ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-248/2023 от 02.08.2023 Таштыпского районного суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0009-01-2023-000289-41 Дело № 2-248/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 августа 2023 года с. Таштып

Таштыпский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Черчинской М.О.,

при секретаре Тановой И.И.,

с участием и.о. прокурора Таштыпского района Курмеля Д.С.,

ответчика Толтаевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Таштыпского района, действующего в интересах муниципального образования Большесейский сельсовет Таштыпского района Республики Хакасия, к Толтаевой Тамаре Владимировне о признании распоряжений незаконными, возврате неосновательного обогащения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Таштыпского района, действующий в интересах муниципального образования Большесейский сельсовет Таштыпского района Республики Хакасия, обратился в суд с иском к Толтаевой (Сазанаковой) Т.В. о признании распоряжений незаконными, возврате неосновательного обогащения в размере 66 588 руб. 07 коп.

Требования мотивировал тем, что прокуратурой Таштыпского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции при назначении и выплате главам муниципальных образований премиальных и иных выплат. Установлено, что Сазанакова Т.В., являясь главой Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия, в период с 26.01.2022 по 26.04.2023 издала распоряжения о премировании № 2 от 25.01.2022, № 11 от 25.02.2022, № 14 от 25.03.2022, № 18 от 25.04.2022, № 16б от 21.04.2022, № 22а от 25.05.2022, № 26 от 25.06.2022, № 28 от 25.07.2022, № 31 от 03.08.2022, № 38 от 26.08.2022, № 39 от 23.09.2022, № 46 от 26.10.2022, № 48б от 24.11.2022, № 54 от 21.12.2022, № 3 от 25.01.2023, № 10 от 25.02.2023, № 13 от 25.03.2023, № 18 от 24.04.2023, касавшиеся в том числе и премирования ее самой. Общая сумма начисленных Сазанаковой Т.В. премиальных выплат за указанный период составила 76 538 руб. 02 коп., с учетом уплаты налога на доходы физических лиц Сазанаковой Т.В. получены премиальные выплаты в размере 66 588 руб. 07 коп. Вместе с тем, по мнению прокурора, вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае – к компетенции Совета депутатов Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия (далее – Совет депутатов). Таким образом, Сазанакова Т.В., являясь главой Большесейского сельсовета, при наличии неурегулированного конфликта интересов в отсутствие согласования с Советом депутатов неоднократно издавала распоряжения о премировании самой себя в максимальном размере.

Определением суда от 20.07.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Совет депутатов, Министерство по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия.

В судебном заседании и.о. прокурора Таштыпского района Курмель Д.С. уточненные исковые требования поддержал, указав, что в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, чем Положение об оплате труда депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, полномочия в области утверждения местного бюджета и отчета о его исполнении, оценки деятельности главы муниципального образования отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования. Таким образом, изданию распоряжения о премировании главы Большесейского сельсовета должны предшествовать оценка его деятельности Советом депутатов и принятие решения о премировании главы в определенном размере. Иное свидетельствует о наличии неурегулированного конфликта интересов. В результате главе Большесейского сельсовета Сазанаковой Т.В. были начислены премиальные выплаты в сумме 76 538 руб. 02 коп., выплачено 66 588 руб. 07 коп.

Ответчик Толтаева (Сазанакова) Т.В. иск не признала, пояснив, что распоряжения о премировании были ею изданы в пределах полномочий, предоставленных Положением об оплате труда депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Указанное Положение было утверждено решением Совета депутатов единогласно, прошло юридическую экспертизу в Министерстве по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия, где коррупционного фактора выявлено не было.

Представители третьих лиц, извещенные судом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились.

Представитель Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Таштыпского района от 11.09.2017 Номер Сазанакова Т.В. признана избранным главой Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия.

Постановлениями территориальной избирательной комиссии Таштыпского района от 12.09.2022 Номер и от 16.09.2022 Номер Сазанакова Т.В. признана избранным главой Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия и зарегистрирована в качестве избранного главы.

04.04.2023 Сазанаковой Т.В. была изменена фамилия на «Толтаева» в связи с заключением брака (свидетельство I-ПВ Номер).

Как следует из трудовой книжки Толтаевой (Сазанаковой) Т.В., она является главой Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия с 14.09.2017.

Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.01.2022 Номер принято решение о денежном поощрении по итогам работы за январь 2022 года по фактически отработанному времени в размере 33,3 % от должностного оклада муниципальных служащих: Сазанаковой Т.В. – главы Большесейского сельсовета; ФИО6 – специалиста 1 категории; ФИО7 – специалиста 1 категории; ФИО8 – специалиста 1 категории.

Как следует из расчетного листка Сазанаковой Т.В. за январь 2022 года, ей была начислена премия в размере 4 024 руб. 97 коп.

Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.02.2022 Номер принято решение о денежном поощрении по итогам работы за февраль 2022 года по фактически отработанному времени в размере 33,3 % от должностного оклада муниципальных служащих: Сазанаковой Т.В. – главы Большесейского сельсовета; ФИО6 – специалиста 1 категории; ФИО7 – специалиста 1 категории; ФИО8 – специалиста 1 категории.

Как следует из расчетного листка Сазанаковой Т.В. за февраль 2022 года, ей была начислена премия в размере 4 024 руб. 97 коп.

Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.03.2022 Номер принято решение о денежном поощрении по итогам работы за март 2022 года по фактически отработанному времени в размере 33,3 % от должностного оклада муниципальных служащих: Сазанаковой Т.В. – главы Большесейского сельсовета; ФИО6 – специалиста 1 категории; ФИО7 – специалиста 1 категории; ФИО8 – специалиста 1 категории.

Как следует из расчетного листка Сазанаковой Т.В. за март 2022 года, ей была начислена премия в размере 4 024 руб. 97 коп.

Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.04.2022 Номер принято решение о денежном поощрении по итогам работы за апрель 2022 года по фактически отработанному времени в размере 33,3 % от должностного оклада муниципальных служащих: Сазанаковой Т.В. – главы Большесейского сельсовета; ФИО6 – специалиста 1 категории; ФИО7 – специалиста 1 категории; ФИО8 – специалиста 1 категории.

Как следует из расчетного листка Сазанаковой Т.В. за апрель 2022 года, ей была начислена премия в размере 191 руб. 66 коп.

Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 21.04.2022 Номерб принято решение о выплате единовременного денежного поощрения в честь праздника «День местного самоуправления» главе Большеесейского сельсовета Сазанаковой Т.В. в размере 10 000 руб.

Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.05.2022 Номера принято решение о денежном поощрении по итогам работы за май 2022 года по фактически отработанному времени в размере 33,3 % от должностного оклада муниципальных служащих: Сазанаковой Т.В. – главы Большесейского сельсовета; ФИО6 – специалиста 1 категории; ФИО7 – специалиста 1 категории; ФИО8 – специалиста 1 категории.

Как следует из расчетного листка ФИО2 за май 2022 года, ей были начислены премии в размере 10 000 руб. и 447 руб. 22 коп.

Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.06.2022 Номер принято решение о денежном поощрении по итогам работы за май 2022 года по фактически отработанному времени в размере 33,3 % от должностного оклада муниципальных служащих: Сазанаковой Т.В. – главы Большесейского сельсовета; ФИО9 – специалиста 1 категории.

Согласно справке администрации Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия от 11.07.2023 Номер в распоряжении Номер от 25.06.2022 допущена опечатка, фактически произведено премирование за июнь 2022 года.

Как следует из расчетного листка Сазанаковой Т.В. за июнь 2022 года, ей была начислена премия в размере 4 024 руб. 97 коп.

Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.07.2022 Номер принято решение о денежном поощрении по итогам работы за июль 2022 года по фактически отработанному времени в размере 33,3 % от должностного оклада муниципальных служащих: Сазанаковой Т.В. – главы Большесейского сельсовета; ФИО9 – специалиста 1 категории; ФИО6 – специалиста 1 категории; ФИО7 – специалиста 1 категории.

Как следует из расчетного листка Сазанаковой Т.В. за июль 2022 года, ей была начислена премия в размере 4 024 руб. 97 коп.

Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 03.08.2022 Номер принято решение о премировании Сазанаковой Т.В., главы Большесейского сельсовета, за разработку проекта «Нам нужен мост», занявшего третье место в номинации «Лучшее сельское поселение Республики Хакасия, имеющее в своем составе четыре и более сельских населенных пункта с общей численностью населения менее 1500 человек».

Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 26.08.2022 Номер принято решение о денежном поощрении по итогам работы за август 2022 года по фактически отработанному времени в размере 33,3 % от должностного оклада муниципальных служащих: Сазанаковой Т.В. – главы Большесейского сельсовета; ФИО9 – специалиста 1 категории; ФИО6 – специалиста 1 категории; ФИО7 – специалиста 1 категории.

Как следует из расчетного листка Сазанаковой Т.В. за август 2022 года, ей были начислены премии в размере 9 758 руб. 07 коп. и 2 974 руб. 98 коп.

Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 23.09.2022 Номер принято решение о денежном поощрении по итогам работы за сентябрь 2022 года по фактически отработанному времени в размере 33,3 % от должностного оклада муниципальных служащих: Сазанаковой Т.В. – главы Большесейского сельсовета; ФИО9 – специалиста 1 категории; ФИО10 – специалиста 1 категории; ФИО7 – специалиста 1 категории.

Как следует из расчетного листка Сазанаковой Т.В. за сентябрь 2022 года, ей была начислена премия в размере 4 024 руб. 97 коп.

Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 26.10.2022 Номер принято решение о денежном поощрении по итогам работы за октябрь 2022 года по фактически отработанному времени в размере 33,3 % от должностного оклада муниципальных служащих: Сазанаковой Т.В. – главы Большесейского сельсовета; ФИО9 – специалиста 1 категории; ФИО10 – специалиста 1 категории; ФИО7 – специалиста 1 категории.

Как следует из расчетного листка Сазанаковой Т.В. за октябрь 2022 года, ей была начислена премия в размере 4 024 руб. 97 коп.

Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 24.11.2022 НомерБ принято решение о денежном поощрении по итогам работы за ноябрь 2022 года по фактически отработанному времени в размере 33,3 % от должностного оклада муниципальных служащих: Сазанаковой Т.В. – главы Большесейского сельсовета; ФИО9 – специалиста 1 категории; ФИО10 – специалиста 1 категории; ФИО7 – специалиста 1 категории.

Как следует из расчетного листка Сазанаковой Т.В. за ноябрь 2022 года, ей была начислена премия в размере 4 024 руб. 97 коп.

Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 21.12.2022 Номер принято решение о денежном поощрении по итогам работы за декабрь 2022 года по фактически отработанному времени в размере 33,3 % от должностного оклада муниципальных служащих: Сазанаковой Т.В. – главы Большесейского сельсовета; ФИО9 – специалиста 1 категории; ФИО10 – специалиста 1 категории; ФИО7 – специалиста 1 категории.

Как следует из расчетного листка ФИО2 за декабрь 2022 года, ей была начислена премия в размере 4 024 руб. 97 коп.

Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.01.2023 Номер принято решение о денежном поощрении по итогам работы за январь 2023 года по фактически отработанному времени в размере 33,3 % от должностного оклада муниципальных служащих: Сазанаковой Т.В. – главы Большесейского сельсовета; ФИО9 – специалиста 1 категории; ФИО10 – специалиста 1 категории; ФИО7 – специалиста 1 категории.

Как следует из расчетного листка Сазанаковой Т.В. за январь 2023 года, ей была начислена премия в размере 5 401 руб. 59 коп.

Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.02.2023 Номер принято решение о денежном поощрении по итогам работы за февраль 2023 года по фактически отработанному времени в размере 33,3 % от должностного оклада муниципальных служащих: Сазанаковой Т.В. – главы Большесейского сельсовета; ФИО9 – специалиста 1 категории; ФИО10 – специалиста 1 категории; ФИО7 – специалиста 1 категории.

Как следует из расчетного листка Сазанаковой Т.В. за февраль 2023 года, ей была начислена премия в размере 5 401 руб. 59 коп.

Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 25.03.2023 Номер принято решение о денежном поощрении по итогам работы за март 2023 года по фактически отработанному времени в размере 33,3 % от должностного оклада муниципальных служащих: Сазанаковой Т.В. – главы Большесейского сельсовета; ФИО9 – специалиста 1 категории; ФИО10 – специалиста 1 категории; ФИО7 – специалиста 1 категории.

Как следует из расчетного листка Сазанаковой Т.В. за март 2023 года, ей была начислена премия в размере 736 руб. 58 коп.

Распоряжением главы Большесейского сельсовета от 24.04.2023 Номер принято решение о денежном поощрении по итогам работы за апрель 2023 года по фактически отработанному времени в размере 33,3 % от должностного оклада муниципальных служащих: Сазанаковой Т.В. – главы Большесейского сельсовета; ФИО9 – специалиста 1 категории; ФИО10 – специалиста 1 категории; ФИО7 – специалиста 1 категории.

Как следует из расчетного листка Сазанаковой Т.В. за апрель 2023 года, ей была начислена премия в размере 5 401 руб. 59 коп.

Таким образом, согласно справкам администрации Большесейского сельсовета от 19.07.2023 Номер и Номер и расчетным листам, Толтаевой (Сазанаковой) Т.В. в период с 26.01.2022 по 26.04.2023 были начислены премиальные выплаты в общей сумме 76 538 руб. 02 коп., выплачено 66 588 руб. 07 коп.

Оценивая доводы истца об отсутствии правовых оснований для принятия Толтаевой (Сазанаковой) Т.В. решения о выплате себе премий суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 8 Закона Республики Хакасия от 12.05.2011 N 40-ЗРХ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия" денежное содержание депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в соответствии с действующим законодательством.

Предельные нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в целях реализации пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает Правительство Республики Хакасия (часть 2 указанной статьи).

Согласно пункту 2.1 Методики расчета нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Республике Хакасия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.04.2010 N 210 (далее – Методика), предельные значения размеров оплаты труда депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, состоят из предельных значений размеров составных частей денежного содержания.

В соответствии с пунктом 2.1.1 указанной Методики в состав денежного содержания включаются:

а) должностной оклад;

б) ежемесячная надбавка за особые условия труда;

в) ежемесячная надбавка за выслугу лет;

г) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

д) ежемесячное денежное поощрение;

е) материальная помощь.

Предельное значение ежемесячного денежного поощрения депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, принимается равным четырем должностным окладам в год (пункт 2.6 Методики).

Вместе с тем, конкретный размер и порядок ежемесячного денежного поощрения депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, указанной Методикой не определен.

Решением Совета депутатов Большесейкого сельсовета от 24.09.2020 Номер утверждено Положение «Об оплате труда депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Большесейского сельсовета» (далее – Положение об оплате труда).

Решением Совета депутатов Большесейского сельсовета от 10.01.2022 Номер внесены изменения.

Согласно пункту 2.1.1 Положения об оплате труда (здесь и далее – с учетом изменений) в состав денежного содержания депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, включается, в том числе, ежемесячное денежное поощрение.

Ежемесячное денежное поощрение депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, осуществляется в целях материального стимулирования, входит в систему оплаты труда и выплачивается при добросовестном выполнении возложенных на них служебных обязанностей (п. 2.3 Положения об оплате труда).

Условиями поощрения являются своевременное и качественное выполнение должностных обязанностей; соблюдение трудовой дисциплины; применение в работе современных форм и методов организации труда (пункт 2.3.1 Положения об оплате труда).

Размер денежного поощрения устанавливается в процентах от должностного оклада и составляет: 33,3 % за месяц; 33,4 % за последний месяц квартала. Ежемесячное денежное поощрение вы совокупности за год не должно превышать четырех должностных окладов (пункты 2.3.2, 2.3.3 Положения об оплате труда).

Поощрение депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, производится на основании распоряжения руководителя органа местного самоуправления (пункт 2.3.4 Положения об оплате труда).

В силу пункта 2.3.5 Положения об оплате труда за низкую результативность по достижению целей и задач, ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей размер поощрения подлежит снижению либо с учетом тяжести допущенных нарушений полностью лишаются поощрения. Решение о снижении размера либо лишении поощрения принимается Советом депутатов Большесейского сельсовета.

С учетом изложенного суд соглашается с доводами истца о том, что премированию главы Большесейского сельсовета должна предшествовать оценка эффективности его деятельности Советом депутатов Большесейского сельсовета.

Так, согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Согласно статье 112 Конституции Республики Хакасия органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

В соответствии со статьей 8 Устава муниципального образования Большесейский сельсовет Таштыпского района Республики Хакасия (далее - Устав) в структуру органов местного самоуправления поселения в том числе входят представительный орган муниципального образования – Совет депутатов Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия и глава муниципального образования – Глава Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия.

Совет депутатов поселения – представительный орган местного самоуправления, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории поселения. Полномочия председателя Совета депутатов осуществляет глава поселения (статья 27 Устава).

В числе прочего, к компетенции Совета депутатов относятся утверждение проекта бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; оопределение размера и условий оплаты труда депутатов Совета, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, главы поселения; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления (статья 29 Устава).

Совет депутатов заслушивает ежегодные отчеты главы поселения о результатах его деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе поселения органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом (часть 3 статьи 32 Устава).

Глава поселения – выборное высшее должностное лицо поселения, наделенное согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и иными полномочиями в соответствии с действующим законодательством, являющееся главой местной администрации поселения (статья 38 Устава).

В состав денежного содержания главы поселения включаются ежемесячное денежное поощрение в размере до четырех должностных окладов в год (ежемесячно в размере 33,3 % от должностного оклада), а также иные доплаты, предусмотренные федеральными законами, законами Республики Хакасия (статья 38.2 Устава).

К полномочиям главы поселения отнесено, в том числе, то, что он осуществляет от имени поселения в соответствии с решениями Совета правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью поселения; представляет Совету ежегодный отчет о положении дел в поселении, а также ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом; осуществляет функции главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета поселения; осуществляет прием на работу и увольнение работников местной администрации поселения, принимает к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности (статья 41 Устава).

Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования относится к компетенции Совета депутатов Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия.

Суд при этом отмечает, что распоряжениями главы Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия Номер от 25.01.2022, Номер от 25.02.2022, Номер от 25.03.2022, Номер от 25.04.2022, Номера от 25.05.2022, Номер от 25.06.2022, Номер от 25.07.2022, Номер от 26.08.2022, Номер от 23.09.2022, Номер от 26.10.2022, Номерб от 24.11.2022, Номер от 21.12.2022, Номер от 25.01.2023, Номер от 25.02.2023, Номер от 25.03.2023, Номер от 24.04.2023 принято решение о денежном поощрении по итогам работы муниципальных служащих, к каковым глава поселения по смыслу действующего законодательства не относится.

Кроме того, в соответствии с вышеприведенными положениями в состав денежного поощрения главы поселения включаются иные доплаты, предусмотренные федеральными законами, законами Республики Хакасия и принятым в соответствии с ними Уставом.

Положением об оплате труда предусмотрена также система поощрений и награждений депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Вместе с тем, пояснить, чем именно регламентирована возможность поощрения главы поселения в связи с праздником «День местного самоуправления» ответчик затруднилась, указав лишь на то, что общий размер полученных ею премий не превысил по итогам года четырех должностных окладов.

Ссылаясь на правомерность принятия решения о денежном поощрении за разработку проекта «Нам нужен мост», занявшего третье место в номинации «Лучшее сельское поселение Республики Хакасия, имеющее в своем составе четыре и более сельских населенных пункта с общей численностью населения менее 1500 человек», Толтаева Т.В. указала на то, что данная выплата произведена ей на законном основании в порядке, предусмотренном Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям по итогам республиканского конкурса на лучший социально значимый проект муниципального образования (поселения) Республики Хакасия, утвержденных Постановлением правительства Республики Хакасия от 09.06.2020 Номер.

Так, в соответствии с пунктом 7 данных Правил финансовые средства, полученные муниципальными образованиями по итогам конкурса, используются муниципальными образованиями на реализацию представленных на конкурс проектов, направленных на социально-экономическое развитие муниципальных образований.

Главы муниципальных образований, ставших победителями (призерами) по итогам проведения конкурса, вправе направлять 7 % полученных средств в фонд оплаты труда работников администрации для поощрения наиболее отличившихся сотрудников, предусмотрев премирование главы муниципального образования в размере не более 33 % от направляемых в фонд оплаты труда средств (пункт 8 Правил).

Согласно платежному поручению Номер от 16.06.2022 администрации Большесейского сельсовета предоставлены иные межбюджетные трансферты по итогам республиканского конкурса на лучший социально значимый проект муниципального образования (поселение) в размере 550 000 руб.

Согласно расчету ведущего бухгалтера администрации Большесейского сельсовета в фонд оплаты труда направлено 38 500 руб. (7 % от полученной суммы), из которых 33 % направлено на премирование главы поселения, то есть 9 758 руб. 07 коп.

Вместе с тем, премирование главы поселения возможно в размере не более 33% от средств, направленных в фонд оплаты труда, а потому по смыслу закона вопрос об окончательном размере премирования главы поселения подлежал обсуждению на заседании Совета депутатов.

Однако данный вопрос на такое обсуждение не выносился, решение о премировании и его размере было принято главой поселения самостоятельно за пределами полномочий.

Оценка результатов деятельности главы Большесейского сельсовета была дана решением Совета депутатов от 20.04.2023 Номер, деятельность главы была признана удовлетворительной.

Между тем, для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе Большесейского сельсовета Толтаевой Т.В. ежемесячного денежного поощрения необходима объективная оценка ее деятельности и результатов ее работы, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, статьи 32 Устава входит в компетенцию Совета депутатов Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия.

С учетом изложенного, требования прокурора о признании распоряжений незаконными в части, касающейся премирования главы Большесейского сельсовета, являются обоснованными.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований прокурора о признании недействительными распоряжений главы о премировании самого себя, взыскании суммы полученных премиальных выплат является вопрос о том, была ли допущена Толтаевой Т.В. недобросовестность при назначении самой себе и получении этих премий.

В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Аналогичные положения закреплены в пункте 7.1 Устава.

Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Таким образом, возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.

Из пояснений Толтаевой Т.В. следует, что конфликта интересов она в сложившейся ситуации не усматривает, мер по его урегулированию она не предпринимала.

Доводы ответчика о том, что Положение об оплате труда прошло юридическую экспертизу в Министерстве по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия не могут являться единственным основанием для признания начисления главой самому себе премий правомерным.

Так, заключением Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия от 11.01.2021 Номер проанализировано Положение об оплате труда депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

В заключении содержатся выводы о том, что виды поощрений и вознаграждений не относятся к системе оплаты труда, а потому не были проанализированы Министерством.

Согласно частям 1, 2 статьи 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Таким образом, суд дает самостоятельную правовую оценку отношениям, сложившимся между сторонами, и обоснованности принятия должностными лицами решений, а равно и то того, входит ли принятие такого решения в компетенцию конкретного должностного лица.

При таких обстоятельствах, поскольку Толтаева Т.В., будучи главой Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия, являясь одновременно в силу Устава председателем Совета депутатов, вопросы о своем премировании на разрешение Совета депутатов не выносила, единолично издавала соответствующие распоряжения за рамками полномочий, регламентированных законом и Уставом, что свидетельствует о наличии неурегулированного конфликта интересов, а потому требования прокурора о возврате в бюджет муниципального образования неосновательного обогащения, исчисленного как сумма фактически полученных премий, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ в связи с удовлетворением иска с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 197 руб. 64 коп.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 39, 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить.

Признать незаконными распоряжения главы Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия Номер от 25.01.2022, Номер от 25.02.2022, Номер от 25.03.2022, Номер от 25.04.2022, Номерб от 21.04.2022, Номера от 25.05.2022, Номер от 25.06.2022, Номер от 25.07.2022, Номер от 03.08.2022, Номер от 26.08.2022, Номер от 23.09.2022, Номер от 26.10.2022, Номерб от 24.11.2022, Номер от 21.12.2022, Номер от 25.01.2023, Номер от 25.02.2023, Номер от 25.03.2023, Номер от 24.04.2023 в части премирования Сазанаковой Тамары Владимировны.

Взыскать с Толтаевой Тамары Владимировны в пользу бюджета муниципального образования Большесейский сельсовет Таштыпского района Республики Хакасия в счет возврата неосновательного обогащения 66 588 руб. 07 коп.

Взыскать с Толтаевой Тамары Владимировны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 197 руб. 64 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Таштыпский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий М.О. Черчинская

Мотивированное решение составлено 04.08.2023.