ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2404/20 от 10.09.2020 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес> 10 сентября 2020 года

Советский районный суд <адрес> в составе:

судьи Арестова Н.А.,

при секретаре ФИО2,

с участием помощника прокурора <адрес>ФИО4,

представителя ответчика ФИО5, действующего на основании доверенности от 09.01.2019г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Карасунского административного округа <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 об устранении препятствий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Карасунского административного округа <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением об устранении препятствий.

В обоснование своих требований заявитель указал, что прокуратурой Карасунского административного округа <адрес> проведена проверка по обращению ФИО3 по вопросу нарушения водного законодательства, связанного с ограничением доступа граждан к водному объекту о. Старая Кубань и его береговой полосы. Проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0426011:7768, расположенный в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта о. Старая Кубань (<адрес>) в микрорайоне Гидростроителей МО <адрес>, огорожен забором, чем ограничивает доступ и проход к водному объекту о. Старая Кубань и его береговой полосе. По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости правообладателем данного земельного участка, на котором установлен забор, является ФИО1, свидетельство о государственной регистрации права 23:43:0426011:7768-23/001/2017-1 от ДД.ММ.ГГГГ. Факты нарушения норм законодательства подтверждаются постановлением -ф-2 о назначении административного наказания вынесенное старшим государственным инспектором Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> и <адрес>, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 3 000 рублей и материалами проверки. В соответствии со ст. 2 ГПК РФ, одной из задач гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В силу положений ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений, является самовольной постройкой, и подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет. При этом право собственности на самовольную постройку не может быть признано судом за осуществившим ее лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку наличие данного сооружения делает невозможным реализацию права неопределенного круга лиц на пребывание и передвижение, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, в границах 20-ти метровой зоны береговой полосы водного объекта общего пользования.

В судебном заседании помощник прокурора Карасунского административного округа <адрес>ФИО4, исковые требования уточнил, просил обязать ФИО1 обеспечить свободный доступ неопределенного круга лиц к водному объекту общего пользования о. Старая Кубань на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0426011:7768, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика по доверенности ФИО5, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что истцом при подаче иска не учтены следующие факты: при подаче иска истец ссылается, что земельный участок ответчика находится в границах двадцатиметровой водоохранной зоны водного объекта о. Старая Кубань. Вместе с тем, как усматривается из сведений ФГБУ ФКП Росреестра по <адрес>, от водного объекта о. Старая Кубань до ближайшей точки земельного участка с кадастровым номером 23:43:0426011:7768, принадлежащего ответчику, более 90 метров, что не позволяет считать участок расположенным в пределах двадцатиметровой водоохранной зоны о. Старая Кубань. Иных водных объектов в непосредственной близости от данного земельного участка не имеется. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0426011:7768, расположенный <адрес>, г Краснодар, Карасунский внутригородской округ, участок 2 площадью 513 кв.м, предназначенный для лодочных и спасательных станций, причалов, пристани, пляжа находится в собственности ответчика. Согласно ст. 130 ГК РФ, в которой регламентируется, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и т.д. Статья 11 Водного кодекса РФ также регламентирует, что обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Вместе с тем, согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации» Ведение государственного водного кадастра Российской Федерации осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В соответствии со ст. 79 ВК РФ государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение государственного водного кадастра осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда с участием федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам). В соответствии со ст. 8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Таким образом, право на водный объект подлежит государственной регистрации и государственному учету в уполномоченных органах и водный объект, как объект гражданского оборота, считается возникшим с момента таковой регистрации. Кроме этого, водный объект, как и любой объект недвижимого имущества подлежит кадастровому учету, на основании которого определяются его характеристики и границы. Согласно ч. 7 ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе, о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости. Таким образом, доказательств существования какого-либо водного объекта в непосредственной близости от земельного участка ответчика истцом в материалы дела не представлено, равно как и сведений о его границах. В исковом заявление, равно как и в единых государственных реестрах сведения о водном объекте отсутствуют, соответственно водный объект, как объект недвижимого имущества в качестве индивидуально-определенной вещи не существует, что исключает возможность определения его границ. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», а именно, пунктом 2 указанного постановления под определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) в настоящих Правилах понимается установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) или уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта). В соответствии с пунктом 5 указанного постановления, установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется: а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации; б) Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей. При этом указанным постановлением установлен определенный порядок установления границ водного объекта. Орган государственной власти направляет в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр результаты работ по установлению (уточнению) местоположения береговой линии (границы водного объекта). Федеральное агентство водных ресурсов в течение 5 рабочих дней после внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта) направляет документ, содержащий описание местоположения береговой линии (границы водного объекта) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ФКП «Росреестра»). При этом местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости. Исходя из изложенного, истцом не представлено в материалы дела относимых и допустимых доказательств относительно координат границ водного объекта для расчета места начала и окончания береговой линии, что, соответственно, влечет невозможность определения береговой линии. При данных обстоятельствах иск истца лишен основания и удовлетворению не подлежит. Статьей 56 ГПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по делам не предусмотрен Кодексом. Однако, истцом не доказано, что забор находится в зоне береговой линии какого-либо водного объекта и действия ответчика нарушают чьи-либо права и законные интересы.

Представитель Южного Межрегионального Управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела. Об уважительных причинах неявки суду не сообщено.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, что прокуратурой Карасунского административного округа <адрес> проведена проверка по обращению ФИО3 по вопросу нарушения водного законодательства, связанного с ограничением доступа граждан к водному объекту о. Старая Кубань и его береговой полосы.

В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0426011:7768, расположенный в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта о. Старая Кубань (<адрес>) в микрорайоне Гидростроителей МО <адрес>, огорожен забором, чем ограничивает доступ и проход к водному объекту о. Старая Кубань и его береговой полосе. По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости правообладателем данного земельного участка, на котором установлен забор, является ФИО1, свидетельство о государственной регистрации права 23:43:0426011:7768-23/001/2017-1 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 129 ГК РФ, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу положений ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Согласно ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них на всей площади береговой полосы, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (п.п. 2 и 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что вышеуказанный забор ограничивает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и доступ к водному объекту общего пользования предусмотренные ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации.

Понятие свободный доступ подразумевает не только возможность прохода к берегу, но и возможность граждан использовать всю береговую линию безвозмездно, без ограничений, наличие расположенного в пределах береговой полосы забора, данное право ограничивает.

Факты нарушения норм законодательства подтверждаются постановлением -ф-2 о назначении административного наказания вынесенное старшим государственным инспектором Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> и <адрес>, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 3 000 рублей и материалами проверки.

В соответствии со ст. 2 ГПК РФ, одной из задач гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу положений ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений, является самовольной постройкой, и подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет. При этом право собственности на самовольную постройку не может быть признано судом за осуществившим ее лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку наличие данного сооружения делает невозможным реализацию права неопределенного круга лиц на пребывание и передвижение, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, в границах 20-ти метровой зоны береговой полосы водного объекта общего пользования.

Так как, в ходе рассмотрении дела возникли вопросы, требующие специальных знаний, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено АНО «Бюро независимой экспертизы «Плеяды», с целью выяснения вопроса, на каком расстоянии от водоохраной зоны водного объекта о. Старая Кубань находится забор на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0426011:7768, принадлежащий ответчику.

Согласно выводов заключения комплексной судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, экспертом установлено, что определить на каком расстоянии от водоохраной зоны водного объекта о. Старая Кубань находится забор на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0426011:7768 принадлежащий ответчику, технически не представляется возможным, так как граница водоохраной зоны водного объекта о.Старая Кубань в месте расположения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0426011:7768 на котором возведен исследуемый объект в виде забора, фактически не определена, и соответственно не закреплена на местности. Расстояние от фактической береговой полосы озера Старая-Кубань, установленной в процессе экспертного осмотра от 25.03.2020г., до исследуемого забора возведенного на территории земельного участка с кадастровым номером 23:43:0426011:7768 составляет 24,0 м.

По ходатайству ответчика ФИО1 в судебное заседание вызван эксперт ФИО6, который составил заключение от ДД.ММ.ГГГГ.

Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО6 показал, что возможно сопоставить только соприкосновение водной глади с землей, исследуемая часть озера установлена технически и она прилегает к озеру являясь частью водоохранного объекта для определения расстояния между озером и забором в виду того что водоохранная зона не установлена, эксперты зафиксировали местоположение забора и границу где вода соприкасается с землей. Также пояснил, что по координатам расстояние между озером и забором определить невозможно, так как водоохранная зона не установлена и не закоординирована.

На основании экспертного исследования, судом установлено, что определить на каком расстоянии от водоохраной зоны водного объекта о. Старая Кубань находится забор на земельном участке ответчика технически не представляется возможным, так как граница водоохраной зоны водного объекта о.Старая Кубань фактически не определена.

Согласно сообщения Федерального агентства водных ресурсов Кубанское Бассейновое водное Управление, указано, что водный объект (более известный как озеро Старая Кубань), в государственном водном реестре в графе наименование обозначен как «водный объект без названия, в плавнях <адрес>, у Юго-Восточной окраины <адрес>» и находится в собственности Российской Фелерации. Водный объект без названия (озеро Старая Кубань), имеет гидрологическую связь с рекой Кубань, является старицей реки Кубань.

В силу положений ст. 6 Водного Кодекса Российской Федерации, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их дя личных и бытовых нужд.

На основании изложенного, суд считает, заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Карасунского административного округа <адрес> в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Обязать ФИО1 обеспечить свободный доступ неопределенного круга лиц к водному объекту общего пользования о. Старая Кубань на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0426011:7768, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Советский районный суд <адрес> в течение месяца.

Судья Советского

районного суда <адрес> Н.А. Арестов

Мотивированное решение изготовлено:17.09.2020г.

Судья Советского

районного суда <адрес> Н.А. Арестов