ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2507/20 от 11.06.2021 Верхнепышминского городского суда (Свердловская область)

УИД 66RS0024-01-2010-004298-61

Дело № 2-513/2021

Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Верхняя Пышма 04 июня 2021 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи М.П. Вершининой,

при секретаре Коноплине П.А.,

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица ГУ МЧС России по Свердловской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в свердловской области к ФИО3 о признании недействительными результатов кадастровых работ по установлению границ земельного участка, установлении границ земельного участка под объектом недвижимости – защитным сооружением гражданской обороны, признании права собственности на земельный участок,

установил:

ТУ Росимущества в Свердловской области обратилось в Верхнепышминский городской суд Свердловской области с иском к ФИО3 с вышеназванными требованиями.

В обоснование иска указало, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества – нежилое сооружение – защитное сооружение гражданской обороны – общей площадью 144,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым номером . Истец в силу пунктов 5.2 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 , осуществляет полномочия собственника федерального имущества, расположенного на территории Свердловской области. Здание ЗС ГО расположено на земельном участке, находящемся в границах ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ФИО3 В связи с тем, что границы земельного участка, находящегося под объектом недвижимости с КН не были определены в установленном порядке, ТУ Росимущества в Свердловской области обратилось к ФИО3 с просьбой согласовать раздел земельного участка с кадастровым номером с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, с целью образования самостоятельного земельного участка под федеральным объектом, и дальнейшей регистрации права собственности Российской Федерации на него. Для проведения комплекса межевых работ с целью образования земельного участка путем раздела земельного участка под федеральное сооружение ЗС ГО с КН ТУ Росимущества в Свердловской области обратилось к кадастровому инженеру, которым были определены границы и координаты характерных поворотных точек границ земельного участка, необходимого для эксплуатации федерального объекта недвижимости. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации у Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Свердловской области, как собственника здания ЗС ГО, возникло исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, расположенного под таким зданием. С учетом уточнения иска просило признать недействительными результаты кадастровых работ в отношении земельного участка с КН по адресу: <адрес>, выделить из земельного участка с КН земельный участок площадью 191,4 кв.м. по адресу: <адрес>, в соответствии с координатами характерных точек:

Обозначение характерных точек

Координаты, м

X

Координаты, м

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 191,4 кв.м. под зданием с кадастровым номером в границах характерных точек:

Обозначение характерных точек

Координаты, м

X

Координаты, м

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении требований с учетом уточнений.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2, возражала против удовлетворения требований, оспаривая то обстоятельство, что объект недвижимости в виде нежилого сооружения – защитного сооружения гражданской обороны с кадастровым номером , расположен на земельном участке с кадастровым номером

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Свердловской области по доверенности ФИО5, полагал требования подлежащими удовлетворению.

Ответчик, третьи лица Управление Росреестра по Свердловской области, администрация ГО Верхняя Пышма, ЗАО «Коммерческий научно-производственный центр «Ива», ФИО6 в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о месте и времени судебного заседания путем направления судебных извещений по адресам, имеющимся в материалах дела, а также путем публичного размещения информации о дате, времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Верхнепышминского городского суда в сети интернет: http://www.verhnepyshminsky.svd.ru. Об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть спор при данной явке.

Разрешая спор, суд приходит к следующему.

В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества защитное сооружение ГО (убежище) № общей площадью 144,5 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, относится к объектам гражданской обороны и состоит в казне Российской Федерации.

В силу пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется паспортом убежища.

Согласно паспорту убежища нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является противорадиационным укрытием.

В результате проведенного ТУ Росимущества в Свердловской области обследования, оформленного актом от 29.01.2020, установлено, что по адресу: <адрес> расположено федеральное недвижимое имущество – защитное сооружение гражданское обороны (убежище) (далее - ЗС ГО) инв. с КН , ЗС ГО представляет собой встроенные помещения в двухэтажное офисное здание (помещения подвала №). Согласно паспорта убежища от 1975 года общая площадь составляет 144,5 кв.м., в том числе основная 90,5 кв.м., вспомогательная, 54 кв.м., площадь застройки 232,4 кв.м., объект имеет вход и один аварийный выход, оснащен герметическими дверьми (2 шт.), системами вентиляции, водоснабжения, отопления, канализации и энергоснабжения. При фактическом обследовании установлено, что вход в помещение ЗС ГО осуществляется через отапливаемый пристрой. В помещениях ЗС ГО сделан косметический ремонт: оштукатурены и окрашены стены и потолки, полы уложены плиткой, частично установлены автономные системы: отопления (дровяной котел и радиаторы), водоснабжения (собственная скважина) и канализация, во всех помещениях имеется электроосвещение, присутствуют остатки оборудования ЗС ГО (нары). Отсутствуют санитарные приборы, защитно-герметические и герметические двери и ставни. Вместо герметических дверей установлены не герметичные металлические двери. Помещения имеют признаки защитного сооружения. Приборы учета отсутствуют. На момент обследования указанные помещения ЗС ГО частично захламлены личным имуществом ФИО3, используются с целью хранения овощей, тары и остатков стройматериалов. Помещения ЗС ГО используются ФИО3 без оформления соответствующих документов. Доступ в помещения ЗС ГО осуществляется через земельные участки с КН и . Указанные участки являются смежными, обнесены бетонным забором с колючей проволокой, принадлежат на праве собственности ФИО3

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, относятся к объектам гражданской обороны.

Согласно приложению № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты оборонного производства, в том числе объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.

Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, приватизация защитных сооружений гражданской обороны запрещена.

Пунктом 3.1.2. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», установлено, что встроенные и отдельно стоящие защитные сооружения гражданской обороны допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения.

Таким образом, из содержания названных норм следует, что защитные сооружения гражданской обороны, в силу своей специфичности являются объектами федеральной собственности, при содержании и использовании которых необходимо соблюдение установленных норм и правил, в том числе получение согласия собственника на их использование.

Собственником противорадиационного укрытия с КН , расположенного по адресу: <адрес>, является Российская Федерация.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктом 5.3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» уполномоченным на осуществление полномочий собственника федерального имущества, составляющего казну Российской Федерации, в том числе при его передаче физическим и юридическим лицам, органом государственной власти является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Аналогичное правило было закреплено и в ранее действовавшем постановлении Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» (пункт 5.3).

Ответчик в обоснование заявленных возражений ссылается на то, что расположенное на его земельном участке с КН 66:36:0103013:45 подвальное помещение не является объектом ЗС ГО, в связи с чем оно не может принадлежать Российской Федерации, в связи с чем он законно использует указанное подвальное помещение.

Вместе с тем, из экспликации помещений защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) литера 6, инв. по адресу: <адрес>, подземный этаж (подвал) следует, что помещения с номерами согласно плану БТИ и - являются комнатой размещения укрываемых, – является комнатой для баков запаса воды, - является фильтровентиляционным помещением, , и - являются расширительными камерами, – являются воздухозаборные шахты.

Ответчик не опроверг факт того, что занимает спорное нежилое помещение.

Таким образом, правовые основания ответчика для использования спорного федерального имущества с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, являющегося противорадиационным укрытием, не имеется.

Согласно заключению кадастрового инженера А по результатам выездного судебного заседания, объект с кадастровым номером расположен, в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером . Площадь контура сооружения по данным ЕГРН составляет 144,5 кв.м., фактически по проведенным обмерам 149,2 кв.м., площадь занимаемая часть участка с КН составляет 191,4 кв.м. При наложении и сопоставлении данных выявлено пересечение границы сооружения с границей земельного участка , площадь пересечения составляет 3 кв.м. Координаты поворотных точек границ земельного участка под объектом недвижимости и необходимым для его обслуживания и эксплуатации: н1 X – <данные изъяты> Y – <данные изъяты> 256,87; н2 X – <данные изъяты> Y – <данные изъяты>; н3 X – <данные изъяты> Y – <данные изъяты>; н4 X – <данные изъяты> Y – <данные изъяты>.

Как установлено выше и не оспаривалось ответчиком, право собственности Российской Федерации на ЗС ГО, расположенное по адресу: <адрес>, возникло на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 696 от 03.07.1998 и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что ЗС ГО находится на земельном участке с кадастровым номером , собственником которого является ответчик.

При этом в собственность ФИО3 спорный земельный участок перешел по договору купли-продажи от Б, к которому он перешел по договору купли-продажи от 05.06.2006.

Однако согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с данным принципом положениями статьей 35 этого же кодекса установлен запрет на отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Согласно ранее действовавшей статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (вступившей в действие с 01.03.2015) исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Исключительный характер права на приватизацию участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»). Приватизация одним лицом земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости других лиц, нарушает исключительное право данных лиц на приватизацию участка.

Более того, в силу Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статья 36).

В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (пункт 1). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2).

Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи, являются ограниченными в обороте.

На основании анализа представленных доказательств во взаимосвязи с приведенными выше положениями закона, суд пришел к выводу о том, что земельный участок, расположенный под объектом недвижимости, находящимся в федеральной собственности – ЗС ГО с КН по адресу: <адрес>, является ограниченным в обороте и не мог быть предоставлен в частную собственность.

Учитывая изложенное, земельный участок ФИО3 был сформирован и образован в нарушение прямого запрета, что свидетельствует о нарушении установленного правового режима земель, исходя из их принадлежности к той или иной категории.

При таких данных, учитывая, что заключение кадастрового инженера сторонами не оспорено, ответчик при наличии у него сомнений в правильности заключения ходатайств о назначении экспертизы не заявлял, а также с учетом того, что проведенное межевание нарушает права и законные интересы Российской Федерации, противоречит требованиям, предъявляемым к межеванию, его результаты подлежат признанию недействительными в соответствующей части.

В то же время из содержания положений пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственник недвижимого строения на земельном участке приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В силу указанных норм он вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования.

При этом согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

Такой вывод не противоречит «Методическим рекомендациям по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства» (утв. Росземкадастром 17.02.2003) (ред. от 18.04.2003), в соответствии с пунктом 3 которого в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами.

С учетом вышеизложенного, суд удовлетворяет требование об установлении такой границы по точкам координат, указанным кадастровым инженером в качестве координат фактической границы земельного участка, занятой объектом недвижимости – ЗС ГО и необходимой для его эксплуатации.

Право собственности Российской Федерации на ЗС ГО с КН возникло, как следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности от 06.04.2007, на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1, что не оспаривалось ответчиком в суде.

Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №136-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлены правовые основы для разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность).

Наличие на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося в собственности Российской Федерации, является основанием отнесения земельного участка к федеральной собственности, а значит собственником земельного участка, занятого ЗС ГО, в силу федерального закона является Российская Федерация.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 6 указанного закона установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, право Российской Федерации на земельный участок, занятый ЗС ГО, следует признать ранее возникшим при разграничении государственной собственности на землю, юридически действительным на момент введения процедуры государственной регистрации прав на недвижимые вещи в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ от 21.07.1997, в связи с чем по смыслу законодательства, регулирующего спорные правоотношения на момент их возникновения, приравнивается к праву, зарегистрированному в порядке, предусмотренным Федеральным законом №122-ФЗ от 21.07.1997.

При таких обстоятельствах, обладая правом собственности на земельный участок, занятый ЗС ГО, Российская Федерация продолжает оставаться и его владельцем, поскольку осуществляет права собственника в отношении самого ЗС ГО.

В соответствии с «Обзором судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 02.07.2014) в силу Вводного закона формирование земельного участка в установленном порядке, с описанием и установлением его границ, не является обязательным условием его приватизации.

С учетом изложенного, отсутствие кадастрового учета спорного земельного участка не является основанием для отказа в иске о признании права собственности, а для его идентификации суд принимает схему расположения земельных участков, содержащуюся в заключении кадастрового инженера А от апреля 2021 года, в соответствии с которой площадь участка составляет 191,4 кв.м. в границах характерных точек:

Обозначение характерных точек

Координаты, м

X

Координаты, м

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Таким образом, истцом представлены доказательства правомерного пользования земельным участком, в связи с чем, за Российской Федерацией надлежит признать право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 191,4 кв. м.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в свердловской области к ФИО3 о признании недействительными результатов кадастровых работ по установлению границ земельного участка, установлении границ земельного участка под объектом недвижимости – защитным сооружением гражданской обороны, признании права собственности на земельный участок, - удовлетворить.

Признать недействительными результаты кадастровых работ в отношении земельного участка с КН по адресу: <адрес>, в части включение в его границы земельного участка площадью 191,4 кв.м., занятого объектом недвижимости – защитным сооружением гражданской обороны с кадастровым номером .

Установить местоположение и площадь земельного участка, занятого объектом недвижимости – защитным сооружением гражданской обороны с кадастровым номером , площадью 191,4 кв.м. по адресу: <адрес>, в соответствии с координатами характерных точек:

Обозначение характерных точек

Координаты, м

X

Координаты, м

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 191,4 кв.м. под зданием с кадастровым номером в границах характерных точек:

Обозначение характерных точек

Координаты, м

X

Координаты, м

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение суда является основанием для регистрации права собственности Российской Федерации в Едином государственном реестре недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционный жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательном виде.

Судья М.П. Вершинина