ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-243/2014 от 04.02.2014 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

  РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 4 февраля 2014 года           г.Тайшет Тайшетский городской суд Иркутской области в составе:

 председательствующего судьи Попкович О.В.,

 при секретаре Прокаевой И.А.,

 с участием прокурора Монгуш С.В., представителя Соляновского муниципального образования - ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тайшетского межрайонного прокурора, в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Соляновского муниципального образования, выразившиеся в неосуществлении мероприятий по подготовке необходимых документов в области градостроительной деятельности,

 УСТАНОВИЛ:

 в обоснование своих требований заявитель указал, что Тайшетской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства органами местного самоуправления Тайшетского района, в ходе которой установлено, что администрацией Соляновского муниципального образования нарушаются требования федерального законодательства в данной сфере. Проверкой установлено, что в нарушение норм федерального законодательства в администрации Соляновского муниципального образования не разработаны местные нормативы градостроительного проектирования и не представлены на утверждение в Думу Соляновского муниципального образования.

 В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Согласно статье 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре

 Заявитель просил суд признать незаконным бездействие администрации Соляновского муниципального образования, выразившееся в неосуществлении мероприятий по подготовке и утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселения, обязать администрацию Соляновского муниципального образования принять меры к подготовке и утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

 В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Монгуш С.В. поддержал заявленные требования.

 Представитель администрации Соляновского муниципального образования - глава Соляновского муниципального образования ФИО1, требования Тайшетского межрайонного прокурора считает обоснованными.

 Выслушав пояснения представителя заявителя, представителя администрации Соляновского муниципального образования, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

 Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории).

 Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования.

 Постановлением Правительства Иркутской области от 28 декабря 2010 г. № 344-пп утверждено Положение о составе, порядке подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования Иркутской области. Согласно указанному Положению региональные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории) (далее - расчетные показатели).

 Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливаются с учетом особенностей поселений, городских округов Иркутской области, а также с учетом природно-климатических, геологических, социально-демографических, национальных, историко-культурных и других особенностей.

 Общие расчетные показатели планировочной организации территорий муниципальных образований включают: а)норматив определения потребности в селитебных территориях (в гектарах на одну тысячу человек); б) норматив плотности населения территорий (человек на один гектар территории); в)норматив распределения функциональных зон с отображением параметров планируемого развития (в процентах и в гектарах).

 Расчетные показатели в сфере жилищного обеспечения включают: а) норматив жилищной обеспеченности (в квадратных метрах на одного человека); б) норматив общей площади территорий для размещения объектов жилой застройки (в гектарах); в) норматив распределения зон жилой застройки по видам жилой застройки (в процентах); г) норматив размера приквартирных дворов (в квадратных метрах); д) норматив распределения жилищного строительства по типам жилья (в процентах); е) норматив распределения жилищного строительства по этажности (в процентах); ж) норматив соотношения общей площади жилых помещений и площади жилых помещений специализированного жилищного фонда (в процентах).

 Расчетные показатели в сфере социального и коммунально-бытового обеспечения включают: а) норматив площади территорий для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения (в гектарах); б) норматив обеспеченности объектами дошкольного, начального общего и среднего общего образования (мест на одну тысячу человек); в) норматив обеспеченности объектами здравоохранения (мест на одну тысячу человек, коек на одну тысячу человек, посещений в смену); г) норматив обеспеченности объектами питания (мест на одну тысячу человек); д) норматив обеспеченности объектами культуры (мест на одну тысячу человек); е) норматив обеспеченности культовыми зданиями (количество на одну тысячу человек); ж) норматив обеспеченности объектами коммунально-бытового назначения (количество на одну тысячу человек).

 Расчетные показатели в сфере обеспечения объектами рекреационного назначения включают: а) норматив обеспеченности объектами рекреационного назначения (в
метрах квадратных на одного человека); б) норматив площади территорий для размещения объектов рекреационного назначения (в гектарах); в) норматив площади озеленения территорий объектов рекреационного назначения (в процентах).

 Расчетные показатели в сфере транспортного обслуживания включают: а) плотность сети линий общественного пассажирского транспорта (в километрах на квадратный километр территории муниципального образования); б) дальность пешеходных подходов до ближайших остановок общественного пассажирского транспорта (в метрах); в)норматив транспортной и пешеходной доступности объектов социального назначения (в метрах); г) норматив озеленения территории санитарно-защитных зон, отделяющих автомобильные дороги от объектов жилой застройки (в процентах); д)норматив озеленения территории санитарно-защитных зон, отделяющих железнодорожные линии от объектов жилой застройки (в процентах).

 Расчетные показатели в сфере инженерного оборудования включают: а) норматив обеспеченности объектами водоснабжения и водоотведения (в кубометрах на одного человека в год); б) норматив обеспеченности объектами теплоснабжения (в килокалориях на отопление одного квадратного метра площади в год); в)норматив обеспеченности объектами газоснабжения (в кубических метрах на одного человека в год); г)норматив обеспеченности объектами электроснабжения (в киловатт-часах на одного человека в год); д) норматив обеспеченности объектами санитарной очистки (в килограммах бытовых отходов на одного человека в год).

 Расчетные показатели в сфере инженерной подготовки и защиты территорий включают: а) норматив по отводу поверхностных вод (в километрах дождевой
канализации и открытых водоотводящих устройств на один квадратный
километр территории муниципального образования); б)норматив по защите территории от затопления и подтопления (в метрах превышения бровки подсыпанной территории относительно уровня расчетного горизонта высоких вод).

 Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.

 В соответствии со статьей 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

 На основании подпункта 1-4 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.

 Частью 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

 В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства в администрации Соляновского муниципального образования не разработаны местные нормативы градостроительного проектирования и не представлены на утверждение в Думу Соляновского муниципального образования. Отсутствие в установленном порядке утвержденных нормативно-правовых актов, регламентирующих состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования Соляновского муниципального образования свидетельствует о ненадлежащей организации работы в сфере обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, что может повлечь нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц в указанной сфере.

 Таким образом, требования заявленные Тайшетским межрайонным прокурором, в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Соляновского муниципального образования, выразившиеся в неосуществлении мероприятий по подготовке необходимых документов в области градостроительной деятельности, подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 требования Тайшетского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации Соляновского муниципального образования, выразившееся в неосуществлении мероприятий по подготовке и утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселения.

 Обязать администрацию Соляновского муниципального образования принять меры к подготовке и утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Тайшетский городской суд в течение одного месяца.

 Судья: О.В. Попкович.