№2-2429/2020
26RS0002-01-2020-004119-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2020 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя СК в составе:
председательствующего судьи Даниловой Е.С.,
при секретаре Аванесян О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес обезличен> гражданское дело по иску Ставропольского транспортного прокурора к Кожевникову И. В. в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконной деятельности по производству авиационно - химических работ и запрете выполнения авиационно - химических работ до получения свидетельства эксплуатанта или включения воздушного судна самолета <данные изъяты> в спецификацию действующего эксплуатанта,
УСТАНОВИЛ:
Ставропольский транспортный прокурор обратился в Ленинский районный суд <адрес обезличен> в интересах неопределенного круга лиц с иском к Кожевникову И.В. в котором просит признать незаконной деятельность Кожевникова И.В. по производству авиационно - химических работ и запрете выполнения авиационно - химических работ до получения свидетельства эксплуатанта или включения воздушного судна самолета АН-2 RA-17880 в спецификацию действующего эксплуатанта.
В обосновании доводов истец указал, что <дата обезличена> СПК «Племзавод Вторая Пятилетка» в лице председателя Сердюкова И.Г. заключило агентский договор с ООО «Ставрайс-Авиа» в лице генерального директора Костиной В.Н. об организации авиационно - химических работ на земельных участках племзавода, с этой целью общество обязуется от своего имени заключить договор с авиационным эксплуатантом на выполнение АХР. В целях реализации указанного договора ООО «Ставрайс-Авиа» заключило <дата обезличена> договор на выполнение АХР с Кожевниковым И.В. на сумму 150000 рублей. Согласно свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна самолета АН-2 RA-17880 его собственников является Дмитриев Д.В., который <дата обезличена> на основании договора аренды воздушного судна самолета АН-2 RA-17880 передал Кожевникову И.В. указанное ВС до <дата обезличена>. Кожевниковым И.В. в период с 12 по <дата обезличена> организовано выполнение авиационно - химических работ на полях СПК «Племзавод Вторая Пятилетка» (с. Б.Джалга, <адрес обезличен>), на ВС самолёте АН-2 RA-17880 под управлением командира воздушного судна Фольца В.А.<дата обезличена> подписан акт приема - сдачи выполненных авиационных рабо.т В ходе проверки законности выполнения авиационно - химических работ выявлены нарушения требований воздушного законодательства, а именно установлено, что Кожевников И.В. выполнял авиационно - химические работы в отсутствие сертификата эксплуатанта, получение которого обязательно для выполнение авиационно - химических работ в гражданской авиации. Факт отсутствия сертификата эксплуатанта подтверждается обьяснениями Кожевникова И.В. от <дата обезличена>, а также сведениями, содержащимися в ФГИС «Реестра эксплуатантов и воздушных судов» и опубликованных на официальном сайте ФАВТ Росавиации. Кожевниковым И.В. требования воздушного законодательства не исполнены, что влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасности полетов. В связи с этим создается реальная угроза причинения жизни и здоровью неопределённого круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст. 41 Конституции РФ.
Представитель истца, ответчик Кожевников И.В., представитель третьего лица СПК «Племзавод Вторая Пятилетка», представитель третьего лица ООО «Ставрайс-Авиа», извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат в том числе гражданские воздушные суда.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, осуществляют свою деятельность при наличии выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), документа, подтверждающего соответствие указанных индивидуальных предпринимателей требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок получения данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации (ч. 3 ст. 8 Воздушного кодекса РФ В соответствии со ст.ст. 8 и 61 Воздушного кодекса РФ Приказом Минтранса РФ от <дата обезличена><номер обезличен> утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», устанавливающие сертификационные требования к физическим, юридическим лицам, выполняющим авиационные работы, порядок проведения сертификации физических, юридических лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения, порядок выдачи указанным лицам сертификата эксплуатанта, внесения в него изменений и выдачи его дубликата.
Во исполнение требований Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» и Положения о Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации,, Распоряжением Минтранса РФ от <дата обезличена> № НА-217р утверждена Номенклатура объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которой объектом гражданской авиации, подлежащим сертификации, являются авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы (эксплуатанты).
Нормативным документом, устанавливающим требования к объекту гражданской авиации, являются Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации», утвержденные приказом Минтранса России от <дата обезличена><номер обезличен>.
Статья 21 Воздушного кодекса РФ предусматривает, что авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации (ч. 1).
Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения (ч. 3).
Нормы ч.ч. 2 и 3 ст. 32 Воздушного кодекса РФ устанавливают особые категории воздушных судов, которые используются для регулирования некоторых видов деятельности в области гражданской авиации. Классификация воздушных судов введена в зависимости от максимального взлетного веса.
Согласно свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна самолета АН-2 RA-17880 его собственников является Дмитриев Д.В., внесено в единый регистр учета ВС Федерации любителей авиации России который <дата обезличена> на основании договора аренды воздушного судна самолета АН-2 RA-17880 передал Кожевникову И.В. указанное ВС до 31.12.2020г.
В силу ч. 4 ст. 61 Воздушного кодекса РФ использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.
Аналогичную норму содержат Федеральные авиационные правила «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения», в которых предусмотрена процедура выдачи свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения и указано, что настоящие правила не распространяются на физических и юридических лиц, использующих легкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения.
Федерация любителей авиации России (ФЛА) - это общероссийская общественная организация, объединяющая граждан и юридических лиц, имеющих в собственности воздушные суда, применяемые в интересах авиации общего назначения (п.1.2; 2 Устава Федерации любителей авиации России). Следовательно, воздушное судно АН-2 RA-17880 государственный регистрационный знак … применяется в интересах авиации общего назначения и по техническим характеристикам относится к легким воздушным судам весом менее 5700 кг (ст.32 ВК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Воздушного кодекса РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> N 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, пунктом 1 раздела 1 которого установлено, что Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Положением о взаимодействии ГСГА Минтранса России с общероссийскими авиационными общественными объединениями в целях безопасности полетов ВС АОН Российской Федерации<дата обезличена><номер обезличен>.10-875 предусмотрен порядок взаимодействия ГСГА Минтранса России с всероссийскими авиационными общественными объединениями, в т.ч. с Общероссийской общественной организацией Федерация любителей авиации России (ФЛА России), с целью развития авиации общего назначения. Федерация любителей авиации России (ФЛА) - это общероссийская общественная организация, объединяющая граждан и юридических лиц, имеющих в собственности воздушные суда, применяемые в интересах авиации общего назначения (п. 1.2; 2 Устава Федерации любителей авиации России).
В соответствии с Приложением к данному Положению авиационная деятельность членов ФЛА России производится в соответствии с документами, регламентирующими работу ФЛА России. Для выполнения полетов членами ФЛА России необходимо наличие на борту воздушного судна удостоверения о годности к полетам воздушного судна ФЛА России, выданного ГСГА Минтранса России или ФЛА России.
Требуемые документы у ответчика отсутствуют, имеются, лишь удостоверение о годности к полетам, выданное в соответствии с настоящим положением ФЛА России <дата обезличена>, сроком по <дата обезличена>.
Согласно ст. 114 ВК РФ к авиационным работам относятся - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.
2. Общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
3. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать условия выполнения авиационных работ и ограничения на их выполнение, связанные с экологическими особенностями соответствующей территории или с особым режимом нахождения на этой территории транспортных средств и людей. Согласование указанных условий и ограничений возлагается на заказчика авиационных работ.
п. 2, 3 Федеральных авиационных правил "Требования к обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации", утвержденных приказом Минтранса России от <дата обезличена> N 249, устанавливает сертификационные требования к физическим, юридическим лицам щм, выполняющим авиационные работы, порядок проведения 1фикации физических, юридических лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения, порядок выдачи лицам сертификата эксплуатанта, внесения в него изменений и его дубликата.
Заявление на получение сертификата эксплуатанта или внесение в него изменений (далее - заявление) направляется в территориальный орган уполномоченного органа в области гражданской авиации физическим, юридическим лицом, намеревающимся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения).
Таким образом, Кожевников И.В. выполнял авиационно - химические работы в отсутствие сертификата эксплуатанта, получение которого обязательно для выполнение авиационно - химических работ в гражданской авиации.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с неисполнением Кожевниковым И.В. требований федерального законодательства и необеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности при производстве полетов воздушных судов, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным, т.к. в результате авиационного происшествия или авиационного инцидента, которые могут произойти вследствие несоблюдения Кожевниковым И.В. установленных требований безопасности полетов и авиационной безопасности, может пострадать любой гражданин, находящийся в районе полета воздушного судна, эксплуатируемого Кожевниковым И.В. а также любой из членов экипажа воздушного судна и авиационного персонала.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.
В соответствии с частью 1 статьи 1065 гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Частью 2 названной статьи определено, что, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт незаконности деятельности Кожевникова И.В. выражающиеся в неисполнении требований «Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата обезличена><номер обезличен>, а именно использование воздушного судна, по производству авиационно - химических работ, а потому требования истца о запрете Кожевникову И.В.. эксплуатации воздушного судна <данные изъяты>… и использование воздушного пространства РФ в нарушение требований «Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата обезличена><номер обезличен> суд считает законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Ставропольского транспортного прокурора к Кожевникову И. В. в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконной деятельности по производству авиационно - химических работ и запрете выполнения авиационно - химических работ до получения свидетельства эксплуатанта или включения воздушного судна самолета <данные изъяты> в спецификацию действующего эксплуатанта удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконной деятельность Кожевникова И. В. по производству авиационно - химических работ.
Запретить Кожевникову И. В. выполнение авиационно - химических работ до получения свидетельства эксплуатанта или включения воздушного судна самолета АН-2 RA-17880 в спецификацию действующего эксплуатанта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.
Судья Е.С. Данилова