ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-245/2022 от 27.05.2022 Пожарского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-245/2022

УИД 25RS0026-01-2022-000323-36

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт Лучегорск 27 мая 2022 года

Пожарский районный суд Приморского края в составе судьи Атрошко М.Н., при секретаре Учаевой С.Ю., с участием: помощника прокурора Пожарского района Гладских Д.Д., истца Ладыгина Д.Ю., представителя ответчика Кононенко А.Н., третьего лица Ковалевского К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> в защиту прав и свобод ФИО1 к администрации Пожарского муниципального района <адрес> о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Пожарского района обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Ладыгина Д.Ю. к администрации Пожарского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по производству капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленного требования указал, что на основании контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Пожарского муниципального района (заказчик) и индивидуальным предпринимателем ФИО6 (исполнитель), последний провел обследование технического состояния двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет пригодности (непригодности) для дальнейшей эксплуатации.

В рамках обследования было установлено, что <адрес> указанного двухквартирного жилого дома – муниципальная, наниматель ремонт не производил, так как в доме никто не проживал. На момент обследования в доме проживали 2 человека. Своими силами они произвели ремонтные работы, а именно установлено пластиковое окно, заделаны цементным раствором стыки между стеновыми панелями со стороны фасада. По результатам обследования и оценки состояния указанного жилого дома здание признано находящимся в ограничено-работоспособном состоянии, нуждающимся в проведении капитального ремонта с выполнением следующих работ: ремонт кирпичных перегородок, ремонт швов наружных панелей, ремонт крыши с частичной заменой материалов, отделочные работы, замена материалов, отделочные работы, замена окон и дверей, ремонт полов с утеплением, отопление, электромонтажные работы.

По заявлению Ладыгина Д.Ю., зарегистрированного по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная распоряжением администрации Пожарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-ра, произвела визуальное обследование помещения и составила акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ указанного помещения (муниципальная собственность, кадастровый номер отсутствует, 1970 года постройки). По результатам обследования указанного жилого помещения, выявлены основания для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия по результатам рассмотренных документов: заявления ФИО1, отчета по результатам технического обследования жилого помещения, подготовленного ИП ФИО6, и на основании акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ приняла заключение , согласно которому выявлены основания для признания указанного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными в вышеуказанном Положении.

Распоряжением администрации Пожарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-ра объект муниципального фонда – жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано подлежащим капитальному ремонту. Постановлением администрации Пожарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-па утверждена муниципальная программа «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Пожарского муниципального района» на период 2019 – 2022 годы. Согласно указанной муниципальной программе, капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, должен был проводиться в 2020 году, запланировано выделение из бюджета Пожарского муниципального района денежных средств в сумме 4 846 784 руб. Вместе с тем, в 2020 году ремонтные работы указанного жилого помещения не проводились. Ввиду того, что администрацией Пожарского муниципального района намеренно затягивался процесс проведения капитального ремонта жилых помещений, находящихся в непосредственной собственности, в том числе и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации Пожарского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено. Согласно ответу администрации Пожарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, проведение капитального ремонта в указанном жилом помещении запланировано на 2021 год. Между тем, меры по устранению выявленных в рамках проверки нарушений не были приняты. Так, постановлением администрации Пожарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-па утверждена муниципальная программа «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Пожарского муниципального района» на период 2020 – 2023 годы. В соответствие с указанной программой капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, должен был проводиться в 2021 году, запланировано выделение из бюджета Пожарского муниципального района денежных средств в сумме 4 846 784 руб. Однако, в результате прокурорской проверки установлено, что до настоящего времени капитальный ремонт указанного жилого помещения не проводился. Учитывая, что в 2020 и в 2021 годах запланированные мероприятия, направленные на проведение капитального ремонта, в указанном жилом помещении не проводились, в удовлетворении представления прокурора фактически отказано, поскольку конкретных мер по устранению нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки соблюдения жилищного законодательства, не принято, имеются основания полагать, что капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, администрацией Пожарского муниципального района в отсутствие судебного решения проводиться не будет, что, по мнению истца, влечет грубое нарушение жилищных прав заявителя. Просит возложить на администрацию Пожарского муниципального района обязанность по проведению капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора иск поддержала по указанным в нем основаниям.

Ладыгин Д.Ю. иск прокурора поддержал. Суду пояснил, что данной жилье принадлежит администрации, ранее за ним следила Игнатьевская администрация, представители которой заверяли органы опеки, что жилье в порядке, однако в нем нет дверей и окон, стены отходят. Данное помещение выдали родителям, которые работали на заводе, он в него переехал в 2011 году, после выпуска из детдома. Жилье было непригодно для проживания, он обустроил себе комнату, в которой и проживал. На 2011 год в помещении ничего не было – ни отопления, ни печки, ни света, никто в нем не жил. В 2016 году он обратился в Лучегорскую администрацию, чтобы провели осмотр жилья на предмет пригодности для проживания, в итоге жилье аварийным не признали, а признали подлежащим капитальному ремонту. В настоящее время в доме упало две стенки, нет окон, дверей, отопления, стекол. От предложенных администрацией Пожарского муниципального района иных жилых помещений он отказался, так как они его не устроили. В жилом помещении по адресу: <адрес> он в настоящее время жить не планирует, но там будут жить другие зарегистрированные в нем лица. Своего жилья у него нет, жилье он снимает.

Представитель администрации Пожарского муниципального района Приморского края Кононенко А.Н., действующий на основании доверенности, иск не признал, представил возражение, в котором указал, что администрацией Пожарского муниципального района <адрес> Ладыгину Д.Ю. предложены для заселения с регистрацией по месту жительства взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, жилые помещения в Пожарском муниципальном районе (на выбор), расположенные по адресам: <адрес>, площадью 30 кв. м; <адрес>, мкр. 1, <адрес>, площадью 50,2 кв. м; <адрес>, мкр. 1, <адрес>, площадью 22,1 кв. м; <адрес>; пгт Лучегорск, мкр. 1, <адрес>, от которых Ладыгин Д.Ю. отказался. Бюджет Пожарского муниципального района является высокодотационным, тяжёлое финансовое положение в связи с образованием большой кредиторской задолженности и со снижением доходной части бюджета не позволяет принимать новые расходные обязательства. В целях обеспечения исполнения требований статей 9, 31 Бюджетного кодекса РФ все дополнительные доходы и сэкономленные средства направляются на погашение образовавшейся задолженности и сокращение кассовых разрывов бюджета Пожарского муниципального района. Потери бюджета на решение вопросов местного значения компенсировать за счет собственных источников доходов не представляется возможным. <адрес> на 2022 год и плановый на 2023 – 2024 года утвержден решением Думы Пожарского муниципального района -НПА от ДД.ММ.ГГГГ, в указанном бюджете уже распределены все программные мероприятия и включения на сегодняшний день дополнительных расходных обязательств возможны только в случае увеличения доходной части бюджета за счет налоговых поступлений либо выделения субсидий или субвенций из краевого бюджета либо бюджета Российской Федерации. Но в связи с тем, что указанные уровни бюджета уже утверждены, неналоговые поступления из других уровней бюджета не планируются. На основании изложенного администрация Пожарского муниципального района на сегодняшний день не имеет возможности произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель ответчика в дополнение к возражению на иск пояснил, что постановлением главы администрации Пожарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ сохранить жилое помещение было вменено родителям истца, то есть ответственность ложилась на родителей, вследствие чего жилое помещение из-за необеспечения его сохранности разрушалось, приходило в негодность. Хотя в обязанности нанимателя входили проведение текущего ремонта, проведение капитального ремонта, сохранность жилого помещения, но данные мероприятия проведены родителями истца не были. Муниципальная программа по ремонту жилья фактически не работает, средств не хватает, так как они перераспределяются на другие цели. С учетом того, что истец Ладыгин Д.Ю. не планирует жить в указанном помещении, то расходование бюджетных средств на ремонт будет являться нецелесообразным.

Третье лицо ФИО13 иск прокурора поддержал. Суду пояснил, что в настоящее время проживать в данном помещении не желает, так как там не сделан ремонт и проживать возможности нет, в нем он проживал до 4 лет, потом находился в детдоме, после данный адрес ни разу не посещал, видел, что дом непригоден для проживании, по фотографиям, которые прислал ему Ладыгин Д.Ю.

Треть лица ФИО10, ФИО11, ФИО12 в судебное заседание не явились, с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом судебными повестками, направленными по месту их регистрации (пребывания).

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Поскольку уважительных причин отсутствия по месту регистрации, невозможности получения уведомления суда о дате и времени рассмотрения дела третьи лица не представили, следует признать причину их неявки в судебное заседание неуважительной и рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц ФИО10, ФИО11 и ФИО12

Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснила, что ФИО1 и ФИО13 являются ее братьями. В данном помещении она не проживала, так как вначале находилась в детском доме, затем жила в приемной семье, училась, однако была там зарегистрирована. В 2017-2018 годах, после того, как она бросила учебу, она обращалась (в деревне) за предоставлением ей жилья, на что ей предложили жить в указанном помещении, однако там все было разрушено, жить было невозможно. В настоящее время о непригодности данного жилья для проживания она знает по фотографиям. В 2020 году она снялась с регистрации по указанному адресу, так как ей было необходимо прописать ребенка.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела в их совокупности, суд полагает исковое требование и.о. прокурора Пожарского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Как установлено судом, истец Ладыгин Д.Ю. зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, и является его нанимателем в соответствии с постановлением главы администрации Пожарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Ладыгин Д.Ю. приобрел право пользования данной жилплощадью, которая сохранялась за истцом до его совершеннолетия. Ответственность за сохранения жилой площади возложена на родителей истца ФИО8 и ФИО10

В соответствии с отчетом по результатам обследования и оценке состояния жилого дома по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного ИП ФИО9 по заказу администрации Пожарского муниципального района <адрес>, указанное здание 1970 года постройки, одноэтажное, двухквартирное, фактический износ 45%, необходим капитальный ремонт (ремонт кирпичных перегородок, ремонт швов наружных панелей, ремонт крыши с частичной заменой материалов, отделочные работы с заменой материалов, замена окон и дверей, ремонт полов с утеплением, отопление, электромонтажные работы).

В соответствии с заявлением Ладыгина Д.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия, назначенная распоряжением администрации Пожарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ра, ДД.ММ.ГГГГ произвела визуальное обследование помещения и составила акт обследования , согласно которому выявлены основания для признания жилого помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ приняла соответствующее заключение .

Распоряжением администрации Пожарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ра объект муниципального фонда - жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано подлежащим капитальному ремонту.

Постановлением администрации Пожарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па утверждена муниципальная программа «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Пожарского муниципального района» на период 2019 – 2022 годы. Согласно указанной муниципальной программе, капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, должен был проводиться в 2020 году, запланировано выделение из бюджета Пожарского муниципального района денежных средств в сумме 4 846 784 руб.

Постановлением администрации Пожарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па утверждена муниципальная программа «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Пожарского муниципального района» на период 2020 – 2023 годы. В соответствие с указанной программой капитальный ремонт указанного жилого помещения должен был проводиться в 2021 году, запланировано выделение из бюджета Пожарского муниципального района денежных средств в сумме 4 846 784 руб.

Вместе с тем, в период 2020-2022 гг. ремонтные работы указанного жилого помещения не производились.

Частью 1 ст. 132 Конституции РФ определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Пунктом 6.1 статьи 2 ЖК РФ определено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Частью 1 ст. 676 ГК РФ предусмотрено, что наймодатель обязан передать нанимателю жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.

В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим ЖК РФ.

Согласно ст. 67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, а наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ).

Факт того, что жилое помещение по адресу <адрес> подлежит капитальному ремонту, достоверно установлен судом и ответчиком не оспаривается.

Довод ответчика о том, что вина за приведение указанного жилого помещения в состояние, непригодное для проживания, лежит на родителях истца, суд находит несостоятельным, поскольку действия проживавших в нем лиц реально не могли повлечь за собой износ здания в 45%, как это установлено отчетом ИП ФИО6 Каких-либо доказательств таких действий суду не представлено.

Также не может быть принято судом в качестве основания для непроведения капитального ремонта и заявление ответчика об отсутствии намерения истца проживать в указанном жилом помещении, поскольку ФИО1 от его социального найма не отказался, с регистрационного учета не снялся, в судебном заседании пояснил, что не проживает в нем в том числе и из-за отсутствия надлежащих для этого условий. Кроме того, судом учитывается то обстоятельство, что в указанном жилом помещении также зарегистрированы и являются его нанимателями в соответствии с постановлением главы администрации Пожарского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГФИО11, ФИО13, ФИО12

Пояснения ответчика об отсутствии на производство капитального ремонта средств в бюджете Пожарского муниципального района Приморского края не могут быть приняты во внимание судом, так как муниципальные программы «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Пожарского муниципального района» на периоды 2019 – 2022 и 2020 – 2023 гг. утверждались в установленном порядке главой администрации Пожарского муниципального района Приморского края в соответствии с Жилиным кодексом РФ и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Более того, как пояснил ответчик в судебном заседании, выделенные бюджетные средства перераспределялись на иные цели.

При таких обстоятельствах суд считает, что непроведение работ по капитальному ремонту спорного жилого помещения нарушает жилищные права ФИО1 и, принимая во внимание длительность непринятия ответчиком надлежащих мер по содержанию принадлежащего ему имущества, полагает необходимым возложить на администрацию Пожарского муниципального района Приморского края обязанность по производству капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление и.о. прокурора Пожарского района в защиту прав и свобод Ладыгина ФИО14 к администрации Пожарского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Пожарского муниципального района Приморского края произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Пожарский районный суд Приморского края.

Мотивированное решение изготовлено 03.06.2022 года.

Судья Атрошко М.Н.