ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2403/19 от 05.09.2019 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело <номер обезличен>

26RS0<номер обезличен>-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 сентября 2019 года <адрес обезличен>

Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:

председательствующего судьи Радионовой Н.А.,

при секретаре Зориковой А.Г.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика ПАО «Аэрофлот» ФИО2,

действующего на основании доверенности <адрес обезличен>8 от <дата обезличена>,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ПАО «Аэрофлот» о возмещении материального вреда, компенсации морального вреда, штрафа,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ПАО «Аэрофлот» о возмещении материального вреда, компенсации морального вреда, штрафа.

В обоснование заявленных требований указала, что <дата обезличена> через мобильное приложение aviasales она купила билет (номер подтверждения WWAKHM, номер билета <номер обезличен>) на сайте www.supersaver.ru по маршруту Москва-Амстердам-Мехико-Богота вылет <дата обезличена> в 14.40 ч. и обратно Богота-Мехико-Амстердам-Москва прилет <дата обезличена> в 03.50 ч. Стоимость билета составила в общем 45 753 рубля, которые были оплачены в день покупки. Перевозчиком является компания «AeroMexico», но рейс из Москвы в Амстердам SU 2694 (№<номер обезличен> и обратный рейс из Амстердама в Москву № <номер обезличен> выполняет ПАО «Аэрофлот».

Согласно маршрутной квитанции, данным электронного билета, а также посадочному талону вылет из Москвы <дата обезличена> осуществляется из аэропорта Шереметьево из международного терминала D в 14ч40 мин.

<адрес обезличен>а в Москву и обратно она приобрела также в мобильном приложении aviasales на сайте kupibilet.ru билеты из Ставрополя в Москву и обратно через аэропорт Шереметьево стоимостью 9550 рублей (номер билета <номер обезличен>, номер бронирования а/к DEFJZF). Перевозчиком является ПАО «Аэрофлот». Согласно маршрутной квитанции и электронного билета рейс SU-1369 из Ставрополя (аэропорт Шпаковское) выполняется <дата обезличена> в 07.00 и прибывает в Москву в терминал Б в аэропорт Шереметьево в 09.15. Таким образом, пересадка из Ставрополя в Москву составляла 5 часов 25 минут.

<дата обезличена> в 18.15 минут истцу на мобильный телефон пришло смс - извещение от Аэрофлота о том, что рейс SU-1369 переноситься на <дата обезличена> на 11ч.00 минут. То есть она должна была прибыть в Москву уже не в 09.15 минут, а в 13ч 15 минут. И пересадка на рейс в Амстердам уже составляла 1 час 25 минут.

Обеспокоившись, что рискует не успеть на рейс из Москвы в Амстердам в 14.40 минут, <дата обезличена> в 14 часов истец позвонила на горячую линию в ПАО «Аэрофлот» и попросила изменить дату или время вылета из Ставрополя или же рассмотреть возможность вылета из ближайших аэропортов. Сотрудник ответила, что в Москве снегопад и аэропорты не могут принимать самолеты. Ближайший рейс выполняется только <дата обезличена> в 11.00, <дата обезличена> был только один рейс в 14.00 и самолет уже вылетел. Изменить аэропорт вылета не имеет смысла, так как проблема в погодных условиях Москвы. Истец попросила посмотреть успею ли она за 1 час 25 минут сделать пересадку в Шереметьево. Специалист уточнила, что она прилетает в терминал Б и вылетает из терминала D, и если она не будет брать багаж, то успеет и на регистрацию и на посадку.

<дата обезличена> в 14ч.42мин. на электронную почту истца ПАО «Аэрофлот» прислал ссылку для электронной регистрации на рейс из Москвы в Амстердам. <дата обезличена> в 22.40 минут она распечатала посадочный талон, где было также указано, что терминал вылета D. Таким образом, истец уточнила данные о маршруте за 16 часов до вылета.

<дата обезличена> в 11.00 истец вылетела из Ставрополя и прибыла в Москву в аэропорт Шереметьево в терминал Б в 13ч. 15м. В 13 ч.40м. после выхода из самолета, она сразу направилась в терминал D, так как не брала с собой багаж, только ручную кладь. Двигаясь в аэропорту, она всегда придерживалась направления, указывающего на терминал D, прошла через зону досмотра в терминале D. Так как ей надо было уточнить номер выхода на посадку, она спросила у сотрудника и он, посмотрев в системе, ответил, что номер выхода 43, терминал D. В 14.00 она уже была в терминале D, оставалось еще 20 минут до окончания посадки. Она быстро направилась к выходу 43 и, дойдя практически до конца всех выходов терминала D и не найдя нужный выход, она подошла к сотрудникам на одном из выходов и спросила, где находится выход 43 на Амстердам, на что ей ответили, что вылет в Амстердам выполняется из терминала F и выход 43 находится там, а это в противоположном крыле аэропорта, и идти до него минимум 15 минут быстрым шагом. Истец бежала в терминал F и, пробегая терминал Е у выхода 37, где есть стойка информации аэропорта, она попросила сообщить, что она бежит не рейс, и чтобы ее подождали несколько минут. На что консультант отвечает, что их система не позволяет этого сделать. В 14.25 истец прибежала к 43 выходу. Там стояли две сотрудницы, которые пропускают в самолет и она попросила их пропустить ее в самолет, потому что несмотря на то, что она опоздала на посадку на 5 минут, и до взлета еще 15 минут, самолет еще на земле, к нему подведен рукав и она может пройти. На что одна из сотрудниц начала уточнять у нее цель поездки в Колумбию. После чего, сообщила, что на этот самолет они не могут ее пустить, потому что двери самолета закрываются автоматически после окончания регистрации, но есть возможность поменять билет на ближайший рейс до Амстердама, который выполняет также Аэрофлот в 18.00, и истец успеет на пересадку в Мехико. Пока самолет находился на земле, истца провели к стойке Аэрофлота в терминале F рядом с выхо<адрес обезличен>, где уверили, что сейчас во всем разберутся и дадут билет на рейс до Амстердама на 18 часов, ей пояснили следующее: так как истец прошла регистрацию на рейс электронно, чтобы поменяли билет, которым истец фактически не воспользовалась, необходимо зарегистрироваться на паспортном контроле, через который она прошла в зону вылета и уточнила, что это терминал Е, после надо выйти в общую зону и там пройти в операционную кассу, в которой поменяют билет, и уже оттуда снова пройти контроль, пройти в нужный терминал и вылететь в Амстердам. Подойдя к сотрудникам пограничной службы в терминале Е с просьбой поставить штамп об аннулировании регистрации, ей ответили, что необходимо вернуться в терминал Б, откуда она прилета в Шереметьево, а только потом еще раз пройти к ним. В 15.20 истец пришла в терминал Б, объясняла всю ситуацию, на что сотрудник пограничной службы терминала В ответил, что ее дезинформировали, и они не имеют отношения к международным терминалам и штамп об аннулировании ставят в терминале, где пропускали, и для этого снова проходить терминал Б не нужно. Истец вернулась в терминал D, вместе с сотрудницей аэропорта Шереметьево они с ней прошли к пограничному контролю терминала Е со служебного входа и попросили поставить штамп в билет об аннулировании регистрации. Сотрудник проверил номер штампа и ответил, что это не их штамп и они не могут его аннулировать. Далее, не оставалось иного варианта, как пройти в терминал D. Сотрудник пограничной службы проверил посадочный талон, и сказал, что она проходила контроль в терминале D и там поставили штамп об аннулировании посадочного талона. После этого, сотрудник операционной кассы, ответила, что не может обменять билет на 18 часовой рейс до Амстердама, так как об изменении терминала вылета она должна была узнать сама, а то, что рейс из Ставрополя задержали, из-за чего время пересадки сократилось на 4 часа, не является основанием для обмена билета, так как рейс из Ставрополя в Москву не является частью билета Москва-Амстердам-Мехико-Богота. Таким образом, пояснили, чтобы не потерять основной билет до Колумбии, ей нужно приобретать самостоятельно новый билет до Амстердама на 18 часовой рейс. Стоимость билета за час до вылета в эконом-классе составляла 52 000 рублей. Истец не имела на тот момент денежных средств в такой сумме, чтобы приобрести новый билет. Следующий рейс вылетал в 19.35 минут и стоил уже около 16 000 рублей, но она уже не успевала на другой рейс из Амстердама в Мехико, так как пересадка составляла менее 50 минут.

Таким образом, истец была лишена возможности вылететь в Колумбию. Так как, больше ничего не оставалось, как вернуться в Ставрополь, онапоменяла свой билет с датой вылета из Москвы в Ставрополь с <дата обезличена> в 10ч35 мин. на <дата обезличена> в 23ч 59 мин, доплатив за это штраф в размере 3050 рублей.

Ожидая вылета в Ставрополь, <дата обезличена> в 20 ч.35 мин. истец направила на официальном сайте ПАО «Аэрофлот» претензию с требованием возместить причиненный ущерб в течение 10 дней.

Ответ на претензию был направлен на электронную почту <дата обезличена>. В тексте ответа указано, что в ходе расследования установлено, что посадка на рейс SU 2694 от <дата обезличена> была закончена в соответствии с технологическим графиком авиакомпании. По независящим от ПАО «Аэрофлот» причинам она не явилась к месту проведения посадки до установленного времени окончания посадки на борт воздушного судна. На основании п. 91 ФАП-82 истцу было отказано в перевозке рейсом SU 2694 от <дата обезличена>.

Считает, что по вине ПАО «Аэрофлот» ее поездка в Колумбию, запланированная на <дата обезличена>- <дата обезличена> не состоялась, в связи с чем ей причинены убытки. Из-за сложившихся обстоятельств она перенесла физические и нравственные страдания. Она в течение года готовилась к этой поездке. С 27 января по 02 февраля она должна была принять участие в международной конференции в Боготе. <адрес обезличен>а через Мексику она занималась оформлением визы, бронировала гостиницу в Колумбии, перенесла судебные заседания. Кроме того, она пережила огромный стресс.

На основании изложенного просит суд: 1) взыскать с ПАО «Аэрофлот» в пользу ФИО1 сумму ущерба в размере 58 353 рублей, из которых: 45 753 рубля - стоимость авиабилета из Москвы в Боготу и обратно; 9 550 рублей- стоимость авиабилета из Ставрополя в Москву и обратно; 3 050 рублей- сумма штрафа за изменение даты вылета из Москвы в Ставрополь с <дата обезличена> на <дата обезличена>; 2) взыскать с ПАО «Аэрофлот» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей; 3) взыскать с ПАО «Аэрофлот» в пользу ФИО1 штраф в размере 50 %.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, суду пояснила, что ее опоздание на посадку на 5 минут произошло не по ее вине, а по вине ПАО «Аэрофлот». Одной из причин опоздания на посадку явилась задержка вылета из Ставрополя. Она приобретала билет из Ставрополя в Москву с таким учетом, что пересадка составит 5 ч.25 минут и это времени было бы более чем достаточно, чтобы уточнить информацию о терминале вылета, выходе на посадку. Но рейс из Ставрополя задержался на 4 часа по независящим от истца обстоятельствам, и время пересадки сократилось до 1 ч.25 минут. И у нее не было времени ходить по самому большому в России аэропорту в поисках информационного табло. Также сообщила, что не согласна с возражениями ответчика, о том, что ПАО «Аэрофлот» не несет ответственность за стыковку авиарейсов по отдельным авиабилетам, а отвечает только в случае перелета пассажиром единым авиабилетом, поскольку данное обстоятельство противоречит ст. 15 ГК РФ, а также ст. 28 ФЗ «О защите прав потребителей». Поскольку, причиной ее опоздания стало и то, что ПАО «Аэрофлот» не сообщил заранее об изменении маршрута. Изменение номера выхода на посадку возможно за 50 минут до вылета, но изменение терминала вылета не позднее 24 часов, как это указано в памятке ПАО «Аэрофлот». На сайте ПАО «Аэрофлот» опубликовано расписание движения воздушных судов по направлению Москва (Шереметьево)- Амстердам, где указан рейс SU 2694, который выполняется ежедневно в 14.40 из терминала D. В соответствии с п. 74 Приказа Минтранса России от <дата обезличена><номер обезличен> (ФАП-82) в случае изменения расписания движения воздушных судовперевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом. В силу положений п. 75 ФАП-82 изменение маршрута перевозки, указанного в перевозочных документах, можетбыть произведено по согласованию между перевозчиком и пассажиром, грузоотправителем. В случае изменения пассажиром маршрута перевозки перевозчиком может производиться перерасчет стоимости перевозки. В электронном билете терминал вылета из Шереметьево был указан D. Более того, за 16 часов до вылета она проверила статус рейса, изменений не оказалось, и прошла онлайн регистрацию и распечатала посадочный талон, в котором также был указан терминал вылета D, номер выхода указан не был, так как он становится известен за 50 минут до вылета. Таким образом, считала, что перевозчик не проинформировал ее об изменении расписания движения (об изменении терминала вылета с D на F) каким-либо способом, имея ее телефонный номер, номер для связи с близким родственником, и адрес электронной почты. Сведений о том, что изменение маршрута перевозки требовали условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию претензию не представил. Также суду сообщила, что считает, что по вине ПАО «Аэрофлот» ее поездка в Колумбию, запланированная на <дата обезличена>- <дата обезличена> не состоялась, в связи с чем ей причинены убытки. Ее опоздание на посадку на 5 минут, до взлета еще оставалось 15 минут. К самолету не нужно было ехать на автобусе, к нему имелся выход по телетрапу и ей нужно было всего 10 секунд, чтобы пройти в самолет. Самолет и так бы вылетел без задержек в 14.40. Но ее никого не пропустили и рекомендовали поменять билеты на 18 часов, но как оказалось сделать это было невозможно.

Представитель ответчика - ПАО «Аэрофлот» в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. Суду пояснил, что в соответствии с нормами действующего законодательства, перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки пассажиров в случае, если задержка произошла по независящим от перевозчика обстоятельствам. Бремя доказывания наличия и размера убытков, причинной связи между понесенными расходами и действиями ответчика лежит на истце. 3аконодательством РФ предусмотрено освобождение перевозчика от ответственности в случае невыполнения обязательства в связи с обстоятельствами, не зависящими от перевозчика (статья 120 Воздушного кодекса РФ, пункт 3 статьи 401, статья 795 Гражданского кодекса РФ, пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира установлена специальными нормами, перечисленными в п. 1 ст. 795 ГК РФ. На дату <дата обезличена> в связи с неблагоприятными метеоусловиями в а/п Шереметьево (наблюдался продолжительный снегопад) вводились ограничения - НОТАМ Б0315/19 (период действия с 14:00 <дата обезличена> по 17:00 <дата обезличена> msk): чистка взлетно-посадочной полосы от снежно-ледяных отложений, снижение пропускной способности комплекса ВПП; ограничения скоростного режима для спец. автотранспорта. По вышеуказанной причине рейс SU1369/<дата обезличена> по маршруту Ставрополь - Москва был перенесен. Рейс АМ7034/<дата обезличена> принадлежит авиакомпании «Airomexico». Указанные факты подтверждаются справкой департамента планирования и координации операционной деятельности ПАО «Аэрофлот» от <дата обезличена><номер обезличен>, телеграммой аэропорта Шереметьево, выпиской о погоде, распечаткой из автоматизированной системы IPG AERO с указанием кода задержки рейсов М/У - метеоусловия. Таким образом, задержка рейса произошла по причине, не зависящей от перевозчика и вина в задержке доставки пассажира отсутствует. Кроме того, <дата обезличена> согласно ремаркам автоматизированной системы голосового и CMC оповещения контакт-центра пассажир был заблаговременно проинформирован об изменении времени вылета рейса SU1369 <дата обезличена> Ставрополь - Москва с 07:00 на 11:00 по контактным телефонам <номер обезличен> и <номер обезличен>. Авиабилет <номер обезличен> числится использованным на участке Ставрополь - Москва на указанном на нем рейсе/дате. До истца надлежащим образом доведена информация о всех условиях перевозки, в том числе о минимальном стыковочном времени и об отсутствии обязанности перевозчика обеспечивать стыковку между рейсами, оформленными по отдельным договорам перевозки. Вся необходимая информация, касающаяся условий договора перевозки и правил применения тарифов, являющихся неотъемлемой частью договора перевозки размещена в открытом доступе на официальном сайте ПАО «Аэрофлот» в сети Интернет - www.aeroflot.ru, с которой пассажиры имеют возможность и должны ознакомиться в силу публичного характера заключаемого договора перевозки. На сайте ПАО «Аэрофлот» по ссылке (транзитным пассажирам) указано, что стыковочное время для внутреннего рейса, прибывшего в терминал В и международного рейса, вылетающего из терминала D,F составляет 1 ч. 25 мин, таким образом, истец был извещен о минимальном стыковочном времени надлежащим образом. П. 10 договора перевозки указано, что перевозчик не несет ответственности за обеспечение стыковок рейсов, если перевозка была оформлена отдельными билетами. Истец был надлежащим образом уведомлен о том, что ПАО «Аэрофлот» не обязано обеспечивать стыковку рейсов, оформленных по двум отдельным договорам перевозки и соответственно производить бесплатное переоформление авиабилета. Также указал, что отказ в перевозке истца по причине неявки на посадку является правомерным. В посадочном талоне истца указана информация о том, что посадка на рейс заканчивается за 20 мин. до времени вылета рейса. По прибытии в аэропорт необходимо уточнить номер выхода на посадку. Отказ от перевозки рейсами Амстердам - Мехико - Богота - Мехико - Амстердам - Москва по авиабилетам <номер обезличен> авиакомпании AEROMEXIKO, выполняемыми ПАО «Аэрофлот» на основании соглашения «код-шеринга» также является самостоятельным решением истца и не может быть вменено в вину ПАО «Аэрофлот».

Представитель третьего лица - авиакомпании AEROMEXIKO, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно доводов других лиц, участвующих в деле; использовать другие процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности, установленные процессуальным законодательством.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со статьей 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (пункт 1). Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (пункт 2).

Согласно статье 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (пункт 1). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (пункт 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации устанавливаются Воздушным кодексом РФ.

Согласно статье 100 Воздушного кодекса РФ перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации (пункт 1). Пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) (пункт 2).

Пунктом 1 статьи 102 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Согласно пункт 1 статьи 106 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 116 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

При осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) применяются Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные Приказом Минтранса России от <дата обезличена><номер обезличен> (Правила воздушных перевозок).

Согласно пункту 6 Правил воздушных перевозок перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

В соответствии с пунктом 77 Правил воздушных перевозок, для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа.

Согласно пункту 81 Правил воздушных перевозок регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается перевозчиком с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка.

При регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация (пункт 84 Правил воздушных перевозок).

Пунктом 90 Правил воздушных перевозок предусмотрено, что пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс.

Согласно пункту 91 Правил воздушных перевозок пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру.

В соответствии с пунктом 92 Правил воздушных перевозок, перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и акустической информацией: о времени отправления и прибытия воздушных судов; о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете; о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно; о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса; о способе проезда до ближайшего населенного пункта, между терминалами аэропорта, между аэропортами; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа; об общих правилах выполнения пассажирами требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации; о месте нахождения комнат матери и ребенка.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец <дата обезличена> через мобильное приложение aviasales купила билет (номер подтверждения WWAKHM, номер билета <номер обезличен>) на сайте www.supersaver.ru по маршруту Москва-Амстердам-Мехико-Богота вылет <дата обезличена> в 14.40 ч. и обратно Богота-Мехико-Амстердам-Москва прилет <дата обезличена> в 03.50 ч. Стоимость билета в общей сумме составила 45 753 рубля.

Перевозчиком является компания «AeroMexico», но рейс из Москвы в Амстердам SU 2694 (№АМ 7034) и обратный рейс из Амстердама в Москву № AM 7035 выполняет ПАО «Аэрофлот».

Согласно маршрутной квитанции, данным электронного билета, а также посадочному талону вылет из Москвы <дата обезличена> осуществляется из аэропорта Шереметьево из международного терминала D в 14ч.40 мин.

Истец также приобрела в мобильном приложении aviasales на сайте kupibilet.ru билеты из Ставрополя в Москву и обратно через аэропорт Шереметьево стоимостью 9550 рублей (номер билета <номер обезличен>, номер бронирования а/к DEFJZF). Перевозчиком является ПАО «Аэрофлот». Согласно маршрутной квитанции и электронного билета рейс SU-1369 из Ставрополя (аэропорт Шпаковское) выполняется <дата обезличена> в 07.00 и прибывает в Москву в терминал Б в аэропорт Шереметьево в 09.15.

<дата обезличена> в 18.15 минут истцу на мобильный телефон пришло смс - извещение от Аэрофлота о том, что рейс SU-1369 переноситься на <дата обезличена> на 11ч.00 минут.

Судом установлено, что <дата обезличена> в связи с неблагоприятными метеоусловиями в аэропорту Шереметьево (наблюдался продолжительный снегопад) вводились ограничения - НОТАМ Б0315/19 (период действия с 14:00 <дата обезличена> по 17:00 <дата обезличена>): чистка взлетно-посадочной полосы от снежно-ледяных отложений, снижение пропускной способности комплекса ВПП; ограничения скоростного режима для спец. автотранспорта. По вышеуказанной причине рейс SU1369/<дата обезличена> по маршруту Ставрополь - Москва был перенесен. Указанные факты подтверждаются справкой департамента планирования и координации операционной деятельности ПАО «Аэрофлот» от <дата обезличена><номер обезличен>, телеграммой аэропорта Шереметьево, выпиской о погоде, распечаткой из автоматизированной системы IPG AERO с указанием кода задержки рейсов М/У - метеоусловия.

Полеты при неблагоприятных атмосферных условиях выполняются в соответствии с требованиями, установленными Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденными Приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Российского авиационно-космического агентства от <дата обезличена><номер обезличен>,

Действие Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации распространяются на все воздушные суда, выполняющие полеты в воздушном пространстве Российской Федерации (пункт 3).

В соответствии с п. 76 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса РФ от <дата обезличена><номер обезличен>, перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Согласно п. 3.118 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от <дата обезличена><номер обезличен> (ФАП-128), к неблагоприятным атмосферным условиям относятся грозовая деятельность; сильные осадки; повышенная электрическая активность атмосферы; обледенение; турбулентность; сдвиг ветра; облака вулканического пепла; пыльные и песчаные бури.

Согласно п <дата обезличена>., <дата обезличена>. "ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения", принятым и введенным в действие Госстандартом РФ от <дата обезличена> N 267 <дата обезличена>. гололед, заморозок, снегопад относятся к чрезвычайным природным ситуациям.

Согласно распоряжению Правительства РФ от <дата обезличена><номер обезличен>-р «Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации», безопасность полетов воздушных судов, гражданской авиации представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом или более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.

Таким образом, задержка рейса SU1369/<дата обезличена> по маршруту Ставрополь - Москва произошла по причине, не зависящей от перевозчика.

<дата обезличена> в 14ч.42мин. на электронную почту истца ПАО «Аэрофлот» прислал ссылку для электронной регистрации на рейс из Москвы в Амстердам. <дата обезличена> истец распечатала посадочный талон, где было указано, что терминал вылета D.

На сайте ПАО «Аэрофлот» по ссылке https ://www. aeroflot.ru/ra-ru/information/airport/transit (транзитным пассажирам) указано, что стыковочное время для внутреннего рейса, прибывшего в терминал В и международного рейса, вылетающего из терминала D,F составляет 1 ч. 25 мин.

Также, как указывает истец, ей работником ПАО «Аэрофлот» по телефону также было сообщено, что стыковочное время составляет 1 ч. 25 мин. Таким образом, истец был извещен о минимальном стыковочном времени надлежащим образом.

П. 10 договора перевозки указано, что перевозчик не несет ответственности за обеспечение стыковок рейсов, если перевозка была оформлена отдельными билетами.

<дата обезличена> в 11.00 истец вылетела из Ставрополя и прибыла в Москву в аэропорт Шереметьево в терминал Б в 13ч. 15м.

Согласно ответа АО «Международный аэропорт Шереметьево» от <дата обезличена><номер обезличен>.10, время вылета рейса SU-2694 по маршруту «Москва-Амстердам» <дата обезличена> в 14:40. терминал вылета D и выход на посадку <номер обезличен>, для пассажиров рейса SU-2694 был изменен на терминал F и выход <номер обезличен> в 9:00 (за 5 ч. 40 мин. До время вылета рейса). <дата обезличена> информация о времени начала и окончания посадки, а также о терминале (F) и номере выхода на посадку (<номер обезличен>) отображалась на информационных мониторах, а также на мониторах общего табло в терминалах D и F. ФИО3 в работе мониторов не зафиксировано. Звуковое оповещение пассажиров относительно указанного рейса осуществлялось в терминалах D и F: в 13:10; 13:50; 14:04; 14:07; 14:10; 14:11;14:17; 14:19.

В п. 84 Федеральных авиационных правил указано, что при регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.

Пунктом 90 Правил предусмотрено, что пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс.

Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру (п. 91 Правил).

Согласно сведениям, указанным в посадочном талоне на рейс SU-2694 по маршруту «Москва-Амстердам», посадка на рейс заканчивается за 20 минут до времени вылета.

Как установлено судом, и истцом не оспаривается, что истец прибыла на посадку в терминал F, выход <номер обезличен> в 14.25, то есть когда посадка на рейс была окончена, что послужило основанием для отказа пассажиру в перевозке в связи с опозданием на посадку.

Доводы истца о том, что ПАО "Аэрофлот" обязано информировать пассажира об изменении номера выхода на посадку на борт воздушного судна посредством связи (телефон, электронная почта), не могут быть признаны обоснованными, поскольку Правилами воздушных перевозок и Правилами ПАО "Аэрофлот" предусмотрена обязанность перевозчика принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.

Судом установлено, что со стороны ответчика до сведения пассажиров рейса SU-2694 по маршруту «Москва-Амстердам» была своевременно и надлежащим образом доведена полная и достоверная информация о времени начала и окончания посадки, номере выхода на посадку, изменении номера выхода на посадку в форме акустического информирования по громкой связи и визуального информирования на информационных мониторах аэропорта.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что доказательств факта нарушения прав истца действиями ответчика ПАО "Аэрофлот" суду не представлено, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о взыскании с ПАО "Аэрофлот" суммы ущерба в размере 58 353 рублей у суда не имеется.

Поскольку судом не был установлен факт нарушения ответчиком прав истца, как потребителя, суд также считает необходимым отказать в удовлетворении требований о взыскании штрафа, компенсации морального вреда, поскольку они являются производными от основного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «Аэрофлот» о взыскании в ее пользу суммы ущерба в размере 58 353 рублей, из которых: 45 753 рубля - стоимость авиабилета из Москвы в Боготу и обратно; 9 550 рублей- стоимость авиабилета из Ставрополя в Москву и обратно; 3 050 рублей- сумма штрафа за изменение даты вылета из Москвы в Ставрополь с <дата обезличена> на <дата обезличена>; компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей; взыскать штраф в размере 50 % - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено <дата обезличена>.

Судья Н.А. Радионова