ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2434/2016 от 23.05.2016 Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2- 2434/2016

Р Е Ш Е Н И Я

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2016 года город Волгоград

Краснооктябрьский районный суд города Волгограда в составе:

председательствующего судьи Костюк И.И.,

при секретаре судебного заседания Исмаиловой Ж.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда к ФИО2, ФИО3 о признании недействительным решения,

у с т а н о в и л:

Истец Управление «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда обратился в суд с иском к ФИО2, ФИО3 о признании недействительным решения, указав в обоснование требований, что ДД.ММ.ГГГГ в Департамент поступило коллективное обращение группы собственников помещений многоквартирного <адрес> по проспекту Ленина в <адрес> Волгограда с просьбой о проведении проверки правомерности принятия собственниками помещений в указанном доме решения о выборе управляющей организации ООО «Возрождение ЖКХ <адрес>» (далее - ООО «ВЖКХ <адрес>»). В целях всестороннего и полного рассмотрения обращения, Департаментом у ООО «ВЖКХ <адрес>» были истребованы документы, подтверждающие проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде с повесткой дня собрания, включающей вопросы о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, выборе ООО «ВЖКХ <адрес>» в качестве управляющей организации данного дома и утверждении договора управления. В ходе рассмотрения представленных документов Департаментом было установлено: ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде проведено общее собрание собственников помещений с повесткой дня собрания, включающей вопросы о расторжении договора на оказание услуг по техническому содержанию с управляющей организацией ООО «Жилье-46», выборе способа управления многоквартирным домом, выборе управляющей организации и принятии формы договора на содержание и управление МКД. В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина, проведенного путем совместного присутствия в форме очного голосования от ДД.ММ.ГГГГ, общее собрание собственников помещений в данном доме признано неправомочным ввиду отсутствия предусмотренного частью 3 статьи 45 ЖК РФ кворума собрания. Согласно информации, содержащейся в уведомлении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме за , проводимого путем заочного голосования, расположенного по адресу <адрес> собственникам сообщалось об отсутствии при проведении ДД.ММ.ГГГГ кворума общего собрания. Одновременно собственники уведомлялись о проведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общего собрания в форме заочного голосования. Аналогичную информацию содержат извещение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина, проводимого путем заочного голосования и ведомость вручения бюллетеней заочного голосования в указанном доме. Вместе с тем, документы, подтверждающие соблюдение порядка уведомления собственников помещений в данном многоквартирном доме о проведении общего собрания, предусмотренные частью 4 статьи 45 ЖК РФ, не представлены. Более того, как следует из уведомления, извещения о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина, проводимого путем заочного голосования и ведомости вручения бюллетеней заочного голосования, инициаторами данного собрания в нарушение требований части 4 статьи 45 ЖК РФ не были соблюдены сроки уведомления иных собственников помещений в указанном доме о проведении собрания. А именно общее собрание собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в форме совместного присутствия было проведено ДД.ММ.ГГГГ, а уже в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в данном доме проведено собрание в форме заочного голосования. В многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде имеются помещения, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград. Муниципальное бюджетное учреждение «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда», которому делегировано право на участие, принятие решений на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград с правом голосования по всем вопросам повесток дня общих собраний, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, не было уведомлено о проведении общего собрания собственников помещений в вышеуказанном доме. Участие в общем собрании собственников помещений уполномоченный представитель муниципального бюджетного учреждения «Жилищно-Коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда» также не принимал. Кроме этого, извещение (уведомление) о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде (заочная форма) в нарушение требований пунктов 1, 5 ч. 5 статьи 45 ЖК РФ не содержит сведений о лице, по инициативе которого созывается данное собрание (указана некая обезличенная инициативная группа собственников помещений в МКД по проспекту Ленина), порядке ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и месте или адресе, где с ними можно ознакомиться. Как следует из уведомления, извещения о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина, проводимого путем заочного голосования и ведомости вручения бюллетеней заочного голосования, местом проведения общего собрания является двор указанного многоквартирного дома. Вместе с тем, указание на место проведения общего собрания являете обязательным условием для проведения собрания в очной форме, для собрания, проводимого в форме заочного голосования, обязательным является указание на дату окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения. Учитывая изложенное, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде не соблюдены требования части 4 статьи 45 ЖК РФ, согласно которым все собственники помещений в многоквартирном доме должны быть уведомлены в установленном порядке о проведении общего собрания не позднее, чем за десять дней до даты его приведения. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками помещений приняты решения по всем вопросам повестки дня собрания, в том числе о выборе ООО «ВЖКХ <адрес>» в качестве управляющей организации и утверждении договора на содержание и управление многоквартирным домом. Из содержания заказанного протокола следует, что общее собрание было правомочно (имело кворум) принимать решения, так как на нем присутствовали собственники помещений, обладающие 5 057,7 голосами, что составляет 72,3% от общего количества голосов собственников помещений. Данный протокол составлен председателем общего собрания ФИО2 и секретарем ФИО3. В протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде (заочная форма) от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований пунктов 1, 2 части 5 статьи 181.2 Гражданского кодекса РФ не указаны дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества и сведения о лицах, принявших участие в голосовании. К проверке не была представлена техническая документация (выкопировка из технического паспорта) или справка БТИ, отражающие общую площадь многоквартирного дома и общую площадь жилых и нежилых помещений. Согласно сведениям, размещенным на портале Реформа ЖКХ (http://www.reformagkh.ru) - официальный сайт в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации управляющими организациями о своей деятельности, общая площадь многоквартирного <адрес> по проспекту Ленина составляет 10 664,3 кв.м., общая площадь жилых помещений - 7 803, 6 кв.м., что соответствует информации в протоколе общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ. В силу части 3 статьи 45 ЖК РФь правомочность общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме определяется исходя из общей площади помещений и (жилых и нежилых), расположенных в таком доме. Учитывая изложенное, в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина общая площадь помещений для расчета кворума составляет 9 596,9 кв.м. - 7 803,6 кв.м. (общая площадь жилых помещений) + 1 793,3 кв.м. (общая площадь нежилых помещений). Исходя из представленного протокола от ДД.ММ.ГГГГ, кворум общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина рассчитывался без учета площади нежилых помещений. Для подтверждения легитимности протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина от ДД.ММ.ГГГГ представлены решения (бюллетени) собственников (представителей собственников), принявших участие в данном собрании. Большинство решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме не содержат сведений о документах, удостоверяющих, личности голосующих собственников, что позволяет оставлять сомнения в их. достоверности и аутентичности. При пересчете представленных решений (бюллетеней) собственников помещений указанного дома было установлено, что в общем собрании приняли участие 137 собственников помещений, обладающие 4 885,53 кв.м., а не 5 057,7 кв.м. как отражено в протоколе общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с представленными решениями (бюллетенями) собственников помещений многоквартирного <адрес> по проспекту Ленина ФИО2 и избранный председателем общего собрания, и как указано в решениях (бюллетенях), являющийся собственником жилого помещения , на самом деле не является собственником данного помещения. Согласно решению (бюллетеню) собственником <адрес> является иное лицо - ФИО7, а ФИО2, в свою очередь, является представителем ФИО7 Согласно положениям статьи 182 Гражданского кодекса РФ не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени. Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Исходя из представленных документов все действия по организации и проведению общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина - подписание протоколов общих собраний (очная и заочная формы), акта о распространении информации и цр. совершались ФИО2 от своего имени и в своих интересах. Соответственно такие действия не имеют каких-либо юридически значимых последствий. Кроме этого, в решениях собственников помещения (всего 53,6 кв.м.) в качестве документов, подтверждающих право собственности, указаны договоры приватизации, совершенные после 1998 года, при том, что статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона, а в силу части 1 статьи 14 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. В связи с чем, данные решения не могут учитываться при подсчете итогов голосования. Из представленных решений собственников помещения (всего 74,3 кв.м.) следует, что вышеуказанные решения оформлены ДД.ММ.ГГГГ, то есть до начала проведения общего собрания, соответственно голоса данных собственников не могут учитываться при подсчете итогов голосования. В решении собственника помещения (62,0 кв.м.) в качестве правоустанавливающего документа указан ордер, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение, а не правоустанавливающим документом. Соответственно, при отсутствии документа, подтверждающего право собственности, голос указанного собственника не может учитываться при подсчете итогов голосования. Решения собственников помещения (всего 54,3 кв.м.) не могут учитываться при подсчете итогов голосования, поскольку на момент заполнения решений, а именно ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение находилось в муниципальной собственности (в решениях имеются ссылки на сдачу документов, для оформления права собственности), соответственно указанные выше лица являлись нанимателями, а не собственниками. Согласно информации, содержащейся в коллективном обращении собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина, поступившем в Департамент, собственники, подписавшие данное обращение, выражают сомнения в наличии кворума общего собрания, подлинности подписей участников общего собрания и правомерности проведенного собрания. Исходя из поступившего обращения, собственники помещений в указанном многоквартирном доме - <адрес>ФИО8 (34,7 кв.м.), ФИО9 (73,5 кв.м.), заполненные решения (бюллетени) которых, в том числе, были представлены на проверку, не принимали участие в общем собрании, на котором была избрана управляющая организация ООО «ВЖКХ <адрес>». Соответственно голоса данных собственников также не могут учитываться при подсчете итогов голосования. Учитывая вышеизложенное, по результатам пересчета голосов собственник помещений установлено, что в общем собрании собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде приняли участие собственники, обладающие 4 533,13 голосами, что составляет 47,2% от общего количества голосов собственников помещений (исходя из общей площади помещений многоквартирного дома равной 9 596,9 кв.м.), а не 72,3%, как отражено, в протоколе. В связи с этим, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде, проведенного в форме заочного голосования, оформленные протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, по вопросам выбора способа управления домом - управление управляющей организацией, выбора ООО «ВЖКХ <адрес>» в качестве управляющей организации, принятия предложенной ООО «ВЖКХ <адрес>» формы договора на содержание и управление многоквартирным домом - неправомочны ввиду отсутствия, предусмотренного частью 3 статьи 45 ЖК РФ, кворума собрания. В результате проведенной Департаментом проверки установлены вышеуказанные нарушения порядка выбора управляющей организации, что в соответствии с частью 6 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, является основанием для признания недействительным решений, принятых общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Просит суд признать недействительными решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде в форме заочного голосования, оформленные протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца Управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации ФИО10, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, по основаниям изложенным в исковом заявлении, просит удовлетворить, при этом указала, что срок исковой давности для подачи искового заявления в суд не пропущен.

Ответчик ФИО2 и его представитель ФИО11 допущенная к участию в деле в качестве представителя по устному ходатайству, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям изложенным в письменных возражениях, при этом просили отказать и по сроку исковой давности.

Ответчик ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям изложенным в письменных возражениях, при этом просила отказать и по сроку исковой давности.

Представитель третьего лица ООО «Возрождение ЖКХ <адрес>» ФИО12, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны, предоставила возражение на заявленные исковые требования в которых просит суд исковые требования оставить без удовлетворения, по основаниям изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав явившихся лиц, свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Управление «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда (далее - Управление), в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса РФ, Положением об управлении «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда и его отделах», утвержденным постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ является структурным цодразделением аппарата главы администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять функции по государственному жилищному надзору, лицензионному контролю и муниципальному жилищному контролю в рамках переданных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

До ДД.ММ.ГГГГ реализация данных полномочий на территории городского округа город-герой Волгоград осуществлялась Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - Департамент).

Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в раздел 2 «Полномочия Департамента» Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда» (в редакции на ДД.ММ.ГГГГ) положения по осуществлению полномочий по муниципальному жилищному контролю были исключены из компетенции Департамента.

На основании пункта 1.5 Положения об управлении «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда и его отделах», утвержденного постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ Управление является правопреемником Департамента в части осуществления функций по государственному жилищному надзору, лицензионному контролю и муниципальному жилищному контролю.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), должностные лица органов муниципального жилищного контроля, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 ЖК РФ, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 ЖК РФ лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров;

Пунктом 1 части 6 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что органы муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса РФ.

Ответчики, представитель ответчика просят суд применить срок исковой давности и отказать истцам в удовлетворении заявленных требований, поскольку с момента проведения заочного общего собрания собственников помещений дома прошло более шести месяцев.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу части 6 статьи 152 ГПК РФ при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования фактических обстоятельств по делу.

В соответствии с частью 6 статьи 20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований этого Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.

Таким образом, право органов государственного жилищного надзора на обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным закон связывает с выявлением указанных нарушений, а не истечением срока исполнения предписания об их устранении, как это устанавливается в отношении заявлений государственного жилищного надзора об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Жилищным кодексом Российской Федерации срок для обращения органами государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным не определен, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ (аналогия закона) необходимо применять положения части 6 статьи 46 данного Кодекса.

Согласно части 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований этого Кодекса, в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

На основании изложенного шестимесячный срок исковой давности для обращения органов государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании договора управления многоквартирным домом недействительным в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения подлежит исчислению с момента выявления в ходе проведенной государственным жилищным надзором проверки указанных нарушений.

В данном случае срок исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ (с момента выявления в ходе проведенной проверки указанных нарушений - акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ).

Исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течении шести месяцев с момента выявления нарушений.

Таким образом, к требованиям истца не может быть применен срок исковой давности.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ управление многоквартирным домом по проспекту Ленина <адрес> осуществляет ООО «Возрождение ЖКХ <адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ в Департамент поступило коллективное обращение группы собственников помещений многоквартирного <адрес> по проспекту Ленина в <адрес> Волгограда с просьбой о проведении проверки правомерности принятия собственниками помещений в указанном доме решения о выборе управляющей организации ООО «Возрождение ЖКХ <адрес>» (далее - ООО «ВЖКХ <адрес>»).

В целях всестороннего и полного рассмотрения обращения, Департаментом у ООО «ВЖКХ <адрес>» были истребованы документы, подтверждающие проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде с повесткой дня собрания, включающей вопросы о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, выборе ООО «ВЖКХ <адрес>» в качестве управляющей организации данного дома и утверждении договора управления.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ Департамента Жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, установлены нарушения требований части 3 статьи 45 ЖК РФ, пунктов 1, 5 части 5 статьи 45 ЖК РФ, пунктов 1, 2 части 5 статьи 181.2 ГК РФ, статьи 4, части 1 статьи 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». С учетом выявленных нарушений решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде, проведенного в форме заочного голосования, оформленные протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, по вопросам выбора способа управления домом - управление управляющей организацией, выбора ООО «ВЖКХ Волгоградской обалсти» в качестве управляющей организации, принятие предложений ООО «ВЖКХ Волгоградской обалсти» формы договора на содержание и управление многоквартирным домом - неправомочны.

Статья 45 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:

1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;

2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);

3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;

4) повестка дня данного собрания;

5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

В соответствии с положениями статьи 146 Жилищного кодекса Российской Федерации, уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания.

В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня.

Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей.

Исходя из смысла положения части 1 и части 2 статьи 47 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).

Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде проведено общее собрание собственников помещений с повесткой дня собрания, включающей вопросы о расторжении договора на оказание услуг по техническому содержанию с управляющей организацией ООО «Жилье-46», выборе способа управления многоквартирным домом, выборе управляющей организации и принятии формы договора на содержание и управление МКД.

В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина, проведенного путем совместного присутствия в форме очного голосования от ДД.ММ.ГГГГ, общее собрание собственников помещений в данном доме признано неправомочным ввиду отсутствия предусмотренного частью 3 статьи 45 ЖК РФ кворума собрания.

Согласно информации, содержащейся в уведомлении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме за , проводимого путем заочного голосования, расположенного по адресу <адрес> собственникам сообщалось об отсутствии при проведении ДД.ММ.ГГГГ кворума общего собрания. Одновременно собственники уведомлялись о проведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общего собрания в форме заочного голосования.

Аналогичную информацию содержат извещение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина, проводимого путем заочного голосования и ведомость вручения бюллетеней заочного голосования в указанном доме.

Вместе с тем, документы, подтверждающие соблюдение порядка уведомления собственников помещений в данном многоквартирном доме о проведении общего собрания, предусмотренные частью 4 статьи 45 ЖК РФ, не представлены.

Так из уведомления, извещения о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина, проводимого путем заочного голосования и ведомости вручения бюллетеней заочного голосования, следует, что инициаторами данного собрания в нарушение требований части 4 статьи 45 ЖК РФ не были соблюдены сроки уведомления иных собственников помещений в указанном доме о проведении собрания. А именно общее собрание собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в форме совместного присутствия было проведено ДД.ММ.ГГГГ, а уже в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в данном доме проведено собрание в форме заочного голосования.

В многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде имеются помещения, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград. Муниципальное бюджетное учреждение «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда», которому делегировано право на участие, принятие решений на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград с правом голосования по всем вопросам повесток дня общих собраний, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, которое не было уведомлено о проведении общего собрания собственников помещений в вышеуказанном доме.

Участие в общем собрании собственников помещений уполномоченный представитель муниципального бюджетного учреждения «Жилищно-Коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда» также не принимал.

По ходатайству ответчиков в судебном заседании в качестве свидетелей были допрошены ФИО13, ФИО14, ФИО15.

Так свидетель ФИО14 в судебном заседании показала, что она проживает в <адрес> по проспекту Ленина <адрес>, она лично ходила в администрацию <адрес> и относила уведомление о проведении очного общего собрания собственников помещений в <адрес> по проспекту Ленина <адрес> которое проводилось ДД.ММ.ГГГГ. О проведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заочного общего собрания собственников помещений в <адрес> по проспекту Ленина <адрес> она уведомление не носила.

Свидетель ФИО15 в судебном заседании показала, что она проживает в <адрес> по проспекту Ленина <адрес>, она лично ходила в администрацию <адрес> и относила уведомление о проведении очного общего собрания собственников помещений в <адрес> по проспекту Ленина <адрес> которое проводилось ДД.ММ.ГГГГ. О проведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заочного общего собрания собственников помещений в <адрес> по проспекту Ленина <адрес> она уведомление не носила.

Свидетель ФИО13 в судебном заседании показала, что она проживает в <адрес> по проспекту Ленина <адрес>, она какие либо уведомления в администрацию <адрес> не носила. Она лично разносила в своем подъезде жильцам пакет документов для заочного общего собрания собственников помещений в <адрес> по проспекту Ленина <адрес>, которое состоялось с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и из всего подъезда не голосовали лишь 91 и 93 квартиры.

Суд признает показания допрошенных свидетелей допустимыми и относимыми, вместе с тем, показания допрошенных свидетелей не свидетельствуют о том, что уведомления о проведении заочного общего собрания были направлены в порядке и сроки, предусмотренные законом.

Кроме этого, извещение (уведомление) о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде (заочная форма) в нарушение требований пунктов 1, 5 части 5 статьи 45 ЖК РФ не содержит сведений о лице, по инициативе которого созывается данное собрание (указана некая обезличенная инициативная группа собственников помещений в МКД по проспекту Ленина), порядке ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и месте или адресе, где с ними можно ознакомиться.

Как следует из уведомления, извещения о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина, проводимого путем заочного голосования и ведомости вручения бюллетеней заочного голосования, местом проведения общего собрания является двор указанного многоквартирного дома.

Вместе с тем, указание на место проведения общего собрания являете обязательным условием для проведения собрания в очной форме, для собрания, проводимого в форме заочного голосования, обязательным является указание на дату окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения.

Таким образом, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде не соблюдены требования части 4 статьи 45 ЖК РФ, согласно которым все собственники помещений в многоквартирном доме должны быть уведомлены в установленном порядке о проведении общего собрания не позднее, чем за десять дней до даты его приведения.

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками помещений приняты решения по всем вопросам повестки дня собрания, в том числе о выборе ООО «ВЖКХ <адрес>» в качестве управляющей организации и утверждении договора на содержание и управление многоквартирным домом.

Из содержания указанного протокола следует, что общее собрание было правомочно (имело кворум) принимать решения, так как на нем присутствовали собственники помещений, обладающие 5 057,7 голосами, что составляет 72,3% от общего количества голосов собственников помещений. Данный протокол составлен председателем общего собрания ФИО2 и секретарем ФИО3.

Однако в протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде (заочная форма) от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований пунктов 1, 2 части 5 статьи 181.2 Гражданского кодекса РФ не указаны дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества и сведения о лицах, принявших участие в голосовании.

Суду не была представлена техническая документация (выкопировка из технического паспорта) или справка БТИ, отражающие общую площадь многоквартирного дома и общую площадь жилых и нежилых помещений.

Вместе с тем согласно сведениям, размещенным на портале Реформа ЖКХ (http://www.reformagkh.ru) - официальный сайт в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации управляющими организациями о своей деятельности, общая площадь многоквартирного <адрес> по проспекту Ленина составляет 10 664,3 кв.м., общая площадь жилых помещений - 7 803, 6 кв.м., что соответствует информации в протоколе общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу части 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

Таким образом правомочность общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме определяется исходя из общей площади помещений и (жилых и нежилых), расположенных в таком доме.

Учитывая изложенное, в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина общая площадь помещений для расчета кворума составляет 9 596,9 кв.м. - 7 803,6 кв.м. (общая площадь жилых помещений) + 1 793,3 кв.м. (общая площадь нежилых помещений).

Однако исходя из представленного протокола от ДД.ММ.ГГГГ, кворум общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина рассчитывался без учета площади нежилых помещений.

Для подтверждения легитимности протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина от ДД.ММ.ГГГГ представлены решения (бюллетени) собственников (представителей собственников), принявших участие в данном собрании. Большинство решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме не содержат сведений о документах, удостоверяющих, личности голосующих собственников, что позволяет оставлять сомнения в их. достоверности и аутентичности.

При пересчете представленных решений (бюллетеней) собственников помещений указанного дома было установлено, что общем собрании приняли участие 137 собственников помещений, обладающие 4 885,53 кв.м., а не 5 057,7 кв.м. как отражено в протоколе общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.

Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.

В соответствии с представленными решениями (бюллетенями) собственников помещений многоквартирного <адрес> по проспекту Ленина ФИО2 и избранный председателем общего собрания, и как указано в решениях (бюллетенях), являющийся собственником жилого помещения , на самом деле не является собственником данного помещения. Согласно решению (бюллетеню) собственником <адрес> является иное лицо - ФИО7, а ФИО2, в свою очередь, является представителем ФИО7, по доверенности которая не соответствует требованиям, предъявленным к оформлению доверенности. Соответственно все действия совершенные на основании этой доверенности не имеют каких-либо юридически значимых последствий.

В силу части 3 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

Кроме этого, в решениях собственников помещения (всего 53,6 кв.м.) в качестве документов, подтверждающих право собственности, указаны договоры приватизации, совершенные после 1998 года, при том, что статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона, а в силу части 1 статьи 14 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. В связи с чем, данные решения не могут учитываться при подсчете итогов голосования.

Из представленных решений собственников помещения (всего 74,3 кв.м.) следует, что вышеуказанные решения оформлены ДД.ММ.ГГГГ, то есть до начала проведения общего собрания, соответственно голоса данных собственников не могут учитываться при подсчете итогов голосования. В решении собственника помещения (62,0 кв.м.) в качестве правоустанавливающего документа указан ордер, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение, а не правоустанавливающим документом. Соответственно, при отсутствии документа, подтверждающего право собственности, голос указанного собственника не может учитываться при подсчете итогов голосования.

Решения собственников помещения (всего 54,3 кв.м.) не могут учитываться при подсчете итогов голосования, поскольку на момент заполнения решений, а именно ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение находилось в муниципальной собственности (в решениях имеются ссылки на сдачу документов, для оформления права собственности), соответственно указанные выше лица являлись нанимателями, а не собственниками.

Согласно информации, содержащейся в коллективном обращении собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина, поступившем в Департамент, собственники, подписавшие данное обращение, выражают сомнения в наличии кворума общего собрания, подлинности подписей участников общего собрания и правомерности проведенного собрания. Исходя из поступившего обращения, собственники помещений в указанном многоквартирном доме - <адрес>ФИО8 (34,7 кв.м.), ФИО9 (73,5 кв.м.), заполненные решения (бюллетени) которых, в том числе, были представлены на проверку, не принимали участие в общем собрании, на котором была избрана управляющая организация ООО «ВЖКХ <адрес>». Соответственно голоса данных собственников также не могут учитываться при подсчете итогов голосования.

Учитывая вышеизложенное, по результатам пересчета голосов собственник помещений установлено, что в общем собрании собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде приняли участие собственники, обладающие 4 533,13 голосами, что составляет 47,2% от общего количества голосов собственников помещений (исходя из общей площади помещений многоквартирного дома равной 9 596,9 кв.м.), а не 72,3%, как отражено, в протоколе.

В связи с этим, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде, проведенного в форме заочного голосования, оформленные протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, по вопросам выбора способа управления домом - управление управляющей организацией, выбора ООО «ВЖКХ <адрес>» в качестве управляющей организации, принятия предложенной ООО «ВЖКХ <адрес>» формы договора на содержание и управление многоквартирным домом - неправомочны ввиду отсутствия, предусмотренного частью 3 статьи 45 ЖК РФ, кворума собрания.

Оценивая все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что собрание собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина <адрес>, проводившееся в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведено с существенными нарушениями норм действующего законодательства. Установленные вышеуказанные нарушения порядка выбора управляющей организации, в соответствии с частью 6 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, является основанием для признания недействительным решений, принятых общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования, в связи с чем суд считает правомерным признать недействительными решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде в форме заочного голосования, оформленные протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда к ФИО2, ФИО3 о признании недействительным решения - удовлетворить.

Признать недействительным решения принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту Ленина в городе Волгограде в форме заочного голосования, оформленные протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.

Судья: И.И. Костюк

СПРАВКА: резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате 23 мая 2016 года, мотивированный текст решения изготовлен 30 мая 2016 года.

Судья: И.И. Костюк