Заволжский районный суд г. Твери
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Заволжский районный суд г. Твери — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2 - 2404/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2011 года Город Тверь
Заволжский районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Комаровой Ю.В.,
при секретаре Чуркиной А.Е.,
с участием заявителей Суровой С.А., Пашковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кудряшовой М.А., Суровой С.А., Пашковой А.В. об обжаловании действий Комитета по управлению имуществом Тверской области,
установил:
Заявители обратились в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконными действия Комитета по управлению имуществом Тверской области об изменении срока предоставления земельного участка с кадастровым номером № по ЗАО в безвозмездное срочное пользование в целях строительства без обременении и правопритязаний, касающихся прав других лиц.
Указывают, что земельный участок с кадастровым номером №, отведённый под строительство 126 квартирного жилого в микрорайоне был предоставлен в безвозмездное срочное пользование ЗАО «» на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Тверской области от 12 июля 2007г № 1265.
Земельный участок по выделен ЗАО «» Комитетом по управлению имуществом Тверской области по договору безвозмездного срочного пользования № № от 13.07.2007г. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано: объект: земельный участок площадью 4315, 5 кв.м., расположенный по адресу: , регистрация № от ДД.ММ.ГГГГ, срок с 11.10.2007 по 20.03.2011 в пользу ЗАО «» без обременении и правопритязаний.
28 апреля 2011 года из телефонного разговора с представителями Комитета по управлению имуществом Тверской области заявителям стало известно о продлении срока действия договора безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером № заключённого между Комитетом по Тверской области, с одной стороны, и ЗАО «), с другой стороны. Было заключено дополнительное соглашение к договору.
28 апреля 2011 года Кудряшова М.А. обратилась с заявлением о предоставлении информации о решении, на основании которого был продлён договор срочного пользования и о продлении договора безвозмездного срочного пользования, на что от 10.05.2011 г был получен ответ за № 6240-09 о предоставлении с её стороны неких документов, подтверждающих обращения в судебные органы, а также решения в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
Из телефонного разговора Кудряшовой М.А. с Л.), выяснилось: договор продлён сроком на один год в целях строительства без обременении и правопритязаний в судах.
Из телефонного разговора Суровой С.А. с Л.. выяснилось, что он не знал, что право на данный объект недвижимого имущества (земельный участок с установленными границами) оспаривается в судебном порядке, хотя Комитет по управлению имуществом Тверской области привлечён в суде в качестве третьих лиц.
Решение об изменении срока предоставления земельного участка под строительство, которое заявители могли бы оспорить в порядке публичных правоотношений, не выдано.
Просят суд в порядке главы 25 ГПК РФ признать незаконными действия Комитета по управлению имуществом Тверской области об изменении срока предоставления земельного участка с кадастровым номером № по ЗАО « в безвозмездное срочное пользование в целях строительства без обременении и правопритязаний, касающихся прав других лиц.
Ни в одном документе Комитета по управлению имуществом Тверской области о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № ЗАО «» не прописаны обременения (предоставлять беспрепятственный доступ в установленном порядке к объектам сетей работников предприятий (организаций) эксплуатационных служб города, в ведении которых находятся инженерные сети, для их ремонта, технического обслуживания; обеспечить сохранность подземных инженерных сетей) и правопритязания в судебном порядке. И соответственно, не зарегистрированы обременения и правопритязания.
Вышеизложенные незаконные действия со стороны Комитета по управлению имуществом Тверской области нарушают права и свободы Заявителей: они не могут получить коммунальные услуги надлежащего качества, так как инженерные сети проходят по земельному участку с кадастровым номером №, ранее возведённые для обслуживания строения № по (в котором проживают заявители), и которые требуют капитального ремонта. Кроме этого незаконные действия Комитета по управлению имуществом Тверской области ограничивают права и свободы заявителей в будущем, направленные на исполнение решения суда. Судебные разбирательства по спорному участку не завершены.
Просят суд обязать Комитет по управлению имуществом Тверской области внести изменения в решения по условиям предоставления земельного участка ЗАО «», в частности, внести обременения и правопритязания, касающиеся других лиц.
В ходе судебного разбирательства заявители Сурова С.А. и Пашкова А.В. в порядке ст. 39 ГПК РФ изменили требования. Просят суд признать с 12 июля 2009г действие Распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области «О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование» от 12 июля 2007 года № 1256 незаконным, признать действия (бездействия) Комитета по управлению имуществом Тверской области в непринятии распоряжений «О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование» на срок до 20 марта 2011 года; до 31.12.2011 года незаконными, отменить Распоряжение от 13.04.2011г № 565 «О продлении срока действия до
говора безвозмездного срочного пользования земельного участка».
В судебном заседании заявители Сурова С.А., Пашкова А.В. подержали требования.
Кудряшова М.А., представитель Комитета по управлению имуществом Тверской области в судебное заседание не явились, судом постановлено о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав заявителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 11 мая 2007 года между Отделом капитального строительства Администрации Вилючинского городского округа и ЗАО «» заключен муниципальный контракт №, согласно которому застройщик обязуется в предусмотренный контрактом срок своими силами и (или) с привлечением других лиц за счет денежных средств заказчика согласно смете доходов и расходов на 2007 год, финансируемых из местного бюджета Вилючинского городского округа по субвенции на переселение граждан и обеспечения их жильем за пределами закрытого административно-территориального образования города Вилючинска на общую сумму 207 377 304 рубля 00 копеек, построить в Твери по адресу: 126 квартир общей площадью 6517,2 кв. метров.
12 июля 2007 Комитетом по управлению имуществом Тверской области вынесено постановление № 1256, которым в соответствии с Земельным кодексом РФ, законом Тверской области от 22.06.2006 № 66-30 «О распоряжении отдельными земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена», постановлением Администрации Тверской области от 29.06.2006 № 155-па «О реализации отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена», на основании заявления ЗАО «» и представленного пакета документов ЗАО «Спецстройтрест ЗАТО-центр» предоставлен в безвозмездное срочное пользование для строительства жилого дома земельный участок из земель населенных пунктов площадью 4315,5 кв.м, кадастровый номер №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: г.
сроком на 2 года. Отделу земельных отношений по г. Тверь предписано в установленном порядке оформить договор безвозмездного срочного пользования земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.
13 июля 2007 года между Комитетом по управлению имуществом Тверской области и ЗАО «» заключен договор безвозмездного срочного пользования указанным земельным участком № 12 - 3 - /107. Срок использования участка устанавливается с 13 июля 2007 года по 12 июля 2009 года. Также 13 июля 2007 года ЗАО «» участок был принят в безвозмездное срочное пользование согласно акту приема - передачи.
Дополнительным соглашением от 1 декабря 2008 года № 8 к муниципальному контракту № от 11 мая 2007 года в муниципальный контракт внесены изменения в части срока передачи объекта долевого строительства.
1 июня 2009 года Комитетом по управлению имуществом Тверской области издано распоряжение, которым постановлено внести в договор безвозмездного срочного пользования земельным участком № от 13.07.2007 года следующие изменения: в пункте 2.1. слова «по 12 июля 2009г.» заменить словами «по 20 марта 2011г.».
1 июня 2009 года между Комитетом по управлению имуществом Тверской области и ЗАО «Спецстройтрест ЗАТО-центр» заключено дополнительное соглашение к указанному договору безвозмездного срочного пользования земельным участком, которым в договор безвозмездного срочного пользования земельным участком № 12-3/07 от 13.07.2007 года внесены следующие изменения: в пункте 2.1. слова «по 12 июля 2009г.» заменены словами «по 20 марта 2011г.».
Распоряжением от 13 апреля 2011 года № 565 Комитета по управлению имуществом срок действия договора безвозмездного срочного пользования продлен до 31.12.2011 года, также 13.04.2011 года заключено дополнительное соглашение к договору о продлении срока его действия до 31.12.2001 года.
В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 29.06.2006 года № 155-па «О реализации отдельных полномочий по распоряжению земельными участками», Комитет по управлению имуществом Тверской области уполномочен на осуществление полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь.
Согласно ст. 24 Земельного Кодекса РФ, в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки: из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.
На основании ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Таким образом, судом установлено, что все действия Комитета по управлению имуществом по предоставлению спорного земельного участка в безвозмездное срочное пользование совершены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Правопритязания каких - либо иных лиц на данный земельный участок в установленном законом порядке не установлены, не зарегистрированы, документально не подтверждены.
Доводы заявителей о том, что названные действия Комитета по управлению имуществом Тверской области нарушают права заявителей, не могут быть приняты во внимание.
Нарушение своих прав заявители мотивируют невозможностью получения качественных и в установленный срок коммунальных услуг. Однако действующее законодательство предусматривает право потребителей на получение коммунальных услуг и обязанность соответствующих организаций их оказывать. Именно к данным организациям должны быть обращены требования о качественном предоставлении услуг. Все инженерные и коммуникационные сети, расположенные на спорном земельном участке, находятся в ведении соответствующих организаций, именно данные организации обязаны осуществлять их обслуживание, ремонт, содержание, не допускать их ненадлежащей работы.
Не может служить основанием для удовлетворения заявления и довод о том, что могут быть затронуты права и свободы заявителей в будущем, поскольку в соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно ст. 4 ГПК РФ, суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Доводы заявителей о необходимости установления на указанном земельном участке публичного сервитута и незаконности в связи с этим действий Комитета по управлению имуществом также не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со ст. 23 Земельного Кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Сервитут представляет собой ограниченное право пользования чужим земельным участком, незначительно обременяющим права собственника такого участка и не препятствующим дальнейшему использованию участка по целевому назначению. Различие частного и публичного сервитута состоит в том, что в зависимости от наличия или отсутствия публичного интереса (большой общественной значимости) предусматриваются различные способы обременения права собственности сервитутом. Если частный сервитут является примером частноправовых (гражданских) отношений и устанавливается соглашением сторон, то публичный сервитут устанавливается решением органа власти (административный метод). Различными являются и способы защиты прав собственника обременяемого земельного участка, и порядок прекращения сервитута. Вместе с тем, в обоих случаях установления сервитута фактическим выгодоприобретателем является определенное заинтересованное лицо.
Публичный сервитут устанавливается только нормативным правовым актом. Нормативный правовой акт - это вид правового акта, официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений путем установления, изменения или отмены норм права. Публичный сервитут ни при каких обстоятельствах не может быть введен индивидуальным правовым актом, не содержащим норм права и принятым в связи с конкретным делом.
В связи с изложенным требования заявителей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 193 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Кудряшовой М.А., Суровой С.А., Пашковой А.В. об обжаловании действий Комитета по управлению имуществом Тверской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд города Твери в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Комарова