РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
12 декабря 2013 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Мазаевой А.М.,
с участием:
представителя Государственной жилищной инспекции Тульской области по доверенности Логинова В.И.,
представителя ответчика ТСЖ «Вильямса <данные изъяты>» по доверенности Сафронова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2507/2013 по иску Государственной жилищной инспекции Тульской области к товариществу собственников жилья «Вильямса <данные изъяты>» о ликвидации товарищества, признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома,
установил:
Государственная жилищная инспекция Тульской области (далее ГЖИ ТО) обратилась с исковым заявлением к товариществу собственников жилья «Вильямса <данные изъяты>» (далее ТСЖ), в котором просила о ликвидации товарищества, признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, принятого с нарушением требований жилищного законодательства.
В обоснование иска указывали, что с ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами ГЖИ ТО проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ на основании распоряжения (приказа) от ДД.ММ.ГГГГ № начальника ГЖИ ТО, изданном в соответствии с требованием Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положения о государственной жилищной инспекции Тульской области от 01.04.2003 года № 169, в ходе которой выявлены нарушения требований жилищного законодательства: ст. 45 - 48, п. 2 ст. 138, ч. 2 ст. 141 ЖК РФ, Устав ТСЖ не соответствует нормам статей ЖК РФ.
По результатам инспекционной проверки должностным лицом инспекции были составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ №.
В акте № отражено то, что ТСЖ не выполнено предписание ГЖИ ТО № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении несоответствия Устава ТСЖ, положения которого не приведены в соответствие с нормами жилищного законодательства.
Неисполнение в установленный срок указанного предписания в соответствии с частью 6 ст. 20 ЖК РФ является основанием для обращения в суд органа государственного жилищного надзора о ликвидации данного товарищества.
В ходе проверки выявлены нарушения порядка создания ТСЖ, что также является основанием ликвидации ТСЖ в судебном порядке.
Товарищество не представило в инспекцию сообщений (уведомлений) о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с указанием предусмотренных законодательством сведений, решений (бюллетеней), оформленных в письменной форме, собственников по вопросам, поставленным на голосование, протокола счетной комиссии.
Отсутствие письменных решений (бюллетеней) собственников ставит под сомнение наличие кворума на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и получении необходимого количества голосов по каждому вопросу повестки дня общего собрания (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).
Тем самым нарушен порядок создания ТСЖ, что является основанием для ликвидации ТСЖ в судебном порядке.
В процессе проверки была проведена сверка представленных заявлений о вступлении собственников в члены ТСЖ и о выходе из него по представленному реестру членов товарищества и выявлено, что сведения в представленном реестре не соответствуют действительности. Так, отсутствуют заявления собственников, включенных в реестр, Плющик Н.А. (<адрес>), Наумовой И.А. (<адрес>), Антальской М.А. (<адрес>), Сафонова Е.И. и Сафонова Н.И. (<адрес>), Костяшкиной В.С. (<адрес>), что составляет площадь <данные изъяты> кв. м. Собственники квартир № подали заявление о выходе из членов ТСЖ, что составляет <данные изъяты> кв. м. В связи с чем, с учетом, что общая площадь дома согласно техническому паспорту составляет - <данные изъяты> кв. м; общая площадь по представленному реестру составляет <данные изъяты> кв. м; то общая площадь, принадлежащая членам ТСЖ и % голосов членов ТСЖ от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме составляет менее <данные изъяты>%.
В соответствии с ч. 2 ст. 141 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации ТСЖ в случае, если члены товарищества не обладают более чем <данные изъяты> % голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД. Данная норма корреспондируется частью 3 ст. 135 ЖК РФ - число членов ТСЖ, создавших товарищество должно превышать <данные изъяты> % голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД.
Проверкой выявлено, что ТСЖ не заключены договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и на предоставление коммунальных услуг с каждым собственником помещений МКД, что не соответствует нормам жилищного законодательства. ТСЖ «Вильямса <данные изъяты>» непосредственно управляет МКД по адресу: <адрес> выставляет собственникам дома платежные документы, но договоры с собственниками помещений заключать отказывается, что ущемляет права и законные интересы собственников, проживающих в данном доме.
Представитель истца - Государственной жилищной инспекции <адрес> по доверенности Логинов В.И. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - ТСЖ «Вильямса <данные изъяты>» по доверенности Сафронов В.Н. возражал по заявленным требованиям, указывая, что в соответствии с решением Арбитражного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу, проверка ГЖИ ТО, проведенная в ДД.ММ.ГГГГ, является незаконной, предписания, вынесенные по итогам проверки, признаны недействительными. Считал, что документы, составленные в результате данной проверки, не могут быть доказательствами по данному делу. В указанном решении не сказано, что Устав ТСЖ не соответствует жилищному законодательству. В случае уменьшения количества членов ТСЖ не является основанием для обращения ГЖИ ТО в суд с иском о ликвидации ТСЖ, поскольку данный вопрос разрешается в порядке, предусмотренном ст. 141 ЖК РФ, то есть собранием собственников ТСЖ. Обращал внимание суда, что ТСЖ ТО не проводило проверку по факту незаконности создания ТСЖ, а, следовательно, по этим основаниям не вправе по этим основаниям обращаться в суд с иском. Утверждал, что ТСЖ предоставило по запросу ГЖИ ТО все имеющиеся документы. Место хранения сообщений (уведомлений) о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решений (бюллетеней) собственников по вопросам, поставленным на голосование, протокола счетной комиссии ответчику не известно. Просил отказать ГЖИ ТО в заявленных требованиях.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу статей 44 - 48, 136 ЖК РФ решение о создании товарищества собственников жилья принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно протоколу № внеочередного общего собрания собственников многоквартирного жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ общим собранием собственников принято решение о создании товарищества собственников жилья многоквартирного жилого <адрес>.
Межрайонной ИФНС России № по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация ТСЖ «Вильямса <данные изъяты>», о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
На основании ч. 3 ст. 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, о правомерности принятия муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
По ч. 1 ст. 11 Закона № 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (п. 1 ч.1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ).
На основании части 1 статьи 141 Жилищного кодекса Российской Федерации ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
В силу ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано, в том числе, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно ч. 2 ст. 141 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом возможность обязать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме принять решение о ликвидации товарищества законодательно не предусмотрена.
Если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не выполнит возложенную на него Кодексом обязанность, то в данном случае товарищество собственников жилья может быть ликвидировано по решению суда в связи с грубым нарушением закона.
Из объяснений представителей сторон следует, что обращение ГЖИ ТО в суд с исковыми требованиями о ликвидации ТСЖ и признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес>, вызвано результатами внеплановой документарной проверки, выявившей нарушения, зафиксированные в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки ТСЖ выданы предписания от ДД.ММ.ГГГГ за № и № о необходимости приведения устава в соответствие с нормами законодательства, проведения обязательного общего собрания собственников помещений МКД, принятия решения о его ликвидации, выбора и реализации одного из способов управления МКД, указанных в статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, представлении документов, подтверждающих правомерность проведения общего собрания о создании ТСЖ, доведения результатов проверки до сведения собственников помещений МКД.
Акт проверки и предписания ГЖИ ТО, составленные по результатам проверки, были обжалованы ТСЖ «Вильямса <данные изъяты>» в Арбитражный суд Тульской области, который решением от ДД.ММ.ГГГГ признал недействительными предписания инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № и № и производство по делу в части требований о признании акта проверки ГЖИ ТО от ДД.ММ.ГГГГ № прекратил по п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку указанный акт не отвечает признакам ненормативного правового акта, так как не содержит положений властно-распорядительного характера, обязательных для лица, в отношении которого он издан, и не направлен на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № оставлено без изменения.
Указанные решения арбитражных судом приобщены к материалам дела и имеют для суда, рассматривающего настоящий спор, преюдициальное значение.
Решениями арбитражных судов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по делу иску ТСЖ «Вильямса <данные изъяты>» к ГЖИ ТО установлено, что в связи с нахождением в инспекции на рассмотрении обращений жителей <адрес> по вопросу законности создания ТСЖ и прекращения его деятельности письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ТСЖ «Вильямса <данные изъяты>» предложено представить устав товарищества и внесенные в устав изменения, реестр членов товарищества, пакет документов решения о создании ТСЖ: протокол собрания, сведения о лице, по инициативе которого созывалось данное собрание, документы (сообщение) по оповещению о проведении общего собрания (в соответствии со ст. 45 Жилищного кодекса РФ), бюллетени голосования, порядок уведомления собственников о принятых решениях общим собранием, доведение итогов голосования до сведения собственников помещения в данном доме, по инициативе которого было созвано такое собрание, протокол счетной комиссии, заявления о вступлении в ТСЖ и о выходе из него, расчет долей в праве общей собственности на общее имущество МКД (в соответствии со ст. 37 и ст. 48 Жилищного кодекса РФ), копии свидетельств на право собственности жилых и нежилых помещений, сведения о документах, подтверждающих право собственности лиц, участвовавших в голосовании, документы, подтверждающие площадь <адрес>, в том числе, технический паспорт дома и иные документы.
На указанный запрос ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Вильямса <данные изъяты>» представлены устав ТСЖ «Вильямса <данные изъяты>», реестр членов ТСЖ, протокол внеочередного общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ, порядок уведомления собственников о принятых ими решениях, заявления собственников о вступлении в ТСЖ, заявления собственников о выходе из ТСЖ, копии технических паспортов; указано, что остальные документы в ТСЖ отсутствуют.
Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение № о проведении в отношении ТСЖ «Вильямса <данные изъяты> внеплановой документарной проверки, целью которой является проверка фактов, изложенных в обращениях граждан №; перечень документов, которые необходимо представить проверяемому лицу, совпадает с документами, указанными в запросе от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании указанного распоряжения инспекцией в отношении ТСЖ «Вильямса <данные изъяты>» проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлены нарушения требований статей 45-48, ч. 2 ст. 138, ч. 2 ст. 141 ЖК РФ, несоответствие устава ТСЖ нормам статей ЖК РФ, что отражено в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.
По результатам проверки ТСЖ «Вильямса <данные изъяты>» выданы предписания от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости приведения устава в соответствие с нормами законодательства, проведения обязательного общего собрания собственников помещений МКД, принятия решения о его ликвидации, выбора и реализации одного из способов управления МКД, указанных в статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, представлении документов, подтверждающих правомерность проведения общего собрания о создании ТСЖ, доведения результатов проверки до сведения собственников помещений МКД.
Предписания ГЖИ ТО от ДД.ММ.ГГГГ № и № признаны решением Арбитражного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ недействительными.
В решениях арбитражных судов установлено, что устав ТСЖ «Вильямса <данные изъяты>» содержит все необходимые положения, предусмотренные ч. 2 ст. 52 ГК РФ и нормы ЖК РФ не подлежат включению в устав товарищества, поскольку таких требований ГК РФ не содержит. ГЖИ ТО не заявил, что какое-либо из условий устава противоречит нормам жилищного законодательства.
В предписании ГЖИ ТО № на ТСЖ «Вильямса <данные изъяты>» возложена обязанность провести обязательное общее собрание собственников помещений МКД и принять решение о его ликвидации, выбрать и реализовать один из способов управления МКД, что признано решениями арбитражных судов неправомерным.
Указание ГЖИ ТО в предписании от ДД.ММ.ГГГГ № на необходимость устранения нарушения, выразившегося в непредставлении ТСЖ документов о правомерности принятия решения о создании товарищества, и представление документов, подтверждающие правомерность проведения общего собрания о создании ТСЖ в срок до ДД.ММ.ГГГГ признано необоснованным, поскольку инспекцией не указано, какими нормативными положениями предусмотрена сама возможность нахождения истребуемых документов у ТСЖ.
Решением Арбитражного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что поскольку в обращениях граждан, проживающих по адресу: <адрес> не указывается на сведения и факты, перечисленные в ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, части 4.2 ст. 20 ЖК РФ, то в силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ оснований для проведения внеплановой проверки ТСЖ не имелось. Цели проверки, проведенной ГЖИ ТО, не соответствуют ее предмету и задачам, положениям ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что акт № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный по результатам проведенной в нарушение требований законодательства внеплановой проверки ТСЖ, в силу положений ст. 67 ГПК РФ, не может быть принят судом как доказательство в обоснование доводов истца.
На основании изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска о ликвидации ТСЖ и признания недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
в исковых требованиях Государственной жилищной инспекции Тульской области к товариществу собственников жилья «Вильямса <данные изъяты>» о ликвидации товарищества собственников жилья «Вильямса <данные изъяты> и признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца.
Председательствующий