Дело № 2-23/2022
УИД 54RS 0031-01-2021-0005381-34
Поступило 18.06.2021 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2022 года г. Обь Новосибирской области
Обской городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Зайнутдиновой Е.Л.,
при секретаре судебного заседания Свириной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасименко Дмитрия Васильевича, действующего в интересах несовершеннолетней Герасменко Марии Дмитриевны, к Шипиловой Елене Борисовне и ТСН «ЖКО-26» о признании незаконной и прекращении деятельности
УСТАНОВИЛ:
Герасименко Д.В., действующий в интересах несовершеннолетней Герасменко М.Д., обратился в суд к Шипиловой Е.Б. и ТСН «ЖКО-26» о признании незаконной и прекращении деятельности, в котором с учетом уточненных исковых требований просит признать незаконным создание ТСН «ЖКО-26», ИНН №, юридический адрес: <адрес>, ул. ЖКО аэропорта, <адрес>, признать незаконной деятельность ТСН «ЖКО-26» с ДД.ММ.ГГГГ., признать недействительной запись о государственной регистрации ТСН «ЖКО-26», обязать регистрирующий орган Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по <адрес> внести запись в ЕГРЮЛ о принятии решения о прекращении деятельности юридического лица ТСН «ЖКО-26», взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что его дочери, несовершеннолетней Герасименко М.Д., на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, ул. <адрес><адрес>. На основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда о ДД.ММ.ГГГГ решение Обского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № было отменено, и был признан недействительным протокол № от ДД.ММ.ГГГГ. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования. На основании отмененного протокола собрания ответчиком Шипиловой Е.Б. было создано ТСН «ЖКО-26» и ответчик Шипилова Е.Б. была избрана его председателем. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ. Шипиловой Е.Б. в налоговом органе МИФНС № ТСН «ЖКО-26» было зарегистрировано в качестве юридического лица на основании вышеуказанного протокола. Считает, что с даты вступления в силу законного акта о признании недействительным протокола № от ДД.ММ.ГГГГ., а именно с ДД.ММ.ГГГГ. Шипилова Е.Б. не произвела никаких действий по уведомлению налогового органа о ликвидации ТСН «ЖКО-26» и исключении записи о его создании из ЕГРЮЛ, продолжала вести незаконную деятельность фактически ликвидированного ТСН «ЖКО-26», получала заработную плату как председатель ТСН, совершала сделки и заключала договоры от имени ликвидированного ТСН «ЖКО-26», то есть от имени собственников всего дома.
В судебном заседании представитель истца Николаев Е.М. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Шипиловой Е.Б., Костина Ю.В., иск не признала. Суду пояснила, что в соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ., который не был на тот момент признан недействительным, ТСН «ЖКО-26» было зарегистрировано и осуществляло свою действительность в установленном порядке, а после признания протокола недействительным управление домом стала осуществлять управляющая компания, деятельность ТСН «ЖКО-26» была прекращена. Считает, что в связи с принятием собственниками решения о создании ТСН, налоговым органом было зарегистрировано данное юридическое лицо, оснований для отказа не было, и поскольку ТСН лицензиатом не является, начинает управление без приказа, в связи с чем, этот период нельзя признать не законным.
Ответчик Шипилова Е.Б., представитель ТСН «ЖКО-26» и представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Представитель третьего лица МИ ФНС № 16 по Новосибирской области просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указывает, что Федеральным законом от 08.08.2021г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен заявительный порядок регистрации юридических лиц, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации установленной ст. 23 данного закона. При этом обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в документах юридического лица, и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрационный орган с соответствующим заявлением о государственной регистрации. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган ДД.ММ.ГГГГ председателем ТСН «ЖКО-26» Шипиловой Е.Б. для государственной регистрации ТСН «ЖКО-26» представлено заявление о создании юридического лица по форме № с приложением протокола № от ДД.ММ.ГГГГ., Устава ТСН «ЖКО-26», гарантийное письмо, документ об оплате государственной пошлины. Поскольку основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали, инспекцией ДД.ММ.ГГГГ. принято решение о государственной регистрации №А, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись за №, при этом не было допущено нарушения законодательства о государственной регистрации, внесенные в ЕГРЮЛ сведения соответствуют сведениям, содержащимся в представленных в инспекцию документах. В связи с чем, решение инспекции о государственной регистрации в полной мере соответствует закону, и основания для признания недействительным решения о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. №А, отсутствуют. Также указывает, что в части требований о признании незаконным создания ТСН «ЖКО-26» и об обязании инспекцию внести запись о принятии решения о ликвидации ТСН «ЖКО-26», которое по сути сводится к прекращению правоспособности ТСН «ЖКО-26» являются несостоятельными, основанными на неверном применении норм права и не подлежащими удовлетворению. Так, порядок ликвидации юридического лица установлен статьями 61-64 ГК РФ, главой 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регулируется порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Из данных норм следует, что ликвидация юридического лица представляет собой процедуру, при осуществлении которой должны приниматься меры, направленные на защиту интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица и иных заинтересованных лиц, и соблюдаться определенный порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица. Считают, что истец не наделен правом на предъявление требования в суд как о ликвидации ТСН «ЖКО-26», так и об обязании инспекцию внести запись о принятии решения о ликвидации ТСН «ЖКО-26» при отсутствии решения суда о ликвидации юридического лица. Также указывают, что государственная регистрационная запись сама по себе не является ненормативным правовым актом государственного органа, поскольку производится на основании решения регистрирующего органа, в связи с чем, не может быть в судебном порядке оспоренной и признана недействительной.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно положениям ч. 1-5 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Устав товарищества собственников жилья должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников жилья", месте нахождения, предмете и целях его деятельности, порядке возникновения и прекращения членства в товариществе собственников жилья, составе и компетенции органов управления товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, составе и компетенции ревизионной комиссии (компетенции ревизора) товарищества, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Кодексом.
Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества.
Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
Исходя из требований ч. 1 ст. 136 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц (ч. 3 ст. 136 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 7 ст. 181.4 Гражданского кодекса РФ оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия.
Решением Обского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. по иску Охрименко Н.И. к Шипиловой Е.Б. о признании недействительным протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме было отказано в удовлетворении исковых требований. Апелляционным определением Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. решение суда было отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Охрименко Н.И. удовлетворены, постановлено признать недействительным протокол № от ДД.ММ.ГГГГ. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования.
Поскольку протокол № от ДД.ММ.ГГГГ. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, ул<адрес>, <адрес>, на основании которого был создан ТСН «ЖКО-26» был признан решением суда недействительным, то исковые требования о признании незаконными создание и деятельность ТСН «ЖКО-26» подлежат удовлетворению.
Товарищество собственников недвижимости считается созданным с момента его государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Согласно ч. 5 ст. 136 Жилищного кодекса РФ при государственной регистрации товарищества собственников жилья представляются протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества и об утверждении его устава, и устав товарищества, а также сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме за создание товарищества собственников жилья, о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со статьями 5, 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ записи в едином государственном реестре юридических лиц должны носить достоверный характер. При этом подпункт «а» п. 1.3 ст. 9 указанного закона к числу заявителей при внесении в реестр юридических лиц изменений относит руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ предусматривалось, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), документ об уплате государственной пошлины.
Аналогичные требования к предъявляемым при регистрации некоммерческой организации при ее создании документам в уполномоченный орган или его территориальный орган, установлены и ч. 5 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в МИ ФНС № по <адрес> для регистрации ТСН «ЖКО-26» были поданы соответствующие требованиям законодательства документам, а именно, заявление о создании юридического лица по №, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, Устав ТСН «ЖКО-26», гарантийное письмо о предоставлении помещения для ТСН «ЖКО-26», документ об оплате государственной пошлины. На основании данных документов ДД.ММ.ГГГГ. было принято решение о государственной регистрации №А о государственной регистрации создания ТСН «ЖКО-26», и сведения о ТСН «ЖКО-26» были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц до настоящего времени ТСН «ЖКО-26» значится действующим юридическим лицом.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Под правоспособностью юридического лица понимается способность юридического лица осуществлять гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (ст. 52 Гражданского кодекса РФ).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, в том числе, при их создании, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются положениями Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Порядок государственной регистрации юридического лица при создании, а также порядок представления и перечень документов, представляемый в регистрирующий орган заявителем с целью государственной регистрации юридического лица при создании, регламентированы положениями ст.ст. 9 и 12 вышеуказанного закона. Так, при государственной регистрации юридического лица при создании в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные ст. 12 данного закона, и государственная регистрация носит заявительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в представляемых документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением.
В силу п. 4.1 ст.9 указанного Закона регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ФЗ.
Поскольку достоверность предоставляемых для государственной регистрации документов и их соответствие законодательству обеспечивается самим заявителем, налоговый орган не уполномочен проверять подлинность и законность представленных документов и проводить их правовую экспертизу.
Пунктом 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п.2 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ).
Суд приходит к выводу, что государственная регистрация заключается в принятии регистрирующим органом решения о государственной регистрации и во внесении на основании указанного решения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. При несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ).
Акт государственной регистрации юридических лиц, регистрации изменений сведений о юридических лицах и предпринимателях не является индивидуальным (ненормативным) правовым актом, поскольку относится к особым действиям юридического характера, совершаемым органами исполнительной власти в пределах установленных полномочий, и представляет собой систему записей, которые не обжалуются в соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ. Записи в ЕГРЮЛ являются техническим следствием решений налоговых органов, а не нормативным правовым актом, и не могут быть признаны недействительными и подлежать обжалованию в порядке ст. 13 Гражданского кодекса РФ и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривает возможности аннулирования или исключения записей из реестра. Внесенные в ЕГРЮЛ записи не погашаются, не исключаются и не аннулируются.
Единственным основанием для признания недействительным решения о государственной регистрации могут быть либо установление факта недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, либо нарушение процедуры включения названных сведений в ЕГРЮЛ.
Поскольку Шипиловой Е.Б. при регистрации создания юридического лица в инспекцию были представлены все необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в том числе, решение общего собрания собственников жилья о создании указанного товарищества, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ., которое на момент принятия решения о государственной регистрации ТСН «ЖКО-26» при создании в установленном порядке не было оспорено и отменено, и являлось действующим.
Таким образом, оснований для отказа, предусмотренных п.1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», у инспекции не имелось. Заявителем были соблюдены требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденные приказом ФНС № от ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ инспекцией принято решение №А о государственной регистрации ТСН «ЖКО-26» при создании, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за №.
Обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности внесенных в ЕГРЮЛ сведений и допущенных налоговым органом нарушений процедуры включения названных сведений в ЕГРЮЛ, отсутствуют.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что государственная регистрация ТСН «ЖКО-26» при создании не может быть признана недействительной.
В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в ЕГРЮЛ сведений о его прекращении.
Согласно положениям п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ прекращение деятельности юридического лица – прекращение его правоспособности осуществляемой посредством ликвидации юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Способами ликвидации юридического лица согласно ст. 61 Гражданского кодекса РФ являются: по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; на основании решения суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом.
Истец не относится к числу лиц, которым в соответствии с законом предоставлено право обращения в суд с требованием о прекращении деятельности юридического лица.
Кроме того, как усматривается из протокола от ДД.ММ.ГГГГ. внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>, было принято решение о ликвидации ТСН «ЖКО-26», в качестве ликвидатора была избрана Столярова Е.А., которая была наделена полномочиями для совершения всех фактических и юридических действий, в том числе правом подачи заявления в регистрирующий орган о ликвидации ТСН «ЖКО-26».
Таким образом, суд приходит к выводу, что признание недействительным решения общего собрания товарищества не является основанием для признания недействительной государственной регистрации юридического лица, а также возможным обязать регистрирующий орган Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по <адрес> внести запись в ЕГРЮЛ о принятии решения о прекращении деятельности юридического лица ТСН «ЖКО-26». При таких обстоятельствах, данные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Поскольку исковые требования Герасименко Д.В. были удовлетворены в части признания незаконными создания и деятельности ТСН «ЖКО-26» с ДД.ММ.ГГГГ., то в силу положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с ТСН «ЖКО-26» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Герасименко Дмитрия Васильевича, действующего в интересах несовершеннолетней Герасименко Марии Дмитриевны, к Шипиловой Елене Борисовне и ТСН «ЖКО-26» о признании незаконной и прекращении деятельности удовлетворить частично.
Признать незаконными создание и деятельность ТСН «ЖКО-26» с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Товарищества собственников недвижимости «ЖКО-26» в пользу Герасименко Дмитрия Васильевича расходы по уплате государственной пошлины 300 руб. 00 коп.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 01 февраля 2022 года.
Судья Е.Л. Зайнутдинова