ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-248/20 от 13.05.2020 Скопинского районного суда (Рязанская область)

62RS 0-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Скопинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи – ФИО5.,

при секретаре – ФИО3,

с участием:

представителя истца - Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес>ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в <адрес> гражданское дело по иску Государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда РФ по <адрес> к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной выплаты за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда РФ по <адрес> (далее ГУ ОПФ РФ по <адрес>) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 51 078 руб.14 коп. В обоснование заявленных требований указало, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем ежемесячной денежной выплаты на основании п.7 ст.27.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как гражданин, постоянно проживающий (работающий) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Ежемесячная денежная выплата была назначена ответчику ГУУПФР по <адрес> на основании его заявления и справки, выданной ОАО «СААЗ» от ДД.ММ.ГГГГ. о работе в зоне с льготно-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом, ответчик был предупрежден о необходимости своевременно сообщать пенсионному органу об обстоятельствах, влияющих на изменение и прекращение размера ежемесячной денежной выплаты. С ДД.ММ.ГГГГФИО1 не осуществляет трудовую деятельность в ОАО «СААЗ», о чем не сообщил пенсионному органу, в связи с чем, ежемесячная денежная выплата производилась ему до ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об увольнении ответчика с места работы были получены пенсионным органом ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что в результате несообщения ФИО1 пенсионному органу об увольнении с места работы им незаконно получена ежемесячная денежная выплата, пенсионный орган просит взыскать с ФИО1 в бюджет ПФР незаконно полученные денежные средства за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 51 078 руб. 14 коп.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 поддержала заявленные исковые требования, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об отложении слушанья по делу не ходатайствовал. В деле от ФИО1 имеются возражения и заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. При изложенных обстоятельствах настоящее гражданское дело рассмотрено в отсутствие вышеуказанного ответчика.

Из имеющихся в материалах дела возражений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он с иском не согласен, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по следующим основаниям: в исковом заявлении истец указал, что ответчик при подаче заявления об установлении ежемесячной денежной выплаты был предупрежден о необходимости безотлагательно сообщать Пенсионному фонду об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ, а также об обстоятельствах, влекущих прекращение ЕДВ, между тем, данное утверждение не соответствует действительности и опровергается доказательствами, приложенными истцом к исковому заявлению, пенсионным фондом ни устно, ни письменно ему не было разъяснено данное обстоятельство. В приложенных к исковому заявлению о назначении ЕДВ, а также и в других приложенных документах, такого обязательства не содержится. Более того, ему было разъяснено, что указанная выплата назначается ему пожизненно, в результате чего он считал себя пожизненным получателем пенсии вплоть до получения искового заявления. Ссылаясь на п.п.3,4 Положения о Пенсионном фонде РФ, указал, что на Пенсионный фонд РФ возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых в том числе за счет ассигнований из республиканского бюджета РФ на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, указывает, что довод истца о том, что в компетенцию Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов не входит проверка (отслеживание) недобросовестных получателей различных видов социальных выплат опровергает действия истца по обращению в июле 2019 г. с запросом в ОАО «СААЗ» в рамках контроля над правомерным осуществлением ЕДВ гражданам за работу на территории с льготным социально-экономическим статусом. По какой причине указанное обращение имело место лишь в июле 2019 г., а не ранее истцом не указано, хотя при определенной степени внимания, и осмотрительности, тем более, зная о том, что в материалах выплатного дела отсутствует обязательство ответчика сообщать об обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты учреждение имело возможность проверить сведения об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение выплаты ЕДВ, сделав соответствующий запрос по месту работы. Указал, что бремя доказывания недобросовестности ответчика определением суда от ДД.ММ.ГГГГ было возложено на истца, однако истцом таких доказательств, представлено не было. Также просил применить срок исковой давности.

Рассмотрев заявленные исковые требования, заслушав позицию представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 8 части 1 ст.13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, отнесены, в частности, граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Статья 27.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I предусматривает ежемесячную денежную выплату гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

В соответствии с п.7 ч.1 данной статьи право на такую выплату имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу ч.5 ст.27.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее также - Порядок от ДД.ММ.ГГГГ).

Пунктом 6 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что при осуществлении ежемесячной денежной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации; принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами; дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ежемесячную денежную выплату, а также оценку правильности оформления этих документов; регистрирует граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов; производит начисление суммы ежемесячной денежной выплаты с учетом обстоятельств, влияющих на ее размер; производит зачет излишне выплаченных гражданину сумм ежемесячной денежной выплаты вследствие недобросовестности этого гражданина или счетной ошибки.

Согласно п.14 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

Ежемесячная денежная выплата назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.16 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ).

На получателя ежемесячной денежной выплаты, не являющегося пенсионером, заводится выплатное дело, хранящееся в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, в которое брошюруются его документы (абзац 2 п.21 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с подпунктом 2 п.29 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на ежемесячную денежную выплату.

Граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, обязаны безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты (п.38 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ).

Аналогичные положения о моменте прекращения начисления ежемесячной денежной выплаты, об обязанности граждан, имеющих право на получение указанной выплаты, безотлагательно сообщать пенсионному органу об обстоятельствах, влекущих прекращение этой выплаты, о зачете излишне начисленных гражданину сумм ежемесячной денежной выплаты вследствие недобросовестности этого гражданина предусмотрены действующим в настоящее время Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн (подпункт 2 п.17 и пункты 25, 26 названного порядка).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с п.8 ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации, принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами и дает оценку правильности оформления этих документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

При этом, основанием для прекращения ежемесячной денежной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина возлагается обязанность безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ-УПФР <адрес> с заявлением об установлении ему ежемесячной денежной выплаты как лицу, постоянно работающему в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, на основании п.8 ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". К заявлению ФИО1 была приложена справка от ДД.ММ.ГГГГ., выданная ОАО «СААЗ», о том, что он с ДД.ММ.ГГГГ работает в указанной выше организации, расположенной на территории <адрес>. Данная территория относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данные факты подтверждаются копией заявления ФИО1 о назначении выплаты от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 7), справками выданными ОАО «СААЗ» (л.д.9,10).

Решением УПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначена ежемесячная денежная выплата как лицу, проживающему (работающему) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, на основании п.8 ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Судом также установлено, что с ДД.ММ.ГГГГФИО1 не осуществляет трудовую деятельность в ОАО «СААЗ». Сведения о факте увольнения ответчика с места работы были получены пенсионным органом 20.08.2019г., что подтверждается справкой АО «СААЗ» от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 13).

ДД.ММ.ГГГГ. УПФР по <адрес> зафиксирован факт излишней выплаты ФИО1 ежемесячной денежной выплаты в связи с работой в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 51 078 руб.14 коп.

Решением УПФР по <адрес> от 23.08.2019г. выплата ежемесячной денежной выплаты ФИО1 прекращена (л.д. 14).

Согласно произведенному ГУ Центр по выплате ПФР по <адрес> расчету переплата ежемесячной денежной выплаты ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ составила 51 078 руб.14 коп. (л.д. 15-16).

Уведомлением УПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был проинформирован о необходимости возвращения переплаты ежемесячной денежной выплаты за указанный выше период в размере 51 078 руб.14 коп. (л.д. 17). Добровольно погасить сумму переплаты ежемесячной денежной выплаты ответчик ФИО1 отказался.

Судом установлено, что ответчик зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, микрорайон Автозаводской <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.49 ), данная территория не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Соответственно с ДД.ММ.ГГГГ статус ФИО1 как лица, имеющего право на получение ежемесячной денежной выплаты на основании пункта 7 части 1 статьи 27.1 Закон РФ утрачен.

В соответствии с пунктом 38 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее также - Порядок от ДД.ММ.ГГГГ) утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, обязаны безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ежемесячную денежную выплату, об обстоятельствах, влекущих изменение размера ежемесячной денежной выплаты или прекращение оснований для ее выплаты.

В заявлении о назначении ежемесячной денежной выплаты (далее - заявление) от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют данные о том, что заявитель обязуется сообщать об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, а также об обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

Суд приходит к выводу, что ФИО1 не был проинформирован пенсионным органом при подаче ДД.ММ.ГГГГ заявления об установлении ежемесячной денежной выплаты как лицу, работающему в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, о том, что не вся территория <адрес> и <адрес> относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и что увольнение из организации, расположенной в такой зоне, является обстоятельством, влекущим прекращение ему ежемесячной денежной выплаты, о котором он обязан своевременно сообщать пенсионному органу.

Из материалов дела следует, что данное обстоятельство не было опровергнуто истцом, доказательств, свидетельствующих о наличии у ФИО1 информации о том, что увольнение из организации, расположенной в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, является обстоятельством, влекущим прекращение ежемесячной денежной выплаты, о котором он обязан своевременно сообщить пенсионному органу истцом не представлено.

Пунктом 1 ст.196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 ГКРФ.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п.2 ст.199 ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно п.3 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности от ДД.ММ.ГГГГ, течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (п.1 ст.200 ГК РФ).

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. -I (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Из пункта 4 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации следует, что средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются, в том числе, за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых в том числе за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с положениями ч.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" организация, в которой гражданин осуществляет трудовую деятельность, являясь страхователем в соответствии с указанным Законом обязана один раз в год, но не позднее 1 марта следующего за отчетным годом, представлять пенсионному органу сведения о застрахованных лицах (работниках), в том числе дату увольнения (п.4).

Как усматривается из сообщения ГУ –центр по выплате пенсий и обработке информации пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.86) последним периодом уплаты страховых взносов АО «СААЗ» на ФИО1 является период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года

Таким образом, у пенсионного органа – ГУ - УПФР по <адрес> (межрайонного) не позднее ДД.ММ.ГГГГг. должны были быть сведения о прекращении ФИО1 трудовых отношений ДД.ММ.ГГГГ. с ОАО «СААЗ», расположенным в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Суд приходит к выводу, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ пенсионный орган должен был знать, исходя из его полномочий по контролю за расходованием его средств, об утрате ФИО1 права на получение ежемесячной денежной выплаты.

Следовательно, момент возникновения у пенсионного органа, с учётом имеющихся у него полномочий по контролю за расходованием его средств, в том числе на выплату пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, права на иск к ФИО1 о взыскании суммы излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты наступил с ДД.ММ.ГГГГ

С указанного момента истец вправе был обратиться в суд за защитой нарушенных прав и взыскании с ответчика неосновательно полученных сумм, однако обращение в суд последовало только ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.42) т.е. по истечении трёх лет с момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права ответчиком ФИО1

Ввиду изложенного, доводы стороны истца о том, что сведения об увольнении ответчика были получены пенсионным органом только ДД.ММ.ГГГГ и эта дата является началом течения срока исковой давности по требованиям пенсионного органа к ФИО1 вследствие чего обращение пенсионного органа в суд ДД.ММ.ГГГГ имело место в пределах срока исковой давности, нельзя признать правомерными, так как они приведены без учета положений пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В соответствии с п.1 ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу положений подпункта 3 ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований истца, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление следующего обстоятельства: имела ли место со стороны ФИО1 который с ДД.ММ.ГГГГ прекратил трудовые правоотношения с организацией, расположенной в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, недобросовестность в получении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной выплаты.

Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае ФИО1) при разрешении требований пенсионного органа о взыскании необоснованно полученной ежемесячной денежной выплаты презюмируется, а пенсионному органу, как установлено в настоящем судебном заседании об увольнении ФИО1 должно быть известно с ДД.ММ.ГГГГ, бремя доказывания недобросовестности ФИО1 возлагается на пенсионный орган, требующий возврата названных выплат. Однако, как установлено судом и подтверждается материалами дела, таких доказательств истцом представлено не было.

Доводы стороны истца о том, что на момент подачи в 2005 году ФИО1 заявления о выплате ежемесячной денежной выплаты пенсионный фонд не обязан был письменно информировать ответчика о том, что увольнение из организации, расположенной в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, является обстоятельством, влекущим прекращение ежемесячной денежной выплаты, о котором он обязан своевременно сообщить пенсионному органу отклоняется как не основанный на правильном применении норм материального права.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска Государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда РФ по <адрес> к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной выплаты за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом надлежит- отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ

В удовлетворении заявленных исковых требований Государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда РФ по <адрес> к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной выплаты за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Скопинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья -