право собственности ООО «КРОНА» на названный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ
Решением от ДД.ММ.ГГГГ единственного участника ООО «Крона» земельный участок с кадастровым номером № разделен на два: с кадастровым номером 55:36:130126:3884 и №, раздел произведен, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок с номером №, где указано, что он образован из земельного участка с кадастровым номером № (т.2 л.д. 13, 19-20).
Впоследствии, на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ единственного участника ООО «Крона» (т.2 л.д. 12) ДД.ММ.ГГГГ ООО «КРОНА» заключила договор купли-продажи № земельного участка с кадастровым номером № с покупателями ФИО10, ФИО12, ФИО8, приобретшими земельный участок по праву равной долевой собственности, площадью 123941 кв.м., местоположение земельного участка установлено в 870 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>. При этом разрешенное использование земельного участка указано – индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей). В п.1.3 содержится информация о том, что земельный участок с № образован из земельного участка с кадастровым номером № площадью 212300 кв.м., отнесенного к землям населенных пунктов с разрешенным использованием «под благоустройство и организацию зоны отдыха». Цена договора 348 000 руб. (т. 2 л.д.9-11, 24).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8, ФИО10, ФИО12 составлено Соглашение о перераспределении земельных участков с определением долей, согласно которому в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами № и № был образован ряд земельных участков, в том числе с кадастровым номером №, на который стороны установили право равной долевой собственности за ФИО8 и ФИО12 (т.2 л.д. 90).
ДД.ММ.ГГГГФИО8, ФИО12 продали по договору купли-продажи земельный с кадастровым номером №, площадью 20 861 кв.м., ФИО14 по цене за 5 215 000 руб. (л.д. 81-83).
Впоследствии из земельного участка с кадастровым номером № выделен ряд земельных участков, в том числе земельный участок с кадастровым номером № (т.2 л.д. 72-74).
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи между ФИО14 и ФИО13 право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, перешло к ФИО13, цена которого установлена сторонами в 400 000 руб. (т.2 л.д. 68-70). Согласно договору площадь земельного участка составила 842 кв.м., разрешенное использование земельного участка - индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками.
Право собственности на названные земельные участки зарегистрировано за ФИО13 в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО13 и ФИО11 заключен договор купли продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 842 кв.м., цена договора составила 750 000 руб. (т.2 л.д.59-61).
ДД.ММ.ГГГГФИО11 продала названный земельный участок ФИО9 по цене 825 000 руб. (л.д. 53-54).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9 и ФИО1 заключена сделка купли-продажи данного земельного участка с кадастровым номером №, площадью 842 кв.м., разрешенное использование: индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей), местонахождение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 1110 метрах от ориентира по направлению юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Цена договора – 825 000 руб. (т.2 л.д. 44-46).
Доводы о пропуске прокурором исковой давности, признаны судом необоснованными.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
К искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, который в силу статьи 196 данного Кодекса составляет три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 этого же Кодекса, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Надзор прокуратуры действует постоянно и непрерывно. Однако конкретные нарушения законодательства могут быть выявлены лишь в результате проверки. Очевидно, что о нарушении своего права муниципальное образование городской округ <адрес> узнало с ДД.ММ.ГГГГ - момента возбуждения уголовного дела по факту превышения должностными лицами Департамента имущественных отношений своих полномочий. И именно с этого момента у прокурора возникло право на обращение с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц. В связи с этим срок исковой давности не пропущен.
Доводы лиц, участвующих в деле, относительно того обстоятельства, что границы территориальной зоны Ж5-19 не установлены в соответствии с требованиями закона, сведений о них не внесены в государственный кадастр недвижимости судом не принимаются.
Карта градостроительного зонирования территорий г. Омска, содержащаяся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, являющихся нормативным правовым актом, опубликованным в установленном законом порядке, не содержа конкретных координат характерных точек границ указанной зоны, разграничивает территорию г. Омска на территориальные зоны в границах конкретных улиц, которые очевидны при сопоставлении с картой города. Так зона Ж5-19 при подобном сопоставлении определяется в границах обозначаемых <адрес>.
Из имеющихся в материалах дела документов, а также с учетом того обстоятельства, что вид разрешенного использования – индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками – был определен ООО «Крона» при разделе земельного участка, участки поставлены на кадастровый учет с подобным видом разрешенного использования, следует, что земельный участок с кадастровым номером № координируется в границах территориальной зоны Ж5-19.
В силу названных выше положений нормативно-правовых актов, функции по распоряжению земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства и в аренду для размещения на них лотков, палаток площадью не более 4 кв.м., металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов вновь переданы Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска.
Иные земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска, расположенные на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, могут быть проданы исключительно на торгах, организатором которых также выступает Департамент имущественных отношений.
По смыслу названных норм, участки земли для благоустройства и организации зоны отдыха могут быть предоставлены в собственность граждан на основании распоряжения Департамента имущественных отношений, а участки для строительства – путем их выкупа на торгах.
При этом, исходя из буквального толкования положений пунктов 4, 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность гражданам осуществляется с обязательным учетом зонирования территорий.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным (п.1).
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (п.5).
Статьей 35 Градостроительного кодекса РФ также установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (п.1). В состав жилых зон включаются зоны застройки жилыми домами (п.2).
В силу ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п.п. 6 п.2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ).
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п.п. 7 п. 2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ).
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений(п.п. 8 п. 2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства(п.п. 9 п. 2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ).
В указанный период времени действовали Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 в редакции от 24.03.2010 года.
Согласно п.п. 1 п.1 ст. 1 названных Правил, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в таблице N 1 (статья 42 настоящих Правил) и статье 43 настоящих Правил в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включают основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования.
В соответствии со ст. 13 указанных выше Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования на территории города Омска осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (п.1).
Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями может осуществляться при наличии дополнительного разрешения и согласования уполномоченных исполнительных органов Российской Федерации, Омской области и органов местного самоуправления города Омска (п.3).
В случаях если земельный участок и объект капитального строительства расположен на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, то решения о возможности изменения вида его разрешенного использования принимается уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, Омской области, уполномоченными органами местного самоуправления города Омска в соответствии с федеральными законами (п.5).
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, пункт 2 и пункт 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области включают в себя карту градостроительного зонирования территорий города Омска (ст. 38), а также градостроительные регламенты в части видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капительного строительства.
Согласно ст. 38 названных Правил, рекреационные зоны указаны под символом «Р», тогда как зона под индивидуальные жилые дома (не более 3 этажей) – под символом «Ж»- жилые зоны, в том числе индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками.
В силу пункта 5 статьи 2 указанных Правил данные Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска.
Согласно пункту 1 статьи 3 данных Правил, они действуют на всей территории в границах города Омска.
В силу ст. 39.18 Земельного кодекса РФ предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, возможно только с проведением аукциона, за исключением наличия оснований по правилам ст. 39.19 ЗК РФ.
Оценивая действия должностного лица Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, передавшего земельный участок ООО «КРОНА» с нарушением установленного законом порядка, суд приходит к выводу, что оно действовало вопреки интересов как самого Департамента, так и всего муниципального образования, вследствие чего, он выбыл из его владения помимо воли собственника.
Названные действия носили явно незаконный характер, при наличии четкого правового регулирования.
В настоящее время Распоряжением Департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ№, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственности «КРОНА» в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира – жилого дома с почтовым адресом: <адрес> признаны утратившими силу.
В процессе эксплуатации земельного участка ФИО1, как следует из пояснений ответчика в судебном заседании, и подтверждается накладными, чеками на оплату, приобретен строй материал – кирпич, влагостойкие плиты, желоб водостойкий, угол 90, – для строительства дома, на общую сумму 327 918 руб. Как следует из справки ООО УК «МОНОЛИТ», ответчиком заключен с ООО УК «МОНОЛИТ» договор от ДД.ММ.ГГГГ о подключения объекта капитального строительства к сетям водопотребления, электроснабжения, водоотведения, газоснабжения, цена договора составляет 650 000 руб., оплата по которому произведена частично, задолженность составляет 280 000 руб.
Пояснения ответчика о том, что на жилом участке возведен фундамент, подтверждается актом экспертного исследования, составленному ФБУ «Омская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации», из которого следует, что на участке сооружен фундамент жилого дома размерами 13,5 х 12 м., который состоит из сплошных свай длиной 4 м., в количестве 60 шт., ростверка шир. 0,65м, высотой 0,8 м. и кирпичной кладкой по периметру фундамента высотой 0,48 м., шириной 0,5 м. Общая стоимость затрат по возведению фундамента жилого дома по адресу 1130 м. юго-западнее жилого дома по <адрес> составляет 775 100 руб.
Доказательств, опровергающих указанное, прокурором суду не предоставлено.
Истребование земельного участка без решения судьбы названных объектов недвижимости неправомерно, поскольку противоречит закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Иск об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения может быть предъявлен собственником такого участка одновременно либо с иском о сносе самовольной постройки, либо с иском о признании права собственности на постройку по правилам пункта 3 статьи 222 ГК РФ (определение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 308-ЭС15-8731).
Между тем прокурором <адрес> не заявлено ни требование о признании расположенных на участке объектов самовольными постройками и их сносе, ни требование о признании на них права муниципальной собственности.
С учетом вышеизложенного в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах муниципального образования городской округ <адрес>, неопределенного круга лиц, к ФИО1 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, обязании передать земельный участок, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.П. Бутакова
Решение в окончательной форме изготовлено 18.04.2016 г. Решение вступило в законную силу 20.05.2016, не обжаловалось. Согласовано: