ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2473/20 от 29.12.2020 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 декабря 2020 года Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего Зевайкиной Н.А.,

при секретаре судебного заседания Павленко Д.А.,

с участием: истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности № 1 от 13.01.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-2473/2020 по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению службы занятости населения свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» о признании незаконным решения о прекращении выплаты пособия по безработице, снятии с учета в качестве безработного, возврате пособия, возложении обязанности, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ТКУ СЗН Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» о признании незаконным решения о прекращении выплаты пособия по безработице, снятии с учета в качестве безработного, возврате пособия, возложении обязанности поставить на учет в качестве безработного, произвести выплаты пособия по безработице за период с 27.08.2020 по день вынесения решения суда, компенсации морального вреда в размере 3 000,00 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что с апреля 2020 года в ГКУ службы занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» (далее по тексту ответчик) признал ФИО1 (далее по тексту: истец) безработным гражданином и назначил выплату пособия по безработице. 27.08.2020 в ЕГРЮЛ был зарегистрирован Благотворительный фонд помощи детям из многодетных и малоимущих семей «Развитие» (далее по тексту Фонд), в котором истец является одним из учредителей и лицом, действующим без доверенности - директором. Истец является директором Фонда и входит в коллегиальный орган управления, но заработная плата истцу не начисляется и не выплачивается, она осуществляет функции руководителя на безвозмездной основе, что подтверждается протоколом собрания учредителей Фонда от 27.08.2020 и договором о выполнении работ в качестве добровольца. С 27.08.2020 ответчиком принято решение о прекращении выплаты пособия по безработице, снятии истца с учета в качестве безработной и возвращении полученного пособия в размере 5 669, 03 руб. В соответствии с п. 1.5 Устава Фонда Фонд является юридическим лицом, не имеющим в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли для ее распределения между Учредителями и работниками Фонда в качестве их доходов. В случае получения дохода в результате деятельности Фонда он должен направляться на реализацию уставных целей. На основании аб. статьи 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности. Добровольцами (волонтерами) считаются физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность на безвозмездной основе. Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности - некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью. Кроме того, Пенсионный Фонд РФ разъяснил в своем Письме № СЧ 25- 24/13564 от 03.07.2019 вопросы, относительно неработающих лиц - представителей и членов некоммерческих организаций. Также судебная практика подтверждает указанную позицию (решение Арбитражного суда Новосибирской области по делу №А45-14549/2020 от 14.09.2020). Под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ или оказание услуг. Статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, а в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен, — на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При этом руководитель общественной (или другой некоммерческой) организации в свои права и обязанности в области трудовых отношений определяют в соответствии со статьей 274 ТК РФ, в частности, учредительными документами организации, локальными нормативными актами или трудовым договором. Согласно статье 15 ТК РФ трудовые отношения предполагают личное выполнение работником трудовой функции за плату. В связи с этим представители и/или члены общественных организаций, безвозмездно выполняющие трудовые функции, в отношении которых не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются неработающими лицами. Перед подачей искового заявления истец обращалась к ответчику с письмом, но безрезультатно. Незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, выраженный в нравственных переживаниях, в беспокойстве за обеспечение пятерых несовершеннолетних детей, возникших вследствие лишения истца права на получение пособия по безработице. Лишение пособия сказывается на имущественном положения всех членов многодетной семьи, которые также испытывают также нравственные страдания. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице. В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Согласно части 1 статьи 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В судебном заседании истец поддержала основание и предмет исковых требований по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить. Указала, что является директором Фонда на безвозмездной основе.

Представитель ответчика ФИО2 в удовлетворении исковых требований просила отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве. Считает, что принятые решения (приказы от 23.09.2020 № 267Д155/2029; № 267П154/2029) о снятии с учета в качестве безработного и прекращении выплаты пособия по безработице ФИО1, являются правомерными, основаны на законе. Оснований для удовлетворения иска в части признания решения о снятии с учета в качестве безработного незаконным и отмены решения о прекращении предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице, возложении обязанности назначить пособие с 27.08.2020 года не усматривается.

Заслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 N 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно абз. 10 ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», занятыми считаются граждане: являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.

В силу ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В силу пункта 3 указанной статьи, не могут быть признаны безработными граждане, считающиеся занятыми.

Согласно п. 1 ст. 31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В настоящее время, регистрация граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» (далее - Временные правила), постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год».

Временными правилами, определен порядок дистанционного режима работы, государственных учреждений службы занятости населения в период действия режима повышенной готовности, в связи с угрозой распространения короновирусной инфекции, которые вместе с тем не заменяют положений Закона о занятости.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: 622030, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в электронной форме через ИАС ОБВ «Работа в России» (регистрационный номер 99 547).

Согласно сведений о последнем месте работы, ФИО1 работала АО Тандер, дата увольнения 01.08.2019.

Приказом от 23.04.2020 № 114Д292/2029 признана безработной 13.04.2020 года.

Приказом от 23.04.2020 № 114П293/2029 ФИО1 назначено пособие по безработице на 6 месяцев с 13.04.2020 по 30.09.2020, в следующем размере: с 13.04.2020 по 30.04.2020 в размере 1 725,00 руб. в месяц; с 01.05.2020 по 31.05.2020 в размере 5 175,00 руб. в месяц; с 01.06.2020 по 31.07.2020 в размере 20 175,00 руб. в месяц; с 01.09.2020 по 30.09.2020 в размере 1 725,00 руб. в месяц.

Из пояснений представителя ответчика следует, что в целях исключения случаев регистрации занятых граждан в качестве безработных (индивидуальных предпринимателей, учредителей (участников), руководителей организаций специалисты центра занятости используют для проверки данные в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), а именно проверка занятости по ЕРГЮЛ и ЕГРИП.

Из выписки из ЕГРЮЛ 11.12.2020 года следует, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р. (ИНН <***>) зарегистрирована директором с 27.08.2020 года Благотворительного фонда помощи детям из многодетных и малоимущих семей «Развитие» (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Согласно абз. 8 п. 3 ст. 3 Закона о занятости, безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

В соответствии со статьей 2 Закона о занятости, к категории занятых граждан отнесены избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность (абз. 7).

В соответствии со ст. 243 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствие с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Положения ТК РФ в соответствии с частью 2 статьи 273 распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативным правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом положением организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания на должность.

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Положения Трудового кодекса Российской Федерации не содержат норм, запрещающих применение общих положений Кодекса к трудовым отношениям, когда происходит совпадение работника и работодателя в одном лице, хотя и исключает применение к подобным правоотношениям положений главы 43 Трудового кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что нормы Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 61, 68, 275 ТК РФ), регламентирующие обязательность оформления руководителя и заключения с ним трудового договора, являются императивными, они обязательны для исполнения и не подлежат расширительному толкованию.

Часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Таким образом, можно сделать вывод, что заключение с руководителем договора о выполнении своих функций на безвозмездной волонтерской основе можно однозначно трактовать как не оформленные должным образом трудовые отношения, поскольку трудовыми они становятся в силу закона с того момента, когда руководитель только приступил к исполнению своих фактических обязанностей. При этом отсутствие заключенного трудового договора с руководителем организации не означает отсутствия трудовых отношений.

Приказом от 23.09.2020 № 267Д155/2029 принято решение о снятии с учета в качестве безработного ФИО1 в связи с признанием гражданина занятым по основаниям предусмотренным ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Приказом от 23.09.2020 № 267П154/2029 выплата пособия прекращена с 27.08.2020 года.

Из вышеизложенного следует, что причиной снятия с учета в качестве безработного явилось признание ФИО1 занятой на основании, предусмотренным ст.2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а именно регистрация в качестве директора Благотворительного фонда помощи детям из многодетных и малоимущих семей «Развитие».

На основании изложенного суд приходит к выводу, что принятые решения (приказы от 23.09.2020 № 267Д155/2029; № 267П154/2029) о снятии с учета в качестве безработного и прекращении выплаты пособия по безработице ФИО1, являются правомерными, основаны на законе. Оснований для удовлетворения иска в части признания решения о снятии с учета в качестве безработного незаконным и отмены решения о прекращении предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице, возложении обязанности назначить пособие с 27.08.2020 года суд не усматривается.

06.10.2020 года поступило обращение гражданина ФИО1, на которое направлена разъяснительная информация о причинах снятия с учета в качестве безработного и прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным уведомлением-требованием о возврате необоснованно полученного пособия за период с 27.08.2020 по 14.09.2020 года.

При этом суд считает необходимым отметить, что поскольку в период с 27.08.2020 по 14.09.2020 истец относилась к категории занятых и получала пособие по безработице в сумме 5669,003 руб., требование о возврате необоснованно полученного пособия является правомерным.

Как следует из пояснений стороны ответчика, в настоящее время указанная выше сумма ответчиком не возвращена.

Поскольку в удовлетворении исковых требований истцу отказано, суд не находит правовых оснований для удовлетворения производных требований истца в части взыскании морального вреда, и как следствия взыскания судебных расходов в виде отплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» о признании незаконным решения о прекращении выплаты пособия по безработице, снятии с учета в качестве безработного, возврате пособия, возложении обязанности, компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 11.01.2021.

Председательствующий/

Н.А.Зевайкина