ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2468/19 от 08.04.2019 Выборгского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-2468/2019 Санкт-Петербург

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 апреля 2019 года

Выборгский районный суд Санкт–Петербурга в составе

председательствующего судьи Глазачевой С.Ю.,

при секретаре Ставышенко Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску управления социальной защиты населения Амурской области по г. Тында и Тынденскому району к ФИО1 о взыскании незаконно полученных ежемесячных социальных выплат на оплату жилья и коммунальных услуг,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в Выборгский районный суд Санк – Петербурга с иском к ответчику о взыскании незаконно полученных ежемесячных социальных выплат на оплату жилья и коммунальных услуг, в котором просил:

взыскать с ответчика сумму незаконно полученных ежемесячных социальных выплат на оплату жилья и коммунальных услуг, в размере 237601 рублей 29 копеек;

взыскать с ответчика государственную пошлину.

В обоснование иска, указав, что ФИО1 постоянно проживала и работала в сельской местности педагогическим работником в п. Юктали Тындинского района, состояла на учете в КГУ Амурской области - управления социальной защиты населения Амурской области по г. Тында и Тынденскому району, получала меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты (далее ЕСВ) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на основании заявления от 19.11.2009; 07.08.2013 ответчик уволилась, соответственно, с 01.09.2013 утратила право на ЕСВ; уволившись, ответчик не сообщила своевременно о данных обстоятельствах, в результате по ее вине ею незаконно были получены ЕСВ из бюджета Амурской области за период с 01.09.2013 по 31.12.2016, в сумме 237601 рублей 29 копеек; истец узнал об этом только 14.02.2017, с этого момента просит исчислять срок исковой давности.

Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств и возражений суду не представил.

Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.

Изучив материалы дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. «б», «е», «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, - предметы совместного ведения РФ и ее субъектов.

На основании ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.09.2013.

До принятия указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании ", в соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ которого педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Во исполнение данного Федерального закона принят Закон Амурской области № 99 – ОЗ от 05.12.2005г. «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», который регулирует отношения, отнесенные к полномочиям субъектов Российской Федерации, по предоставлению органами государственной власти области социальной поддержки гражданам отдельных категорий, являющихся жителями области.

Согласно п.п. 10 п. 1 ст. 1 Закона Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.2005г., право на получение социальной поддержки имеют проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) педагогические и руководящие работники (специалисты) образовательных учреждений и государственных учреждений социального обслуживания.

В соответствии со ст. 2 Закона с 01.01.2010г. гражданам предоставляется социальная поддержка в виде ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В силу п. 4 Закона, социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется педагогическим работникам проживающим и работающим в сельской местности, независимо от вида жилищного фонда в форме ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕСВ).

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности на основании платежных документов ежемесячно в полном объеме вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги по установленным ставкам и тарифам в сроки, определенные ст. 155 ЖК РФ. Единая социальная выплата перечисляется гражданам отдельных категорий, имеющим право на указанную меру социальной поддержки не позднее 1 числа месяца, в котором вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Таким образом, предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности предоставляется в виде возмещения фактически понесенных расходов, а не предоставления льгот.

Согласно ст. 9-5 указанного закона финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки, а также расходов на оплату услуг почтовой связи по доставке денежных выплат с учетом налога на добавленную стоимость и расходов на оплату банковских услуг осуществляется за счет средств областного бюджета.

Федеральным законом от 02.12.2009 № 308 – ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» финансовая помощь субъектам Российской Федерации на указные цели не предусматривалась и не выделялась Амурской области в связи с тем, что предоставление социальной поддержки педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех условий. Это тогда, когда имело место приобретение или сбережение имущества, то есть увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества. Приобретение или сбережение произведено за счет другого лица, что означает, что имущество потерпевшего уменьшается вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать. Отсутствие правовых оснований, а именно приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, прежде всего договоре, то есть происходит неосновательно.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 постоянно проживала и работала в сельской местности педагогическим работником в п. Юктали Тындинского района, состояла на учете в КГУ Амурской области - управления социальной защиты населения Амурской области по г. Тында и Тынденскому району, получала меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты (далее ЕСВ) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на основании заявления от 19.11.2009.

07.08.2013 ответчик уволилась, соответственно, с 01.09.2013 утратила право на ЕСВ.

При этом, уволившись, ответчик не сообщила своевременно о данных обстоятельствах, в результате по ее вине ею незаконно были получены ЕСВ из бюджета Амурской области за период с 01.09.2013 по 31.12.2016, в сумме 237601 рубля 29 копеек. Представленный истцом расчет принимается судом как правильный, доказательств обратного, суду ответчиком, в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Истец узнал об этом только 14.02.2017, после предоставления МОБУ ДОД «Юкталинская ДШИ» приказа о расторжении трудового договора с ответчиком.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Разрешая спор, и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд, исходил из того, что уволившись, ответчик не сообщила своевременно о данных обстоятельствах, в результате по ее вине ею незаконно были получены ЕСВ из бюджета Амурской области за период с 01.09.2013 по 31.12.2016, в сумме 237601 рублей 29 копеек, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем, имеются основания для взыскания с ответчика ФИО1 237601 рубля 29 копеек в счет незаконно полученной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как педагогическому работнику, проживающему и работавшему в сельской местности за период с 01.09.2013 по 31.12.2016.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Из анализа данных норм следует, что, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец.

Истец, на основании п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления.

Согласно п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ при цене иска от 200001 руб. до 1000000 руб. госпошлина составляет 5200 руб. плюс 1% суммы, превышающей 200000 руб. Соответственно, при цене иска 237601,29 рублей госпошлина составляет:

5200 + 1% от (237601.29 - 200000) = 5200 + 376.01 = 5576 рублей 01 копейку.

На основании изложенного суд с ответчика подлежит взысканию пошлина в размере 5576 рублей 01 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Управления социальной защиты населения Амурской области по г. Тында и Тынденскому району сумму незаконно полученных ежемесячных социальных выплат на оплату жилья и коммунальных услуг, в размере 237601 рублей 29 копеек, за период с 01.09.2013 по 31.12.2016.

Взыскать с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход бюджета пошлина в размере 5576 рублей 01 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья С.Ю. Глазачева

Решение в окончательной форме принято 15.04.2019.