ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-249/2016 от 11.04.2016 Среднеахтубинского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-249/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«11» апреля 2016 года р.п. Средняя Ахтуба

Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в составе

председательствующего судьи Соломенцевой Е.А.,

при секретаре Кульченко К.О.,

с участием прокурора Среднеахтубинского района Карамдиной А.Ю.,

рассмотрев в р.п. Средняя Ахтуба в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Среднеахтубинского района в интересах неопределенного круга лиц и субъекта Российской Федерации – Волгоградской области к ФИО1 об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Среднеахтубинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц и субъекта Российской Федерации - Волгоградской области обратился в суд с иском к ФИО1, в котором просит истребовать из чужого незаконного владения ФИО1 земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 778 кв.м., и возвратить его Волгоградской области; признать отсутствующим зарегистрированное право ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 778 кв.м.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Среднеахтубинского района проведена проверка исполнения требований земельного и природоохранного законодательства при предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой было установлено, что постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 778 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – садовый участок. ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности ФИО1 на вышеназванный земельный участок. Вместе с тем, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, является государственной собственностью Волгоградской области в силу действующего законодательства, поскольку в соответствии с информацией комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ полностью входит в границы природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» и на момент установления границ природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» не был предоставлен иным лицам и их права на земельный участок не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Так, с момента установления границ особо охраняемой природной территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» все земельные участки, находящиеся в указанных границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания федерального закона являются собственностью Волгоградской области.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ право распоряжения своим имуществом принадлежит его собственнику.

В этой связи право распоряжения земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, являющегося государственной собственностью, принадлежало Волгоградской области в лице комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, а потому администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области была не вправе распоряжаться спорным земельным участком.

Поскольку спорный земельный участок выбыл из владения Волгоградской области в результате распоряжения им неуполномоченным лицом, он подлежит истребованию из чужого незаконного владения ФИО1 и возвращению собственнику силу ст.301 ГК РФ.

Также указал на то, что выявленное нарушение противоречит основополагающим принципам противодействия коррупции, закрепленным в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно принципам признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В судебном заседании прокурор Карамдина А.Ю. исковые требования прокурора Среднеахтубинского района поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, полагал, что право собственности на земельный участок в СОНТ «Бор» возникло и было зарегистрировано в силу закона. Просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Представитель ФИО1 – ФИО3, допущенная к участию в деле в качестве представителя по ходатайству ответчика также просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме. Считает, что у истца не имелось законных оснований для обращения в суд с настоящим иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, поскольку отсутствует обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, также не представлено документов, подтверждающих заинтересованность Волгоградской области в получении спорного участка. Предъявляя исковое заявление в порядке ст. 301 ГК РФ, прокурор не принял во внимание, что только собственник вправе истребовать свое имущество из чуждого незаконного владения. Истцом не представлен документ, подтверждающий, что спорный земельный участок является собственностью Комитета по управлению государственным имуществом, или входит в состав земельного участка, ему принадлежащего. Спорный земельный участок расположен на территории СОНТ «Бор». Земли под организацию садоводческого общества были выделены из земель гослесфонда, что подтверждается письмом Среднеахтубинского мехлесхоза от ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт также подтверждается актом согласования границ земельного участка СОНТ «Бор» от ДД.ММ.ГГГГ и приложением к акту согласования границ земельного участка СОНТ «Бор», которые находятся в землеустроительном деле. Согласно кадастровому паспорту на земельный участок СОНТ «Бор», категория земель, на которой расположено СОНТ «Бор» - земли сельскохозяйственного назначения. Земельный участок СОНТ «Бор» граничит с землями Гослесфонда, то есть спорный земельный участок не может принадлежать Госкомимуществу. На территории природного парка кроме земель сельхозназначения, Госфонда, и Гослесфонда, еще имеются земли населенных пунктов. Согласно постановлению администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ СОНТ «Бор» был передан в собственность гражданам, по ходатайствам Среднеахтубинского лесхоза постановлением администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ под расширение садоводческого товарищества «Бор» был дополнительно передан земельный участок площадью 5,4 га и СОНТ «Бор» получен государственный акт на земельный участок общей площадью 13,8 га. План застройки и организации территории СОНТ «Бор», утвержденный ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Среднеахтубинского района, ГКУ ВО «Среднеахтубинское лесничество», ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» подтверждает нахождение СОНТ «Бор» в существующих границах. Материалы инвентаризации СОНТ «Бор» утверждены постановлением администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ и также подтверждают сложившиеся границы СОНТ «Бор». Как видно из плана застройки и организации территории СОНТ «Бор» земельный участок ответчика находится на территории СОНТ «Бор», а не за его пределами. Положение о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» было принято постановлением главы администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после передачи в собственность земельного участка садоводческому обществу «Бор». Земельные участки на территории СОНТ «Бор» находились в собственности его членов до создания природного парка. В данном случае закон не имеет обратной силы и у истца отсутствуют законные основания истребовать спорный земельный участок. Согласно п. 3.2. Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» территория природного парка располагается на землях различных форм собственности без изъятия у правообладателей. Земельные участки используются с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима природного парка. Согласно п.3.3 земельные участки, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, расположенные в пределах территории природного парка, ограничиваются в обороте. Содержание ограничений оборота земельных участков и правовой режим их использования устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Спорный земельный участок является собственностью гражданина и не попадает под ограничения оборота. Согласно п.1. ст. 15 Земельного Кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Пункт 2 ст. 27 ЗК РФ указывает на то, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а так же быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Следовательно, земельный участок должен быть изъят из оборота, чтобы он не мог быть объектом сделки о переходе права собственности. Однако в выписке из ЕГРП, предоставленной прокурором, указано, что назначение земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения — для садоводства и огородничества. Учитывая, что использование объекта не противоречит назначению и не изъят из оборота, земельный участок может находиться в собственности граждан. В п. 4 ст. 27 ЗК РФ приведен перечень категорий земель, которые изъяты из оборота и категория земель природных парков не включена в данный перечень. Кроме того, в п. 6 статьи 27 ЗК РФ указано, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а не Положением о природном парке. Пункт 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ указывает на то, что допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а так же собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Ответчик ФИО1 не оказывает никакого негативного влияния на природу, а истец не доказал иное. Пункт 4 ст. 97 ЗК РФ указывает на то, что в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Учитывая, что земля под садоводческое общество выделалась из земель лесного фонда и граничит с земельным участком, принадлежащим лесному фонду, что усматривается из землеустроительного дела, в приложении к Акту согласования границ земельного участка, то согласно части 1 статьи 8 Лесного Кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Таким образом, создание особо охраняемых природных территорий регионального значения, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, на лесных участках в составе земель лесного фонда, являющихся собственностью Российской Федерации, возможно только путем перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых природных территорий с последующим изменением формы собственности на указанные участки с федеральной собственности на собственность субъектов РФ. В этой связи установление правового режима особо охраняемой природной территории регионального значения допускается на лесных участках с момента их включения в состав земель особо охраняемых природных территорий. Истцом не представлены доказательства, подтверждающие перевод земель из категории - земли сельскохозяйственного назначения, на которых расположено СОНТ «Бор», в земли особо охраняемых территорий и объектов, в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ и ст.ст. 5,8 ФЗ № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. «О переводе земель, или земельных участков из одной категории в другую». В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Право собственности граждан на земельные участки, расположенные на территории садоводческих обществ возникло на основании Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона садоводческому обществу земельный участок предоставляется бесплатно после его государственной регистрации. Первоначально с ДД.ММ.ГГГГ членом СО «Бор» была мать ФИО1ФИО2, а в декабре 2001 года передала земельный участок своему сыну ФИО1 Протоколом общего собрания членов садоводческого общества «Бор» от ДД.ММ.ГГГГ, его приняли в члены СО «Бор» и закрепили за ним земельный участок . В 2013 году ФИО1 воспользовался своим правом оформления указанного земельного участка в собственность и он был предоставлен ему на основании постановления администрации Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии со ст.28 Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действующей до ДД.ММ.ГГГГ.

В разделе 2.8. Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014 г.), указано следующее: Для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения. Из представленных в судебное заседание документов усматривается, что земельный участок СОНТ «Бор» был предоставлен в ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО1 стал членом СОНТ «Бор» ДД.ММ.ГГГГ. Правомерность предоставления ФИО1 спорного земельного участка в собственность подтверждено и прокуратурой Среднеахтубинского района Волгоградской области ответом от ДД.ММ.ГГГГ на обращение главы администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области. Указанный ответ на обращение подписан ДД.ММ.ГГГГ, после утверждения Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» ДД.ММ.ГГГГ. Также необходимо принять во внимание, что в ФКП Росреестра» по Волгоградской области отсутствуют сведения об установлении границ ГБУ ВО Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», то есть границы природного парка не установлены. Поэтому утверждение прокурора, что спорный участок полностью входит в границы природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» не соответствует действительности. Считает, что истец не доказал и не подтвердил документами, подтверждающими правомочность своих требований.

Представитель третьего лица – администрации Среднеахтубинского муниципального района по доверенности ФИО4 полагал, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Спорный земельный участок является частью СОНТ «Бор», которое было создано в 1990 году. Постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче садовых участков в собственность граждан» в собственность гражданам членам СОНТ «Бор» было передано в собственность 88 участков площадью 7,57 га. Спорный земельный участок составляет земельный массив, предоставленный садоводческому обществу для организации садоводческого общества, распоряжение указанным земельным участком произошло на основании нормативных актов, которые не оспаривались в рамках заявленных требований и право собственности граждан на земельные участки возникли с введением в действие Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Так, статья 2 Федерального закона № 66-ФЗ от 15 апреля 1998г «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определяет что, названный Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов. Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединении, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 14 указанного Закона «после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с законодательством». Статья 28 Федерального закона № 66-ФЗ (в редакции на момент спорных правоотношений) определяла особенности предоставления в собственность земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям. Так в п.1 названной статьи определено, что предоставление в собственность земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Распоряжение земельным участком в границах которого был выделен и предоставлен спорный земельный участок произошло задолго до введения ограничения связанного с оборотоспособностью земель в силу действия ст. 27 Земельного кодекса. Издание администрацией Среднеахтубинского муниципального района постановления от ДД.ММ.ГГГГ происходило в соответствии с требованиями Ф3№ 66-ФЗ и не связано с распоряжением земельным участком, а направлено исключительно на исполнение обязанностей администрации Среднеахтубинского муниципального района по оформлению процесса приватизации земельного участка по обязательствам перед членами садоводческого общества, возникшие до введения ограничений, связанных с созданием природного парка, и не связанны с положениями п. 3.3. Постановлением главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 г. № 917, так как распоряжение муниципальной собственностью произошло до создания самого природного парка. Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Тем самым, орган местного самоуправления исполняет законом возложенную обязанность по упрощенному переоформлению гражданам садовых земельных участков, предусмотренную Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Данное переоформление необходимо для дальнейшей регистрации прав граждан на принадлежащие им садовые земельный участки, закрепление своих прав в установленном законом порядке. Согласно ч. 2 ст. 81 ЗК РФ (действовавшей на момент спорных правоотношений) порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. При этом требования норм ст. 15 и ч.б ст.28 ЗК РФ (в редакции на момент спорных правоотношений) не могут регулировать отношения возникшие до вступления в силу названного закона и распространяют свои действия лишь на вновь созданные садоводческие общества, либо на территории которые будут присоединены к такому обществу в период действия ограничений в оборотоспособности связанных с природоохранным законодательством. Системный анализ норм права явно свидетельствует, что не могут быть применены ограничения оборотоспособности земельных участков ухудшающие права граждан- собственников, если такие права возникли до вступлению в силу таких запретов и ограничений. На данную норму и порядок ее применения прямо указывает ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Иными словами гражданин, член садоводческого общества, получивший участок в пользование и распоряжение в соответствии с нормами Закона до вступления в силу ограничений связанных с Постановлением главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 года № 917 не может быть лишен прав, продекларированных федеральным законодательством на льготную, упрощенную приватизацию своего садоводческого участка в границах общества, который был ему предоставлен и оформлен в соответствии с законодательством. Так постановление главы администрации Волгоградской области № 917 от 17.06.2010 года указывает, что «территория природного парка располагается на землях различных форм собственности без изъятия у правообладателей. Земельные участки используются правообладателями с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима природного парка». Таким образом, не могут быть применены нормы природоохранного законодательства к земельному участку который фактически находиться в распоряжении гражданина с 80-х - 90-х годов и предназначен для ведения садоводства и огородничества в границах садоводческого общества. Заявленные требования истца направлены на изъятие участка, прекращение всех его прав, что противоречит как федеральному законодательству, так и постановлению главы администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ. Просил в удовлетворении заявленных требований прокурору Среднеахтубинского района отказать.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства был надлежаще извещен, письменно уведомил суд о рассмотрении дела в его отсутствие, а также ранее предоставил суду свои письменные объяснения по существу иска, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, на основании постановления администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (запись регистрации ). Документы, представленные заявителями на государственную регистрацию, содержали необходимую информацию для внесения сведений в ЕГРП, на момент государственной регистрации не были признаны недействительными, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации в соответствии со ст. 20 Закона о регистрации. В отношении заявленных требований при вынесении решения суда полагается на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства был надлежаще извещен, письменное мнение по существу иска не представил.

Представитель третьего лица - Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства были надлежаще извещены, письменно уведомил суд о рассмотрении дела в его отсутствие, письменное мнение по существу иска не представил.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ГБУ Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», представитель которого в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства был надлежаще извещен, ранее письменно известил суд о рассмотрении дела в его отсутствие, а также предоставил суду свои письменные объяснения по существу иска, из которых следует, что ГУ «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» создано на основании постановления Главы Администрации Волгоградской области от 05.06.2000 № 404 «О создании государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма». Границы природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» впервые были определены постановлением главы администрации Волгоградской области от 26.04.2002 № 339 «Об утверждении границ государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма». Постановление главы администрации Волгоградской области от 26.04.2002 № 339 «Об утверждении границ государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» признано утратившим силу, в связи со вступлением в силу Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 № 917. Действующее положение о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» разработано в соответствии с федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», законами Волгоградской области от 17.04.1998 № 167-ОД «Об охране окружающей среды Волго-Ахтубинской поймы» и от 7.12.2001 № 641-ОД «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области». Сведения о территориальной зоне природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», внесены в государственный кадастр недвижимости. Постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.07.2006 № 805 «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территории Волгоградской области» утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, в который вошла и территория Государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» (пункт 20 названного перечня). Вышеуказанное постановление прекратило свое действие в связи с изданием Приказа комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области от 14.01.2013 № 08/02 (ред. от 18.02.2014) «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий регионального и местного значений». Согласно приложения 1 к Приказу комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области от 14.01.2013 № 08/02 (ред. От 18.02.2014) «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий регионального и местного значений (опубликован в издании «Волгоградская правда», № 11, 23.01.2013), территория природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» является особо охраняемой территорией регионального значения. В соответствии с пунктом 1.3. Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденным постановлением главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 № 917, территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области (в настоящее время комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области). В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или - муниципальной собственности, в пределах особо охраняемых природных территорий, ограничиваются в обороте. В силу положений п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в соответствии с настоящим Федеральным законом отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Согласно п.3.2 Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 года № 917» территория природного парка располагается на землях различного целевого назначения и различных форм собственности без изъятия у правообладателей. Земельные участки используются правообладателями с соблюдением установленного для этих земельных участков особо правового режима природного парка. Земельный участок, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 778 кв.м., расположен на особо охраняемой природной территории Волго-Ахтубинской поймы.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено СОНТ «Бор», представители которого ФИО5 и ФИО3 считают исковые требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Выслушав объяснения прокурора Карамдиной А.Ю., ответчика ФИО1 и его представителя по доверенности – ФИО3, представителей третьих лиц администрации Среднеахтубинского муниципального района ФИО4, СОНТ «Бор» ФИО5 и ФИО3, изучив материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Среднеахтубинского района обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено следующее.

Из постановления администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельного участка под расширение садоводческого товарищества «Бор» следует, что садоводческому товариществу «Бор» из земель Среднеахтубинского мехлесхоза был отведён в постоянное пользование земельный участок общей площадью 5,4 га, из них квартал 48 литер 16 - 1,4 га, литер 18 - 3,0 га, литер 22 - 1 га для расширения садоводческого товарищества, садоводческому товариществу «Бор» передано в распоряжение администрацией района 20 % земельных участков от общей площади, считать площадь садоводческого товарищества «Бор» 13,9 га.

Согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей , садоводческому товариществу «Бор» постановлением администрации Среднеахтубинского района от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 13,8 га земель в границах, указанных в чертеже, для садоводства и огородничества. При этом приложенный к указанному государственному акту список земельных участков с особым режимом использования содержит в себе сведения о том, что весь земельный массив, предоставленный в бессрочное (постоянное) пользование СТ «Бор» площадью 13,8 га относится к территории с особым режимом использования земель (земли природоохранного значения), а именно к Волго-Ахтубинской пойме.

В соответствии с постановлением администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче садовых участков в собственность граждан», согласно прилагаемым спискам, в садоводческом товариществе «Бор» в собственность граждан бесплатно передано 88 садовых участков на площади 7,57 га.

Из сообщения Архивного отдела администрации Среднеахтубинского муниципального района следует, что в списке СТ «Бор» к постановлению администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ участок не значится.

Постановлением главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены материалы инвентаризации садоводческого огороднического некоммерческого товарищества «Бор», постановлено считать всего земель садоводческого огороднического некоммерческого товарищества «Бор» - 136185 кв.м., в том числе: в коллективно-совместной собственности – 19275 кв.м., в собственности граждан – 116910 кв.м.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ земли садоводческого общества «Бор» относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства и огородничества. Вид права, на котором садоводческое общество владеет данными землями, указана как государственная собственность. Кроме того, в отношении данных земель установлен особый режим использования земли, так как земельный участок полностью входит в зону ГУ «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», весь расположен на особо охраняемой территории ГУ «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».

Кроме того, был утверждён план застройки и организации территории СОНТ «Бор», который ДД.ММ.ГГГГ был согласован с начальником отдела архитектуры и градостроительства Среднеахтубинского муниципального района. При этом, как видно из указанного плана застройки организации территории СОНТ «Бор», общая площадь СНТ «Бор» составляет 13,8 га, в том числе садовые участки расположены на площади 11,92 га, земли общего пользования расположены на площади 1,88 га.

ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является членом СОНТ «Бор», что подтверждается протоколом общего собрания СОНТ «Бор» от ДД.ММ.ГГГГ.

Как видно из заключения правления СОНТ «Бор» от ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО1 закреплен земельный участок общей площадью 778 кв.м. по адресу: СОНТ «Бор», участок , и предоставлен ему в соответствии с протоколом собрания членов СОНТ «Бор» от ДД.ММ.ГГГГ. Данный земельный участок составляет территорию товарищества и представлен СОНТ «Бор» на основании постановления администрации Среднеахтубинского района от ДД.ММ.ГГГГ и выписки администрации Волгоградской области Управления Лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ о исключении из земель лесного фонда.

Согласно справке СОНТ «Бор» от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок находится на территории товарищества в границах инвентаризации.

Согласно справке СОНТ «Бор» от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок в СОНТ «Бор» был предоставлен члену СОНТ «Бор» ФИО1 в пользование на основании решения общего собрания протоколом от ДД.ММ.ГГГГ из земель, находящихся в постоянном пользовании СОНТ «Бор» (4,35 га) и ранее другим лицам в собственность не предоставлялся.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Волгоградской области следует, что по состоянию на 2013 год, сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствовали.

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области с заявлением, в котором просил предоставить ему земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 778 кв.м. в собственность бесплатно, указав в заявлении, что данным правом он ранее не пользовался.

На основании указанного заявления, постановлением главы администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГФИО1 был предоставлен в собственность (бесплатно) земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 778 кв.м., вид разрешённого использования – для ведения садоводства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. При этом в пункте 3 данного постановления установлены ограничения прав по использованию земельного участка, связанные с хозяйственной и иной деятельностью, оказывающей вредное влияние на особо охраняемую территорию Волго-Ахтубинской поймы.

Сообщения Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, и от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствуют о том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, располагается в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».

Как видно из сообщения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, границы зоны с особыми условиями использования территории «территория природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» (учетный ) внесены ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством, в том числе на основании постановлений главы администрации Волгоградской области №339 от 26.04.2002г. «Об утверждении границ государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» и №917 от 17.06.2010г. «Об утверждении Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма». Границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 на основании постановления администрации Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана регистрационная запись , что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, по протесту прокуратуры Среднеахтубинского района от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 в собственность (бесплатно) был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ.

Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе, природных парков.

В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», с учётом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: природные парки.

Согласно ч. 6 ст. 2 того же Федерального закона особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлениями главы администрации Волгоградской области от 05 июня 2000 года № 404 «О создании государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» и от 26 апреля 2002 г. года № 339 «Об утверждении границ государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» на территории Волгоградской области создан природный парк регионального значения и утверждены его границы.

Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 04.07.2006 N 805 «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области» Государственной учреждение «Природный Парк «Волго-Ахтубинская пойма», площадью 63212,43 га включен в перечень особо охраняемых природных территорий Волгоградской области.

В связи с утверждением Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», постановлением главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 № 917 постановление главы администрации Волгоградской области от 26.04.2002 № 339 признано утратившим силу.

В силу п.1.3 Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 № 917, территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении Комитета природных ресурсов и окружающей среды администрации Волгоградской области (в настоящее время Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области).

Согласно п. 3.2 Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утверждённого постановлением главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 № 917, территория природного парка располагается на землях различных форм собственности без изъятия у правообладателей.

Согласно ч.1 ст.18 Земельного кодекса РФ, в собственность субъектов Российской Федерации, в том числе, находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

По общему правилу, установленному ч.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В соответствии с ч.2 ст.3.1 Закона №137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю, к собственности субъектов Российской Федерации, в том числе относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В силу ч.6 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.7 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 №641-ОД «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области» особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью Волгоградской области и находятся в ведении органов государственной власти Волгоградской области.

Таким образом, с момента установления границ особо охраняемой природной территории – «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», все земельные участки, находящиеся в указанных границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания федерального закона являются собственностью Волгоградской области.

Судом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, входит в состав особо охраняемой природной территории «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», ограничен в обороте, в связи с чем он не может быть объектом сделок, связанных с отчуждением, и не может быть предоставлен в частную собственность, в том числе и в силу целевого назначения земель, в состав которых входит этот участок.

Также судом установлено, что на момент установления границ природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» данный земельный участок не был предоставлен иным лицам в собственность и их права на земельный участок не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а потому в силу прямого указания федерального закона спорный земельный участок является собственностью Волгоградской области.

В силу п.5.3.3. Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 №917, в агрохозяйственной зоне запрещается предоставление земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности.

Согласно п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Таким образом, администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области на момент предоставления ФИО1 в собственность (бесплатно) земельного участка , расположенного в СОНТ «Бор» не обладала полномочиями по распоряжению данным земельным участком, относящимся в силу закона к собственности Волгоградской области.

Право распоряжения своим имуществом принадлежит его собственнику в соответствии со статьёй 209 Гражданского кодекса РФ.

Согласно п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.

Пунктом 35 указанного выше постановления определено, что если имущество приобретено у лица, которое не имело право его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ).

В соответствии со ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Поскольку собственник земельного участка не выражал свою волю на его отчуждение и последний выбыл из владения Волгоградской области в результате распоряжения им неуполномоченным лицом, то земельный участок подлежит истребованию из чужого незаконного владения ФИО1 и возвращению собственнику.

Согласно положениям ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления.

Частью 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Пунктом 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установлено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Таким образом, спорный земельный участок, находящийся в границах особо охраняемой природной территории «Волго-Ахтубинская пойма», не мог быть предоставлен администрацией района ФИО1 в собственность бесплатно в силу прямого указания закона.

Доводы ответчика о том, что прокурор в данном случае является не надлежащим истцом по делу, поскольку не может выступать в качестве стороны истца в рамках ст. 45 ГПК РФ, являются необоснованными.

Так, территория природного парка «Волго-Ахтубинская» пойма является природоохранным, рекреационным государственным учреждением, территория которого имеет природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение, как особо ценное и целостное природно-территориальное образование, отличающееся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в существующих условиях видов растений и животных, ландшафтов, а также благоприятных условий для развития экологического туризма. Предъявление прокурором настоящего заявления направлено на защиту интересов субъекта Российской Федерации – Волгоградской области, неопределенного круга лиц, с целью предотвращения нарушения их законных прав и интересов, в связи с чем на основании п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор был вправе обратиться с заявленным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.2010 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В силу п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» в резолютивной части решения суда, являющегося основанием для внесения записи в государственный реестр, указывается на отсутствие или прекращение права ответчика, сведения о котором были внесены в государственный реестр.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Среднеахтубинского района в интересах неопределенного круга лиц и субъекта Российской Федерации – Волгоградской области к ФИО1 об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворить.

Истребовать из чужого незаконного владения ФИО1 земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 778 кв.м., и возвратить его Волгоградской области.

Признать отсутствующим права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 778 кв.м.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: / подпись / Е.А. Соломенцева

Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2016 года.

Судья: / подпись / Е.А. Соломенцева

Копия верна:

Судья: Е.А. Соломенцева

Секретарь: Л.Е. Турутина