Дело № 2-240/2022
УИД 24RS0041-01-2021-002285-57
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2022 года г.Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Корнийчук Ю.П.,
при секретаре Тарабукиной М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Ангарского городского округа к Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, Федеральному агентству водных ресурсов о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ :
Администрация Ангарского городского округа обратилась в суд с требованиями к Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, Федеральному агентству водных ресурсов о возложении обязанности на Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод реки Китой и ликвидации его последствий путем осуществления мероприятий по проектированию укрепления берега реки Китой в районе СНТ «Ясная поляна», расположенного в Ангарском городском округе Иркутской области, проведения берегоукрепительных работ на участке берега реки Китой в районе СНТ «Ясная поляна», расположенного в Ангарском городском округе Иркутской области; возложении обязанности на Федеральное агентство водных ресурсов обязанность произвести финансирование мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод реки Китой и ликвидации его последствий путем проведения берегоукрепительных работ на участке берега в районе СНТ «Ясная поляна», расположенного в Ангарском городском округе Иркутской области.
Требования мотивированы тем, что на территории Ангарского городского округа располагается садоводческое некоммерческое товарищество «Ясная поляна», территория которого подвергается негативному воздействию вод реки Китой, в том числе 16-17 июля 2020 года в связи с резким повышением уровня воды реки Китой, вызванного сильными дождями, произошел обвал берега.
Указывают, что Постановлением администрации Ангарского городского округа от 00.00.0000 годаУ-па на территории Ангарского городского округа вводился режим чрезвычайной ситуации.
Ссылаясь на то, что для предотвращения дальнейшего развития берегообрушения необходимо выполнение мероприятий по укреплению берега реки Китой, расположенной на территории двух субъектов Российской Федерации - Республике Бурятия и Иркутской области, в районе СНТ и указывая, что обязанности по осуществлению полномочий собственника водного объекта, в том числе осуществление мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, должны быть возложены на территориальный орган государственной власти в области водных отношений в лице Енисейского бассейнового водного управления как на территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов, а обязанность по финансированию необходимых мероприятий - на Главного распорядителя бюджетных средств - Федеральное агентство водных ресурсов, истец обратился в с данным исковым заявлением.
В судебное заседание представители истца Васин А.А., Токарева Ж.В. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
В судебное заседание представители ответчиков Енисейского бассейнового водного управления, Федерального агентства водных ресурсов, Федеральному агентству водных ресурсов, 3-х лиц: Управления Росреестра по Иркутской области, СНТ «Ясная поляна», ФБУ «Востсибрегионводхоз» не явились, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. От представителя Управления Росреестра по Иркутской области поступило заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.
Ранее от представителя Енисейского бассейнового водного управления поступал письменный отзыв на исковое заявление, в котором надлежащим ответчиком по делу считают ФБУ «Востсибрегионводхоз» был проведён аукцион и заключён контракт на выполнение работ по разработке проектной документации, связанной с уполаживанием, террасированием склонов и укреплению каменной неброской берега реки Китой в районе СНТ «Ясная Поляна» Ангарского округа. Также указывает, что мероприятия по строительству и укреплению берега реки Китой в пределах СНТ «Ясная поляна» в СКИОВО реки Ангара не предусмотрены. Уполномоченными органами Иркутской области и Ангарского городского округа для включения в СКИОВО не предлагались.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, представителя третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в порядке заочного производства, предусмотренного главой 22 ГПК РФ, против чего представители истца не возражали.
Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся наряду с другими владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности; разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы (пункты 1 и 2).
Осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление этих полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 2 части 1, часть 3 статьи 26 названного Кодекса).
Федеральный законодатель в статье 55 Водного кодекса РФ, устанавливая основные требования к охране водных объектов, возлагая обязанность на их собственников осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений, прямо определил, что охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных статьями 24 - 27 названного Кодекса (часть 1).
Согласно части 1 статьи 67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия. Частью 7 данной статьи закреплено, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их олномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 282 (далее - Положение), Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. В пункте 4 Положения указывается, что Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 5.1.3 Положения Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности организует осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит государственная граница Российской Федерации. На основании пункта 5.13 Положения Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций.
Согласно пункту 4.10 Типового положения о территориальном органе федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов России 11.10.2007 №264, территориальный орган федерального агентства водных ресурсов в установленном порядке вносит в Федеральное агентство водных ресурсов предложения по финансированию водохозяйственных мероприятий.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Ангарского городского округа от 00.00.0000 годаУ-па в связи в повышением уровня реки Китой, обрушение одного дома СНТ «Ясная поляна» и угрозой обрушения второго дома, поступления паводковых вод на территорию СНТ «Ясная поляна» на территории Ангарского городского округа с 20 часов 16.07.2020г. вводился режим чрезвычайной ситуации.
Согласно акта комиссионного обследования береговой линии реки Китой в районе СНТ «Ясная поляна» следует, что комиссия пришла к выводам, что обрушение берегов реки Китой в черте СНТ «Ясная поляна» имеет опасный характер, скорость размыва высокая, опасность усугубляется существенной высотой берега 3-4 метра и легко размываемыми грунтами. Также указано, что в зоне вероятного обрушения располагаются более 10 домов.
Из акта обследования объекта - СНТ «Ясная поляна», поврежденного в результате чрезвычайной ситуации от 27.07.2020г., утвержденного мэром Агарского городского округа и согласованного с исполняющим обязанности МКУ «Служба по решению вопросов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций», следует, что повреждена береговая линия, длиной 732 метра, шириной 7 метров, высотой 7 метров, площадью 5124 м. кв.
В соответствии со статьями 29, 32, 33, 6.1 Водного кодекса Российской Федерации и статьи 6.1 Федерального закона от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" вся территория Российской Федерации поделена по бассейновому принципу на гидрографические единицы и водохозяйственные участки. По указанному территориальному принципу в целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов созданы бассейновые советы, включающие представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Бассейновый совет с учетом данных государственного мониторинга состояния водных объектов, мнения входящих в него лиц осуществляет разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа, с учетом которых принимаются схемы комплексного использования и охраны водных объектов.
Схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают систематизированные материалы о состоянии водных объектов и их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; обеспечения охраны водных объектов; планирования и реализации водоохранных мероприятий, разработки региональных программ (планов) водохозяйственных мероприятий, регулирования водопользования, в том числе забора водных ресурсов и сброса сточных вод.
Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются, бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным федеральным органом и являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Схемы разрабатываются в том числе в целях определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод, ими устанавливаются перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов (подпункт 2 части 3 статьи 33 Водного кодекса); предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (подпункт 7 части 3 статьи 33 Кодекса).
Согласно представленной стороной ответчика Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара на реке Китой в 2015-2023 годах предусмотрена подсыпка подвергаемых затоплению правобережья реки Китой в г.Ангарске при новом строительстве, а также выборочная подсыпка пониженных заболоченных участков, в 2015-2017 годах – укрепление берега реки Китой на участке, протяженностью 1200 м.
Вместе с тем, указанная Схема не содержит мероприятий по укреплению берега реки Китой в районе СНТ «Ясная поляна», при этом, материалами дела подтверждено, что ситуация, сложившаяся с размывом берега реки Китой в районе СНТ «Ясная поляна» в июле 2020г., носила чрезвычайный характер.
Согласно представленных в материалы дела Устава и Положения, полномочия и функции учредителя ФГБВУ «Центррегионводхоз» от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов, ФБУ «Востсибрегионводхоз» является фиалом ФГБВУ «Центррегионводхоз».
Довод представителя Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов о том, что ФБУ «Востсибрегионводхоз» был проведён аукцион и заключён контракт на выполнение работ по разработке проектной документации, связанной с уполаживанием, террасированием склонов и укреплению каменной неброской берега реки Китой в районе СНТ «Ясная Поляна» Ангарского округа, суд во внимание не принимает, поскольку проведение аукциона и заключение контракта на выполнение работ по разработке проектной документации не свидетельствует об осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод реки Китой и ликвидации его последствий путем, в том числе, проведения берегоукрепительных работ на участке берега реки Китой в районе СНТ «Ясная поляна».
На основании п. 4 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
При вышеизложенных обстоятельствах, поскольку факт возникновения чрезвычайной ситуации в результате негативного воздействия вод реки Китой, относящейся к федеральной собственности и расположенной на территории двух субъектов РФ - Республике Бурятия и Иркутской области, что сторонами не отрицалось, доказан, принимая во внимание, что Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в течение длительного времени не реализует переданные Российской Федерацией в соответствии с действующим правовым регулированием полномочия собственника водного объекта по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водного объекта в районе СНТ «Ясная поляна», расположенного в Ангарском городском округе Иркутской области, и учитывая, что действующим законодательством предусмотрен комплекс мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, относящихся к полномочиям Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов за счет выделяемых из федерального бюджета субвенций, порядок предоставления которых четко регламентирован действующим законодательством, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетоврению в полном объеме с возложением на Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов обязанности организовать осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод реки Китой и ликвидации его последствий путем осуществления мероприятий по проектированию укрепления берега реки Китой в районе СНТ «Ясная поляна», расположенного в Ангарском городском округе Иркутской области, проведения берегоукрепительных работ на участке берега реки Китой в районе СНТ «Ясная поляна», расположенного в Ангарском городском округе Иркутской области, на Федеральное агентство водных ресурсов как на главного распорядителя бюджетных средств - обязанности произвести финансирование мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод реки Китой и ликвидации его последствий путем проведения берегоукрепительных работ на участке берега в районе СНТ «Ясная поляна», расположенного в Ангарском городском округе Иркутской области.
Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений в порядке ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу об установлении Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов годичного срока со дня вступления решения суда в законную силу для осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод реки Китой и ликвидации его последствий, который является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 233- 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Ангарского городского округа к Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, Федеральному агентству водных ресурсов о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить на Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод реки Китой и ликвидации его последствий путем осуществления мероприятий по проектированию укрепления берега реки Китой в районе СНТ «Ясная поляна», расположенного в Ангарском городском округе Иркутской области, проведения берегоукрепительных работ на участке берега реки Китой в районе СНТ «Ясная поляна», расположенного в Ангарском городском округе Иркутской области.
Возложить на Федеральное агентство водных ресурсов обязанность произвести финансирование мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод реки Китой и ликвидации его последствий путем проведения берегоукрепительных работ на участке берега в районе СНТ «Ясная поляна», расположенного в Ангарском городском округе Иркутской области.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Копия верна.
Председательствующий Ю.П. Корнийчук
Мотивированное решение изготовлено 28.03.2021г.