Дело № 2-2410/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 сентября 2017 года
Дзержинский районный суд г.Перми
в составе:
председательствующего судьи Бейман О.Е.
при секретаре Гулидовой Д.С.
с участием представителя истцов ФИО1, ФИО2- Ю.И.А.., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 к Обществу с ограниченной ответственностью «ИКАР» о защите прав потребителей,
у с т а н о в и л:
ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО5 обратились в суд с иском к ООО «ИКАР» авиакомпания ... о взыскании штрафа на основании ст. 120 Воздушного кодекса РФ в размере 11983 руб. 12 коп в пользу каждого из истцов, компенсации морального вреда по 10000 руб. в пользу каждого из истцов, взыскании в пользу ФИО1 и ФИО3 по 2000 рублей за составление претензии по 8000 рублей расходов по оплате услуг представителя.
Обосновывают свои требования тем, что Дата ФИО1 и ФИО3 обратились в ООО «...» ... для заключения договоров по бронированию, получению выездных документов (ваучеров, авиабилетов, страховок) для осуществления туристической поездки ... в период с Дата по Дата для себя и ... ФИО5, и ФИО2 С ФИО3 был заключен договор оказания услуг №, с ФИО1 был заключен договор оказания услуг №. Оплатив билеты на авиаперелет истцы заключили с авиакомпанией ООО «ИКАР» договор перевозки пассажиров. В билетах, приобретенных истцами указаны дата и время вылета из аэропорта ... в аэропорт ... номер рейса №... час. Дата, обратно из ... рейс №... час. ... мин. Дата. Дата самолет вылетел из аэропорта ... в ... час. ... мин. Время вылета переносили ... раза, задержка составила более ... часов. Время перелета из г.... до ... составляет ... часов. Прибытие в аэропорт г.... должно было состояться в .... Час. ... мин Дата. Через ... часов полета самолет совершил посадку в аэропорту ... г.... из за переполненных баков в туалетных комнатах воздушного судна. Командиром воздушного судна во время полета представлена недостоверная информация о том, что туалеты выведены из строя пассажирами рейса №. При посадке на борт часть туалетных комнат уже не работала. Следовательно изначально перевозчиком предоставлено неисправное воздушное судно. Неисправность в системе слива в туалетных комнатах не несла угрозы жизни пассажирам, т.к. самолет пролетел ... часов, а не совершил экстренную посадку в ближайшем аэропорту ... г..... Стюардессы во время полета и позднее сотрудники аэропорта ... г.... пояснили пассажирам о том, что превышено время работы экипажа, необходима его замена, что также явилось причиной посадки самолета в г.... в месте приписки воздушного судна. В аэропорту ... пассажирам предоставлена недостоверная информация о времени вылета. В билетах указано время вылета ... час. ... мин. без расшифровки подписи сотрудника аэропорта, только со штампом ... терминала № смены № аэропорта .... Вылет состоялся только в ... час. ... мин. В аэропорту несвоевременно и в недостаточном количестве была предоставлена питьевая вода, пассажиров не кормили. Матерям с маленькими детьми не предоставлялась комнаты матери и ребенка, унитазы в женском туалете аэропорта были неисправны. Претензионные письма, составленные пассажирами рейса, сотрудники аэропорта не принимали Время пути от ... до ... составило ... час. ... мин. Фактическое прибытие в аэропорт ... в ... час. Общая задержка доставки пассажиров из ... во ... составила ... час. ... мин. Время вылета из аэропорта г.... не соответствует времени, указанному в билете. Вылет из аэропорта г.... состоялся Дата только в ... час. ... мин. В аэропорту ... отсутствовала информация о времени вылета. Задержка из ... в ... составила более ... часов. Общая задержка составила ... час. ... мин.
В судебное заседание истца ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО5 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом.
Представитель ФИО2, ФИО1 –Ю.И.А.., действующая на основании доверенностей –(л.д.25, 44) заявленные исковые требования поддержала. Указала, что истцы просят взыскать штраф на основании ст. 120 Воздушного кодекса РФ в размере половины стоимости билета - провозной платы.
Представитель ответчика ООО «ИКАР» в судебное заседание не явился, в суд направлен отзыв на исковое заявление, в котором ответчик просит отказать истцам в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Не оспаривая наличие вынужденной задержки рейса указывает, что всем пассажирам было предложено горячее питание, вода и иные услуги, о чем свидетельствуют накладные. Поскольку самолет является источником повышенной опасности законодатель освобождает авиаперевозчика от ответственности за задержку рейса, если она произошла вследствие устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров. Базовая сумма, применяемая для исчисления штрафа составляет 100 рублей в соответствии ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда».
Заслушав представителя истцов, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, обозрев приобщенные к материалам дела видеозаписи из выпусков новостей телеканалов, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Дата между ООО «...» и ФИО1 был заключен договор бронирования загрантура во ... с Дата по Дата по маршруту ...-...-.... Согласно договора оказания услуг от Дата цена договора составляет 76220 руб., туроператор ООО «...».
В соответствии с туристической путевкой № туристами являются ФИО4 и ФИО5.
ООО «...» ФИО1, ФИО5 выдана справка о том, что стоимость авиаперелета ...-...-... на рейсе авиакомпании ... составила 23966 руб. 25 коп. на одного человека.
Дата между ООО «...» и ФИО3 был заключен договор бронирования загрантура во ... с Дата по Дата по маршруту ...-...-.... Согласно договора оказания услуг от Дата цена договора составляет 76640 руб., туроператором является ООО «...».
В соответствии с туристической путевкой № туристами являются ФИО3 и ФИО2.
ООО «...» ФИО2, ФИО3 выдана справка о том, что стоимость авиаперелета ...-...-... на рейсе авиакомпании ... составила 23966 руб. 25 коп. на одного человека.
Согласно электронных билетах истцов ФИО5, ФИО1, ФИО3, ФИО2 ( л.д.18, 19, 33, 34 ) вылет по маршруту ...- ... был запланирован Дата в ... часов.
Из посадочных талонов ( л.д. 22) следует, что самолет по маршруту ...-... фактически вылетел из аэропорта ...Дата в ... часов.
Однако согласно представленным посадочным талонам самолет прибыл на запасной аэропорт ... в .... Дата, вылет предполагался в ... час.... мин.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Ю.Д.Р. показал, что им были приобретены путевки во ..., Дата планировался вылет в ... час. ... мин, туроператором было сообщено о переносе времени вылета на ... час. ... мин., однако фактически вылет был осуществлен в ... часов. В ходе перелета было сообщено, что сломался туалет, на рейсе из двух туалетов работает лишь один. Спустя какое-то время было сообщено, что будет остановка в г..... Прилетели в аэропорт г....Дата в ... час, всех пассажиров разместили в зону ожидания. При этом питание предоставлено не было, питьевую воду принесли через полтора-два часа, всего несколько кейсов на всех. На рейсе было много пассажиров в детьми, размещение которых также не было организовано. Всем пассажирам не хватало сидячих мест, люди были вынуждены ожидать стоя. Фактически из аэропорта г.... самолет вылетел во ... в ... час. ... мин. Дата был запланирован вылет обратно, изначально время вылета было указано ... час., В аэропорт планировалось выехал в ... час.. В ... было выселение из отеля. После чего была получена информация о задержке рейса до ... час. Пришлось гулять по городу. В последующем они узнали, что перелет перенесен на ... часов. Однако по прибытию в аэропорт они ожидали регистрацию около ... часов. Информации в отношении их рейса предоставлено не было. В итоге самолет вылетел в г.... в ... час. утра.
Свидетель М.С.Г. показала, что Дата в ... час. должны были вылетать во ... из г..... В интернете узнали, что рейс задерживается на ... часа. Приехав в аэропорт к ... час. пришло ожидать вылета в зоне ожидания до ... часов. Никакой информации до них не доводили, через окно они видели как их самолет загружали и разгружали, что-то переносили. Информации о том, что можно было поесть в кафе аэропорта в последующим возвратом денег то них не доводили. Вещи была сданы в багаж, воды и еды не было. Вылет состоялся в ... часов, при этом в самолете не работали туалеты поэтому они приземлились в аэропорту г.... в ... час. Время перелета из г.... во ... несколько раз переносили. Обратно из ... также была задержка самолета, обещали вылет в ... час. ... мин., по факту вылет состоялся в ... часа ночи. Никакой информации о задержке рейса до них не доводилось.
В соответствии с п. 1 ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
В силу п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с ч.1 ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
В соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО5 в адрес ответчика были направлены письменные претензии о перечислении в пользу каждого штрафа на сумму 11982 руб., компенсации морального вреда в пользу каждого по 10000 рублей.
В материалы дела приобщена копия ответа на претензию, направленную ответчиков в адрес ФИО7 в которой не оспаривают обстоятельства того, что задержка рейса № по маршруту ...-... с учетом дополнительной посадки составило ... часов ... минут, задержка вылета рейса № по маршруту ...-... составила ... часов ... минут. Готовы оплатить штраф за задержку вылета согласно ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» исходя из расчета ...
Платежными поручениями от Дата в пользу ФИО1 и ФИО5 оплата штрафа за задержку рейса произведена в пользу каждого по 525 руб.
Поскольку в судебном заседании установлено, что имели место задержки рейсов № по маршруту ...-... с учетом дополнительной посадки и задержка вылета рейса № по маршруту ...-... которые в общей сложности составили не менее ... часа ... то данные обстоятельства безусловно являются основанием для взыскания с ответчика штрафа на основании ст. 120 Воздушного кодекса РФ.
Доводы ответчика о том, что он освобождается от ответственности за задержку рейса, поскольку она произошла вследствие неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров судом отклоняются в связи со следующим:
В соответствии с ч. 1 ст. 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
В силу ч. 1 ст. 106 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.
Согласно п. 7 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России 28.06.2007 N 82, перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира.
Пунктами 72 и 74 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 82 предусмотрено, что чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.
В силу пункта 76 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 82, перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с п. 4 ст. 13 ФЗ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Законом в данном случае обязанность доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, возложена на ответчика.
Из пояснений истца ФИО3, ее представителя Ю.И.А.., действующей на основании доверенности, являющейся также пассажиров авиарейсов № по маршруту ...-... от Дата и № по маршруту ...-...Дата, свидетелей Ю.Д.Р.., М.С.Г.. следует, что задержка рейса № по маршруту ...-...Дата явилась следствием того, что на воздушном судне не работала система смыва в четырех туалетных комнатах.
Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались, им представлены акты о задержке рейса, акт осмотра воздушного судна от Дата из которого следует, что из 4х туалетных комнаты 3 являлись засоренными, а также технический акт от Дата о неисправностях туалетных комнат, о принятии решения командиром воздушного судна о вынужденной посадке в аэропорту г..... Согласно выводам технического акта причиной отказа туалетной системы воздушного судна стало отсоединение троса управления клапаном слива бака №По мнению суда, указанная неисправность не угрожала жизни и здоровью пассажиров, и ее возникновение напрямую зависело от перевозчика.
Разрешая требования о взыскании штрафа суд исходит из того, что ответчиком ООО «Икар» не представлено доказательств, подтверждающих, что задержка как рейса № по маршруту ...-...Дата так и рейса № по маршруту ...-Пермь Дата вызвана причинами, не зависящими от перевозчика, вследствие непреодолимой силы, то есть в данном случае в задержке рейсов имеет место напрямую вина перевозчика.
Судом отклоняются доводы представителя ответчика о том, что при решении вопроса о взыскании штрафа должна быть применена ст.5 Федерального закона от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда».
Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
По мнению суда в данном случае ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» не применима, поскольку она относится к исчислению обязательных платежей, налогов, сборов, штрафов, в связи с чем, при принятии решения о взыскании щтрафа на основании ст. 120 Воздушного кодекса РФ суд считает, что его необходимо исчислять из суммы Минимального размера оплаты труда, установленного ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 года № 164-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» -7500 рублей.
Итого при расчете размера штрафа, подлежащего взысканию в пользу каждого из истцов суд исходит из следующего:
......% х ... час.=39375 руб.
Поскольку ст. 120 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что размер штрафа не может превышать 50% провозной платы, т.е. цены авиабилета, в пользу каждого из истцов подлежит взысканию штраф в размере 11983 руб. 12.коп.
Однако т.к. в пользу ФИО1, ФИО5 размер штрафа должен быть снижен на 525 руб. каждому исходы из возмещенных им сумму Дата
Таким образом, в пользу ФИО3, ФИО2 подлежит взысканию штраф в размере 11938 руб. 12 коп. в пользу каждого; в пользу ФИО1, ФИО5 по 11458 руб. 12 коп.
Суд не принимает во внимание также возражения ответчика, что всем пассажирам рейса № были обеспечены горячим питанием, водой и иными услугами, предусмотренными п. 99 Федеральных Приказа Минтранса РФ от 28.06.2007 года № 82 в связи со следующим:
В соответствии с п. 99 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России 28.06.2007 N 82 При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги: предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время; размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа. Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы. Для целей настоящего пункта время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.
Представленные со стороны ООО «ИКАР» товарные накладные № № от Дата поставщиком является ООО «...» грузополучателем «Авиакомпания «ИКАР» суд не может принять во внимание в качестве доказательства предоставления пассажирам задержанного рейса № по маршруту ...-... от Дата поскольку основанием для заполнения указанных накладных явился договор № от Дата, в них прямо указано, что продукция по накладным является завтраком и обедом экипажа и пассажиров, бизнес завтраком и обедом пассажиров рейса № по направлению ..., то тем самым суд считает, что в обоснование возражений ответчиком представлены накладные на бортовое питание воздушного судна, а не на предоставленное якобы питание и напитки пассажиров на время задержки рейса.
В накладных № № № выданных ЗАО «...» ООО «Авиакомпания «Икар» прямо указано, что указанные в них наименования блюд является бортовым питанием рейса № по маршруту ... -....
Счета на оплату № от Дата услуг питания для пассажиров задержанного рейса за Дата в ЗАО «...» выставлены не ООО «Икар», а иной организации ООО «...», из чего нельзя сделать вывод, что услуги гостиницы предоставлялись перевозчиком пассажирам рейса №.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Также суд считает и подлежащими удовлетворению требования истцов о взыскании морального вреда.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Учитывая периоды времени в течении которого имели место задержки рейсов № по маршруту ...-... от Дата и № по маршруту ...-...Дата, суд считает, что истцы находясь в ожидании вылета длительное время, которым не было предоставлено горячее питание, при отсутствии в достаточном количестве питьевой воды, безусловно испытывали нравственные страдания, связанные с невозможностью полноценно и своевременно добраться до места отдыха, который заранее он планировали. Кроме того, истцы несомненно испытывали беспокойство, усталость и дискомфорт.
Требования истцов о компенсации морального вреда, по мнению суда, учитывая вышеизложенные обстоятельства, подлежат удовлетворению в полном объеме, пользу истцов ФИО3, ФИО2, ФИО5, ФИО1 в счет компенсации морального вреда подлежит взысканию по 10000 рублей, что будет в данном случае соответствовать требованиям разумности.
На основании ч.6 ст. 13 Закона « О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку требования истцов судом были удовлетворены, то с ответчика подлежит взысканию штраф в пользу истцов на основании ч.6 ст. 13 Закона « О защите прав потребителей».
Разрешая требования о взыскании судебных расходов в виде понесенных расходов на составление претензии и расходов по оплате услуг представителя в пользу ФИО1, ФИО3 суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Статья 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относит государственную пошлину и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела. Последние включают в себя расходы на оплату услуг представителей.
Согласно ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Судом установлено, что между ООО «...» в лице ...Ю.И.А. и ФИО1 заключен договор № от Дата оказания юридических услуг по взысканию с аваиаперевозчика ООО «ИКАР» неустойки, морального вреда, штрафа. Стоимость услуг по договору составила 8000 рублей.
Во исполнение указанного договора ФИО1 выдана доверенность от Дата на представление Ю.И.А.. и М.А.О.. ее интересов в т.ч. в суде общей юрисдикции со всеми правами, предоставленными истцу.
Между ООО «...» в лице ...Ю.И.А. и ФИО3 заключен договор № от Дата оказания юридических услуг по взысканию с аваиаперевозчика ООО «ИКАР» неустойки, морального вреда, штрафа. Стоимость услуг по договору составила 8000 рублей.
Пунктом 2.1 обоих договоров предусмотрено, что услуги оказываются путем устного и письменного консультирования по юридическим вопросам относительно предмета договора; составления проектов необходимых документов, претензий, искового заявления и иных процессуальных документов, представительства от имени клиента в судах общей юрисдикции, получение судебного решения.
На основании платежного поручения №Дата произведена оплата за юридические услуги по договору с ФИО1 № от Дата в размере 8000 рублей.
На основании платежного поручения № от Дата произведена оплата по договору оказания юридических услуг с ФИО3 в размере 8000 рублей.
Ю.И.А.. представляла в предварительном судебном заседании и судебном заседании интересы ФИО1 на основании доверенности, удостоверенной нотариусом П.С.И.. Представителем ФИО3 Ю.И.А. в судебных заседаниях не являлась.
Суд считает, что в пользу ФИО1 подлежат оплату услуги представителя в полном объеме в размере 8000 рублей исходя из объема выполненных услуг – консультирование, составление претензии, искового заявления, представительство в ... судебных заседаниях.
В пользу ФИО3 суд считает возможным взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 4000 рублей, из объема предоставленных услуг поскольку ее представительство в суде Ю.И.А.. не осуществляла,
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ИКАР» в пользу ФИО3 штраф в размере 11983 руб. 12 коп, в счет компенсации морального вреда 10000 рублей, расходы по оплате услуг представителя 4000 рублей, штраф в пользу потребителя в размере 10991 руб. 56 коп.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ИКАР» в пользу ФИО2 штраф в размере 11983 руб. 12 коп, в счет компенсации морального вреда 10000 рублей, штраф в пользу потребителя в размере 10991 руб. 56 коп.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ИКАР» в пользу ФИО4 штраф в размере 11458 руб. 12 коп, в счет компенсации морального вреда 10000 рублей, расходы по оплате услуг представителя 8000 рублей, штраф в пользу потребителя в размере 10729 руб. 06 коп.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ИКАР» в пользу ФИО5 штраф в размере 11458 руб. 12 коп, в счет компенсации морального вреда 10000 рублей, штраф в пользу потребителя в размере 10729 руб. 06 коп.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ИКАР» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2873 руб. 98 коп.
Решение в окончательной форме в срок 1 месяц может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми.
...
...
Судья О.Е.Бейман