Дело № 2-2380/2021
УИД: 92RS0003-01-2021-003496-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2021 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего - судьи Байметова А.А., при секретаре – Гонтарь С.В., при участии истца ФИО1, представителя ответчика – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя о признании правового акта недействительным в части, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, в котором просит признать недействительным пункт 3.1 Положения о порядке премирования, выплаты единовременной премии (поощрения), материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, утвержденного распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ в той части, которая позволяет Департаменту произвольно определять размеры материальной помощи, выплачиваемой гражданским служащим. Также просит обязать ответчика привести пункт 3.1. указанного Положения в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 22-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя».
Иск мотивирован тем, что согласно п. 2 ст. 8 Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 22-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя» размер материальной помощи устанавливается в размере одного оклада денежного содержания. Гражданскому служащему один раз в календарном году может быть предоставлена материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания на основании письменного заявления гражданского служащего. Порядок и основания выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяются соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя. В Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя распоряжением от 24.07.2020 № 136-О утверждено Положение о порядке премирования, выплаты единовременной премии (поощрения), материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (далее - Положение). Согласно п. 3.1 Положения выплата материальной помощи в Департаменте выплачивается при наличии экономии фонда оплаты труда. Такое указание прямо противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, а именно п. 6 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 2 ст. 8 Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 22-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя». Так, в оспариваемом локальном акте источником выплаты материальной помощи является экономия фонда заработной платы, тогда как в вышеназванных актах прямо указано на источник выплаты материальной помощи из фонда оплаты труда. Указание же источником выплаты экономии фонда оплаты труда ставит размер материальной помощи в зависимость от экономии фонда оплаты труда, и в нарушение, актов, имеющих большую юридическую силу, позволяет Департаменту произвольно определять размер материальной помощи. Оспариваемый пункт 3.1 Положения был применен при реализации Департаментом трудовых прав истца в Департаменте, что привело к их нарушению, выразившихся в неполной выплате материальной помощи. Защита трудовых прав истца была реализована посредством судебной защиты. Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 08.07.2021 по делу № 2-1595/2021 с Департамента была взыскана невыплаченная часть материальной помощи. Поскольку локальный является непосредственно действующим и распространяет свое действие на всех сотрудников Департамента в том числе и на истца, он считает необходимым обратиться в суд для признания локального нормативного акта недействительным в части и возложении обязанности на Департамент по устранению нарушений законодательства.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения иска в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи.
В соответствии со ст. 3 Трудового кодекса РФ, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель, в силу положений ст. 22 Трудового кодекса РФ, обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Согласно ст. 191 ТК РФ, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).
По смыслу данной нормы, бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
В пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" дано разъяснение о том, что в силу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной (абзац первый пункта 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2). В соответствии со ст. 73 ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" положения ТК РФ применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной указанным Федеральным законом.
Статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрена оплата труда гражданского служащего. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). К дополнительным выплатам относиться в том числе единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя
Аналогичные нормы предусмотрены Законом города Севастополя от 03.06.2014 № 22-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя» (с изменениями) определена система денежного содержания государственного гражданского служащего, которая состоит из денежного содержания: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью и месячного оклада гражданского служащего с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также из месячных и иных дополнительных выплатах.
К дополнительным выплатам относится:
1. ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
2. ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
3. ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
4. премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента;
5. ежемесячное денежное поощрение;
6. единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
7. материальная помощь.
В соответствии с п. 2 статьи 8 Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 22-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя» установлено, что гражданскому служащему один раз в календарном году может быть предоставлена материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания на основании письменного заявления гражданского служащего. Порядок и основания выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяются соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.
Указом Губернатора города Севастополя от 27.10.2015 № 107-УГ «О порядке выплаты единовременного поощрения, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственных гражданских служащих в исполнительных органах государственной власти города Севастополя» утверждено Положение о порядке выплаты единовременного поощрения, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственных гражданских служащих в исполнительных органах государственной власти города Севастополя начальникам (руководителям) исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что на основании указанного выше Указа Губернатора города Севастополя, Департаментом разработано и утверждено Положение о порядке премирования, выплаты единовременного поощрения, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, утвержденного Распоряжением Департамента от 24.07.2020 № 136-о «О некоторых вопросах порядка премирования, выплаты единовременной премии (поощрения), материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственных гражданских служащих» (далее - Положение).
В обоснование своих доводов представитель ответчика также сообщил, что указанное Положение соответствует федеральному законодательству с присвоением статуса - нормативно правового акта (скриншот с сайта министерства юстиции РФ прилагается).
Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 22-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя» порядок и основания выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяются соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.
В соответствии с указанной нормой Департаментом принято Положение о порядке премирования, выплаты единовременной премии (поощрения), материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, которое и определяет порядок и основания выплаты такой материальной помощи.
Суд полагает, что исковые требования фактически сводятся к неправильному применению Департаментом п. 2 ст. 8 Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 22-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя». Каких-либо иных правовых оснований для обращения в суд с настоящим иском суд не усматривает. Если истец не согласен с размером выплаченной материальной помощи, то он вправе обратится в суд с иском к ответчику о взыскании недоплаченной суммы, что он и сделал в рамках рассмотрения дела № 2-1595/2021.
Таким образом, суд полагает, что распоряжение Департамента от 24.07.2020 № 136-о «О некоторых вопросах порядка премирования, выплаты единовременной премии (поощрения), материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственных гражданских служащих» издано в установленном порядке, уполномоченным органом государственной власти является законным, и оснований для признания пункта 3.1. Положения недействительным не имеется.
На основании изложенного, суд не находит основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.
Председательствующий –
Решение в окончательной форме изготовлено 21 сентября 2021 года.