Дело № 2-2436/2021
УИД 74RS0017-01-2021-003320-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 декабря 2021 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Рогожиной И.А.,
при секретаре Дергилевой М.С.,
с участием представителя истца ОМС «КУИ ЗГО» ФИО1, представителя ответчика ФИО2 - ФИО3, третьего лица ФИО4, представителя третьего лица ФИО5 - ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по иску Органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» к ФИО2 о признании опоры линии электропередач самовольной постройкой, о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» (далее - ОМС «КУИ ЗГО») обратился в суд с исковым заявлением к ФИО2 (л.д.2-3), в котором просит:
- признать опору линии электропередач, расположенную по адресному ориентиру: <адрес> самовольной постройкой;
- обязать ответчика освободить самовольно занятый земельный участок, в течение 30 дней момента вступления решения суда в законную силу, путем сноса опоры линии электропередач, расположенной по адресному ориентиру: <адрес>, в следующих координатах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В обоснование заявленных требований сослался на то, что в Орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом» Златоустовского городского округа (ОМС «КУИ ЗГО») поступило заявление от ФИО5, в котором он указал, что является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Рядом с принадлежащим ему имуществом, на земельном участке установлена опора линии электропередач (ЛЭП). Указанная опора ЛЭП на балансе ОАО «МРСК Урала-Челябэнерго» не состоит, в реестре муниципального имущества в перечне наружного освещения, расположенных на территории Златоустовского городского округа и закрепленных за МУП «Автохозяйство Администрации ЗГО», данные отсутствуют.
По данным обстоятельствам специалистами группой муниципального земельного контроля ОМС «КУИ ЗГО» был произведен выезд и выявлен факт, что на земельном участке расположенного по адресу: <адрес>, расположена опора ЛЭП, которая не входит в координаты земельного участка с кадастровым номером №
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №№ земельный участок с кадастровым номером № по адресному ориентиру: <адрес>А принадлежит на праве собственности ответчику ФИО2
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) - самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенное созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установлен законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных нор правил.
В силу п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретшие на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее ли либо за его счет.
Согласно п. 5-1 ст. 30 Устава Златоустовского городского округа и п.13 13 Положения о Комитете по управлению имуществом ЗГО № 709 от 19.02.2004 (в ред. решения Собрания депутатов ЗГО от 10.03.2011 № 4-ЗГО) - КУИ ЗГО осуществляет земельный контроль за использованием земель Городского округа, а также осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности в пределах полномочий, установленных действующими нормативными актами.
Статьями 301, 304, 305 ГК РФ определено, что собственник вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения; требовать устранения всяких нарушений права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (ст. 76 Земельного кодекса РФ). Следовательно, действия ответчика по установке опоры ЛЭП по адресному ориентиру: <адрес>А, которая не входит в координаты земельного участка с кадастровым номером №. являются незаконными.
В соответствии с п.1 ст. 60 Земельного кодекса РФ - лицо, осуществившее самозахват земельного участка, обязано восстановить нарушенные им права.
Сохранение самовольной постройки нарушает права и охраняемые законом интересы муниципального образования - Златоустовский городской округ, которые заключают обеспечении соблюдения на территории города правил землепользования, градостроитель норм и недопущении самовольного строительства.
Представитель истца ОМС «КУИ ЗГО» - ФИО1, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) в судебном заседании пояснила, что поддерживает заявленные исковые требования в полном объеме.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом (л.д.96, 96а), просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с исковыми требованиями не согласна, просит рассмотреть дело в присутствии её представителя ФИО7 (л.д.96, 98).
Третье лицо ФИО4, привлеченный к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенного в протокол судебного заседания в судебном заседании пояснил, что с заявленными исковыми требованиями не согласен, ФИО12 является арендатором земельного участка у ИП ФИО2 Как арендаторы земельного участка ими заключен прямой контракт о поставки электроэнергии. Опора стоит уже много лет, опора расположена в 40 см. от границы соседнего участка.
Представитель третьего лица ФИО5 – ФИО6, действующая на основании доверенности (л.д.46), в судебном заседании пояснила, что поддерживает заявленные истцом исковые требования.
Представитель ответчика ФИО2, третьего лица ФИО4 – ФИО7, допущенный к участию в деле на основании заявления ответчика (л.д.97), доверенности (л.д.98) в судебном заседании пояснил, что Исковые требования удовлетворению не подлежат. Данный объект, в том числе опора является маломощной линией ЛЭП. Между ФИО13 и «Энергосбыт» которые находятся в структуре МРКС Урал заключён договор поставки электроэнергии (договор электроснабжения). Сама линия электропередач представляет собой висячий кабель на нескольких столбах, снос одного столба приведёт к отключении линии полностью.
Третье лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом (л.д.53, 54, 70, 75, 132).
Представители третьих лиц Муниципального казенного учреждения Златоустовского городского округа «Управления жилищно-коммунального хозяйства» (МКУ ЗГО «УЖКХ»), Муниципального бюджетного учреждения Златоустовского городского округа «Благоустройство» (МУП «Благоустройство»), Общества с ограниченной ответственностью «Уральская энергосбытовая компания» (ООО «Уралэнергосбыт»), открытого акционерного общества «МРСК Урала» - «Челябэнерго» (ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго»), привлеченные к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом (л.д.43, 49, 50, 51, 57, 59, 60, 61, 69, 73, 74, 92, 93, 129, 131).
Согласно ч.1 ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Судом были предприняты все возможные меры, предусмотренные ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для извещения ответчика, третьих лиц о времени и месте рассмотрения дела в целях предоставления им возможности ознакомиться с материалами дела и эффективно участвовать в рассмотрении дела, не злоупотребляя при этом своими процессуальными правами. Предпринятые судом для извещения ответчика меры результатов не дали.
Суд полагает возможным в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, так как они надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, ходатайств об отложении дела не заявляли, об уважительности причин неявки суду не сообщили, истец и ответчики просил дело рассмотреть без их участия.
Исследовав письменные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, земельные участки в Российской Федерации могут находиться в частной, собственности, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
На основании ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч. 1). От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч. 2).
На основании п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 Положения о Комитете по управлению имуществом Златоустовского городского округа, ОМС «КУИ ЗГО» является органом местного самоуправления городского округа и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий в соответствии Уставом Златоустовского городского округа, настоящим Положением и другими нормативными актами.
Согласно п.3 указанного Положения основной задачей ОМС «КУИ ЗГО» является разработка и проведение единой политики в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками на территории Златоустовского городского округа.
Пунктом 13 Положения установлено, что ОМС «КУИ ЗГО» осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, в пределах полномочий, установленных действующими нормативными актами.
ОМС «КУИ ЗГО» осуществляет контроль за исполнением пользователями муниципального имущества и земельных участков обязательств по заключенным договорам (п. 18).
В соответствии с пунктом 27 Положения ОМС «КУИ ЗГО» является истцом и ответчиком в суде при рассмотрении исков и заявлений, связанных с осуществлением своих полномочий (л.д.9-11).
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, ответчику ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресному ориентиру: <адрес> (л.д.35-38, 39-42).
ДД.ММ.ГГГГ по обращению ФИО5, который сообщил о нахождении рядом с принадлежащим ему имуществом (нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>) (л.д.20) опоры линии электропередач (ЛЭП) была проведена проверка группой муниципального земельного контроля ОМС «КУИ ЗГО». По результатам проведенной проверки был составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.99) выявлен факт расположения на участке муниципальной земли железобетонной опоры, на которой закреплен СИП. Данная опора ЛЭП на балансе ОАО «МОРС-Урала» - Челябэнерго» не состоит, не входит в перечень реестра муниципального имущества.
Согласно ст. 30 Устава Златоустовского городского округа, принятого решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 23.06.2005 N 10-ЗГО ОМС «КУИ ЗГО» в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляет содержание муниципального жилищного фонда и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, передает имущество, находящееся в муниципальной собственности, в хозяйственное ведение, оперативное управление, доверительное управление, безвозмездное пользование, аренду, наем и контролирует его использование; осуществляет земельный контроль за использованием земель Городского округа.
В соответствии с п. 2 Положения о Комитете по управлению имуществом Златоустовского городского округа (л.д.9-11), ОМС «КУИ ЗГО» осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий в соответствии Уставом Златоустовского городского округа, настоящим положением и другими нормативными актами. Основной задачей Комитета является разработка и проведение единой политики в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками на территории Златоустовского городского округа (п. 3).
В обосновании заявленных требований ситец указывает, что данная опора ЛЭП является самовольной постройкой.
Вместе с тем, с указанными доводами суд согласиться не может, в силу следующего.
Как установлено п.1 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Одним из критериев самовольности постройки в силу п. 1 ст. 222 ГК РФ является возведение недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами. При этом в соответствии с п. 3 названной статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Доказательств обратного ОМС «КУИ ЗГО», вопреки положениям ст.56 ГПК РФ, в материалы дела суду не представлено.
В соответствии с договором аренды помещений от ДД.ММ.ГГГГ заключённого между ответчиком ФИО2 и ФИО15 в лице директора ФИО4 ФИО2 предоставила ФИО14 в аренду имущество: нежилое помещение, два земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером № (л.д.156-159).
В соответствии с договором энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГФИО16 (потребитель) заключило договор с ООО «Уралэнергосбыт» (продавец) (л.д.137-155) п. 1.1 – продавец обязуется осуществить продажу электрической энергии (мощности) в точках поставки, оказывать услуги по передаче эклектической энергии, а потребитель обязуется оплачивать приобретенную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В соответствии с актом обследования электрических сетей и электроустановок потребителей № от ДД.ММ.ГГГГ установлено: по адресу(географические координаты: 55.141240, 59.656615) установлена железобетонная опора, на которой закреплен четырехжильный самонесущий изолированный провод (СПИ), а также распределительная (распаячная) коробка.
Указанный СИП является частью линии электропередачи, пройдённой к объекту по адресу <адрес> (ФИО17).
Провод от распределительной (распаячной) коробки проложен от здания по адресу <адрес>.
Принадлежность опоры установить не представляется возможным. Маркировка и прочие информационные надписи отсутствуют. Опора не находится на балансе ООО «Уралэнергосбыт», ОАО «МРКС Урала» (л.д. 91).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Главой города Златоуста Челябинской области вынесено Распоряжение №-р «об утверждении акта выбора трассы низковольтного кабеля для электроснабжения производственной базы, расположенной <адрес> и разрешении проектирования и строительства линии электропередач (ЛЭП) от ТП-190 до производственной базы ФИО19
В соответствии с указанным Распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления руководителя ФИО18 руководствуясь Земельным кодексом РФ, Законом Челябинской области "О земельных отношениях" и ст. 61, 62 Градостроительного кодекса РФ: 1) утвержден акт от ДД.ММ.ГГГГ выбора трассы низковольтного кабеля к производственной базе ФИО20», расположенной в <адрес>.
2) ФИО21 должно провести работы по формированию земельного участка, необходимого для проектирования и строительства ЛЭП от ТП-190 до производственной базы, расположенной в <адрес>.
3) Разрешено ФИО22 разработка проектно-сметной документации и строительство ЛЭП по вышеуказанному адресу после оформления прав на земельный участок, получения в Управлении архитектуры и градостроительства (УАиГ) архитектурно-планировочного задания, разработки, согласования и утверждения проектной документации в установленном порядке, получения разрешения на строительно-монтажные работы в инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН) соответственно.
4) Обязать инвестора ФИО23
- поручить выполнение функций заказчика организации, имеющей соответствующую лицензию;
- получить в УАиГ архитектурно-планировочное задание;
- разработать, согласовать и утвердить проектно-сметную документацию в установленном порядке;
- получить разрешение на выполнение строительно-монтажных работ в инспекции ГАСН;
- осуществить строительство ЛЭП;
- после окончания строительства выполнить исполнительную съемку и сдать ее в архив УАиГ;
- законченный строительством объект сдать в эксплуатацию актом приемки (л.д.135).
Во исполнении указанного распоряжения ООО «Никон» было составлено архитектурно-планировочное задание №, утверждённого Начальником Управления архитектуры и градостроительства в июле 2004 года (л.д.100-109), технические условия № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.110-111), акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ между представителем комитета по управлению имуществом г. Златоуста, представителя эксплуатирующей организации ЗЭС ОАО «»Челябэнерго», представителем абонента ФИО24 (л.д.114), заключение по проекту (л.д.115-118), решение № от ДД.ММ.ГГГГ Управления по технологическому и экологическому надзору по Челябинской области (Ростехнадзор) (л.д.119), Решение № от ДД.ММ.ГГГГ Ростехнадзора (л.д.120-121), акта № от ДД.ММ.ГГГГ допуска в эксплуатацию электроустановки (л.д.122-123), технические решения (л.д.124-128).
С учетом изложенного, опора линии электропередач самовольной постройкой являться не может, следовательно, в удовлетворении исковых требований ОМС «КУИ ЗГО» к ФИО2 следует отказать в полном объеме.
В соответствии ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ч.1 ст. 103 ГПК РФ).
При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены (ч.2 ст. 103 ГПК).
В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета (ч.4 ст. 103 ГПК РФ).
Таким образом оснований для взыскания судебных расходов в том числе госпошлины с ответчика ФИО2 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» к ФИО2 о признании опоры линии электропередач, расположенный по адресному ориентир <адрес> самовольной постройкой; возложении обязанности освободить самовольно занятый земельный участок, в течение 30 дней момента вступления решения суда в законную силу, путем сноса опоры линии электропередач, расположенный по адресному ориентиру: <адрес>, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий И.А.Рогожина
Мотивированное решение составлено 08.12.2021