ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2450/19 от 07.08.2019 Свердловского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

Дело № 2-2450/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«07» августа 2019 года гор. Белгород

Свердловский районный суд г.Белгорода в составе

председательствующего судьи Камышниковой Е.М.

при секретаре Буковцовой М.А.

с участием: представителя истца Администрации г.Белгорода - Пащенко И.А.(доверенность в деле)

представителя заинтересованного лица ПАО «Квадра-Генерирующая компания» -Терновцова П.М. (доверенность в деле)

представителя третьего лица, заявляющего самостоятельные требования АО «Белгородская теплосетевая компания» - Бурдасовой Е.Н. (доверенность в деле)

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации города Белгорода о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество и по иску третьего лица АО «Белгородская теплосетевая компания» о признании имущества движимым и признании права собственности на объект движимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с указанным иском, утверждая, что на основании заявлений от 13.03.2018 органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество 28.03.2018 было принято на учет нижеследующее имущество:

№ п/ п

Наименова-ние имущества

Адрес места нахождения

Протяженность, м

Год завершения строительства

Кадастровый номер

Сооружение -тепловая сеть

г. Белгород, в районе дома *******

*******

*******

поскольку ни одна из потенциальных организаций право на указанное имущество не заявила, что подтверждается письменными уведомлениями, как и не заявили об этом иные лица. Сведения о собственниках в регистрационных документах отсутствуют.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

От имени этих образований в силу ст. 125 ГК РФ своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу положений ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а так же организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации

В соответствии с Решением Совета депутатов г. Белгорода от 30.05.2006 № 295 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Белгорода», (с изменениями на 23 октября 2018 года), при обнаружении бесхозяйного недвижимого имущества соответствующий комитет по управлению округом администрации города Белгорода, на территории которого оно находится, обращается в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества и прилагаемыми документами в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей". (п.8.3.1).

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет комитет имущественных и земельных отношений вправе обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности города на бесхозяйное недвижимое имущество (п.8.3.2).

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

В соответствии со ст. 14 Федерального Закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ«О государственной регистрации недвижимости», одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты нарушенного права, является признание права.

Таким образом, установить право муниципальной собственности на данные объекты недвижимости возможно только в судебном порядке.

В судебном заседании представитель заявителя Пащенко И.А. поддержала заявление по изложенным в нем основаниям, просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица Терновцов П.М. пояснил, что указанные в иске объекты недвижимости на учете их организации не находятся, с заявлениями о получении разрешения на их эксплуатацию никто не обращался. В вопросе о признании имущества бесхозяйным полагается на усмотрение суда

Привлеченное в качестве третьего лица АО «Белгородская теплосетевая компания», утверждая, что с 2008 года организация выполняет работы по обслуживанию и эксплуатации тепловой сети в районе дома 2а по ул.Ватутина в г.Белгороде, включая обходы, гидравлические испытания, обслуживание запорной арматуры в тепловой камере, просило признать их право на указанный объект, который, в том числе, необоснованно был поставлен на кадастровый учет как недвижимость, поскольку теплопроводы являются движимым имуществом, что, в том числе, подтверждается экспертным заключением

Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений. От имени этих образований в силу ст.125 ГК РФ своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В силу положений ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация в границах городского округа электро-,тепло-,газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, обеспечивает защиту государственных и общественных интересов, выступает в качестве истца и ответчика в суде и арбитражном суде при рассмотрении споров, связанных с использованием и распоряжением имуществом.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ №10 от 29.01.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В пункте 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Исходя из содержания статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйность недвижимого или движимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника, а также условием рассмотрения заявления о признании имущества бесхозяйным является отсутствие спора о праве. Именно эти факты входят в предмет доказывания по данной категории дел и подлежат установлению в судебном заседании.

Таким образом, для признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую или движимую вещь в особом порядке необходима совокупность обязательных условий, перечисленных выше.

На основании ч. 2 статьи 293 Гражданского кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.

По смыслу изложенных правовых норм принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

В силу принципов состязательности и равноправия сторон в гражданском судопроизводстве, реализуемых непосредственно сторонами по делу, именно на них возложена обязанность сообщить суду все имеющие существенное значение для дела юридические факты, представить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты. Ненадлежащее выполнение стороной обязанностей по доказыванию влечет для нее неблагоприятные правовые последствия.

Согласно п.4 приказа Минэконом развития от 22.11.2013г №701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов… в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этих муниципальных образований. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие факт отсутствия собственника спорного имущества либо отказ собственника от указанного имущества, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Кроме этого в соответствии со ст.130 ГК РФ, абз.3 ст.1 ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество с ним» к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Согласно ст. 133.1 ГК РФ, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», тепловая сеть – это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Частью 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети. В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 11) как вид сооружений предусмотрены линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Как следует из разъяснений, приведенных в п. п. 38, 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ). По смыслу ст. 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Поэтому, в частности, являются недвижимыми вещами здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости либо движимым имуществом, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится. Недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно ст. 133.1 ГК РФ, в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом. Согласно статье 133.1 ГК РФ части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках.

Согласно представленной выписке из ЕГРН по заявлению уполномоченного органа после проверки сведений о собственнике органом, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, было принято на учет указанное выше имущество как бесхозяйная недвижимость, при этом запросы о принадлежности данного объекта были направлены предположительным собственникам и регистрирующим органам- Белгородское бюро технической инвентаризации, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях, Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области, филиал ПАО «Квадра» - Белгородская генерация.

Согласно сведениям территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях сведения об объекте недвижимости, указанные в иске, в реестре федерального имущества отсутствуют, что также следует из ответа Территориального управления от 22.01.2018г №ОД-01/01/1-79

Согласно сведениям Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области имущество, указанное в иске, в реестре федерального имущества отсутствуют, что также следует из ответа Департамента от от 24.01.2018г № 11-03/137

Согласно сведениям филиала ПАО «Квадра-Генерирующая компания» филиал «Квадра»- «Белгородская генерация» имущество, указанное в иске, на балансе ПАО не состоит, что также следует из ответа ПАО от 06.12.2017г №МЭ-178/2434

Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в курской и Белгородской области и ПАО «Квадра-Генерирующая компания» филиал «Квадра»- «Белгородская генерация право требования на указанный объект не заявляется.

Между тем, указанный участок теплосети является частью единой системы теплоснабжения жилых домов от дома ******* и от данного узла до дома ******* в г.Белгороде, в соответствии с договором теплоснабжения подключен для отопления ******* (подключенный объект) с тепловой нагрузкой по отоплению 0,15 Гкал/час. Теплоснабжение осуществляется от котельной АО «Белгородская теплосетевая компания»- «Михайловское шоссе». Тип прокладки тепловой сети – подземная в непроходных каналах. Диаметр трубопроводов 89,57мм. Протяженность в двухтрубном исчислении 42м. С 01.03.2008 работы по обслуживанию и эксплуатации данной тепловой сети, включая обходы, гидравлические испытания, обслуживание запорной арматуры в тепловой камере выполняет АО «Белгородская теплосетевая компания». Данные обстоятельства подтверждаются актом разграничения эксплуатационной ответственности.

В обоснование отнесения спорных объектов к движимому имуществу заявителем- АО «Белгородская теплосетевая компания» представлено техническое заключение экспертаБелгородского филиала ГУ Воронежского регионального центра судебной экспертизы №1098 от 12.12.2003, в исследовательской части которого приведены характеристики объектов теплосетей. В заключении приводится вывод, что теплосетисети (в том числе проложенные под землей в специальных коробах) представляют собой сборно-разборную конструкцию, которую возможно демонтировать без соразмерного ущерба ее назначению и смонтировать в другом месте. Ввиду отсутствия признаков капитальности обследуемых сетей, а именно: отсутствие прочной связи с землей, рекомендуется признать тепловые сети, (в том числе смонтированные в подземных коробах) объектом движимого имущества.

Истец (Администрация г.Белгорода) дополнительное обоснование к указанному техническому заключению с приведением обоснований и расчетов, положенных в основу вывода о возможности переноса спорого участка теплосети с нарушением функционального назначения и несоразмерных стоимости объектов затрат не представил.

Принимая во внимание положения статьи 130 ГК РФ, суд приходит к выводу о том, что по своим техническим характеристикам спорный объект относится к линейным сооружениям. Исходя из назначения данных конструкций, учитывая отсутствие технологично неразрывной связи их с землей и тот факт, что спорный объект фактически является составной частью сети теплоснабжения, а также тот факт, что возможен его демонтаж с переносом в иное место, суд полагает, что спорный объект является движимым имуществом.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований относить подземные трубопроводы, предназначенные для подачи теплоносителя в здания и составляющие части сети теплоснабжения, к недвижимому имуществу, неразрывно связанными с этими зданиями.

Применение в отношении движимых объектов порядка признания бесхозяйными и обращения в муниципальную собственность движимых вещей в отсутствие достаточных оснований повлечет нарушения, в том числе налогового законодательства и незаконное освобождение данного имущества, переданного в хозяйственное ведение муниципального предприятия, от налогообложения.

В соответствии с положениями ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Из анализа приведенных положений норм материального права следует, что действующее законодательство предписывает в обязательном порядке достоверно установить факт отсутствия притязания на спорный объект фактических владельцев

Бесхозяйная вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Порядок признания брошенной вещи бесхозяйной по заявлению лица - фактического владельца установлен главой 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Из представленных сторонами доказательств следует, что спорный теплопровод был проложен в 1978 году и в силу существовавшего до определенного момента порядка разграничения форм собственности являлся государственной собственностью. После изменения указанного порядка право собственности теплосетевой компании на указанный объект в установленном действующим законодательством порядке зарегистрировано не было, однако с 2008 года организация, выполняя поставленные перед ней задачи по обеспечению теплом жилых домов и зданий социального назначения, занималось обслуживанием и эксплуатацией данного теплопровода в системе общего теплопровода города Белгорода, то есть фактически владело, пользовалось и распоряжалось указанным выше спорным объектом..

Следовательно, заявленные требования АО «Белгородская тепловая компания» подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требование администрации города Белгорода о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество

№ п/ п

Наименова-ние имущества

Адрес места нахождения

Протяженность, м

Год завершения строительства

Кадастровый номер

Сооружение -тепловая сеть

г. Белгород, в районе *******

*******

*******

*******

не обоснованным и оставить без удовлетворения

Требования АО «Белгородская теплосетевая компания» о признании права собственности на объект движимого имущества признать обоснованными.

Признать за АО «Белгородская теплосетевая компания» право пользования, владения и распоряжения объектом движимого имущества - участком тепловой сети, протяженностью 42м, расположенный в районе дома ******* в г.Белгороде в силу приобрательной давности.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд города Белгорода.

Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2019г

Судья –подпись

КОПИЯ ВЕРНА подлинный документ находится в деле №2-2450/2019Свердлловского районного суда г.БелгородаСудья __________________ _ Е.М. Камышникова (личная подпись) (инициалы, фамилия)Секретарь с/з _____________ _ М.А.Буковцова (личная подпись) инициалы, фамилия) «….... » …………… 2019 г.

Решение вступило в законную силу………………………………………………………………Судья __________________ _ Е.М. Камышникова (личная подпись) (инициалы, фамилия)Секретарь с/з _____________ М.А.Буковцова (личная подпись) (инициалы, фамилия)«……» ……….………….2019 г.