Дело № 2-2469/2019
43RS0003-01-2019-003602-38
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Киров 08 октября 2019 г.
Первомайский районный суд г.Кирова в составе председательствующего судьи Сапожникова А.Ю.,
при секретаре Казаковой О. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации МО "Город Киров" об оспаривании бездействия, возложении обязанности предоставить дополнительное место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указала, что с {Дата} в очереди на муниципальные дошкольные образовательные учреждения на период 2019 -2020 год состоит ФИО4, {Дата} г.р., зарегистрированная по адресу: г.Киров, {Адрес}, которая лишена права на дошкольное образование в связи с недостаточностью мест в муниципальных дошкольных учреждениях, в то время как частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и пунктами 2, 3 статьи 5 Федеральный закон от {Дата} N 273-ФЗ (ред. от {Дата}) "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. На момент подачи административного искового заявления ФИО4 достигла возраста для обеспечения ее местом в детском дошкольном образовательном учреждении, состоит на соответствующем учете в органах местного самоуправления. Предложенные места в детских садах, находящихся на расстоянии более 20 км от места жительства истца, а так же зачисление в группу кратковременного пребывания является препятствием для ее родителей в реализации права на труд, в частности, это исключает возможность трудоустройства на полный рабочий день.
На основании изложенного административный истец просила признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Киров», выразившееся в непредставлении места несовершеннолетней ФИО4, родившейся {Дата}, в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в зоне проживания семьи административном истца в 2019/2020 учебном году, а также возложить обязанность на администрацию МО «Город Киров» организовать и предложить для ФИО4 дополнительное свободное место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в зоне проживания семьи административного истца (в детском саду {Номер}, {Номер} или {Номер} г. Кирова).
В судебном заседании административный истец требования административного искового заявления поддержала.
Представитель административного ответчика - администрации МО «Город Кирова» по доверенности ФИО5 в судебном заседании требования административного иска не признала, просила в их удовлетворении отказать на основании доводов изложенных в письменном отзыве. Также сообщила, что департамент вправе предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории муниципального образования «Город Киров», но в случае отсутствия места в детском саду, указанном в заявлении в Системе «Электронная очередь», вправе предложить посещение другого расположенного на территории муниципального образования детского сада, в котором имеются свободные места.
Представитель заинтересованного лица - Департамента образования администрации МО «Город Киров» ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь, на то, что еще комплектование дошкольных учреждений не окончилось, при этом в первую очередь распределяются места для детей 2015-2016 годов рождения, а также, чьи родители имеющих первоочередное право на получение направления. Указала, что в случае согласия на отдаленный детский сад, то в следующем году будет рассмотрен вопрос о переводе в детский сад по месту жительства.
Заслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив их по правилам ст.84 КАС РФ, суд пришел к следующему.
В силу ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
Департамент образования администрации города Кирова является отраслевым (функциональным) органом администрации города Кирова, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере образования, в том числе, и дошкольного на территории муниципального образования "Город Киров" (Положение о департаменте образования администрации города Кирова, утвержденное решением Кировской городской Думы от 25.04.2018 № 8/18).
Как следует из материалов дела, ребенок ФИО2 достиг установленного законом возраста для получения дошкольного образования, а со стороны ФИО2 имело место обращение в департамент образования администрации МО «Город Киров» о предоставлении места в дошкольном учреждении. В заявлении указаны желаемые дошкольные организации МКДОУ «Детский сад {Номер}» г. Кирова, МКДОУ «Детский сад {Номер}» г. Кирова, МКДОУ «Детский сад {Номер}» г. Кирова.
Департаментом образования администрации г.Кирова были предложены направления в детские сады: в {Адрес} МКДОУ {Номер}; в {Адрес} МКДОУ {Номер}; в Первомайском районе МКДОУ {Номер}, в {Адрес} МКДОУ {Номер}, 230, 231, а также было предложено место в группе кратковременного пребывания в МКДОУ {Номер}.
Из объяснений административного истца следует, что бездействием администрации муниципального образования «город Киров» нарушено право ее дочери на бесплатное дошкольное образование в желаемых дошкольных организациях в зоне проживания ее семьи.
Документов, подтверждающих наличие внеочередного или первоочередного права, ФИО2 не представлено.
В соответствии с Положением и административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденным постановлением администрации города Кирова от {Дата}{Номер}-П, департамент образования осуществляет прием заявлений и организует учет детей, подлежащих обучению в муниципальных образовательных организациях, посредством регистрации заявлений в региональном информационном ресурсе «Электронная очередь в организации, осуществляющие образовательную деятельность по программе дошкольного образования». Он представляет собой базу данных (форму учета) детей, достигших двухмесячного возраста, родители (законные представители) которых изъявили желание определить ребенка в муниципальную образовательную организацию города Кирова.
Комплектование муниципальных дошкольных образовательных организаций города Кирова на соответствующий учебный год осуществляется согласно дате рождения ребенка с учетом наличия у родителей (законных представителей) внеочередного или первоочередного права на получение направления для ребенка в муниципальную образовательную организацию, возраста ребенка и направленности группы в соответствии с Положением о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных организаций города Кирова, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным постановлением администрации города Кирова от 14.03.2017 № 887-П (далее - Положение).
Таким образом, направление в дошкольную образовательную организацию выдается в зависимости от возраста, в порядке очередности, при наличии мест в образовательной организации.
Приказом начальника департамента образования от 20.03.2019 года №7-103 «Об организации выдачи направлений в муниципальные образовательные организации города Кирова, реализующие основные образовательные программы дошкольного образования, на 2019-2020 учебный год» установлен график выдачи направлений родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста, согласно которому выдача направлений на 2019-2020 учебный год осуществляется поэтапно с 01.04.2019 года по 18.09.2019 года (с учетом изменений, внесенных приказом от 25.07.2019 года №7-372).
При этом законодательно закреплено право отказа в приеме в желаемую муниципальную образовательную организацию по причине отсутствия в ней свободных мест (часть 4 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункт 3.10 Положения).
Из материалов дела усматривается, что административному истцу были предложены места в группы соответствующего возраста: в {Адрес} МКДОУ {Номер}; в {Адрес} МКДОУ {Номер}; в Первомайском районе МКДОУ {Номер}, в {Адрес} МКДОУ {Номер}, 230, 231, а также было предложено место в группе кратковременного пребывания в МКДОУ {Номер}. Однако ФИО2 отказалась от получения направлений в указанные учреждения.
Судом проверены порядок комплектования и наличие свободных мест в желаемых истцом детских садах (и заявленных в иске), а также иных детских садах. В заявленных детских садах группы полного дня сформированы в полном объеме с зачислением детей, родившихся ранее дочери истца, а также имеющих внеочередное или (и) первоочередное право на предоставление места в детском саду. Нарушения порядка зачисления в детские сады судом не установлено.
Из анализа вышеприведенным норм права следует, что для признания оспариваемого бездействия Администрации МО «Город Киров» незаконным не обходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие бездействия закону и нарушения этим прав и законных интересов заявителя.
Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает на действия, которые совершены административным ответчиком и подтверждается представленными материалами дела.
Суд находит, что действующим законодательством на административного ответчика возложена обязанность по предоставлению мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в пределах муниципального образования. При этом, отсутствие мест в учреждении является основанием для отказа в выдаче направления в конкретное учреждение с предложением другого расположенного на территории муниципального образования «Город Киров» детского сада, в котором имеются свободные места. Поскольку административным ответчиком установлено отсутствие мест в желаемых ДОУ, административным ответчиком обоснованно предложены иные свободные места в учреждениях в пределах муниципального образования.
Учитывая изложенное, суд исходит из того, что совокупность таких условий, как несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод заявителя, в данном случае отсутствует.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом оценки установленных по делу обстоятельств, и положений действующего законодательства, суд находит, что бездействий администрации МО «Город Киров» в нарушение требований законодательства, которые повлекли бы нарушение прав и законных интересов административного истца, не усматривается.
В связи с этим правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.Ю.Сапожников
Решение в окончательной форме принято 14.10.2019 г.