ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-250 от 21.01.2013 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-250

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 января 2013 г. г. Саратов.

Волжский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Егоровой И.А.,

при секретаре Андреевой Ю.А.,

с участием представителя заявителя - ФИО1, действующей на основании доверенности от 01.10.2012 г.,

представителя органа принявшего решение ФИО2, действующей на основании доверенности от 24.12.2012 г.,

представителя Администрации муниципального образования « Город Саратов» ФИО3, действующего на основании доверенности от 07.03.2012г.,

представителя Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования « Город Саратов» ФИО4, действующего на основании доверенности от 14.06.2012г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО5, заинтересованные лица Саратовская городская Дума, Администрация муниципального образования « Город Саратов», Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом города Саратова о признании недействующим в части нормативного правового акта органа местного самоуправления,

установил:

ФИО5 обратилась в суд с заявлением о признании недействующим п. 37 решения Саратовской городской Думы от 29.04.2008г. № 27-280 « Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования « Город Саратов», в редакции решения от 11.10.2012г. № 18-217, указав в обоснование заявленных требований, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А на основании договора дарения жилого дома от 28.07.1998 г., свидетельство о государственной регистрации серия 98 от 05.08.1998 г.

14.05.2012 г. истец обратилась в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ ( далее ЗК РФ) в Администрацию муниципального образования « <адрес>» с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью 363 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>А, с фактическим использованием: занимаемый домовладением.Распоряжением комитета по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 19.06.2012 г. № 1992-р истцу было отказано в предоставлении указанного земельного участка в собственность по тому основанию, что в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 г. № 51-606 «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 «Об утверждении правил землепользования и застройкимуниципального образования «Город Саратов» земельный участок расположен в границах территории общего пользования, не подлежащей приватизации.Согласно письму Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» № 12/2224/07-02-к от 29.10.2012 г. вышеуказанный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280, в редакции решения от 11.10.2012 г. № 18-217, расположен в границах территориальной зоны ОДЗ - зоны общественно-деловой застройки. Часть земельного участка расположена в красных линиях <адрес>. Причем согласно карте (плану) земельного участка красная линия проходит непосредственно через весь дом и хозяйственные постройки.В соответствии с абзацем 15 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ ( далее ГрК РФ) действовавшего на момент принятия решения Саратовской городской Думы, красные линии - это границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.Согласно пункту 1 ст. 58 ГрК РФ красные линии устанавливаются в составе проектов планировки территорий. Пунктом 2 ст. 58 ГрК РФ установлено, что проект планировки подлежит опубликованию, обсуждению с населением и утверждается органами местного самоуправления с учетом результатов такого обсуждения.В соответствии с пунктом 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. № 18-30, в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий.Согласно пункту 4.4 Инструкции при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.План красных линий центрального планировочного района города Саратова, утвержденный решением Саратовской городской Думы от 29.04.2000 г. № 46-471, принят в отсутствие проекта детальной планировки территории, что является нарушением пункта 4.4 Инструкции.Кроме того, являясь частью проекта планировки территории, план красных линий подлежит опубликованию, обсуждению с населением и утверждению органом местного самоуправления с учетом результатов такого обсуждения. План красных линий центрального планировочного района города Саратова в нарушение требований пункта 2 ст. 58 ГрК РФ не был опубликован и был утвержден Саратовской городской Думой без учета мнения населения города.Согласно техническому паспорту от 18.10.2007 г., выданному Саратовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация», жилой дом с кирпичным сараем и кирпичным гаражом, расположенные на испрашиваемом ФИО5 в собственность земельном участке, были построены в 1993 году, а право собственности на вышеуказанные строения было зарегистрировано истцом в установленном законом порядке в 1997 году, то есть задолго до принятия Правил землепользования и застройки г. Саратова.В соответствии с частью 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международный договор РФ устанавливает иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.Согласно ст. 1 Протокола № 1 от 20.03.1952г. к Конвенции от 04.11.1950г. «О защите прав человека и основных свобод» каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.Таким образом, нормы Конвенции от 04.11.1950 «О защите прав человека и основных свобод», являющейся международным договором Российской Федерации применяются на территории Российской Федерации и являются частью ее правовой системы.Кроме того, данный нормативный правовой акт в оспариваемой истцом части противоречит ч.12 ст. 85 ГК РФ в том смысле данной статьи в каком она толкуется судами, поскольку согласно определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27.10.2009 г. № П-В09-19, данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования, уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования». Однако на территории испрашиваемого земельного участка каких-либо объектов общего пользования не находится и никогда не находилось. Вышеуказанным земельным участком семья истца пользуется уже более 20 лет. Он огорожен забором, неограниченный круг лиц никогда не мог иметь беспрепятственный доступ на данный земельный участок. Таким образом, часть земельного участка истца, на котором расположены строения - кирпичный гараж и часть жилого дома, принадлежащие истцу на праве собственности, была неправомерно включена в состав земель общего пользования, чем нарушаются права истца, как собственника строений.Согласно ст. 8, 9, 18, 23 ГрК РФ и ч. 2, ч. 9 ст. 23, ст. 27 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.Сервитуты подлежат государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.В силу п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежитгосударственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок сним».В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок. Кроме того, в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, а именно сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в срок не более чем пять рабочих дней со дня государственной регистрации права на объект недвижимости и сделок с ним представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий сведения о зарегистрированном ограничении (обременении) вещного права на такой объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение и обременение), в объеме соответствующих сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если зарегистрировано ограничение (обременение) вещного права на такой объект недвижимости) (ст. 15 ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).Как следует из ст. 11, 36 ГрК РФ, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. Это означает, что правовой режим земельных участков общего пользования, равно как и всего, что находится над и под поверхностью таких земельных участков, определяется не нормами градостроительного, а земельного, гражданского и природоресурсного законодательства. В кадастровом паспорте земельного участка от 27.04.2012 г., выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 13.11.2012 г. отсутствуют сведения о наличии красных линий и зарегистрированных, в этой связи ограничениях (обременениях) прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>А. Таким образом, доказательства наличия установленных красных линий на испрашиваемом земельном участке отсутствуют.Наличие данного нормативного акта препятствует истцу в реализации предоставленного ст. 36 ЗК РФ права на приобретение земельного участка, занятого недвижимым имуществом, в собственность, что доказывает отказ органа местного управления в предоставлении истцу в собственность данного участка. Истец просит признать недействующим п. 37 решения Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», в редакции решения от 11.10.2012 г. № 18-217, как противоречащий ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, ст.ст. 30, 34 ГрК РФ, ст.ст. 1, 3 ФЗ от 18.06.2001 г. «О землеустройстве», ст.ст. 10, 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановлению Правительства РФ от 30.07.2009 г. № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению», п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 618, ст. 44 Устава города Саратова.

Заявлением от 19.12.2012г. ФИО5 уточнила требования и просила признать недействующим п. 37 решения Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», в редакции решения от 11.10.2012 г. № 18-217, как противоречащий ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, ст.ст. 30, 34 ГрК РФ, ст.ст. 1, 3 ФЗ от 18.06.2001 г. «О землеустройстве», ст.ст. 10, 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановлению Правительства РФ от 30.07.2009 г. № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению», п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 618, ст. 44 Устава города Саратова в части земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> А.

ФИО5, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель заявителя ФИО1 в судебном заседании поддержала позицию доверителя и дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель Саратовской городской Думы ФИО2 в судебном заседании не признала заявленные требования, просила в удовлетворении заявления ФИО5 отказать, пояснив, что доводы заявителя не обоснованы действующим законодательством и не могут являться основанием для удовлетворения заявления по следующим основаниям.Заявитель считает, что оспариваемое в части решение противоречит части 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.Согласно ст. 44 Устава муниципального образования «Город Саратов» решения городской Думы, постановления главы муниципального образования, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.Официальным опубликованием решений городской Думы и постановлений главы муниципального образования считается первая публикация их полного текста в газете «Саратовская панорама» или первое размещение (опубликование) на официальном сайте городской Думы. Оспариваемое в части решение размещено (опубликовано) на официальном сайте Саратовской городской Думы www.saratOYduma.ru 19.10.2012 года и в газете «Саратовская панорама» - специальный выпуск от 30.10.2012 года № 122(925).Пункт 37 оспариваемого решения не противоречит статьям 30 и 34 ГрК РФ, а так же статье 85 ЗК РФ, поскольку в данных пунктах говориться, что границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков и о принадлежности каждого земельного участка одной территориальной зоне. Однако заявитель не учитывает, что, согласно ст. 1 ГрК РФ, территории общего пользования - это обозначенные красными линиями территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). При этом, исходя из определений «территориальные зоны» и «градостроительный регламент», территории общего пользования территориальными зонами не являются.Заявитель считает, что при принятии оспариваемого решения были нарушены требования Федерального закона от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве». Данное утверждение не основано на нормах действующего законодательства, а требования данного закона (и принятых в его исполнение подзаконных актов, а именно - Постановление Правительства РФ от 30.07.2009 г. № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению») не могут распространяться на оспариваемое решение, поскольку согласно преамбуле ФЗ от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.Согласно ст. 68 ЗК РФ и ст. 1 данного закона, землеустройство это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.Тогда как принятие Саратовской городской Думой оспариваемого решения - это реализация органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 ГрК РФ и ст. 6 Устава города Саратова.Статья 15 данного закона определяет, что порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а статья 20 данного закона определяет, что такое карта (план) объекта землеустройства и каковы требования к ее составлению.Пункт 37 оспариваемого решения не противоречит ст. 3 данного закона, поскольку в ст. 1 дано определение, что является объектом землеустройства:объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон; а в ст. 4 указаны основания проведения землеустройства, кроме того, результатом проведения землеустройства является землеустроительная документация, а ст.19 закона определены виды землеустроительной документации. Следовательно, правила не являются землеустроительной документацией, значит, при их принятии не должны были применяться требования Федерального закона от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».Более того, поскольку объектом землеустройства являются, в том числе, территориальные зоны, то данный объект может возникнуть только после их официального установления. Устанавливаются территориальные зоны в составе Правил, следовательно говорить о нарушении требований ФЗ от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» (и принятых в его исполнение подзаконных актов, а именно - Постановления Правительства РФ от 30.07.2009 г. № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению») при принятии Правил нет правовых оснований. Доводы заявителя, что оспариваемое решение противоречит статьям 10, 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и принятых в его исполнение подзаконных актов, а именно Постановлению Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» не основана на нормах действующего законодательства, поскольку ст. 15 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» регламентирует порядок информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости, тогда как порядок принятия правил землепользования и застройки (в том числе - порядок установления территориальных зон) установлен статьями 30-34 ГрК и не содержит требования об обязанности отражать границы территориальных зон в текстовом описании или перечнем координат характерных точек.Решение Саратовской городской Думы от 11.10.2012 №18-217 «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280 «Об утверждения Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» принято в соответствии с процедурой, предусмотренной Градостроительным кодексом (статьи 31-33). Состав Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» отвечает требованиям статьи 30, 34-40. В соответствии с ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ГрК РФ принятие правил землепользования и застройки относится к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 43 Устава муниципального образования «Город Саратов» по вопросам местного значения Саратовская городская Дума принимает муниципальные правовые акты - решения. Процедура принятия правил землепользования и застройки (а также внесение изменений в действующие правила землепользования и застройки), установленная статьями 32-33 ГрК РФ предусматривает обязательность проведения публичных слушаний такого проекта решения. Порядок проведения таких публичных слушаний определяется ГрК РФ и решением Саратовской городской Думы от 16.11.2005 № 65-633 «О Положении о публичных слушаниях в городе Саратове». Так, согласно вышеуказанному Положению о публичных слушаниях в городе Саратове решение о проведении публичных слушаний может быть принято главой муниципального образования «Город Саратов». Это решение, как и проект муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания должны быть опубликованы в официальном печатном органе, которым является газета «Саратовская панорама». Постановление главы муниципального образования «Город Саратов» от 16.03.2012 № 3-01-07 «О проведении публичных слушаний», которым постановлено провести публичные слушания по проекту изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» 01.06. 2012 г., было опубликовано в газете «Саратовская панорама» № 11 (837) от 21.03.2012 г. Проект решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки опубликован 30.03.2012 г. в газете «Саратовская панорама» специальный выпуск №29/1 (832/1). Кроме того, данный проект был размещен на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» www.saratovmer.ru. Поскольку обжалуемое решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства и заявителем не представлены доказательства нарушения ее прав и законных интересов в связи с принятым Саратовской городской Думой п. 37 обжалуемого решения, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.

Представитель администрации муниципального образования « Город Саратов» ФИО3 просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержав позицию представителя Саратовской городской Думы. Указал, что ФИО5 не представлены доказательства нарушения ее законных прав в связи с принятием обжалуемого решения.

Представитель Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования « Город Саратов » ФИО4 поддержал позицию представителей Саратовской городской Думы и Администрации муниципального образования « Город Саратов», просил отказать в удовлетворении заявленных ФИО5 требований, в том числе по причине не предоставления заявителем доказательств нарушения прав ФИО5 в связи с принятием обжалуемого решения. Утверждение в 2000г. плана красных линий центрально-планировочного района на основании проекта Детальной планировки 1982г. установило уже на тот момент необходимость расширения соответствующей части улично-дорожной сети. Принятая позже градостроительная документация закрепила ранее установленные положения, направленные на развитие города в целом. Действующим законодательством в целях обеспечения права органов местного самоуправления на планирование территории муниципального образования и размещения объектов общего пользования в границах соответствующих территорий, в том числе, и в перспективе, запрещена продажа земельных участков в границах мест общего пользования. Вместе с тем, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>А был предоставлен заявителю на праве аренды, таким образом права ФИО5 на пользование земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>А, не нарушены.

Представитель Комитета по управлению имуществом города Саратов, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на заявление ФИО5 в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований поскольку решение Саратовской городской Думы от 11.10.2012г. № 18-217 « О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы № 27-280 от 29.04.2008г. « Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования « Город Саратов» принято в соответствии с процедурой, предусмотренной статьями 31-33 ГрК РФ, а состав Правил землепользования и застройки муниципального образования « Город Саратов» полностью отвечает требованиям статей 30,34-40 ГрК РФ.

Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление ФИО5 не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В силу ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии п. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым или опубликованным нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ч.2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федерального закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативно правовой акт недействующим полностью или в части со дня принятия или иного указанного судом времени

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения) обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Исходя из смысла ч 4 ст. 78 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законом и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что 11.10.2012 г. Саратовская городская Дума приняла решение № 18-217 «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». В данном нормативном правовом акте были определены основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон в городе Саратове.

Решение Саратовской городской Думы от 11.10.2012г. № 18-27 «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» (далее Правила) опубликовано в газете «Саратовская панорама», специальный выпуск от 30.10.2012 г. № 122 ( 925 ).

Внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», производилось в полном соответствии со статьями 31, 32, 33 ГрК РФ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 № 67-649, Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции Федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.

Статья 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 31 ГрК РФ, статья 16 Устава города Саратова предусматривают обязательное проведение публичных слушаний по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки. Порядок проведения таких публичных слушаний определяется решением Саратовской городской Думы от 16.11.2005 № 65-633 «О Положении о публичных слушаниях в городе Саратове», в частности разделом VI* 1.

В соответствии с пунктом 6*1.2.7 Положения главой муниципального образования «Город Саратов» было принято постановление от 25.09.2009 № 05-01-07 «О проведении публичных слушаний». Оно опубликовано в газете «Саратовская панорама».

В соответствии с пунктом 4.3 Положения о публичных слушаниях в городе Саратове проект решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280 «Об утверждении Правилземлепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» был опубликован в газете «Саратовская панорама», специальный выпуск от 30.03.2012г. № 29/1 ( 832/1).

Органами местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов» была обеспечена возможность обсуждения изменений в Правила всем заинтересованным лицам. Любой гражданин вправе был представить свои предложения в проект изменений в Правила, в том числе и заявитель.

В соответствии со ст. 252 ГПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

В силу ст. 67 ГПК РФ имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» №131-Ф3 от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационных систем градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа.

Согласно пункту 6 ст. 22 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской думы от 18.12.2005 №67-649, Городская дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции Федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.

Статья 7 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что муниципальные правовые акты, принятые органом местного самоуправления, обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования.

В соответствии со ст. 7 ГрК РФ правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно статье 8 ГрК РФ и ст. 11 ЗК РФ вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

С целью обеспечения всех участников градостроительной деятельности необходимой информацией в соответствии со ст. 56 ГрК РФ действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, которые представляют собой организованный в соответствии с требованиями кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).

Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставить сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.062006г. №363 сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются на бумажном и (или) электронном носителях в текстовой и (или) графических формах.

Таким образом, предоставление сведений о разрешенном использовании земельных участков и о границах территориальных зон относится к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон о кадастре недвижимости) данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастра учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Отношения, связанные с установлением территориальных зон в соответствии с муниципальными правовыми актами, данный закон не регулирует.

В соответствии с указанным законом данные о разрешенном использовании земельных участков являются дополнительными сведениями об объекте.

Порядок разработки и принятия Правил землепользования и застройки определяет ст. 4 ГрК РФ. В соответствии со ст. 34 ГрК РФ правила включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. При подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов использования существующего и планируемого использования земельных участков, функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа; сложившейся планировке территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории, предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

Границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям: магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам муниципальных образований; границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; естественным границам природных объектов, иным границам.

Необходимость взаимодействия органов местного самоуправления и органов кадастрового учета установлена действующим законодательством, однако, его положения, регулирующие вопросы данного взаимодействия, не распространяются на сферу оформления прав на земельные участки.

В судебном заседании представители заинтересованных лиц не отрицали тот факт, что Правила подлежат передаче в органы кадастрового учета, и данное мероприятие в силу объективных причин до настоящего времени не реализовано. Однако применение муниципального правового акта, утвердившего Правила, не может зависеть от такой передачи.

Принятие Правил землепользования и застройки отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, которые своим решением, в данном случае решением Саратовской городской Думы, данное полномочие реализовало, оно опубликовано и действует, принятие, применение данного акта не может быть поставлено в зависимость от его передачи в какой-либо орган, в том числе в орган кадастра.

Несогласие с доводами заявителя о несоответствии Правил Федеральному закону «О землеустройстве» от 18.07.2001г. №78-ФЗ, суд основывается на следующем.

Согласно положениям данного закона он устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Из статьи 1 вышеуказанного закона следует определение землеустройства как мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:изменения границ объектов землеустройства;выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

Принятие органом местного самоуправления Правил землепользования и застройки муниципального образования к таковым случаям не относятся.

Статьей 4 указанного закона установлены основания проведения землеустройства, ими являются:решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства;судебные решения.

Принятие Правил землепользования и застройки к таковым не относятся, следовательно, заявителем не доказано распространение указанного закона на процедуру принятия соответствующего решения органа местного самоуправления об утверждении Правил землепользования и застройки.

Довод заявителя о несоответствии Правил ст. 15 Конституции РФ не принимается судом, поскольку согласно ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не подлежат применению.

Решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 №27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» опубликовано в газете «Саратовская панорама» №54 (303), 17.05.2008.

Решение Саратовской городской Думы от 11.10.2012г. №18-217 «О внесении изменений в Правила» опубликовано в газете «Саратовская панорама» от 30.10.2012 г. № 30.10.2012 г. № 122 ( 925 ).

Согласно ст. 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды, объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе, путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границытерриториальных зон. При подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов использования существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа, сложившейся планировке территории и существующего землепользования, планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории, предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

Таким образом, Правила землепользования и застройки и Генеральный план города Саратова являются двумя различными документами, документами различной градостроительной направленности.

Требования заявителя основываются на отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>А занимаемого домовладением в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью 363 кв.м., в связи с расположением земельного участка в границах территории общего пользования, не подлежащей приватизации.

Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» не устанавливают на территории муниципального образования красные линии. Красные линии установлены решением Саратовской городской Думы от 29.06.2000г. №46-471, которым утвержден План красных линий центрального планировочного района города. Указанное решение принято представительным органом власти города Саратова, в том числе, на основании Проекта детальной планировки центральной части города от 1982 года с пояснительной запиской, а также самого плана красных линий. Решение опубликовано и действует.

Красные линии центрального планировочного района г. Саратова были установлены после опубликования соответствующей информации в газете «Саратовская мэрия» от 08-14 июня 2000г. №24 (374), что соответствует требованию законодательства об обсуждении данного вопроса с населением.

Положения, регулирующие принятие и порядок разработки Правил землепользования и застройки предусматривают, что границы территориальных зон могут устанавливаться по: 1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; 2) красным линиям; 3) границам земельных участков; 4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; 5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 6) естественным границам природных объектов; 7) иным границам.

В соответствии со ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Согласно ст. 42 ГрК РФ, красные линии являются основной частью проекта планировки территории, в составе которого и утверждаются в порядке, определенном настоящим кодексом.

Обжалуемым ФИО5 нормативным правовым актом границы красных линий не утверждались.

К доводам заявителя о несоответствии пункта 37 Правил землепользования застройки муниципального образования « Город Саратов», в редакции решения от 11.10.2012 г. № 18-217 статьям 10 и 15 Закона о кадастре недвижимости суд относится критически, поскольку Закон о кадастре недвижимости регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренныхнастоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Ст. 15 Закона о кадастре недвижимости регламентирует порядок информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости, тогда как порядок принятия Правил землепользования и застройки установлен статьями Градостроительного кодекса РФ и не содержит требования об обязанности отражать границы территориальных зон в текстовом описании или перечнем координат характерных точек.

Ст. 10 вышеуказанного закона отражает лишь состав сведений, которые должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, выполнение либо невыполнение органами местного самоуправления требований статей 10 и 15 Закона о кадастре недвижимости не может свидетельствовать о законности либо незаконности Правил землепользования застройки муниципального образования « Город Саратов », в редакции решения от 11.10.2012 г. № 18-217, поскольку в данных пунктах установлена процедура, не влияющая на законность принятия решения.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания нормативного правого акта Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. №27-280, в редакции решения от 11.10.2012г. № 18-217 в оспариваемой его части - пункта 37, в части земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> А, не соответствующим ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, ст.ст. 30, 34 ГрК РФ, ст.ст. 1, 3 ФЗ от 18.06.2001 г. «О землеустройстве», ст.ст. 10, 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановлению Правительства РФ от 30.07.2009 г. № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению», п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 618, ст. 44 Устава города Саратова, по правилам главы 24 ГПК РФ.

Кроме того, ФИО5 не представлены доказательства нарушения ее законных прав и интересов, как собственника домовладения А по <адрес> в <адрес>, в связи с принятием Саратовской городской Думой оспариваемого в части нормативного правового акта.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса, обращение в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заявителя.

Нарушение законных прав и интересов заявитель мотивирует невозможностью реализации права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого домовладением, расположенным по адресу: <адрес>А.

Однако, ст. 36 ЗК РФ предусматривает не только исключительно право на приватизацию земельного участка под зданием, строением, сооружением, имеющимся в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении граждан и юридических лиц, но и приобретение права аренды таких земельных участков указанными лицами.

Исходя из изложенного, отнесение земельного участка с кадастровым номером частично к зоне ОП - землям публичного использования и установления красной линии, разделяющей зону ОП и территориальную зону ОД3, что подтверждается представленным в материалах дела Комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» фрагментом карты градостроительного зонирования, не нарушает право пользования заявителя указанным земельным участком, в том числе на основании договора аренды, однако с заявлением о предоставлении права аренды на испрашиваемый земельный участок ФИО5 в орган местного самоуправления не обращалась, что было подтверждено представителем заявителя в судебном заседании.

Таким образом, право заявителя на получение в пользование земельного участка, предусмотренное ст. 36 ЗК РФ, не нарушено, доказательств обратного суду не предоставлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

ФИО5 в удовлетворении заявления о признании недействующим п. 37 решения Саратовской городской Думы от 29.04.2008г. № 27-280 « Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования « Город Саратов», в редакции решения от 11.10.2012г. № 18-217 в части земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через Волжский районный суд г. Саратова, в течение месяца, со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: