ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-242/2022 от 28.02.2022 Калининского районного суда (Тверская область)

дело № 2-242/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2022 года город Тверь

Калининский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Пищелевой Ю.В.,

при секретаре Миллер Е.А.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО3 об обязании убрать с почвы земельного участка отходы производства и потребления,

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в Заволжский районный суд г. Твери с иском к ФИО3 об обязании убрать с почвы земельного участка отходы производства и потребления, указывая, что Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области 11.02.2021 в 12 часов 50 минут в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на земельном участке , размером 600 квадратных метров, кадастровый , расположенном на территории <адрес> установлены нарушения природоохранного законодательства. В ходе мероприятия по контролю установлено, что физическим лицом ФИО3 на земельный участок совершен сброс и накопление на почву отходов производства и потребления, а именно: утративших свои потребительские свойства строительных материалов (доски, бревна), вышедших из употребления резиновых и пластиковых изделий (загрязненные пластмассовые ящики, канистры, ведра, шланги), старых загрязненных линолеумных покрытий, испорченной хозяйственно - бытовой техники (стиральные машины), различных изделий из ржавого металла (каркасов от кроватей и матрасов, бочек), сломанной мебели, вышедшего из эксплуатации сантехнического оборудования, ржавых каркасов автотранспортных средств, старых покрышек от машин и другое. Отходы расположены по всему участку площадью 600 квадратных метров, высотой до 2 метров, уложены в навалы, между которыми организованы проходы к дому и хозяйственным постройкам. Со слов ФИО3, данные отходы находятся на почве. При осмотре почвенного покрытия, твердого водонепроницаемого покрытия под отходами нет. На момент проведения мероприятия по указанному адресу на дороге находится автомашина Мерседес-Бенц VITO 108D, с государственным регистрационным знаком , с открытым задним багажником. В багажнике находятся дрова, удобрения, а также предметы хозяйственно-бытового назначения, утратившие свои потребительские свойства, загрязненная раковина для мытья рук бывшая в употреблении, отходы строительных материалов. Водитель, пользующийся данным транспортным средством гражданин ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в момент осмотра производил выгрузку находящихся в багажнике дров и отходов производства и потребления на почву, на территорию земельного участка расположенном на территории <адрес> с кадастровым номером . Согласно имеющихся в материалах дела обращения гражданки ФИО4, ее объяснению, предоставленными ею фотографиями установлено, что на протяжении 10 лет ФИО3 на автомашине Мерседес-Бенц VITO 108D, с государственным регистрационным знаком , на участок <адрес> завозит мусор и складирует его на участке. Согласно объяснению от ФИО3, он пользуется автомашиной Мерседес государственный регистрационный знак . С 1982 года на земельном участке , который принадлежит его матери, он складирует металлолом, строительные материалы, дрова, пластиковые канистры. Данные вещи он использует для собственных нужд. Данные предметы, утратившие свои потребительские свойства, ему дают соседи по кооперативу. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.05.2017 № 242, выявленные на земельном участке № <адрес> предметы являются отходами производства и потребления и имеют следующие коды ФККО: утратившие свои потребительские свойства строительные материалы (доски, бревна) - код ФККО 80000000000 (отходы строительства и ремонта); вышедшие из употребления резиновые и пластиковые изделия (загрязненные пластмассовые ящики, канистры, ведра, шланги) - код ФККО 43000000000 (резиновые и пластмассовые изделия, утратившие потребительские свойства); старые загрязненные линолеумные покрытия - код ФККО 82710000000 (отходы линолеумов); испорченная хозяйственно - бытовая техника (стиральные машины) - код ФККО 48250000000 (приборы бытовые, утратившие потребительские свойства), различные изделия из ржавого металла (каркасы от кроватей и матрасов, бочки) - код ФККО 40000000000 (лом и отходы черных и цветных металлов); сломанная мебель - код ФККО 49211181524 (отходы мебели из разнородных материалов), вышедшее из эксплуатации сантехническое оборудование - код ФККО 48000000000 (отходы машин и прочего оборудования); ржавые каркасы автотранспортных средств, старые покрышки от машин — код ФККО 48000000000 (отходы машин и прочего оборудования). В нарушение требований законодательства на земельный участок , размером 600 квадратных метров, кадастровый , расположенный на территории <адрес>ФИО3 произведен сброс отходов производства и потребления на почву, а также их накопление на данном участке. За нарушение природоохранного законодательства ФИО3 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ. Штраф не оплачен. 23.03.2021 года ФИО3 выдано Предписание № 6 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды со сроком исполнения до 23.04.2021. 12.05.2021 Министерством был осуществлен выезд с целью проверки исполнения Предписания. В ходе выезда установлено, что требование Предписания ФИО3 не выполнены. За неисполнение Предписания № 6 в отношении ФИО3 составлен протокол № 124 об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и направлен на рассмотрение в Мировой судебный участок № 65 Тверской области. Нарушение указанных требований подтверждается актами проведения мероприятий по контролю земельном участке , размером 600 квадратных метров, кадастровый , расположенный на территории <адрес> от 11.02.2021, в ходе которого установлен факт нарушения ФИО3 природоохранного законодательства, и от 12.05.2021, в ходе которого установлен факт неисполнения ФИО3 Предписания № 6 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обращением гражданки ФИО4, ее объяснению. Как установлено Министерством при проведении мероприятий по контролю, на земельном участке , размером 600 квадратных метров, кадастровый , расположенный на территории <адрес> от 11.02.2021, виновное в совершении правонарушения лицо ФИО3 не принимает никаких мер, направленных на недопущение загрязнения земельного участка в нарушении требований законодательства в области охраны окружающей среды. На основании изложенного, в редакции требований от 28.02.2022, истец просил: обязать ответчика на территории земельного участка с кадастровым номером , площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу убрать отходы производства и потребления в виде утративших свои потребительские свойства строительных материалов (доски, бревна) – код ФККО 80000000000 (отходы строительства и ремонта), вышедших из употребления резиновых и пластиковых изделий (загрязненные пластмассовые ящики, канистры, ведра, шланги) - код ФККО 43000000000 (резиновые и пластмассовые изделия, утратившие потребительские свойства), старых загрязненных линолеумных покрытий - код ФККО 82710000000 (отходы линолеумов), испорченной хозяйственно - бытовой техники (стиральные машины) - код ФККО 48250000000 (приборы бытовые, утратившие потребительские свойства), различных изделий из ржавого металла (каркасы от кроватей и матрасов, бочки) - код ФККО 40000000000 (лом и отходы черных и цветных металлов), сломанной мебели - код ФККО 49211181524 (отходы мебели из разнородных материалов), вышедшего из эксплуатации сантехнического оборудования - код ФККО 48000000000 (отходы машин и прочего оборудования), ржавых каркасов автотранспортных средств, старых покрышек от машин — код ФККО 48000000000 (отходы машин и прочего оборудования).

Определением Заволжского районного суда г. Твери от 15.11.2021 дело передано по подсудности в Калининский районный суд Тверской области.

Представитель истца ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ФИО3 извещался о месте и времени проведения судебного заседания по последнему известному месту жительства. В связи с отсутствием сведений о его месте жительства ответчику в порядке ст. 50 ГПК РФ был назначен адвокат.

Представитель ответчика ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку стороной истца не представлены доказательства, что отходы загрязняют окружающую среду.

Представитель третьего лица Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени проведения судебного заседания, не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

Третьи лица ФИО5, СНТ «Березка-1», извещенные о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом в силу ст. 117 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, не явилась.

При указанных обстоятельствах, неявка указанных лиц, участвующих в деле, не является препятствием для рассмотрения заявленных требований по существу.

Выслушав представителей истца, ответчика, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Постановлением Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» №1364 от 15.10.2019 земельный участок с кадастровым , площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен в собственность ФИО5

Из выписки из ЕГРН от 24.12.2021 следует, что земельный участок с кадастровым , площадью 600 +/- 17 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садоводства. В особых отметках имеются сведения о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений и обременений недвижимого имущества: вид права – государственная собственность, правообладатель Администрация Калининского района.

Согласно акту мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами от 11.02.2021, составленному Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области, объектом осмотра являлся земельный участок с кадастровым , расположенный на территории <адрес>. Участок представляет собой земельный участок размером 600 кв.м, с находящимися на нем жилым строением и хозяйственными постройками. На всем протяжении участка располагаются навалы отходов производства и потребления, состоящие из утративших свои потребительские свойства строительных материалов (доски, бревна), вышедших из употребления резиновых и пластиковых изделий (загрязненные пластмассовые ящики, канистры, ведра, шланги), старых загрязненных линолеумных покрытий, испорченной хозяйственно - бытовой техники (стиральные машины), различных изделий из ржавого металла (каркасов от кроватей и матрасов, бочек), сломанной мебели, вышедшего из эксплуатации сантехнического оборудования, ржавых каркасов автотранспортных средств, старых покрышек от машин и др. Отходы расположены по всему участку площадью 600 кв.м, высотой до 2 метров, уложены в навалы, между которыми организованы проходы к дому с хозяйственными постройками. Со слов ФИО3, данные отходы находятся на почве. При осмотре почвенного покрытия, твердого водонепроницаемого покрытия под отходами нет.

23 марта 2021 года в отношении ФИО3 Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области вынесено предписание №6 об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды, согласно которому ФИО3 обязали прекратить сброс и накопление на почве отходов производства и потребления на земельном участке <адрес>, убрать отходы производства и потребления с почвы на земельном участке <адрес>

Постановлением Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области №37 от 23.03.2021 ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа. Постановление вступило в законную силу 02.04.2021.

Согласно акту мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами от 12.05.2021, составленному Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области, следует, что целью осмотра является проверка исполнения Предписания №6 от 23.03.2021 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, выданное ФИО3 На всем протяжении участка располагаются навалы отходов производства и потребления, состоящие из утративших свои потребительские свойства строительных материалов (доски, бревна), вышедших из употребления резиновых и пластиковых изделий (загрязненные пластмассовые ящики, канистры, ведра, шланги), старых загрязненных линолеумных покрытий, испорченной хозяйственно - бытовой техники (стиральные машины), различных изделий из ржавого металла (каркасов от кроватей и матрасов, бочек), сломанной мебели, вышедшего из эксплуатации сантехнического оборудования, ржавых каркасов автотранспортных средств, старых покрышек от машин и др. Отходы расположены по всему участку площадью 600 кв.м, высотой до 2 метров, уложены в навалы, между которыми организованы проходы к дому с хозяйственными постройками, что свидетельствует о невыполнении ФИО3 предписания.

Постановлением мирового судьи судебного участка №65 Тверской области ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа. Постановление вступило в законную силу 03.08.2021.

В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

По смыслу ч. 5 ст. 8.3 Федерального закона № 294 проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в ходе которых может быть произведен осмотр (обследование) территории уполномоченными органами, осуществляется в одностороннем порядке, а результаты данного мероприятия могут являться основанием для назначения внеплановой проверки, однако обязательность назначения такой проверки не предусмотрена. При этом подтверждение полученных в результате осмотра данных какими-либо дополнительными исследованиями не требуется.

Поскольку ответчиком в ходе судебного разбирательства относимыми и допустимыми доказательствами отсутствие отходов производства и потребления в виде утративших свои потребительские свойства строительных материалов (доски, бревна) – код ФККО 80000000000 (отходы строительства и ремонта), вышедших из употребления резиновых и пластиковых изделий (загрязненные пластмассовые ящики, канистры, ведра, шланги) - код ФККО 43000000000 (резиновые и пластмассовые изделия, утратившие потребительские свойства), старых загрязненных линолеумных покрытий - код ФККО 82710000000 (отходы линолеумов), испорченной хозяйственно - бытовой техники (стиральные машины) - код ФККО 48250000000 (приборы бытовые, утратившие потребительские свойства), различных изделий из ржавого металла (каркасы от кроватей и матрасов, бочки) - код ФККО 40000000000 (лом и отходы черных и цветных металлов), сломанной мебели - код ФККО 49211181524 (отходы мебели из разнородных материалов), вышедшего из эксплуатации сантехнического оборудования - код ФККО 48000000000 (отходы машин и прочего оборудования), ржавых каркасов автотранспортных средств, старых покрышек от машин — код ФККО 48000000000 (отходы машин и прочего оборудования) на почве земельного участка с КН 69:10:0141101:40 не опровергнуто, суд считает, что факт загрязнения названного участка нашел свое подтверждение.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено (пункт 7 статьи 12 Закона об отходах).

Поскольку спорный земельный участок не отвечает требованиям, предъявляемым к объектам размещения отходов, осуществление деятельности по размещению отходов на указанном земельном участке является незаконной.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42 Кодекса).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

С учетом установленных судом обстоятельств суд приходит к выводу, что именно ответчик является землепользователем земельного участка с КН 69:10:0141101:40, допустившим его загрязнение отходами производства, следовательно, у него как землепользователя имеется обязанность по недопущению загрязнения отходами производства используемого объекта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.

Иск о ликвидации отходов с почвы является одним из видов иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, поскольку уборка отходов означает приведение окружающей среды в то состояние, в котором она была до того, как ей был причинен вред. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истец вправе был обратиться с требованиями, направленными на ликвидацию последствий загрязнения окружающей среды.

Таким образом, исходя из положений ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 8, 11, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22, ч. 3 ст. 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. ст. 11 - 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 7, ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", суд приходит к выводу, что неисполнение ответчиком как землепользователем своих обязанностей по устранению нарушений законодательства, приведшее к размещению отходов производства и потребления на земельном участке, не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, представляет экологическую опасность, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем требования о возложении обязанности на ответчика убрать с почвы земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу <адрес>, отходы производства и потребления в виде утративших свои потребительские свойства строительных материалов (доски, бревна) – код ФККО 80000000000 (отходы строительства и ремонта), вышедших из употребления резиновых и пластиковых изделий (загрязненные пластмассовые ящики, канистры, ведра, шланги) - код ФККО 43000000000 (резиновые и пластмассовые изделия, утратившие потребительские свойства), старых загрязненных линолеумных покрытий - код ФККО 82710000000 (отходы линолеумов), испорченной хозяйственно - бытовой техники (стиральные машины) - код ФККО 48250000000 (приборы бытовые, утратившие потребительские свойства), различных изделий из ржавого металла (каркасы от кроватей и матрасов, бочки) - код ФККО 40000000000 (лом и отходы черных и цветных металлов), сломанной мебели - код ФККО 49211181524 (отходы мебели из разнородных материалов), вышедшего из эксплуатации сантехнического оборудования - код ФККО 48000000000 (отходы машин и прочего оборудования), ржавых каркасов автотранспортных средств, старых покрышек от машин — код ФККО 48000000000 (отходы машин и прочего оборудования), следует удовлетворить в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Устанавливая срок, до которого необходимо устранить допущенные нарушения, суд, учитывая мнение явившихся участников процесса, отсутствие мотивированных возражений ответчика, исходит из объема мероприятий, которые необходимо выполнить ответчику, и приходит к выводу, что мероприятия должны быть выполнены в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу п.1 ст.103 ГПК государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В данном случае, истец освобожден от уплаты государственной пошлины и судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию в бюджет МО Тверской области «Калининский район» с ответчика в размере 300 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО3 об обязании убрать с почвы земельного участка отходы производства и потребления удовлетворить.

Обязать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, убрать с почвы земельного участка с кадастровым , площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, отходы производства и потребления в виде утративших свои потребительские свойства строительных материалов (доски, бревна) – код ФККО 80000000000 (отходы строительства и ремонта), вышедших из употребления резиновых и пластиковых изделий (загрязненные пластмассовые ящики, канистры, ведра, шланги) - код ФККО 43000000000 (резиновые и пластмассовые изделия, утратившие потребительские свойства), старых загрязненных линолеумных покрытий - код ФККО 82710000000 (отходы линолеумов), испорченной хозяйственно - бытовой техники (стиральные машины) - код ФККО 48250000000 (приборы бытовые, утратившие потребительские свойства), различных изделий из ржавого металла (каркасы от кроватей и матрасов, бочки) - код ФККО 40000000000 (лом и отходы черных и цветных металлов), сломанной мебели - код ФККО 49211181524 (отходы мебели из разнородных материалов), вышедшего из эксплуатации сантехнического оборудования - код ФККО 48000000000 (отходы машин и прочего оборудования), ржавых каркасов автотранспортных средств, старых покрышек от машин — код ФККО 48000000000 (отходы машин и прочего оборудования) в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Тверской области «Калининский район» в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд Тверской области.

Судья Ю.В. Пищелева

Решение в окончательной форме изготовлено 05 марта 2022 года

дело № 2-242/2022