ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-25(1 от 06.03.2012 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-25(1)/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 марта 2012 года г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Орловой Т.А.,

при секретаре Евсеевой Т.А.,

с участием прокурора Анашкина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фешина Юрия Николаевича, Кругловой Наталии Александровны, Ишкова Дмитрия Викторовича, Шалаевой Лилии Игоревны, Злобиной Евгении Николаевны о признании Генерального плана муниципального образования город Энгельс Саратовской области недействующим, признании незаконным протокола публичных слушаний от 20.10.2011 года, и заключения по результатам публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план муниципального образования город Энгельс Саратовской области, признании решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области №725/56-03 от 25.12.2008 года «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» недействительным, признании решения Энгельсского городского Совета депутатов № 532/02 от 25.11.2011 года «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Энгельс недействующими, признании «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс» не соответствующими закону и недействующими,

установил:

Фешин Ю.Н., Круглова Н. А., Ишков Д. В., Шалаева Л. И., Злобина Е. Н. обратились в суд с заявлением о признании Генерального плана муниципального образования город Энгельс Саратовской области недействующим. Просят признать Генеральный план муниципального образования город Энгельс Саратовской области, принятый решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района № 725/56-03 от 25.12.2008 года и опубликованный в газете «Наше слово – газета для всех и для каждого» № 202-203 (21311) от 31.12.2008 года не соответствующим Градостроительному кодексу РФ (далее ГрК РФ), закону Саратовской области № 96-ЗСО и недействующим.

В обоснование заявленных требований указывают, что они проживают в г. Энгельсе, в его центральной части, в историческом центре. В течение последних трех лет, в частности в 2011 году Администрацией муниципального образования г. Энгельс, Администрацией Энгельсского муниципального района предприняты ряд действий по размещению в центре города Энгельса – в районе их проживания и нахождения их имущества ряда транспортных объектов и переносу маршрутов транспортных потоков. Органы местного самоуправления ссылаются на Генеральный план муниципального образования г. Энгельс Саратовской области, опубликованный в газете «Наше Слово» от 31.12.2008 г., утвержденный решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25.12.2008 г. Заявители считают, что Генеральный план, нарушает права на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, и принят с нарушением процедуры, и содержание Генерального плана не соответствует Градостроительному кодексу РФ и Закону Саратовской области № 96 ЗСО «О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области». В Генеральном плане города Энгельса отсутствуют и не опубликованы сведения о зонах инженерной инфраструктуры. Генеральный план с картами (схемами) опубликован в газете «Наше Слово», однако «Схема границ территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отсутствует. Опубликованный в газете «Наше Слово» Генеральный план «не читаем» из-за мелко напечатанного шрифта. Вследствие этого не возможно определить границы зон города и буквенные обозначения.

27.01.2012 года заявители уточнили заявленные требования и просили признать незаконным протокол публичных слушаний от 20.10.2011 года, и заключение по результатам публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план муниципального образования город Энгельс Саратовской области. Указывают, что поскольку публичные слушания, их протокол и заключение по результатам публичных слушаний являются неотъемлемой частью проведенных изменений Генерального плана муниципального образования город Энгельс Саратовской области, то в этой части наряду с Генеральным планом также не соответствуют ст. 18-25 ЗСО-96 «О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области» и являются незаконными (л.д. 207 т. 3).

01.02.2012 г. Фешин Ю.Н., Круглова Н. А., Ишков Д. В., Шалаева Л. И., Злобина Е. Н. обратились в суд с заявлением о признании решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области №725/56-03 от 25.12.2008 года «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» недействительным, признании Генерального плана муниципального образования город Энгельс Саратовской области, в действующей редакции с изменениями и дополнениями, внесенными решением Энгельсского городского совета депутатов № 532/02 от 25.11.2011 года не соответствующим ст. 15 Конституции РФ, Градостроительному кодексу РФ, Закону Саратовской области № 96-ЗСО и недействующим, признании решения Энгельсского городского Совета депутатов № 532/02 от 25.11.2011 года «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Энгельс, утвержденный решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25.12.2008 года № 725/56-03» недействующим (л.д. 25 т. 4).

03.02.2012 года заявители дополнили свои требования, просили признать «Правила землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс», утвержденные решением Энгельсского городского Совета депутатов № 232/02 от 18.12.2009 года не соответствующими закону и недействующими (л.д. 44 т. 4 ).

В судебном заседании заявитель Фешин Ю.Н., Ишков Д.В., представитель заявителей Фешина Ю.Н., Шалаевой Л.И., Злобиной Е.Н., Кругловой Н.А. по доверенности Ишков Д.В. поддержали заявленные требования в полном объеме, дали объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлениях.

Заявители Злобина Е.Н., Шалаева И.Л., Круглова Н.А., о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке, представили заявление, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие, заявленные требования поддерживают в полном объеме.

Представитель заинтересованных лиц Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Управления обеспечения градостроительной деятельности Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области - Казарова А.Г. в судебном заседании возражала против заявленных требований. Пояснила, что заявители не указали, какие ограничения и обязанности возложены на них Генеральным планом муниципального образования город Энгельс, в чем конкретно заключается нарушение их прав оспариваемым нормативным актом, не представили доказательств указанных нарушений. Заявители не указали, в чем именно выражается противоречие Генерального плана муниципального образования город Энгельс Градостроительному кодексу РФ, закону Саратовской области, иному федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Считает, что довод заявителей о том, что Генеральным планом муниципального образования город Энгельс нарушено их право на благоприятную окружающую среду является безосновательным, лишенным правового и фактического подтверждения. Ссылка заявителей на то обстоятельство, что они проживают в исторической части города и не согласны с действиями по переносу транспортных потоков также не может являться подтверждением того, что Генеральным планом муниципального образования город Энгельс нарушаются их конституционные права, поскольку, во-первых, Генеральный план не содержит перечня конкретных мероприятий по переносу маршрутов транспортных потоков в данной части города, рассчитан на перспективную реализацию до 2025 года. Детальная разработка территорий осуществляется в процессе реализации Генерального плана с учетом особенностей территории. Кроме того, при условии наступления указанных выше обстоятельств, когда мероприятиями по освоению территорий будет запланировано изъятие земель, защита прав и интересов граждан обеспечена и гарантирована компенсационными мерами, предусмотренными Жилищным Кодексом РФ, Гражданским Кодексом РФ, Земельным Кодексом РФ. Поэтому в данном аспекте права и интересы заявителей нельзя считать нарушенными. В настоящее время права и интересы заявителей, в том числе право на благоприятную окружающую среду Генеральным планом муниципального образования город Энгельс не ограничены и не нарушены.

Представители заинтересованного лица Администрации муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области Плакунова Е.В., Лунькова Е.А. возражали против заявленных требований. Пояснили, что в соответствии с Законом Саратовской области от 28 ноября 2005 г. N 108-ЗСО "О порядке решения вопросов местного значения органами местного самоуправления вновь образованных поселений Саратовской области в 2006 году" утверждение документации по планировке территорий поселения город Энгельс было возложено на органы местного самоуправления Энгельсского муниципального района. 25 декабря 2008 года решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района №725/56-03 был утвержден Генеральный план муниципального образования город Энгельс, как городского поселения, входящего в состав Энгельсского муниципального района. Утверждение генерального плана муниципального образования город Энгельс в качестве вопроса местного значения муниципального образования город Энгельс отражено в статье 3 Устава муниципального образования город Энгельс. Заявители не указали, какие ограничения и обязанности возложены на них решением Энгельсского городского Совета депутатов от 25 ноября 2011 года №532/02 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Энгельс, утвержденный Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25 декабря 2008 года №725/56-03», в чем конкретно заключается нарушение их прав оспариваемым нормативным актом, не представили доказательств указанных нарушений.

Заинтересованное лицо Ишкова А.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования Фешина Ю.Н., Кругловой Н.А., Злобиной Е.Н., Ишкова Д.В., Шалаевой Л.И. пояснила, что Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Энгельс нарушаются её права, не только как лица, проживающего на территории города Энгельса, но и как собственника недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Энгельс, ул. Пушкина, д. 19, кв. 11, и как собственника земельного участка, расположенного по адресу: г. Энгельс, Красноармейский проезд, 10. Генеральным планом муниципального образования г. Энгельс определяются функциональные зоны территории города Энгельса и определяется их назначение, в соответствии с которыми Правилами землепользования и застройки проводится территориальное зонирование и определяется правовой режим земельных участков и недвижимого имущества, расположенного на них. Устанавливаются ограничения на его использование. Указывает, что в настоящее время Генеральным планом по разному проведено функциональное зонирование территории города. В соответствии с одной Схемой границ функциональных зон Генерального плана МО г. Энгельс, территория квартала в границах ул. Пушкина-Телеграфная-Красноармейская-Персидского, в котором находится дом №19 по ул. Пушкина, отнесена к зоне общественных центров, параметрам развития которой должны соответствовать правила землепользования и застройки. Однако в соответствии с другой схемой функционального зонировании – Схемой планируемых границ функциональных зон этого же Генерального плана территория квартала, в котором находится дом по ул. Пушкина, 19, отнесена уже к зоне малоэтажной высокоплотной жилой застройки, параметры которой не соответствуют параметрам зоны общественных центров, и соответственного Правила землепользования и застройки должны соответствовать параметрам именно этой зоны. В соответствии со Схемой границ функциональных зон Генерального плана земельный участок по Красноармейскому проезду, 10 отнесен к зоне многоэтажной жилой застройки, параметрам которой соответствует регламент соответственной зоны Правил землепользования и застройки. В соответствии же со Схемой планируемых границ функциональных зон, этот же участок находится уже в другой функциональной зоне - зоне индивидуальной жилой застройки, параметрам которой соответствуют иной регламент Правил землепользования и застройки.

Заинтересованное лицо Стрельцова М.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования заявителей в полном объеме, дала объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенные в заявлении. Пояснила, что ее права нарушаются, в связи с чем просит заявленные требования удовлетворить.

Заинтересованное лицо Гагина Г.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования заявителей в полном объеме, дала объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении. Пояснила, что ее права нарушаются, и просит Генеральный план муниципального образования город Энгельс Саратовской области признать недействующим.

Заинтересованное лицо Горохолинская Л.П. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, дала объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо Саковцева Л.П. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, дала объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо Садовский А.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, дал объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо Клавдиенко С.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, дала объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении.

Заинтересованные лица Стрельцов А.С., Матросова И.А., Ермолаева Т.И., Совков В.А., Хисяметдинова Р.Ф., Невзорова А.В., Куликова С.Ф., Белоусова А.М., Толкачева А.В., Лебеденко С.Н., Белозерцева О.А., Коломейцева Р.А., Коломейцев Р.А., Фоминых А.А., Фоминых Т.Н., Прокопец Г.И., Щепетова А.М., Фадеев В.К. о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке, представили заявление, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Энгельсский городской совет депутатов о месте и времени судебного заседания извещен в установленном законом порядке, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица - Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области о месте и времени судебного заседания извещен в установленном законом порядке, о причине неявки суду не сообщил.

Согласно ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса РФ судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляется в разумные сроки.

В силу ст. ст. 35, 38 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве. Стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого - либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, если они не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В связи с вышеизложенным, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие Злобиной Е.Н., Шалаевой И.Л., Кругловой Н.А., представителей заинтересованных лиц Энгельсского городского совета депутатов, Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области, Стрельцова А.С., Матросовой И.А., Ермолаевой Т.И., Совкова В.А., Хисяметдиновой Р.Ф., Невзоровой А.В., Куликовой С.Ф., Белоусовой А.М., Толкачевой А.В., Лебеденко С.Н., Белозерцевой О.А., Коломейцевой Р.А., Коломейцева Р.А., Фоминых А.А., Фоминых Т.Н., Прокопец Г.И., Щепетовой А.М., Фадеева В.К.

Заслушав участников процесса, специалиста, свидетелей, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Постановлением утвержден план Главы Энгельсского муниципального района от 14.03.2008г. №12/01-1 была организована демонстрация материалов и чертежей проекта в рабочие дни до 24.04.2008 года, а также определен порядок принесения замечаний и предложений на проект. Определена дата проведения публичных слушаний на 29 апреля 2008 года.

Проект Генерального плана муниципального образования город Энгельс в части и сообщение о проведении публичных слушаний были опубликованы в газете «Наше слово» 22 марта 2006 года. Опубликована также информация о месте и времени демонстрации проекта генерального плана, и возможности детально ознакомиться с ним. По результатам публичных слушаний было сделано заключение, в соответствии с которым предложений об отклонении проекта не поступило.

Производство по делам о признании не действующими нормативных правовых актов полностью или в части регулируется главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

По смыслу приведенных положений закона, нормативный правовой акт признается недействующим полностью или в части, если он принят с нарушением установленного порядка принятия нормативного правового акта, противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и при этом нарушает охраняемые законом права и свободы заявителя.

Статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004г. № 190-ФЗ предусмотрен порядок разработки и утверждения генеральных планов поселения и городского округа.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со статьей 83 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» он вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки и порядок вступления в силу.

Со дня официального опубликования указанного Федерального закона до 1 января 2009 года устанавливается переходный период.

В переходный период законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с Законом Саратовской области от 28 ноября 2005 г. N 108-ЗСО "О порядке решения вопросов местного значения органами местного самоуправления вновь образованных поселений Саратовской области в 2006 году", Законом Саратовской области от 02.10.2006 г. N 88-ЗСО "О порядке решения вопросов местного значения органами местного самоуправления вновь образованных поселений Саратовской области в 2007 году", Законом Саратовской области от 01.10.2007г. N 196-ЗСО "О порядке решения вопросов местного значения органами местного самоуправления вновь образованных поселений Саратовской области в 2008 году" полномочия по разработке и утверждению документации по планировке территории поселения город Энгельс исполнялись до 1 января 2009 года органами местного самоуправления Энгельсского муниципального района.

В соответствии с частью 2 статьи 24 ГрК РФ в редакции от 31.12.2005г. решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Учитывая, что в соответствии с частью 2 статьи 84 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, избранные до вступления в силу настоящей главы, а также избранные в соответствии с абзацем первым части 1 настоящей статьи, с 1 января 2006 года осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом статуса соответствующего муниципального образования, установленного законом субъекта Российской Федерации, принятие 20.02.2006 года решения о разработке документов территориального планирования находилось в компетенции Главы Энгельсского муниципального образования, поскольку в соответствии с уставом Энгельсского муниципального образования в редакции, действовавшей до внесения изменений в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Глава Энгельсского муниципального образования возглавлял представительный и исполнительно-распорядительный органы местного самоуправления.

На основании постановления Главы Энгельсского муниципального образования № 661 от 20.02.2006г. «О реализации резолюции Собрания актива Энгельсского муниципального района от 10 февраля 2006 года» по итогам социально-экономического развития Энгельсского муниципального образования в 2005 году и основным задачам Энгельсского муниципального района на 2006 год, администрации Энгельсского муниципального образования было поручено приступить к разработке документации территориального планирования и градостроительного зонирования Энгельсского муниципального района и муниципальных образований поселений.

Данная резолюция была опубликована в Общественно-политической газете Энгельсского муниципального района «Наше слово - газета для всех и для каждого» № 30 от 04.03.2006 г. Текст постановления № 661 от 20.02.2006 г. «О реализации резолюции Собрания актива Энгельсского муниципального района от 10 февраля 2006 года» об утверждении резолюции опубликован не был.

Суд считает несостоятельным довод заявителей о несоблюдении в указанной части установленной процедуры в силу следующего.

Градостроительный кодекс Российской Федерации в редакции от 31.12.2005г. не содержал положения о необходимости обязательного опубликования данного решения в средствах массовой информации. Кроме того, градостроительным законодательством не определено в какой форме должно быть выражено указанное решение. Резолюция собрания актива представляет собой перечень поручений на будущий год исполнительно-распорядительным органам и структурным подразделениям органов местного самоуправления в части реализации возложенных на них полномочий. Данная резолюция утверждена постановлением Главы Энгельсского муниципального образования, являвшегося руководителем администрации Энгельсского муниципального образования. Право граждан – жителей Энгельсского муниципального района на ознакомление с данным решением было реализовано.

В соответствии с частью 3 статьи 24 Градостроительного Кодекса РФ обязательным элементом процедуры подготовки проекта генерального плана являются публичные слушания по проекту генерального плана.

Статьей 28 ГрК РФ определен порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений.

23.10.2006 г. вступил в действие Закон Саратовской области от 09.10.2006 N 96-ЗСО "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области", который также предусматривал процедуру публичных слушаний при разработке проектов генеральных планов поселений.

Кроме того, порядок проведения публичных слушаний в Энгельсском муниципальном образовании был определен Решением Энгельсского муниципального Собрания депутатов от 02.03.2006г. №1010/63-02.

В соответствии с указанными правовыми актами Постановлением Главы Энгельсского муниципального района от 14.03.2008г. №12/01-1 проект генерального плана муниципального образования город Энгельс был вынесен на публичные слушания, была организована демонстрация материалов и чертежей проекта в рабочие дни до 24.04.2008 года, а также определен порядок принесения замечаний и предложений на проект; определена дата проведения публичных слушаний – 29 апреля 2008 года. Проект Генерального плана муниципального образования город Энгельс в части, подлежащей опубликованию на основании части 9 статьи 24 ГрК РФ, и сообщение о проведении публичных слушаний были опубликованы в Общественно-политической газете Энгельсского муниципального района «Наше слово - газета для всех и для каждого» 22 марта 2006 года. Опубликована информация о месте и времени демонстрации проекта генерального плана, и возможности детально ознакомиться с ним, принести свои замечания.

29 апреля 2008 года публичные слушания были проведены в помещении театра оперетты по адресу: г. Энгельс, ул. Театральная, д.2.

По результатам публичных слушаний было вынесено заключение, в соответствии с которым предложений об отклонении проекта не поступило. Данное заключение было опубликовано в Общественно-политической газете Энгельсского муниципального района «Наше слово - газета для всех и для каждого» от 16 мая 2008 года.

К доводам заявителя, представителя заявителей Ишкова Д.В. о том, что по результатам публичных слушаний проект был направлен на доработку суд относится критически в силу того, что заинтересованным лицом - администрацией Энгельсского муниципального района представлен подлинник Общественно-политической газеты Энгельсского муниципального района «Наше слово - газета для всех и для каждого» от 16 мая 2008 года, в которой опубликовано заключение по результатам публичных слушаний. Данная публикация осуществлена в пределах сроков, предусмотренных законодательством, идентична тексту заключения, составленного и подписанного уполномоченными лицами, исследованного судом в подлиннике в судебном заседании, тогда как в представленной заявителем копии текст заключения не совпадает с текстом представленного подлинника заключения; дата публикации, имеющаяся в представленной копии, выходит за рамки установленных законодательством сроков.

Проект генерального плана муниципального образования город Энгельс был согласован в порядке, определенном статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Были получены согласования муниципальных образований, имеющих общую границу с муниципальным образованием город Энгельс, а именно, с муниципальным образованием город Саратов, с Приволжским муниципальным образованием, Новопушкинским муниципальным образованием, Коминтерновским муниципальным образованием, Красноярским муниципальным образованием.

Кроме того, Правительство Саратовской области согласовало проект генерального плана муниципального образования город Энгельс заключением от 05.07.2008г. № 5-11-09/1108.

Также, проект был согласован в федеральном уполномоченном органе - в Министерстве регионального развития РФ. Сводное заключение от 05.12.2008г. № 32174-ЕБ/02, содержащее положение о согласовании генерального плана было сделано на основании положительных заключений отраслевых федеральных органов исполнительной власти: МИД РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства сельского хозяйского РФ, Минэкономразвития РФ, Минюста РФ, Минобороны РФ, Министерства культуры РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, ГУ специальных программ РФ, Управления делами Президента РФ, Госкорпорации по атомной энергии, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ, Федерального агентства по туризму РФ, Федерального агентства по физкультуре и спорту РФ, МВД РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федерального агентства по рыболовству РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ в редакции от 31.12.2005 г., действовавшей на момент принятия решения о разработке оспариваемого нормативного правового акта, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе, внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25 декабря 2008 года № 725/56-03 был утвержден Генеральный план муниципального образования город Энгельс.

Указанное решение принято в рамках полномочий, возложенных на Собрание депутатов Энгельсского муниципального района статьей 35 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьей 24 Градостроительного кодекса РФ, законами Саратовской области о передаче части полномочий в переходный период, Уставом Энгельсского муниципального района.

Из документов, представленных Собранием депутатов Энгельсского муниципального района, в частности, из протокола заседания Собрания депутатов Энгельсского муниципального района, следует, что Решение принято с соблюдением установленного порядка – при наличии кворума на заседании Собрания депутатов, установленного ст. 17 Устава Энгельсского муниципального района, большинством голосов от общего числа депутатов, согласно ст. 34 Устава Энгельсского муниципального района, в соответствии с регламентом. Форма правового акта Собрания депутатов Энгельсского муниципального района определена статьей 34 Устава Энгельсского муниципального района в виде решения.

Решение Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25 декабря 2008 года № 725/56-03 и генеральный план муниципального образования город Энгельс в части, подлежащей опубликованию на основании части 14 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ, были опубликованы в Общественно-политической газете «Наше слово - газета для всех и для каждого» от 31 декабря 2008 года.

Довод заявителей о том, что публикация осуществлена не в цветном виде и не дает возможность внимательно изучить подробности генерального плана, а также о том, что схема границ территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не была опубликована не может являться основанием к признанию правового акта недействующим в силу следующего.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

Возможность ознакомиться с решением Собрания депутатов и с генеральным планом была предоставлена указанной публикацией от 31.12.2008 г. Кроме того, на официальных сайтах муниципального образования город Энгельс и Энгельсского муниципального района генеральный план муниципального образования город Энгельс имеется в полном объеме, в том числе и схема границ территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в цветном виде, в формате, позволяющем подробно исследовать детали документа. В связи с внесением в генеральный план изменений, он был повторно полностью опубликован в новой редакции в Общественно-политической газете «Наше слово - газета для всех и для каждого» от 16 декабря 2011 года.

Кроме того, у заявителей имеется возможность обратиться в органы местного самоуправления за более детальным и подробным изучением правового акта.

Поскольку при исследовании обстоятельств принятия оспариваемого заявителями нормативного правового акта нарушений установленного порядка не выявлено, суд приходит к выводу о несостоятельности ссылок заявителей на имевшиеся нарушения процедуры его принятия.

Оценивая, соответствует ли содержание оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходил из следующего.

Содержание генерального плана поселения определяется статьей 23 Градостроительного кодекса РФ, статьей 16 Закона Саратовской области от 9 октября 2006г. N 96-ЗСО "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области".

В состав утвержденной и опубликованной части генерального плана муниципального образования город Энгельс входит Положение о территориальном планировании, а также графические материалы: Схема границ территорий, земель и ограничений, отображающая границы Энгельсского муниципального района, границы муниципального образования город Энгельс, входящих в его состав населенных пунктов, зоны с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, охранная зона дамбы инженерной защиты, 1-й, 2-й, 3-й пояса санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, санитарные разрывы от железной дороги до жилья, санитарные разрывы от газопроводов и высоковольтных линий до жилья, зона шумовых ограничений, зона воздушных подходов аэродрома, зона ограничения высоты застройки, зона залегания полезных ископаемых), объекты культурного наследия и их охранные зоны, территории промышленных и коммунальных предприятий, являющихся источником установления санитарно-защитных зон; Схема планируемых границ функциональных зон, отображающая функциональное зонирование на жилые зоны (зона индивидуальной жилой застройки, зона малоэтажной высокоплотной жилой застройки, зона среднеэтажной жилой застройки, зоны отводов под жилищное строительство), общественно-деловые зоны (зона общественных центров, зона торговых и коммерческих объектов, зона высших, средних специальных учебных заведений, зона объектов здравоохранения и социального обеспечения, зона культурных сооружений, зона школ), производственные зоны (зона производственно-коммунальных объектов, отводы под производственные и коммунальные объекты), зона транспортной и инженерной инфраструктуры (зона улично-дорожной сети города, зона инфраструктуры внешнего транспорта, зона инженерной инфраструктуры), зоны сельскохозяйственного использования (зоны сельхозугодий и объектов сельхозназначения, зоны коллективных садов), рекреационные зоны (зоны городских лесов, зоны парков, зоны скверов, бульваров, набережных, зоны пляжей, зоны массового летнего отдыха, зоны спортивных сооружений), зоны специального назначения (зоны режимных объектов, кладбища, зоны размещения отходов потребления, зоны зеленых насаждений специального назначения); Схема размещения объектов федерального, регионального и местного значения, отображающая зоны размещения объектов федерального значения, регионального значения, местного значения, объекты регионального и местного значения, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения (объектов здравоохранения, образования, объектов физкультуры и спорта, объектов пожарной охраны, объектов водоснабжения и водоотведения); Схема границ территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отображающая зону катастрофического затопления при прорыве плотины Балаковской ГЭС, зону катастрофического затопления при прорыве дамбы инженерной защиты, зоны, подверженные воздействию техногенных аварий на химически опасных и пожаро-взрывоопасных объектах, границы прогнозируемых изменений зон катастрофического затопления после проведения мероприятий по намыву территорий, территории промышленных и коммунальных предприятий.

Довод заявителей относительно того, что необходимо изготовление каждой карты (схемы), предусмотренной законом Саратовской области от 09.10.2006г. № 96 «О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области» в виде отдельной карты суд находит несостоятельным.

Информация, отраженная на картах (схемах) генерального плана муниципального образования город Энгельс соответствует перечню информации, отображаемой в утверждаемой и публикуемой части генерального плана поселения, определенной статьей 23 Градостроительного кодекса в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ, действовавшей на момент его утверждения, в соответствии с которой на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются:

1) границы поселения, городского округа;

2) границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;

3) границы земель сельскохозяйственного назначения, границы земель для обеспечения космической деятельности, границы земель обороны и безопасности, границы земель иного специального назначения, границы земель лесного фонда, границы земель водного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения;

4) существующие и планируемые границы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи;

5) границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон;

6) границы территорий объектов культурного наследия;

7) границы зон с особыми условиями использования территорий;8) границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения либо на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

9) границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

10) границы зон инженерной и транспортной инфраструктур.

Сведения, отраженные в генеральном плане муниципального образования город Энгельс соответствуют также положениям статьи 23 Градостроительного кодекса в действующей редакции, определяющим объем подлежащей отображению информации, согласно которой генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

На указанных картах соответственно отображаются:

1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:

а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;

б) автомобильные дороги местного значения;

в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;

г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;

2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

Кодексом не установлено требование к количеству карт и информативности каждой отдельной карты. Определен лишь объем информации, подлежащей отображению на картах.

Таким образом, из смысла статьи 23 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент утверждения генерального плана, следует, что указанная информация может содержаться в одной или нескольких картах.

Аналогичный вывод вытекает из анализа статьи 16 Закона Саратовской области от 09.10.2006г. № 96-ЗСО « О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области» в редакции, действовавшей в 2008 году.

В частности, частью 1 статьи 16 предусмотрено, что генеральный план состоит из: положения о территориальном планировании и карты (схемы).

В свою очередь в соответствии с частью 3 статьи 16 карта (схема) включает в себя три раздела: основной чертеж, карта (схема) границ территорий, земель и ограничений и карта (схема) границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения. При этом, частью 4 статьи 16 установлено, что в основном чертеже (т.е. в первом разделе) генерального плана отображается информация, подлежащая включению в состав второго и третьего раздела, а именно, - карты границ территорий и карты зон планируемого размещения объектов.

В соответствии с частью 14 статьи 16 каждая из карт (схем) может быть представлена в виде одной карты (схемы) или нескольких карт (схем), включая фрагменты соответствующих карт (схем).

Учитывая конструкцию данной нормы, принимая во внимание, что понятие «карта (схема)» как составляющая часть генерального плана употребляется в единственном числе, из анализа статьи 16 следует вывод, что общее количество карт в генеральном плане данным законом не регламентируется и отражение определенного вида информации в отдельной карте не требуется.

Частями 10, 12 статьи 18 Закона Саратовской области предусмотрено, что утверждению представительным органом местного самоуправления и опубликованию подлежат положение о территориальном планировании и основной чертеж генерального плана поселения.

Закон Саратовской области от 9 октября 2006 г. № 96-ЗСО "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области" также определяет состав генерального плана поселения. По смыслу статьи 23 Градостроительного кодекса РФ и статьи 16 Закон Саратовской области от 9 октября 2006г. N 96-ЗСО "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области" карты (схемы) генерального плана поселения, городского округа могут быть представлены в виде одной или нескольких карт (схем)

В соответствии с частью 1 статьи 37 Устава Энгельсского муниципального района официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, определенном решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района. Таким изданием является Общественно-политическая газета «Наше слово – газета для всех и для каждого».

Суд считает несостоятельным довод заявителей о том, что в генеральном плане муниципального образования город Энгельс отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 8 части 9, пунктом 2 части 10, пунктом 4 части 11, частями 12, 13 статьи 16 закона Саратовской области от 9 октября 2006г. № 96-ЗСО "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области" по следующим основаниям.

Из анализа статьи 16 указанного закона в редакции от 02.07.2008 года, действовавшей на момент утверждения генерального плана муниципального образования город Энгельс, в ее системном понимании с Градостроительным кодексом РФ, а также из анализа указанной статьи в действующей редакции, в которой требования к составу генерального плана сокращены и аналогичны требованиям Градостроительного кодекса РФ, суд приходит к выводу, что содержание генерального плана муниципального образования город Энгельс не противоречит закону Саратовской области от 9 октября 2006 г. № 96-ЗСО "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области".

Судом не установлено наличие каких-либо сведений об имеющихся либо планируемых объектах (зонах), подлежащих отображению, но не отображенных в составе генерального плана муниципального образования город Энгельс.

Довод заявителя об отсутствии в генеральном плане проекта «желтых линий» суд считает несостоятельным ввиду того, что данная информация не предусмотрена Градостроительным кодексом РФ и законом Саратовской области от 9 октября 2006г. № 96-ЗСО "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области" в качестве подлежащей включению в утверждаемую и публикуемую часть генерального плана.

Как следует из письма Главного управления МЧС России по Саратовской области от 26.12.2011 г. № 13571-37-9-01, в соответствии с Инструкцией о порядке составления и издания планов городов и других населенных пунктов, предназначенных для открытого опубликования и с грифом «для служебного пользования» план «желтых линий», предусмотренный СНиП «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», не входит в утверждаемую и публикуемую часть генерального плана, относится к сведениям, составляющим государственную тайну и может быть предметом исследования лиц, имеющих соответствующий допуск к данным сведениям.

При оценке соответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативным документам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание также, что проект генерального плана муниципального образования город Энгельс имеет положительное заключение Министерства регионального развития Российской Федерации, уполномоченного Правительством РФ на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, а также уполномоченного органа субъекта Российской Федерации – Правительства Саратовской области, сущность которых и процедура согласования сводится к оценке соответствия содержания проекта генерального плана федеральному законодательству и законодательству субъекта РФ.

Дополнительные требования о признании недействующим генерального плана муниципального образования город Энгельс в редакции с изменениями, внесенными решением Энгельсского городского Совета депутатов от 25.11.2011 года № 532/02 суд считает не подлежащими удовлетворению по следующим причинам.

Решение 25.11.2011 года № 532/02 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Энгельс, утвержденный решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25 декабря 2008 года №725\56-03» принято Энгельсским городским Советом депутатов, уполномоченным на принятие данного решения статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 24 Градостроительного кодекса РФ, статьей 18 закона Саратовской области от 9 октября 2006г. № 96-ЗСО "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области", статьей 17 Устава муниципального образования город Энгельс. В соответствии с частью 2 статьи 36 Устава муниципального образования город Энгельс правовые акты Энгельсского городского Совета принимаются в форме решений.

Основанием для принятия данного решения явились мероприятия, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ и законом Саратовской области от 9 октября 2006г. № 96-ЗСО "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области", определяющие порядок внесения изменений в генеральный план поселения.

Постановлением администрации муниципального образования город Энгельс от 30.08.2011 года № 771 (л.д. 82-83 т. 3) было принято решение о подготовке проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования город Энгельс. Данное постановление опубликовано в Общественно-политической газете Энгельсского муниципального района «Наше слово – газета для всех и для каждого». Постановлением Главы муниципального образования город Энгельс от 14.09.2011г. № 28 подготовленный проект изменений в генеральный план был вынесен на публичные слушания, определена дата публичных слушаний – 20.10.2011г. в 14.00., место проведения – здание администрации муниципального образования город Энгельс по адресу: г. Энгельс, пл. Свободы, 1а. Данное постановление а также проект изменений в генеральный план муниципального образования город Энгельс были опубликованы в Общественно-политической газете Энгельсского муниципального района «Наше слово – газета для всех и для каждого» от 16.09.2011 г. № 124 (л.д. 66-67 т. 3).

По результатам публичных слушаний было сделано заключение от 21.10.2011 г., в соответствии с которым предложений об отклонении проекта, о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Энгельс не поступило. Заключение о результатах проведения публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план муниципального образования город Энгельс направлено Главе муниципального образования город Энгельс для официального опубликования и опубликовано в газете «Наше слово - газета для всех и для каждого» от 2 ноября 2011 года, а также размещено на официальном сайте муниципального образования город Энгельс в соответствии с требованиями части 8 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ. Согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в генеральный план, утверждается представительным органом местного самоуправления поселения. Представительным органом местного самоуправления муниципального образования город Энгельс в соответствии со статьей 17 Устава муниципального образования город Энгельс является Энгельсский городской Совет депутатов. Пункт 20 части 2 статьи 20 Устава муниципального образования город Энгельс относит утверждение генерального плана к компетенции Энгельсского городского Совета депутатов. По существу внесенные в Генеральный план муниципального образования город Энгельс изменения направлены на планирование развития городских территорий, в том числе развитие многоэтажного жилищного строительства, реконструкцию центральной части города. Соответствующие изменения были внесены в Положение о территориальном планировании. При внесении указанных изменений и разработке проекта правового акта в юридической технике была использована нумерация пунктов Положения о территориальном планировании. Использование при внесении изменений нумерации пунктов не влияет на смысловую нагрузку вносимых изменений, соответствие их законодательству и потребностям развития города, и позволяет обеспечить правильное понимание значения и целей внесенных изменений при восприятии в целом текста Положения о территориальном планировании. Необходимо отметить, что на законодательном уровне не закрепляются требования к юридической технике выполнения нормативных правовых актов. В новой редакции излагается составная часть Генерального плана муниципального образования город Энгельс «Схема планируемых границ функциональных зон», утвержденная в составе материалов по обоснованию Генерального плана, разработанных некоммерческим партнёрством «Научная проектная организация Южно-российский градостроительный центр». Карта предусматривает перспективное планирование границ функциональных зон на расчетный срок (2015 год). Указанные изменения соответствуют целям территориального планирования, закрепленным в Градостроительном кодексе РФ, и их реализация безусловно невозможна без изменения существующей застройки с учетом изменяющихся потребностей населения. Указанные изменения не противоречат требованиям законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области градостроительной деятельности. Схема планируемых границ функциональных зон на расчетный срок (2015 год) является неотъемлемой составной частью материалов по обоснованию Генерального плана и, хотя и не вошла в утверждаемую часть, действующее законодательство РФ не лишает органы местного самоуправления права на внесение изменений в указанный документ и рассмотрение этих изменений на публичных слушаниях с целью всестороннего обсуждения.

Свидетель Замский С.Я. пояснил, что был участником общественных слушаний по поводу внесения изменений в генеральный план, писал экспертизу. Слушания проходили в конце 2011 года. Его задача была написать экспертное заключение по корректировке генерального плана города Энгельса. Он дал положительное заключение, но отметил и недостатки, после чего всех ознакомили. Задача эксперта – дать оценку качества проекта. Проект составлен силами Администрации муниципального образования г. Энгельса.

Требования заявителей о признании недействительными публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план г. Энгельса не могут быть удовлетворены в силу следующего.

Порядок подготовки, согласования и утверждения Генерального плана предусмотрен статьями 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Публичные слушания по вопросу подготовки, согласования и утверждения Генерального плана проведены 20 октября 2011 года. При этом соблюдены сроки проведения публичных слушаний, установленные частью 8 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

По результатам публичных слушаний было сделано заключение, в соответствии с которым предложений об отклонении проекта внесения изменений в Генеральный план муниципального образования город Энгельс не поступило. Заключение о результатах проведения публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план муниципального образования город Энгельс направлено Главе муниципального образования город Энгельс для официального опубликования и опубликовано в газете «Наше слово - газета для всех и для каждого» от 2 ноября 2011 года, а также размещено на официальном сайте муниципального образования город Энгельс в соответствии с требованиями части 8 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в генеральный план, утверждается представительным органом местного самоуправления поселения. Представительным органом местного самоуправления муниципального образования город Энгельс в соответствии со статьей 17 Устава муниципального образования город Энгельс является Энгельсский городской Совет депутатов.

Пункт 20 части 2 статьи 20 Устава муниципального образования город Энгельс относит утверждение генерального плана к компетенции Энгельсского городского Совета депутатов.

Энгельсским городским Советом депутатов было принято решение от 25 ноября 2011 года № 532/02 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Энгельс, утвержденный Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25 декабря 2008 года №725/56-03». Субъектом правотворческой инициативы проекта указанного решения являлся глава администрации муниципального образования город Энгельс, проект решения был внесен в соответствии с требованиями регламента Энгельсского городского Совета депутатов.

Решение Энгельсского городского Совета депутатов от 25.11.2011 года № 532/02 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Энгельс, утвержденный решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25 декабря 2008 года №725/56-03» опубликовано в Общественно-политической газете Энгельсского муниципального района «Наше слово – газета для всех и для каждого» от 31.12.2008 г. (л.д. 61-62 т. 1).

Судом не установлено нарушений предусмотренного законодательством порядка принятия нормативного правового акта.

Указанным решением были внесены изменения и дополнения в Положение о территориальном планировании в части определения дополнительных зон многоэтажной и индивидуальной жилой застройки и реконструкции центральной части города, а также изложена в новой редакции Схема планируемых границ функциональных зон, на которой отображены указанные изменения и дополнения.

Согласно п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены

Как установлено судом, при принятии Энгельсским городским Советом депутатов решения от 25 ноября 2011 года № 532/02 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Энгельс, утвержденный Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25 декабря 2008 года №725/56-03» были соблюдены все требования законодательства: нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением всех предусмотренных законодательством процедур, содержание нормативного акта не противоречит требованиям законов и иных нормативных правовых акты, регулирующих правоотношения в области градостроительной деятельности.

Суд находит несостоятельным довод заявителей о том, что на картах генерального плана муниципального образования город Энгельс зон негативного воздействия на окружающую среду автодорог, которое, по его мнению, является нарушением требований законодательства в силу следующего.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Таким образом, зоны негативного воздействия на окружающую среду стационарных объектов относятся к числу зон с особыми условиями использования территорий, и определяются в виде охранных и санитарно-защитных зон.

Действующим законодательством не установлено ограничений и условий создания и нормативов охранных либо санитарно-защитных зон в отношении автомобильных дорог в границах поселений. Соответственно, зоны негативного воздействия на окружающую среду автодорог не нормируются и не определяются в градостроительной документации. В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.17 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» объектом негативного воздействия в области транспорта является транспортное средство, а не автомобильная дорога.

Статьей 17 указанного закона определено: запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ, в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Зоны с особыми условиями использования территорий обозначены на карте-схеме территорий, земель и ограничений генерального плана.

В частности на ней отражены санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, зона дамбы, санитарные зоны источников питьевого водоснабжения, санитарные разрывы от железной дороги, магистральных газопроводов, зоны шумовых ограничений, зоны воздушных подходов аэродромов, территории промышленных и коммунальных предприятий, являющихся источником установления санитарно-защитной зоны.

Кроме того, суд считает несостоятельным довод заявителей о необходимости предоставления заключения экологической экспертизы проекта генерального плана.

Объекты экологической экспертизы федерального и регионального уровня перечислены в статьях 11,12 Федерального закона № 174-ФЗ от 32.11.1995г. «Об экологической экспертизе».

Указанные перечни ни в редакции, действовавшей на момент утверждения Генерального плана, ни на сегодняшний день не содержат в качестве объекта экспертизы градостроительную документацию, в том числе, генеральные планы городов.

В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ, генеральные планы поселения не являются объектом обязательной государственной экспертизы.

В соответствии с ч. 6 ст. 25 ГрК РФ в редакции 2008 года проект генерального плана мог быть направлен на государственную экспертизу уполномоченным федеральным органом, которому Генплан представлен на согласование, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. Экспертиза осуществлялась бы в этом случае в порядке, определенном статьей 29 ГрК РФ в действовавшей редакции.

В соответствии с частью 6 указанной статьи направление проекта документа территориального планирования на государственную экспертизу или получение отрицательного заключения государственной экспертизы проекта документа территориального планирования не является препятствием для утверждения документа территориального планирования.

Судом в качестве специалиста по делу о составе и содержании генерального плана была допрошена Щербакова Светлана Борисовна, которая указала на общий порядок составления проекта генерального плана.

В силу ст. 188 ГПК РФ суд может привлекать специалиста для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи.

Консультация специалиста представляет собой способ исследования доказательств, а потому консультация специалиста не может подтверждать или опровергать значимые для дела обстоятельства и, следовательно, не является доказательством (ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

К тому же мнение специалиста для суда не является обязательным, поскольку согласно установленному ст. 120 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принципу при осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В силу изложенного, суд принимает пояснения специалиста наряду с другими доказательствами по делу. Специалист в ходе судебного разбирательства не указала на то, что действующий генеральный план города не соответствует установленным градостроительным нормам.

В ходе рассмотрения дела по существу заявителем Ишковым Д.В. было заявлено ходатайство о подложности предоставленных в материалы дела дисков с материалами генерального плана муниципального образования город Энгельс.

Согласно положениям ст. 186 ГПК РФ в случае заявления о том, что имеющееся в деле доказательство является подложным, суд может для проверки этого заявления назначить экспертизу или предложить сторонам представить иные доказательства.

В силу того, что заявителями не был подтвержден факт подложности электронных носителей, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства о подложности доказательств.

Кроме того, представители Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области и Администрации Энгельсского муниципального образования не возражали против исключения данных дисков из числа доказательств в силу того, что они не имеют юридического значения по делу.

Оценивая содержание предоставленных в материалы дела дисков, исходя из правил ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что они не могут повлиять на исход решения в связи с тем, что на дисках размещены электронные копии документов, предоставленных в суд на обозрение на бумажных носителях.

На основании изложенного, в удовлетворении заявления о признании Генерального плана муниципального образования город Энгельс Саратовской области недействующим, незаконным протокола публичных слушаний от 20.10.2011 года, и заключения по результатам публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план муниципального образования город Энгельс Саратовской области, признании решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области №725/56-03 от 25.12.2008 года «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» недействительным следует отказать.

Кроме того, заявителями было предъявлено требование о признании незаконным «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс».

В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 131-ФЗ граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Согласно ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" проект правил землепользования и застройки территории муниципального образования в обязательном порядке должен выноситься на публичные слушания, которые являются одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний".

В соответствии с частью 5 и частью 6 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ в целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.

В соответствии со статьей 31 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения.

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

Целью проведения публичных слушаний является выявление и учет мнения и интересов населения города, по вопросам касающихся землепользования и застройки города, срок которых по проекту правил землепользования и застройки, составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта. Датой окончания процедуры проведения публичных слушаний является день опубликования результатов слушаний (ч. ч. 7, 8, ст. 28 Градостроительного кодекса РФ).

Судом установлено, что Постановлением Главы Администрации муниципального образования город Энгельс от 02.03.2009 года была создана комиссия по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области и утверждении порядка ее деятельности.

Постановлением № 22 от 08.09.2009 года главой муниципального образования город Энгельс был вынесен на общественные слушания проект правил землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Решением Энгельсского городского совета депутатов от 18 декабря 2009 года № 232/02 были утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района. Все вышеназванные документы были опубликованы в установленном законом порядке.

Согласно статье 251 ГПК заявление об оспаривании нормативных правовых актов должно содержать указание какие права и свободы гражданина или неопределнного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

Заявителями не указано, в какой части Правила землепользования и застройки нарушают их права и свободы.

Судом не установлено, что оспариваемые Правила землепользования и застройки не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.

В материалы дела не представлено отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ доказательств того, что оспариваемые заявителями Правила не соответствуют действовавшему на момент их принятия Земельному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ, Генеральному плану города, земельному законодательству и фактическому землепользованию упомянутыми земельными участками собственников.

На основании изложенного, исследовав указанные документы, суд не находит в их содержании противоречия нормативным документам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы заявителей о нарушении оспариваемыми нормативными актами их прав и интересов при рассмотрении дела не нашли своего подтверждения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 12, 56, 112, 198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Фешина Юрия Николаевича, Кругловой Наталии Александровны, Ишкова Дмитрия Викторовича, Шалаевой Лилии Игоревны, Злобиной Евгении Николаевны о признании Генерального плана муниципального образования город Энгельс Саратовской области недействующим, о признании незаконным протокола публичных слушаний от 20.10.2011 года, и заключения по результатам публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план муниципального образования город Энгельс Саратовской области, признании решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области №725/56-03 от 25.12.2008 года «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» недействительным, признании решения Энгельсского городского Совета депутатов № 532/02 от 25.11.2011 года «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Энгельс недействительным, признании «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс» не соответствующими закону и недействующими - отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Саратовский областной суд через Энгельсский районный суд со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: