ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2411/18 от 21.05.2019 Иглинского районного суда (Республика Башкортостан)

дело №2-42/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 мая 2019 года село Иглино

Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,

с участием представителя истца администрации сельского поселения Калтымановский сельский совет МР Иглинский район РБ – Швайковской З.З.,

ответчиков: Ярунина Н.М., Прокофьевой О.Н., Пятина Д.Н., Газизова Ф.И., Прокофьева С.А.,

представителя ответчика Ахметовой С.А. - Ахметова Ф.К.,

при секретаре Мороз Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан к ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО1 об обязании не чинить препятствия в пользовании неограниченному кругу лиц части земельного участка, возложении обязанности освободить проезд путем сноса забора, возложении обязанности освободить проезд путем спила деревьев,

по встречному исковому заявлению ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7 к администрации сельского поселения Калтымановский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Совету сельского поселения Калтымановский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании несоответствующим и недействующим с момента принятия постановлений об установлении публичного сервитута, об обязании устранить нарушения в пользовании и владении земельными участками путем прекращения публичного сервитута,

У С Т А Н О В И Л:

администрация сельского поселения Калтымановский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан обратилась в суд с иском к ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО1 об обязании не чинить препятствия в пользовании неограниченному кругу лиц части земельного участка, возложении обязанности освободить проезд путем сноса забора, возложении обязанности освободить проезд путем спила деревьев, указывая в обоснование, что решением совета сельского поселения Калтымановский сельсовет муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ в целях использования части земельных участков для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры д. Ясная Поляна был установлен публичный сервитут. Публичный сервитут установлен на земельных участках, принадлежащих ответчикам на праве собственности. Ответчики отказываются убирать заборы, части гаража и деревьев с части земельных участков, на которых наложен публичный сервитут, тем самым ответчики препятствуют в пользовании неограниченному кругу лиц в проезде по <адрес> д. Ясная Поляна. На основании изложенного, истец просит обязать ФИО4 не чинить препятствия в пользовании неограниченному кругу лиц части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:39 площадью 465 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес> обремененным публичным сервитутом; возложить на ФИО4 обязанность освободить проезд по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>, путем сноса забора, установленного на части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:39 площадью 465 кв.м., в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу;

обязать ФИО5 не чинить препятствия в пользовании неограниченному кругу лиц части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:144 площадью 259 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес> обремененным публичным сервитутом;

возложить на ФИО5 обязанность освободить проезд по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>, путем сноса забора, установленного на части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:144 площадью 259 кв.м., в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу;

обязать ФИО2 не чинить препятствия в пользовании неограниченному кругу лиц части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:143 площадью 187 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес> обремененным публичным сервитутом;

возложить на ФИО2 обязанность освободить проезд по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>, путем сноса забора, установленного на части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:143 площадью 187 кв.м., в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу;

обязать ФИО3 не чинить препятствия в пользовании неограниченному кругу лиц части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:140 площадью 283 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес> обремененным публичным сервитутом;

возложить на ФИО3 обязанность освободить проезд по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>, путем сноса забора, установленного на части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:140 площадью 283 кв.м., в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу;

обязать ФИО6 не чинить препятствия в пользовании неограниченному кругу лиц части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:43 площадью 179 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес> обремененным публичным сервитутом;

возложить на ФИО6 обязанность освободить проезд по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>, путем сноса забора, установленного на части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:43 площадью 179 кв.м., в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу;

обязать ФИО7 не чинить препятствия в пользовании неограниченному кругу лиц части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:3 площадью 93 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес> обремененным публичным сервитутом;

возложить на ФИО7 обязанность освободить проезд по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>, путем сноса забора, установленного на части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:3 площадью 93 кв.м., в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу;

обязать ФИО8 не чинить препятствия в пользовании неограниченному кругу лиц части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:129 площадью 115 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес> обремененным публичным сервитутом;

возложить на ФИО8 обязанность освободить проезд по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>, путем сноса забора и части кирпичного гаража, установленного на части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:129 площадью 115 кв.м., в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу;

обязать ФИО9 не чинить препятствия в пользовании неограниченному кругу лиц части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:2 площадью 40 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес> обремененным публичным сервитутом;

возложить на ФИО9 обязанность освободить проезд по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>, путем сноса забора, установленного на части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:2 площадью 40 кв.м., в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу;

обязать ФИО10 не чинить препятствия в пользовании неограниченному кругу лиц части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:4 площадью 82 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес> обремененным публичным сервитутом;

возложить на ФИО10 обязанность освободить проезд по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>, путем спила деревьев, установленного на части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:4 площадью 82 кв.м., в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу;

обязать ФИО1 не чинить препятствия в пользовании неограниченному кругу лиц части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:40 площадью 245 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес> обремененным публичным сервитутом;

возложить на ФИО1 обязанность освободить проезд по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>, путем сноса забора, установленного на части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:40 площадью 245 кв.м., в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Не соглашаясь с исковым заявлением ответчики ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7 обратились в суд с встречным иском к администрации сельского поселения Калтымановский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, указывая в обоснование, что решением совета СП Калтымановский сельсовет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ установлен публичный сервитут в целях использования частей их земельных участков для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Ранее постановлением Администрации СП Калтымановский сельсовет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, внесенными постановлением Администрации СП Калтымановский сельсовет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ) на принадлежащие им земельные участки уже был наложен публичный сервитут для тех же самых целей. В ЕГРН имеется запись о государственной регистрации публичного сервитута. Перечисленные нормативные акты органов местного самоуправления приняты с нарушением установленной законом процедуры, не соответствуют требованиям о целях и порядке установления публичного сервитута, нарушают их права. ДД.ММ.ГГГГ прошли публичные слушания по вопросу о возможности установления публичного сервитута на земельные участки для расширения <адрес> с целью проезда, в первую очередь, служб скорой медицинской помощи. Все присутствовавшие на публичных слушаниях землепользователи <адрес> высказались против установления сервитута, поскольку для встречного разъезда и разворота ширины улицы достаточно; кроме того, возможна организация сквозного проезда по <адрес> итогам публичных слушаний было объявлено, что протокол будет направлен в Совет СП Калтымановский сельсовет для принятия окончательного решения. Однако о таком решении их не уведомили, оно не было обнародовано в установленном законом порядке. Истцы считают действия администрации сельского поселения по установлению публичного сервитута незаконными. Во-первых, на том основании, что на публичных слушаниях обсуждался вопрос об установлении сервитута на земельные участки с целью обеспечения проезда по <адрес>. В оспариваемом же постановлении указана иная цель сервитута — использование земельных участков для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других сетей и линий, а также объектов транспортной инфраструктуры. Таким образом, публичный сервитут установлен для целей, которые не были предметом общественных слушаний. Во-вторых, отсутствует объективная необходимость обременения наших земельных участков путем установления публичного сервитута для обеспечения интересов местного самоуправления или обеспечения интересов местного населения. В частности, участки ответчиков не является непреодолимой преградой для прохода либо проезда неопределенного круга лиц к каким-либо объектам в пределах <адрес>, что видно из публичной кадастровой карты. Действующее законодательство Российской Федерации не предоставляет органу местного самоуправления возможности устанавливать публичный сервитут для прохода и проезда с целью расширения улицы, исходя из удобства жителей близлежащих домов. Каких-либо доказательств невозможности обеспечения общественных интересов иным способом (например, путем устранения тупиковости <адрес> и организации сквозного движения по ней) ответчиком не представлено. В-третьих, в нарушение п. 4 ст. 11 Устава СП Калтымановский сельсовет населению сельского поселения не была предоставлена возможность предварительного (до общественных слушаний) ознакомления с проектом муниципального правового акта. В-четвертых, наложенный публичный сервитут не соответствует требованию п. 5 ст. 23 ЗК РФ о том, что осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Так, на земельных участков, которая обременена сервитутом, произрастают многолетние насаждения и ведется огородничество. Кроме того, в соответствии с Разрешением , выданным и.о. главного архитектора района ФИО13, ФИО6 разрешено строительство хозяйственного блока на той части земельного участка, которая оказалась обремененной публичным сервитутом. Следовательно, оспариваемый нормативно-правовой акт существенно ограничивает права истцов по реализации полномочий собственников принадлежащих им земельных участков. Всё вышеперечисленное относится также и к постановлению администрации СП Калтымановский сельсовет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, внесенными постановлением Администрации СП Калтымановский сельсовет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, которыми ранее уже был установлен публичный сервитут на те же самые земельные участки. Аналогично, публичные слушания были проведены с нарушением процедуры, без предварительного ознакомления населения с проектом муниципального нормативного акта. На общественных слушаниях обсуждался вопрос о расширении <адрес>, а не об обеспечении ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других сетей и линий, а также объектов транспортной инфраструктуры. Установленный сервитут существенно нарушает разумный баланс интересов граждан и публичных интересов. При таких обстоятельствах публичные сервитуты, установленные оспариваемыми нормативными актами, введены с нарушением предусмотренной процедуры, не соответствуют целям обеспечения интересов местного самоуправления и местного населения, определенным в статье 23 ЗК РФ.

На основании изложенного ответчики просят признать не соответствующими статье 23 Земельного Кодекса Российской Федерации и не действующими со дня принятия постановление Администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков», постановление администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление главы сельского поселения Калтымановский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков», решение Совета сельского поселения Калтымановский сельсовет муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении публичного сервитута в отношении части земельных участков д. Ясная <адрес>»; обязать администрацию сельского поселения Калтымановский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, Совет сельского поселения Калтымановский сельсовет муниципального района <адрес> РБ устранить нарушение владения и пользования: ФИО4 - земельным участком с кадастровым номером 02:26:080702:39, расположенным по адресу: РБ, <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>; ФИО5 - земельным участком с кадастровым номером 02:26:080702:144, расположенным по адресу: РБ, <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>; ФИО2 - земельным участком с кадастровым номером 02:26:080702:143, расположенным по адресу: РБ, <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>; ФИО3 - земельным участком с кадастровым номером 02:26:080702:140, расположенным по адресу: РБ, <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>; ФИО6 - земельным участком с кадастровым номером 02:26:080702:43, расположенным по адресу: РБ, <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>; ФИО7 - земельным участком с кадастровым номером 02:26:080702:3, расположенным по адресу: РБ, <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>, путем прекращения публичного сервитута на данные земельные участки.

Представитель истца администрации сельского поселения Калтымановский сельский совет МР <адрес> РБ – ФИО11 в ходе судебного заседания исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, со встречными исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь, в том числе, на пропуск ответчика срока обращения в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления.

Ответчики ФИО5, ФИО2, ФИО6, ФИО7, представитель ответчика ФИО4 - ФИО14 с исковыми требованиями не согласились, просили в их удовлетворении отказать, встречные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Ответчик ФИО10 исковые требования администрации сельского поселения поддержал, просил удовлетворить, со встречными исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать.

Истцы ФИО4, ФИО3, ФИО8, ФИО9, ФИО1 на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили и не просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичный сервитут устанавливается, в том числе для прохода или проезда через земельный участок (пп. 1 п. 3 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (п. 5 ст. 23 ЗК Российской Федерации).

Таким образом, публичный сервитут устанавливается для обеспечения нужд неопределенного круга лиц только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом.

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (п. 8 ст. 23 Земельного кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, истцам на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:

ФИО4 земельный участок, площадью 465 кв.м., с кадастровым номером 02:26:080702639, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>;

ответчику ФИО5 - земельный участок, площадью 2 084 кв.м., с кадастровым номером 02:26:080702:144, с разрешенным видом использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, Калтымановский сельский совет, д. Ясная Поляна, <адрес>;

ответчику ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 02:26:080702:143, площадью 187 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>;

ответчику ФИО3 принадлежит на праве собственности земельный участок, с кадастровым номером 02:26:080702:140, площадью 283 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>;

ответчику ФИО6 на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером 02:26:080702:43 площадью 179 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>;

ответчику ФИО7 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 02:26:080702:3, площадью 93 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>;

ответчику ФИО8 на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером 02:26:080702:129, площадью 115 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>;

ответчику ФИО9 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 02:26:080702:2, площадью 40 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>;

ответчику ФИО10 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 02:26:080702:4, площадью 82 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>;

ответчику ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 02:26:080702:40, площадью 245 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. Ясная Поляна, <адрес>;

Как следует из ст. 11 Устава сельского поселения Калтымановский сельский совет МР <адрес> РБ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей сельского поселения представительным органом сельского поселения, главой сельского поселения проводиться публичные слушания.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами представительного органа сельского поселения и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей сельского поселения о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей сельского поселения, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (п.4 Устава).

Согласно разделу 2 Положению о порядке организации и проведения публичных слушаний в сельском поселении Калтымановский сельский совет МР <адрес> РБ, утвержденного постановлением главы сельского поселения Калтымановский сельский совет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, публичные слушания проводятся по инициативе населения сельского поселения, Совета, главы сельского поселения, инициативы проведения публичных слушаний от имени населения сельского поселения может исходить от группы граждан сельского поселения, составляющей не менее 3% от числа жителей, обладающих избирательным правом.

В решении о назначении публичных слушаний указываются: наименование проекта муниципального правового акта, дата и место проведения публичных слушаний, наименование комиссии, адрес органа местного самоуправления, назначившего публичные слушания.

Решение о назначении публичных слушаний подлежит опубликованию (обнародованию) в течение 5 дней со дня его принятия (п.2.6).

Одновременно с опубликованием (обнародованием) решения о назначении публичных слушаний опубликованию (обнародованию) подлежит проект муниципального правового акта (п. 2.7 Положения).

Судом установлено, что на основании постановления главы сельского поселения Калтымановский сельский совет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ установлен публичный сервитут для использования земельных участков в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры д. Ясная Поляна в отношении земельных участков, в том числе, в отношении принадлежащего ответчикам земельных участков.

Постановлением и.о. главы сельского поселения Калтымановский сельский совет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ в постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков» внесены изменения следующего содержания:

«преамбулу дополнить словами «в целях использования земельных участков для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры д. Ясная Поляна».

Постановляющая часть изложена в следующей редакции:

«Установить постоянный публичный сервитут в отношении

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:35, площадью 49 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:36, площадью 44 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:121, площадью 81 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:40, площадью 245 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:39, площадью 465 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:144, площадью 259 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:143, площадью 187 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:140, площадью 283 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:43, площадью 179 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:118, площадью 65 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:129, площадью 115 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:2, площадью 40 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:3, площадью 93 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:4, площадью 82 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>.

Впоследствии постановлением главы администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ постановления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были признаны утратившими силу.

Решением Совета сельского поселения Калтымановский сельский совет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ установлен публичный сервитут согласно прилагаемой схеме в отношении:

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:35, площадью 49 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:36, площадью 44 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:121, площадью 81 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:40, площадью 245 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:39, площадью 465 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:144, площадью 259 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:143, площадью 187 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:140, площадью 283 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:43, площадью 179 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:118, площадью 65 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:129, площадью 115 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:2, площадью 40 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:3, площадью 93 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:4, площадью 82 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>. Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на то, что ответчики чинят препятствие в использовании принадлежащих им части земельных участков, на которые в установленном порядке наложен публичный сервитут, что препятствует проезду неограниченному кругу лиц по <адрес> д. Ясная Поляна.

Также в ходе судебного заседания представитель истца ФИО11 пояснила, что действия ответчиков препятствуют ремонту коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры д. Ясная Поляна.

Ответчики, возражая против заявленных требований, ссылались на то, что необходимость установления публичного сервитута не было, поскольку имелись иные возможности обеспечения проезда по <адрес>, без наложения публичного сервитута.

В рамках настоящего дела для установления целесообразности установления публичного сервитута на земельных участках, принадлежащих ответчикам, судом была назначена землеустроительная экспертиза.

Согласно заключению судебного эксперта от ДД.ММ.ГГГГ(19), представленного ООО «Центр Незвисимых экспертиз» при проведении осмотра на местности проведена геодезическая съемка фактически установленного ограждения вдоль <адрес> в режиме RTK с локализацией с пунктами Государственной геодезической сети (ГГС) Миловка - 3 кл., Черкассы - 1кл., Фомичево - 2кл., Верный – 3кл.

Результаты геодезической съемки в программе MapInfo были нанесены поверх кадастрового плана территории, полученных из фонда данных Росреестра и подготовлена схема расположения на КПТ.

При сопоставлении фактически определенных координат границ участков с границами участков по данным Государственного кадастрового учета (ГКУ) выявлено несоответствия фактических границ местами превышающее допустимые размеры средней квадратической погрешности определения координат углов участков – 0,1м.

Требования по организации дорог и их обустройству определены в Градостроительном кодексе, Правилах землепользования и застройки населенных пунктов, а также СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*

В СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* приведено:

8.14 Линии электропередачи, связи и других линейных сооружений местного значения следует размещать по границам полей севооборотов вдоль дорог, лесополос, существующих трасс с таким расчетом, чтобы обеспечивался свободный доступ к коммуникациям с территорий, не занятых сельскохозяйственными угодьями.

8.15 Производственные зоны сельских поселений, как правило, не должны быть разделены на обособленные участки железными и автомобильными дорогами общей сети.

8.16 Зоны транспортной и инженерной инфраструктур следует предусматривать для размещения сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного транспорта, связи, инженерного оборудования с учетом их перспективного развития.

В целях обеспечения нормальной эксплуатации сооружений, устройства других объектов внешнего транспорта допускается устанавливать охранные зоны.

Отвод земель для сооружений и устройств внешнего транспорта осуществляется в установленном порядке. Режим использования этих земель определяется градостроительной документацией в соответствии с действующим законодательством.

8.17 Размещение сооружений, коммуникаций и других объектов транспорта на территории поселений должно соответствовать требованиям, приведенным в разделах 14 и 15 настоящего свода правил.

Для предотвращения неблагоприятных воздействий при эксплуатации объектов транспорта, связи, инженерных коммуникаций устанавливаются санитарно-защитные зоны от этих объектов до границ территорий жилых, общественно-деловых и рекреационных зон.

Территории в границах отвода сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования и их санитарно-защитных зон подлежат благоустройству и озеленению с учетом технических и эксплуатационных характеристик этих объектов.

9.6 Расстояние от зданий и сооружений, а также объектов инженерного благоустройства до деревьев и кустарников следует принимать в соответствии с таблицей 9.1 (приложение к экспертному заключению).

9.16 Ширина дорожки должна быть кратной 0,75 м (ширина полосы движения одного человека). При трассировке путей для МГН следует обеспечивать их освещение и не превышать уклоны: продольный - не более 8‰, поперечный - не более 2‰, ширину дорожки - не менее 1 м, а также предусматривать карманы для отдыха и разворота коляски через каждые 100-150 м.

Сеть улиц и дорог

11.4 Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе УДС следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 11.1 (приложение к экспертному заключению).

11.5 Расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по таблице 11.2.

11.6 Классификацию и расчетные параметры улиц и дорог сельских поселений следует принимать по таблицам 11.3 и 11.4.

11.11 Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных сооружений, обеспечивающих требования СП 51.13330 - не менее 25 м.

Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

В конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки для разворота автомобилей и, при необходимости, средств общественного пассажирского транспорта.

11.12 Поперечный профиль улиц и дорог населенных пунктов может включать в себя проезжую часть (в том числе переходно-скоростные полосы, накопительные полосы, полосы для остановки, стоянки и парковки транспортных средств), тротуары, велосипедные дорожки, центральные и боковые разделительные полосы, бульвары.

В состав поперечного профиля УДС также могут входить линии электрифицированного рельсового транспорта - трамвая, скоростного трамвая и участки метрополитена наземного типа.

Водоснабжение и канализация

12.1 Проектирование новых, реконструкцию и расширение существующих инженерных сетей следует осуществлять на основе программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры территорий в соответствии с [5].

12.2 Проектирование систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализации городов и других населенных пунктов следует проводить в соответствии с требованиями СП 31.13330, СП 32.13330 с учетом санитарно-гигиенической надежности получения питьевой воды, экологических и ресурсосберегающих требований.

Размещение инженерных сетей

12.33 Подземные инженерные сети следует размещать преимущественно в пределах поперечных профилей улиц и дорог под тротуарами или разделительными полосами в траншеях или тоннелях (проходных коллекторах). В полосе между красной линией и линией застройки следует размещать газовые сети низкого и среднего давления и кабельные сети (силовые, связи, сигнализации, диспетчеризации и др.).

При ширине проезжей части более 22 м следует предусматривать размещение сетей водопровода по обеим сторонам улиц.

В условиях реконструкции проезжих частей улиц и дорог, под которыми расположены подземные инженерные сети, следует предусматривать их вынос под разделительные полосы и тротуары. Допускается сохранение существующих и прокладка новых сетей под проезжей частью при устройстве тоннелей.

12.34 Прокладку подземных инженерных сетей в тоннелях (проходных коллекторах) следует предусматривать, как правило, при необходимости одновременного размещения тепловых сетей диаметром 500 - 1000 мм, водопровода до 500 мм, кабелей (связи и силовых напряжением до 10 кВ) - свыше 10 мм, а также на пересечениях с магистральными улицами и железнодорожными путями. Совместная прокладка газо- и трубопроводов, транспортирующих легковоспламеняющиеся и горючие вещества, с кабельными линиями не допускается.

В зонах реконструкции, в охранных зонах исторической застройки или при недостаточной ширине улиц устройство тоннелей (коллекторов) допускается при диаметре тепловых сетей от 200 мм.

В районах распространения вечномерзлых грунтов при осуществлении строительства с сохранением грунтов в мерзлом состоянии следует предусматривать размещение теплопроводов в тоннелях независимо от их диаметра.

На участках застройки в сложных грунтовых условиях (лессовые, просадочные) необходимо предусматривать прокладку инженерных сетей, как правило, в тоннелях в соответствии со СНиП 23-01; СП 31.13330; СП 32.13330 и СНиП 41-02.

Примечание - Прокладка наземных тепловых сетей допускается в виде исключения при невозможности подземного их размещения или как временное решение в зонах особого регулирования градостроительной деятельности.

12.35 Расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по таблице 15. Минимальные расстояния от подземных (наземных с обвалованием) газопроводов до зданий и сооружений следует принимать в соответствии с СП 62.13330.

12.36 Расстояния по горизонтали (в свету) между соседними инженерными подземными сетями при их параллельном размещении следует принимать по таблице 16, а на вводах инженерных сетей в зданиях сельских поселений - не менее 0,5 м. При разнице в глубине заложения смежных трубопроводов свыше 0,4 м расстояния, указанные в таблице 16, следует увеличивать с учетом крутизны откосов траншей, но не менее глубины траншеи до подошвы насыпи и бровки выемки. Минимальные расстояния от подземных (наземных с обвалованием) газопроводов до сетей инженерно-технического обеспечения следует принимать в соответствии с СП 62.13330.

Таким образом, согласно требованиям СНиП 42.13330.2016 - Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* ширина улицы должна составлять для д.Ясная Поляна не менее 6+0,75+5=11,75м:

- ширина полосы для улиц местного значения согласно табл. 11.4 3,0м количеством полос 2, т.е. ширина дороги 6,0м.

- вдоль проезжей части улиц местного значения должны быт пешеходный дороги шириной 0,75м.

- Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, т.е. еще по 6 метров с каждой стороны.

- также дополнительная ширина участка под прокладку инженерных сетей

На кадастровый учет поставлен земельный участок с кн02:26:000000:5026 с разрешенным видом использования «под дороги общего пользования» шириной участка равной 5,5-6м.

По фактически координатам ширина между местоположением ограждений вдоль <адрес>, установленная на спорных участках, составляет 5-6м.

Согласно выложенного на сайте генерального плана и плана укладки водопровода следует, что наличие улицы между спорными участками – <адрес> запроектирована. Следовательно, ширина <адрес> кодекса, Правил землепользования и застройки а также СНиПов и норм.

Обеспечение должной ширины осуществляется путем установления красной линии застройки квартала и установкой на ГКУ границ земельных участков, предназначенных под жилую застройку, в пределах красных линий.

Красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).

Красные линии отделяют общественные (публичные) территории от земельных участков, застраиваемых частными лицами.

В качестве исключения из общих правил возможно установка сервитута с переносом ограждений земельных участков на величину, обеспечивающего минимальную ширину улиц местного значения – 11,75м. При этом установление публичного сервитута является последней мерой в обеспечении необходимого условия организации дорог местного значения.

Прохождение улицы равной 11,75м определен на плане с определением координат.

С учетом требований СНиП, градостроительных норм, установленных Правил землепользования и застройки сельского поселения следует, что наиболее целесообразным является уточнение границ земельных участков с кн02:26:080702:40, 02:26:080702:39, 02:26:080702:144, 02:26:080702:143, 02:26:080702:140, 02:26:080702:43, 02:26:080702:117, 02:26:080702:118, 02:26:080702:129, 02:26:080702:2, 02:26:080702:3, 02:26:080702:4, 02:26:080702:5 путем отступления от границ проектного положения дороги местного значения в координатах приведенных выше.

Установление сервитута в полной мере не обеспечивает требования Градостроительного кодекса и СНиП.

При установлении сервитута или уточнении фрагментов границ участков перенос ограждения и спил деревьев требуется.

На схеме ниже указаны расстояния смещения углов границ участков и площади уменьшения или установления сервитута.

Координаты границ участков, подлежащие для установления сервитута или для уточнения границ участков у которых имеется наложение на сформированный участок улицы местного значения.

Иной доступ к инженерным сетям и земельным участкам без установления сервитута и уточнения границ участка возможно путем организации одностороннего движения вокруг жилого квартала – земельные участки от <адрес> до <адрес> через проулок между участками с кн02:26:080702:2 и 02:26:080702:3 шириной 3м.

При таком варианте организации движения и доступа к инженерным сетям требуется обустройство дорожного полотна, проходящая за земельными участками и организация расчистки в зимний период и его обслуживание.

На основании данных исследований эксперт пришел к выводу, что согласно выложенного на сайте генерального плана и плана укладки водопровода следует, что наличие улицы между спорными участками – <адрес> запроектирована. Следовательно, ширина <адрес> кодекса, Правил землепользования и застройки а также СНиПов и норм равной 11,75м.

В качестве исключения из общих правил возможно установка сервитута с переносом ограждений земельных участков на величину, обеспечивающего минимальную ширину улиц местного значения – 11,75м. При этом установление публичного сервитута является последней мерой в обеспечении необходимого условия организации дорог местного значения.

Прохождение улицы равной 11,75м определен на плане с определением координат.

Обозначение характерных
точек границ

Координаты "МСК-02", м

Х

У

1

662398,13

2196660,80

2

662363,56

2196775,90

3

662329,43

2196896,47

4

662318,73

2196893,91

5

662352,94

2196773,08

6

662387,60

2196657,65

1

662398,13

2196660,80

С учетом требований СНиП, градостроительных норм, установленных Правил землепользования и застройки сельского поселения следует, что наиболее целесообразным является уточнение границ земельных участков с кн02:26:080702:40, 02:26:080702:39, 02:26:080702:144, 02:26:080702:143, 02:26:080702:140, 02:26:080702:43, 02:26:080702:117, 02:26:080702:118, 02:26:080702:129, 02:26:080702:2, 02:26:080702:3, 02:26:080702:4, 02:26:080702:5 путем отступления от границ проектного положения дороги местного значения в координатах приведенных выше.

Установление сервитута в полной мере не обеспечивает требования Градостроительного кодекса и СНиП.

При установлении сервитута или уточнении фрагментов границ участков перенос ограждения и спил деревьев требуется.

Координаты границ участков, подлежащие для установления сервитута или для уточнения границ участков у которых имеется наложение на сформированный участок улицы местного значения.

Обозначение характерных
точек границ

Координаты "МСК-02", м

Обозначение характерных
точек границ

Координаты "МСК-02", м

Х

У

Х

У

02:26:080702:40 – 97кв.м.

02:26:080702:43 – 100кв.м.

1

662383,40

2196709,84

1

662348,45

2196829,29

2

662378,29

2196708,26

2

662342,92

2196848,81

3

662393,81

2196675,15

3

662337,68

2196847,40

1

662383,40

2196709,84

4

662344,23

2196828,10

02:26:080702:39 – 264кв.м.

1

662348,45

2196829,29

1

662370,03

2196754,37

02:26:080702:117 – 218кв.м.

2

662364,27

2196752,73

1

662342,93

2196848,80

3

662378,29

2196708,26

2

662331,33

2196889,76

4

662383,40

2196709,84

3

662326,56

2196889,31

1

662370,03

2196754,37

4

662337,68

2196847,39

02:26:080702:144 – 142кв.м.

1

662342,93

2196848,80

1

662370,03

2196754,37

02:26:080702:129 – 28кв.м.

2

662363,56

2196775,90

1

662331,33

2196889,76

3

662362,66

2196779,06

2

662329,43

2196896,47

4

662357,75

2196777,57

3

662325,80

2196895,69

5

662364,27

2196752,73

4

662326,56

2196889,31

1

662370,03

2196754,37

1

662331,33

2196889,76

02:26:080702:143 – 98кв.м.

02:26:080702:2 – 14кв.м.

1

662357,23

2196798,25

1

662319,13

2196894,01

2

662352,74

2196796,65

2

662318,73

2196893,91

3

662357,75

2196777,57

3

662325,60

2196869,65

4

662362,66

2196779,06

4

662326,13

2196869,77

1

662357,23

2196798,25

5

662326,28

2196869,80

02:26:080702:140 – 148кв.м.

1

662319,13

2196894,01

1

662363,56

2196775,90

02:26:080702:3 – 84кв.м.

2

662348,45

2196829,29

1

662339,31

2196821,21

3

662344,23

2196828,10

2

662342,13

2196821,99

4

662352,74

2196796,65

3

662327,57

2196865,47

5

662357,23

2196798,25

4

662326,83

2196865,31

1

662363,56

2196775,90

1

662339,31

2196821,21

02:26:080702:4 – 96кв.м.

02:26:080702:5 – 8кв.м.

1

662339,31

2196821,21

1

662356,42

2196761,51

2

662352,22

2196775,64

2

662353,21

2196775,91

3

662353,21

2196775,91

3

662352,22

2196775,64

4

662349,24

2196792,82

4

662352,94

2196773,08

5

662342,13

2196821,99

1

662356,42

2196761,51

1

662339,31

2196821,21

Иной доступ к инженерным сетям и земельным участкам без установления сервитута и уточнения границ участка возможно путем организации одностороннего движения вокруг жилого квартала – земельные участки от <адрес> до <адрес> через проулок между участками с кн02:26:080702:2 и 02:26:080702:3 шириной 3м.

При таком варианте организации движения и доступа к инженерным сетям требуется обустройство дорожного полотна, проходящая за земельными участками и организация расчистки в зимний период и его обслуживание.

Обозначение характерных
точек границ

Координаты "МСК-02", м

Х

У

1

662419,26

2196564,37

2

662418,42

2196567,25

3

662342,88

2196548,72

4

662331,09

2196588,53

5

662308,25

2196711,26

6

662297,34

2196761,38

7

662281,08

2196855,11

8

662327,33

2196866,28

9

662326,48

2196869,16

10

662277,65

2196857,37

11

662294,38

2196760,91

12

662305,31

2196710,72

13

662328,18

2196587,81

14

662340,82

2196545,13

1

662419,26

2196564,37

У суда не имеется оснований не доверять данному заключению землеустроительной экспертизы, поскольку экспертиза назначалась судом в соответствии с требованиями ст. 79 ГПК РФ, проводилась компетентной организацией, оформлена надлежащим образом, эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

В ходе судебного заседания эксперт ФИО15 была опрошена в качестве специалиста и суду пояснила, что дорога по <адрес> д. Ясная Поляна стоит на кадастровом учете как дорога общего пользования, ширина дороги фактическая составляет 5,5 - 6 метров. Дорога не соответствуют нормативам. Согласно СНиПам дорога с двухсторонним движением должна иметь не менее 6 метров – ширина дорожного полотна, а также ширина обочины, ширины отступа для инженерных сетей не менее 1 метра до 6 метров, ширина для инженерных сетей. Всего не менее 11,75 м. Сервитут предполагает собой пользование раз в год два раза в год. Сервитут на земельных участках установлен для использования в качестве дороги общего пользования. Эксперт полагает, что это является нецелесообразным. В данном случае целесообразнее было бы уточнить границы земельных участков ответчиков. Кроме того, установленный сервитут не является единственно возможным вариантом обеспечения проезда по <адрес>. В частности, экспертом установлен вариант возможности обустройства одностороннего кругового движения, при этом ширина дороги позволяет оборудовать на данном участке односторонне движение.

Разрешая спор в части законности установления органом местного самоуправления публичного сервитута на земельных участках ответчиков, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод в том числе путем обжалования в суд действий (или бездействия) органов местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 46).

Право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании действий (или бездействия) органов местного самоуправления Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации представляется лицу, считающему, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов (часть 1 статьи 218).

Исходя из положений ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут может быть установлен исключительно для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным образом, кроме обременения земельного участка путем установления публичного сервитута.

Установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах, и осуществляется по специальной процедуре в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения. Обязанность органа местного самоуправления принять нормативный акт об установлении публичного сервитута обусловлена исключительно необходимостью обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, то есть публичного интереса, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом. Если орган местного самоуправления перед принятием решения об установлении публичного сервитута не анализирует иные возможности обеспечения прохода и проезда к смежным участками, устанавливает публичный сервитут при наличии возможности обеспечения интересов местного самоуправления и местного населения без ограничения прав собственников земельных участков, такие действия признаются нарушением законных прав собственников на свободное владение, распоряжение и использование земельных участков.

Как усматривается, при решение вопроса об установлении публичного сервитута в отношении принадлежащих ответчикам земельных участков, органом местного самоуправления не были исследованы иные варианты обустройства проезжей части и производства ремонтных работ инженерных сетей, кроме как посредством использования для этих целей частей земельных участков ответчиков.

Вместе с тем, суд установлено, что для организации проезда и прохода по <адрес> и организации обслуживания инженерных сетей имеется иной вариант как обустройство дороги с односторонним движением.

Кроме того, исходя из обстоятельств дела, публичный сервитут на принадлежащих ответчикам земельных участков установлен органом местного самоуправления с целью осуществления прохода и проезда по <адрес>, то есть фактически для расширения дороги общего пользования, что свидетельствует о том, что ответчики будут ограничены в праве использовать принадлежащие им земельные участки по их назначению.

Более того, установленный сервитут предполагает демонтаж заборов, сруб деревьев, расположенных на территориях занимаемых ответчиками земельных участков, а также снос гаража, принадлежащего ФИО8

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что при принятии решения об установлении публичного сервитута не был соблюден баланс интересов сторон данных гражданско-правовых отношений, целесообразность и эффективность установления публичного сервитута в отношении земельных участков ответчиков отсутствует.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о незаконности решения Совета сельского поселения Калтымановский сельский совет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении публичного сервитута в отношении части земельных участков д. Ясная <адрес>» и его отмене.

В этой связи встречные исковые требования ответчиков в указанной части подлежат удовлетворению.

Поскольку публичный сервитут в отношении земельных участков ответчик возник в связи с принятием указанного решения органа местного самоуправления, соответственно публичный сервитут прекращается признанием данного нормативного акта незаконным.

В этой связи, суд не находит оснований для удовлетворения встречных исковых требований об обязании администрацию сельского поселения устранить нарушенное право посредством прекращения публичного сервитута в отношении земельных участков ответчиков.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, с учетом того, что принятый органом местного самоуправления решение об установлении публичного сервитута признан судом незаконным, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований администрации сельского поселения Калтымановский сельский совет МР <адрес> РБ об обязании не чинить препятствия в пользовании публичным сервитутом и возложении обязанность устранить препятствия в пользовании публичным сервитутом.

Доводы представителя администрации сельского поселения Калтымановский сельский совет МР <адрес> РБ о пропуске ответчиками срока оспаривания решения органа местного самоуправления в суд, не может быть принято во внимание, поскольку обращение ответчиков с такими требованиями состоялось в рамках рассмотрения гражданского иска в порядке встречного иска, а не в порядке КАС РФ.

Что касается встречных исковых требований ответчиков ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7 о признании постановления администрации Калтымановский сельской совет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, то суд полагает, что в удовлетворении исковых требований в этой части следует отказать, поскольку указанные нормативные акты органа местного самоуправления отменены на основании постановления главы администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ.

Производство по иску ФИО5 к администрации сельского поселения Калтымановский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании не соответствующим и недействующим со дня принятия постановления об установлении публичного сервитута от ДД.ММ.ГГГГ и постановления о внесении изменений в постановлении об установлении публичного сервитута от ДД.ММ.ГГГГ подлежит прекращению в ввиду того, что ранее, а именно ДД.ММ.ГГГГ Иглинским межрайонным судом РБ аналогичные требования ФИО5 были рассмотрены и удовлетворены.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан к ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО1 об обязании не чинить препятствия в пользовании неограниченному кругу лиц части земельного участка, возложении обязанности освободить проезд путем сноса забора, спила деревьев отказать.

Встречные исковые требования ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7 удовлетворить частично.

Признать несоответствующим и недействующим со дня принятия решение Совета сельского поселения Калтымановский сельский совет муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении публичного сервитута в отношении части земельных участков д. Ясная <адрес>» в части установления публичного сервитута на:

- часть земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:39, площадью 465 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО4;

- часть земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:144, площадью 259 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО5,

- часть земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:143, площадью 187 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО2;

- часть земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:140, площадью 283 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>,

- часть земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:43, площадью 179 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>, принадлежащего ФИО6,

- часть земельного участка с кадастровым номером 02:26:080702:3, площадью 93 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Калтымановский, д. Ясная Поляна, <адрес>, принадлежащего ФИО7

В удовлетворении исковых требований ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, в остальной части отказать.

Производство по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО5 о признании несоответствующим и недействующим с момента принятия постановлений администрации Калтыманвокий сельской совет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ прекратить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Р.Р.Сафина