Дело № 2-240/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2020 г. г.Магадан
Магаданский городской суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Сидорович Е.В.,
при секретаре Висельской Я.Ф.,
с участием представителей истца - прокуратуры Магаданской области ФИО1, ФИО2,
представителя ответчика – Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области ФИО3,
представителя третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «Эксел», ООО «КОН», ООО «МОИС», ООО «Алекон», ИП ФИО4 – ФИО5,
представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главного управления МЧС России по Магаданской области – ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского городского суда Магаданской области гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области о признании права собственности Российской Федерации на нежилое помещение – защитное сооружение гражданской обороны (бомбоубежище), возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Магаданской области обратился в Магаданский городской суд Магаданской области с вышеуказанным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области (далее – ТУ Росимущества в Магаданской области).
В обоснование иска указано, что по результатам рассмотрения обращения ООО «Эксел» о нарушении прав неопределенного круга лиц установлено, что в здании № <адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны – бомбоубежище, вместимостью 800 человек, введенное в эксплуатацию в 1985 г. Статус защитного сооружения гражданской обороны подтверждается техническим паспортом указанного выше здания, актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны (убежища) (инв. № 671/50) от 13.08.2018, сведениями ГУ МЧС России по Магаданской области, согласно которым бомбоубежище имеет регистрационный номер 38332 и включено в реестр защитных сооружений гражданской обороны, утвержденный МЧС России. Указанное бомбоубежище ни в государственной, ни в муниципальной, ни в частной собственности не находится.
Ссылаясь на положения Федерального закона «О гражданской обороне», №, Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, полагает, что поскольку данный объект гражданской обороны из федеральной собственности в собственность Магаданской области в установленном порядке не передавался, с учета ЗС ГО не снимался, следовательно, он не выбывал из федеральной собственности, то подлежит включению в состав казны Российской Федерации с целью определения его дальнейшей судьбы.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В силу ч.6 ст.1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», п.4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374, защитное сооружение гражданской обороны – бомбоубежище, расположенное по адресу: <...>, является собственностью Российской Федерации и подлежит государственной регистрации территориальным органом Росимущества в качестве такового в установленном законом порядке.
В связи с изложенным, с учетом изменения исковых требований, просит признать право собственности Российской Федерации на объект недвижимости – нежилое помещение – защитное сооружение гражданской обороны – бомбоубежище <адрес><адрес> расположенное по адресу: <адрес>
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области зарегистрировать право федеральной собственности на объект недвижимости – нежилое помещение – защитное сооружение гражданской обороны – бомбоубежище (рег. № 38332, инв. № 671/50), 1985 года постройки, общей площадью 903,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке.
В судебное заседание не явилось третье лицо - ИП ФИО4, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
В судебном заседании представители истца – Прокуратуры Магаданской области настаивали на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - ТУ Росимущества в Магаданской области возражала против заявленных требований, поскольку здание, расположенное по адресу: <адрес>, в составе которого приватизирован и спорный объект, перешло в собственность АООТ «Идея», которое исключено из ЕГРЮЛ 08.06.2005 в связи с ликвидацией юридического лица по решению суда. Правообладателем, в том числе, нежилого помещения, расположенного в подвальной части здания, является АООТ «Идея». Поскольку на спорный объект в рамках приватизации возникло право собственности АООТ «Идея», полагает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты прав. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Эксел», ООО «КОН», ООО «МОИС», ООО «Алекон», ИП ФИО4 – ФИО5 просила удовлетворить исковые требования.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главного управления МЧС России по Магаданской области – ФИО6, ФИО7 также полагали, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьями 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) предусмотрено, что одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ.
Статьёй 7 указанного Закона № 28-ФЗ установлена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В силу п.п. 1, 3, 13 вышеуказанного Порядка убежища отнесены к объектам гражданской обороны, оборот которых регламентируется частью 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пунктом 7 раздела II и пунктом 2 раздела III приложения № 1 к данному Постановлению установлено, что государственные запасы и мобилизационные резервы, а также объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. Исключительный характер не предполагает отчуждение таких объектов из федеральной собственности.
На основании п. 3 указанного Постановления защитные сооружения гражданской обороны, не указанные в приложениях 1 - 3 к Постановлению, продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке.
В судебном заседании установлено, что в здании № <адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны – бомбоубежище, вместимостью 800 чел., введённое в эксплуатацию в 1985 году.
Статус защитного сооружения гражданской обороны подтверждается техническим паспортом здания № <адрес>, актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны (убежища) (инв. № 671/50) от 13.08.2018, сведениями ГУ МЧС России по Магаданской области, согласно которым бомбоубежище имеет регистрационный номер 38332 и включено в реестр защитных сооружений гражданской обороны, утверждённый МЧС России.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Магаданской области (выписки из ЕГРН), ТУ Росимущества по Магаданской области, Департамента земельных и имущественных отношений по Магаданской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Магадана, бомбоубежище ни в государственной, ни в муниципальной, ни в частной собственности не находится.
Поскольку указанный объект из федеральной собственности в собственность Магаданской области в установленном порядке не передавался, с учета ЗС ГО не снимался, следовательно, не выбывал из федеральной собственности, то он подлежит включению в состав казны Российской Федерации с целью определения его дальнейшей судьбы.
Согласно п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 № 583, при эксплуатации защитных сооружениях гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В силу ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.12.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не регистрировались в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 6 названного Закона.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Пунктом 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374, предусмотрено осуществление территориальным органом Росимущества полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
Аналогичные полномочия закреплены в п.4 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 № 278.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм, защитное сооружение гражданской обороны - бомбоубежище, расположенное по адресу: <...>, является собственностью Российской Федерации и подлежит государственной регистрации ТУ Росимущества в Магаданской области в установленном законом порядке.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. «д» ст. 71) в исключительном ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
Отсутствие бомбоубежища в составе казны Российской Федерации, и, как следствие, невозможность осуществления территориальным органом Росимущества полномочий по содержанию, распоряжению, контролю за техническим состоянием бомбоубежища, привело к тому, что в настоящее время оно не может использоваться по основному назначению, что нарушает права Российской Федерации как собственника такого имущества, исключает реализацию основных задач в области гражданской обороны, предусмотренных ст. 2 Закона № 28-ФЗ и создаёт угрозу нарушения прав граждан на защиту на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Рассматривая возражения ответчика о необоснованности предъявления исковых требований к ТУ Росимущества в Магаданской области, поскольку на спорный объект (бомбоубежище) возникло право собственности АООТ «Идея» в рамках приватизации, суд приходит к следующему.
Действительно, как следует из представленных в дело документов, в результате приватизации государственного предприятия - Магаданской швейной фабрики (план приватизации от 18.12.1992, согласован 02.04.1993), расположенной по адресу: <адрес>, правообладателем административного здания (производственного здания) общей площадью ФИО13 в том числе, нежилого помещения, расположенного в подвальной части здания, площадью 784 кв.м. (бомбоубежище), является АООТ «Идея» - регистрационное удостоверение № 280 от 05.11.1996 (л.д.29, 99-133). Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 03.09.2019 АООТ «Идея» ликвидировано по решению суда (дело № №), о чем 08.06.2005 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Доводы ответчика о том, что спорный объект недвижимого имущества вошел в состав приватизируемого имущества АООТ «Идея», и с момента приватизации указанного имущества в составе здания Российская Федерация лишилась на него права собственности, нельзя признать состоятельными, поскольку согласно пункту 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1 (действовавшей в период приватизации государственного имущества), приватизация объектов гражданской обороны федеральной собственности могла быть осуществлена только по решению Правительства Российской Федерации.
Между тем, в материалы дела не представлено доказательств того, что Правительство Российской Федерации принимало решение о приватизации объекта гражданской обороны.
С 1 января 1994 г. действует Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г., пунктом 2.1.37 которой предусмотрен запрет приватизации защитных сооружений гражданской обороны.
Таким образом, спорное помещение является защитным сооружением гражданской обороны (бомбоубежище), в связи с чем в силу постановления N 3020-1 является федеральной собственностью, приватизация которого запрещена; уполномоченный орган не принимал решения о передаче в частную собственность помещения убежища, которое не выбывало из владения Российской Федерации; приватизация бомбоубежища в составе административного здания осуществлена в отсутствие правовых оснований.
Согласно техническому паспорту бомбоубежища, расположенного по адресу: <адрес>), составленному областным государственным бюджетным учреждением «Магаданское областное управление технической инвентаризации» по состоянию на 18.02.2020 (инвентарный номер 2857), общая площадь бомбоубежища составляет №
Возражений относительно данного технического паспорта, порядка исчисления площадей и объемов помещения, его элементов от участников процесса не поступило. Суд также не усматривает оснований не доверять содержанию представленного технического паспорта, в связи с чем полагает возможным положить его в основу решения в части определения площади бомбоубежища.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований заместителя прокурора Магаданской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области о признании права собственности Российской Федерации на нежилое помещение – защитное сооружение гражданской обороны (бомбоубежище), возложении обязанности зарегистрировать право федеральной собственности на указанный объект, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области о признании права собственности Российской Федерации на нежилое помещение – защитное сооружение гражданской обороны (бомбоубежище), возложении обязанности, удовлетворить.
Признать право собственности Российской Федерации на объект недвижимости – нежилое помещение – защитное сооружение гражданской обороны – бомбоубежище № года постройки, общей площадью № кв.м, расположенное по адресу: <адрес>
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области зарегистрировать право федеральной собственности на объект недвижимости – нежилое помещение – защитное сооружение гражданской обороны – бомбоубежище № расположенное по адресу: <адрес> в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи жалобы в Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить день составления мотивированного решения – 5 марта 2020 г.
Судья Е.В.Сидорович
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№