ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-238/2014 от 20.05.2014 Новооскольского районного суда (Белгородская область)

  Дело № 2-238/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 «20» мая 2014 года                                                                             г. Новый Оскол

 Новооскольский районный суд Белгородской области в составе:

 председательствующего судьи Казначеевской М.В.,

 при секретаре                            Мазурец А.В.,

 с участием истца - представителя УФСИН России по Белгородской области ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

 ответчика - ФИО2

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области к ФИО2  о возмещении расходов связанных с обучением сотрудника УИС

 Установил:

 ФИО2 с 2005 по 2010 годы по направлению УФСИН России по Белгородской области обучалась в Федеральном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «<адрес> институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний»

 При поступлении в институт ФИО2 заключен контракт на обучение, по условиям которого, она после окончания учебного заведения должна прослужить в уголовно-исполнительной системе Белгородской области не менее пяти лет.

 По окончании учебного заведения ФИО2 заключила контракт с УФСИН России по Белгородской области о прохождении службы в уголовно- исполнительной системе.

 13 декабря 2013 года ФИО2 подала рапорт на увольнение по п. «а» ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (собственное желание). Приказом начальника <адрес> ВК № 131-лс от 27 декабря 2013 года ФИО2 была уволена по п. «д» ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (нарушение условий контракта).

 Дело инициировано иском УФСИН России по Белгородской области к ФИО2 о возмещении расходов, связанных с обучением сотрудника УИС. Истец ссылаясь на обязанность работника возместить расходы на обучения, предусмотренную ст. 249 ТК РФ, на нарушение ответчиком условий контракта от 28 апреля 2005 года, п. 9 которого предусмотрена обязанность сотрудника по возмещению расходов уголовно-исполнительной системе, в случае его увольнения по собственной инициативе без уважительных причин до истечения срока контракта, просит взыскать с ФИО2 расходы на обучение в сумме <данные изъяты> руб.

 В судебном заседании представитель истца исковые требования уменьшил на <данные изъяты> рублей, вследствие ошибки в расчете. Просит взыскать с ответчика ФИО2 в пользу УФСИН России по Белгородской области <данные изъяты> руб.

 Ответчик ФИО2 исковые требования не признала. Суду пояснила, что согласно п.9 Контракта при досрочном расторжении контракта по инициативе начальника в случае нарушения условий контракта по вине сотрудника расходы УИС должны взыскиваться пропорционально срока носки обмундирования и использования имущества. Расчет истца, включившего стоимость вещевого имущества за период с 2005 года по 2010 год в сумме <данные изъяты> рублей является неверным.

 Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования УФСИН России по Белгородской области частично обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

 Статья 43 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на образование (часть 1); каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3). Важнейшей государственной гарантией бесплатного получения гражданами РФ высшего образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование обучения в высших учебных заведениях.

 Статья 60 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, также не исключает возможность в установленном законом порядке предоставлять гражданину права и возлагать на него обязанности в той или иной сфере и до достижения указанного возраста.

 Из материалов дела следует, что 28 апреля 2005 года ФИО2 обратилась с заявлением на имя начальника УФСИН России по Белгородской области о направлении ее для поступления на очное обучение в <адрес> институт права и экономики. 28 апреля 2005 года между ФИО2 и УФСИН России по Белгородской области заключен контракт на прохождение службы в учреждениях уголовно-исполнительной системы. По условиям контракта (п.3) предусматривается прохождение службы ФИО2 в УИС не менее пяти лет после окончания учебного заведения.

 Условиями контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 28.04.2005 года не предусмотрен порядок возмещения расходов на обучение в связи с нарушением условий контракта сотрудником.

 По окончании учебного заведения, 28 июля 2010 года ФИО2 заключила контракт с УФСИН России по Белгородской области о прохождении службы в ФБУ ФИО3 УФСИН России сроком на пять лет. В силу п. 9 контракта при досрочном расторжении контракта по инициативе начальника по п.»д» (в случаях нарушений условий контракта по вине сотрудника) ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ влечет за собой возмещение сотрудником расходов угловно-исполнительной системе на обеспечение его обмундированием и другим имуществом в сумме, исчисляемой пропорционально срокам носки и использования имущества.

 13 декабря 2013 года ФИО2 подала рапорт на увольнение по п. «а» ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по собственному желанию).

 Приказом начальника <адрес> ВК № 131-лс от 27 декабря 2013 года <данные изъяты> ФИО2 уволена по п. «д» ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, в связи нарушением условий контракта.

 В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Минюста РФ.

 Порядок прохождения службы ответчика в учреждениях и органах уголовно-исправительной системы регламентирован специальным нормативным актом - Положением о службе в органах внутренних дел и Инструкцией о порядке применения указанного Положения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста РФ от 6 июня 2005 г. N 76.

 Пункт 5.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта.

 В соответствии с п. 7 Приказа Минюста РФ от 11.04.2007 N 73 "Об утверждении Наставления по организации профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы" в период обучения в системе профессионального образования сотрудники обеспечиваются денежным содержанием и вещевым довольствием в установленном законодательством РФ порядке.

 В силу п. 63 - 64 Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста РФ от 20.12.2006 N 376 за время нахождения слушателей и курсантов образовательных учреждений ФСИН России в каникулярных отпусках им выплачивается денежное довольствие, получаемое во время учебы, за время отпуска в связи с окончанием образовательного учреждения ФСИН России выплата денежного довольствия производится в соответствии с пунктом 32 настоящего Положения.

 В соответствии со ст. 61 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1, при увольнении сотрудника органов внутренних дел за нарушение условий контракта, а также по основаниям, предусмотренным в пунктах "к", "л", "м" статьи 58 Положения, стоимость выданного ему обмундирования подлежит взысканию в бесспорном порядке с учетом износа. Увольнение по указанным основаниям может повлечь иные имущественные последствия для увольняемого, предусмотренные контрактом о службе и действующим законодательством.

 Согласно п. 23 Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста РФ от 20.12.2006 г. N 376, курсантам образовательных учреждений ФСИН России, принятым на учебу из числа граждан, не являющихся сотрудниками уголовно-исполнительной системы, со дня начала занятий по очной форме обучения выплачиваются: оклад по типовой должности "курсант", оклад по специальному званию "рядовой" или оклад по присвоенному специальному званию младшего начальствующего состава; процентная надбавка за выслугу лет.

 Пункт 9 Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы предусматривает, что денежное довольствие, выплаченное в установленный срок на основании правил и норм, действовавших к моменту выплаты, возврату не подлежит, если право на него утрачено после выплаты. Выплаченное денежное довольствие может быть взыскано с лица, получившего его, в случаях, установленных законодательством РФ.

 Нормы Трудового кодекса РФ применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системе в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, или когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными актами.

 Поскольку специальными нормативными актами не урегулирован порядок возмещения затрат на обучение сотрудника УФСИН в случае досрочного расторжения контракта по инициативе сотрудника, то согласно ст. 249 ТК РФ, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

 Тот факт, что обучение сотрудника производилось за счет средств федерального бюджета, подведомственным распорядителем которого является УФСИН по Белгородской области, сторонами не оспаривается, равно как и направление ФИО2 на обучение в Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «<адрес> институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» непосредственно УФСИН России по Белгородской области.

 Расходы, понесенные федеральным бюджетом на содержание сотрудника в период его обучения подтверждаются справкой ФКОУ ВПО "<адрес> институт права и экономики УФСИН".

 Согласно расчету истца с ответчика подлежит взысканию <данные изъяты>.. суд считает неубедительными доводы ответчика о том, что при расчете суммы подлежащей взысканию не учитывались сроки носки и использования имущества, поскольку, указанная сумма исчислена за 19 месяцев, которые ответчица не отработала в УИС согласно заключенных контрактов.

 В соответствии с п. 5.4 контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 28.04.2005 года ФИО2 несет ответственность в соответствии с законодательством РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на нее обязательств.

 Суд считает, что контракт от 28.04.2005 года (ученический договор) соответствует действующему законодательству РФ, в частности ст. 198 ТК РФ, и является взаимосвязанным с контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе от 28.07.2010 года.

 Согласно ст. 250 ТК РФ орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника.

 Как указано в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" от 16.11.2006 года № 52 снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности. Оценивая материальное положение работника, следует принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), его семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т.п.

 С учетом изложенного, суд считает необходимым при определении размера подлежащих взысканию с ФИО2 затрат на обучение применить положения ст. 250 Трудового Кодекса РФ, поскольку в настоящее время Лазько не трудоустроена, что подтверждается данными ее трудовой книжки, постоянного дохода не имеет. Условия контракта от 28.04.2005 года не содержат указаний о полном возмещении сотрудником расходов на обучение при его досрочном расторжении по инициативе сотрудника, при этом суд учитывает, что заключение указанного контракта о службе в уголовно исполнительной системе имело место, когда ФИО2 являлась несовершеннолетней. По мнению суда, указанные обстоятельства препятствовали ответчику в полной мере оценить последствия возникших на основании контракта правоотношений.

 Доказательств, свидетельствующих о разъяснении ответчику последствий досрочного увольнения со службы, УФСИН России по Белгородской области не представлено.

 С учетом перечисленных оснований, суд считает возможным снизить размер затрат на обучение, подлежащих взысканию с ФИО2 до <данные изъяты>., т.е на 1/4.

 В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ УФСИН России, выступая истцом, как подведомственный распорядитель бюджетных средств на обучение сотрудников, освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

 Поэтому расходы по оплате государственной пошлины в соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежат взысканию с ФИО2 в доход бюджета муниципального района «Новооскольский район» в сумме <данные изъяты> рублей.

 Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

 Решил:

 Исковые требования Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области к ФИО2  о возмещении расходов, связанных с обучением сотрудника УИС удовлетворить частично.

 Взыскать с ФИО2  в пользу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области затраты на обучение в сумме <данные изъяты>.

 Взыскать с ФИО2  в доход бюджета МР «<адрес>» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд через Новооскольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

      Судья