ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-238/2017 от 24.01.2017 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-238/2017

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2017 года г. Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми

в составе: председательствующего судьи Кондратюк О.В.,

при секретаре Погодиной Ю.В.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Акционерному обществу «Авиационная транспортная компания «Ямал» о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился с требованием к АО «АТК «Ямал» о взыскании убытков, штрафа, указав, что им была приобретена санитарно-курортная путевка в санаторий «Имеритинский» г. Сочи на себя и на семью с 13.07.2016 по 26.07.2016 стоимостью <данные изъяты>. Оплата путевки произведена 04.03.2016 года, о чем имеется чек. 24.03.2016 года через агентство «TICKETSRU» были приобретены и оплачены авиабилеты на рейсы авиакомпании «Ямал» № YC-210 Пермь-Адлер 13.07.2016г. в 17:15 час. и YC-209 Адлер-Пермь 26.07.2016 в 11:00 час. на себя, супругу и дочь. Общая стоимость билетов составила <данные изъяты>. 20.04.2016 года было получено сообщение о переносе рейсов YC-210 с 13.07.2016г. на 15.07.2016г., YC-209 с 26.07.2016г. на 29.07.2016; причин переноса рейсов представитель авиакомпании не сообщил. При обращении в санаторий «Имеритинский» с просьбой перенести даты заезда и выезда ответили отказом, в связи с отсутствием мест на период с 26.07.2016 по 29.07.2016. Истец вынужден был осуществить поиск иного места пребывания на указанный период, сумма проживания составила <данные изъяты>. В связи с невозможностью заселиться с 13.07.2016 до 15.07.2016 истцом излишне уплачено санаторию <данные изъяты>.Задержка рейса Пермь-Сочи составила 2 суток – 48 часов (с 13.07.2016г. с 17:30 час. по 15.07.2016г. с 17:30 час.), задержка рейса Сочи-Пермь составила 3 суток – 72 часа (с 26.07.2016г. с 11:00 час. по 29.07.2016г. по 11:00 час.), всего 120 часов. Штраф составляет <данные изъяты> (50% провозной платы). В адрес ответчика была направлена претензия с просьбой добровольно удовлетворить требования потребителя. Претензия ответчиком получена, ответа не последовало. Просит взыскать с Акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» в пользу ФИО1 убытки, понесенные в связи с задержкой авиарейсов, в размере <данные изъяты>, штраф за задержку авиарейса в размере <данные изъяты>; судебные расходы в размере <данные изъяты>.

Истец ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, дал пояснения, аналогичные исковому заявлению, не возражает против вынесения заочного решения. Указал, что истец был уведомлен об изменении даты вылета рейсов, но при обращении в санаторий ходатайством о переносе даты заезда и выезда, получил отказ в связи с отсутствием мест на заявленный период с 26.07.2016г. по 29.07.2016г Истец был вынужден был подыскать иное место пребывания на указанный период, сумма проживания в апартаментах составила <данные изъяты>. В связи с невозможностью заселиться с 13.07.2016г. до 15.07.2016г. истцом излишне было уплачено санаторию <данные изъяты>. Действиями ответчика истцу причинены убытки на общую сумму <данные изъяты>

Представитель ответчика Акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте судебного слушания надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление о получении судебной корреспонденции; заявлений о рассмотрении дела в свое отсутствие либо об отложении дела в адрес суда не поступало. Ранее в письменных возражениях на иск указали, что о в связи с тем, что дата вылета рейса была изменена за два месяца и все пассажиры были оповещены об этом заблаговременно, у Истца была возможность подобрать авиабилеты для перелета по вышеуказанному маршруту. Также Истцу была предоставлена возможность оформить вынужденный возврат авиабилетов в связи с изменением даты вылета, и вернуть стоимость авиабилетов в полном объеме. Однако, Истец данным правом не воспользовался и осуществил перелет указанными рейсами. Дата вылетов рейса YC-210, запланированного на 13.07.2016 по маршруту Пермь - Адлер, и рейса YC-209,запланированного на 26.07.2016 по маршруту Адлер - Пермь, была изменена распоряжением коммерческого директора № 73 от 15.04.2016. Поскольку вина ответчика отсутствует, оснований для компенсации морального вреда не имеется. Истец был уведомлен об изменении даты вылета рейсов за два месяца до предполагаемой даты вылета. Просили отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «АТК «Ямал».

Согласно ч.1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. По правилам ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о месте и времени судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины его неявки неуважительными.

В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Кроме того, суд, исходя из охраняемых законом интересов сторон, не допуская умышленного затягивания ответчиком производства по делу, счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке заочного производства. Во внимание принято достаточное количество имеющихся в материалах дела доказательств, необходимых для разрешения дела по существу.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 04.03.2016 года истцом приобретена туристическая путевка (санаторно-оздоровительная) № 037217 в санаторий «Имеритинский» г. Сочи на себя и семью на 14 дней с 13.07.2016 по 26.07.2016 года стоимостью <данные изъяты>, о чем имеется квитанция.

24.03.2016 года через агентство «TICKETSRU» истцом были приобретены и оплачены авиабилеты на рейсы авиакомпании «Ямал» № YC-210 Пермь-Адлер 13.07.2016г. в 17:15 час. и YC-209 Адлер-Пермь 26.07.2016г. в 11:00 час. на себя, супругу и дочь.

В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

В силу ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

В соответствии с п. 1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно Федеральным авиационным правилам «Общие правила воздушных перевозок, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 года № 82, перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.

Регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов (п. 72 Правил).

20.04.2016 года истцом получено сообщение о переносе рейсов YC-210 с 13.07.2016г. на 15.07.2016г., YC-209 с 26.07.2016 на 29.07.2016. Факт задержки рейса ответчиками не оспаривается, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с п.76 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных, перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утверждены приказом Минтранса России от 28.06.2007 №82) перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

В соответствии со ст. 108 Воздушного кодекса РФ и п.226 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (утверждены приказом Минтранса России от 28.06.2007 №82) пассажиру предоставлено право отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством РФ. При этом в п.227 названных Федеральных авиационных правил установлен перечень случаев, когда отказ от перевозки признается вынужденным (в том числе в результате действия (бездействия) перевозчика, влекущего за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира), в других случаях отказ от перевозки имеет добровольных характер.

Таким образом, продавая билет на определенный рейс, перевозчик берет на себя обязательство доставить пассажира в пункт назначения в соответствии с расписанием при отсутствии обстоятельств непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В соответствии с п. 1 ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Ответчиком доказательств того, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика не представлено.

На основании п.5,7 Приказа Минтранса России от 25.09.2008 №155 (ред. от 05.04.2013г.) «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2008 №12793) денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком.

В силу пп. 1, 4 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей в Российской Федерации» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, под убытками понимаются расходы, которые лицо, право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб)…

Как следует из материалов дела, информация о переносе рейса была сообщена истцу заблаговременно и был предложен единственный вариант вылета по маршруту Пермь-Сочи и обратно с задержкой на несколько дней, в связи с чем по причине задержки рейса истец понес убытки в размере <данные изъяты>, из которых <данные изъяты> – убытки, связанные с затратами на санаторий с 13.07.2016г. по 15.07.2016; <данные изъяты> – убытки, понесенные на проживание в арендованных апартаментах с 26.07.2016г. по 29.07.2016, о чем в материалах дела имеется договор № 1 об оказании услуг от 26.07.2016г.

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно п. 1 ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

На основании ст. 120 Воздушного кодекса Российской Федерации за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика штрафа за задержку авиарейса в размере <данные изъяты>, согласно следующего расчета: 48 часов (задержка рейса Пермь-Сочи) + 72 часа (задержка рейса Сочи-Пермь) = 120 часов. 120 часов * <данные изъяты> (МРОТ) = <данные изъяты>. Расчет судом проверен, является арифметически правильным, возражений по расчету, контррасчета от ответчика не поступало, поэтому штраф в размере <данные изъяты> подлежит взысканию с ответчика.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся: расходы на оплату услуг представителя.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из материалов дела следует, что 03.10.2016г. между ФИО1 (заказчик) и ООО «Финансы и право» (исполнитель) заключен договор оказания услуг. Согласно п. 1 предметом договора является оказание следующих юридических услуг: консультирование заказчика по факту задержки авиарейсов; подготовка искового заявления в Мотовилихинский районный суд по иску к авиакомпании о взыскании убытков, штрафа. Стоимость услуг по договору определена сторонами в сумме <данные изъяты> (п. 4.1. Договора). Факт оплаты по договору подтвержден квитанцией от 18.10.2016 года на сумму <данные изъяты>. По результату выполнения работ, между исполнителем и заказчиком подписан Акт от 21.10.2016г.

Сумма судебных расходов в размере <данные изъяты> подтверждена материалами дела и подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» в пользу ФИО1 убытки в размере 30.800 рублей, штраф в размере 21.808 рублей, судебные расходы в размере 7 000 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

С У Д Ь Я: