РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2017 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего – Ивановой Е.Н.,
при секретаре – Тюличкиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК- № ГУФСИН России по Самарской области об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области Маркелов С.Ю. в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Исправительной колонии № ГУФСИН России по Самарской области (далее – ФКУ ИК№ ГУФСИН России по Самарской области) указав, что Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с привлечением специалистов ОНД и ПР г.о. Самара УНД и ПР МЧС России по Самарской области проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК‑5 ГУФСИН России по Самарской области требований Федерального закона от <дата> №69-ФЗ «О пожарной безопасности», по результатам которой выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства об обеспечении безопасности осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре здания «Электроцеха», «Гаража», «Свинарника», «Котельной», цехов №№, «Хлебопекарни» и «Швейного цеха». Для устранения указанных нарушений ранее <дата> и <дата> ОНД г.о. Самара УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области выносились предписания в адрес администрации ФКУ ИК№ ГУФСИН России по Самарской области об устранении выявленных нарушений закона, а Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях внесено соответствующее представление в адрес начальника исправительного учреждения, но положительных результатов достигнуто не было. ФКУ ИК№ ГУФСИН России по Самарской области является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц- сотрудников, осужденных, состав которых постоянно меняется. В разное время в исправительном учреждении могут находиться сотрудники правоохранительных органов и иные лица, выполняющие свои профессиональные обязанности. Несоблюдение указанных требований закона нарушает право осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся в ИК№, на безопасность, создает угрозу уничтожения или повреждения имущества, расположенного на территории исправительного учреждения, в связи с чем, просит исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании помощник Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области – Теркунов Д.В., заявленные исковые требования уточнил, просил возложить на администрацию ФКУ ИК№ ГУФСИН России по Самарской области обязанность по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре здания: «Электроцеха», «Гаража», «Свинарника», «Котельной», цехов №№,№ и «Швейного цеха», поскольку нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в отношении помещения «Хлебопекарни» со стороны администрации исправительного учреждения в настоящее время устранены.
Представители ответчика ФКУ ИК№ ГУФСИН России по Самарской области – Акшинская Л.Е. и Терентьев В.А., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, пояснили, что учреждением приняты исчерпывающие меры по устранению выявленных в ходе проведенных проверок требований законодательства о пожарной безопасности. В полном объеме устранить нарушения не представляется возможным, поскольку отсутствует достаточная материальная база.
Представители третьего лица УФСИН России по Самарской области – Едутова В.В. и Шванников В.И., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения исковых требований Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области, ссылаясь на то, что требования заявлены необоснованно. ФКУ ИК№ по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств. Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию в соответствии с требованиями ФЗ от <дата> №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». У исправительного учреждения отсутствует лицензия на выполнение данной деятельности. Кроме того, в <...> году ФКУ ИК№ на обеспечение противопожарного режима доведен лимит бюджетных обязательств в размере 160 000 рублей. <дата> исправительным учреждением заключен контракт с ООО «<...>» на оказание услуг по монтажу автоматической пожарной сигнализации, который исполнен в полном объеме. Считают, что администрацией ФКУ ИК-№ проводится работа по устранению нарушений пожарной безопасности при доведении лимитов бюджетных обязательств. Эти доводы изложены в письменном отзыве на исковое заявление.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, мнение допрошенного в качестве специалиста заместителя начальника ОНД г.о. Самара УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области – Малкина А.Е., полагавшего уточненные исковые требования Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Частью 2 статьи 1 УИК РФ установлено, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Уставом ФКУ ИК№ ГУФСИН России по Самарской области предусмотрено, что предметом и целями деятельности исправительного учреждения являются, в том числе: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение правопорядка и законности в учреждении, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 2.1).
В соответствии Уставом исправительная колония осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных.
Согласно ст. 1 Федерального закона от <дата> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от <дата> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно ст. 52 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к одному из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В силу ст. 91 вышеуказанного Закона о требованиях пожарной безопасности, помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Пунктами 4, 5 Приказа МЧС РФ от <дата> N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" и Приказа МЧС РФ от <дата> N 173 "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности" регламентированы требования по оснащению и оборудованию помещений системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией.
Судом установлено, что Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по Самарской области.
Проверкой, проведенной в ИК-№ с привлечением специалистов ОНД и ПР г.о. Самара УНД и ПР МЧС России по Самарской области выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства об обеспечении безопасности осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре здания «Электроцеха», «Гаража», «Свинарника», «Котельной», цехов №№,№, «Хлебопекарни» и «Швейного цеха».
Предписания ОНД г.о. Самара УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области № от <дата> и № от <дата>, вынесенные в адрес администрации ФКУ ИК‑№ ГУФСИН России по Самарской области об устранении выявленных нарушений закона, а также соответствующее Представление Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от <дата>, до настоящего времени в полном объеме не исполнены.
Установлено также, что частично нарушения пожарной безопасности устранены, а именно в здании «Хлебопекарни» исправительного учреждения.
Поскольку несоблюдение требований пожарной безопасности нарушает право осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся в ИК-№ на безопасность, создает угрозу уничтожения или повреждения имущества расположенного на территории исправительного учреждения, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области.
Утверждения ответчика о том, что отсутствует материальная возможность устранить выявленные нарушения, не могут являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку данное обстоятельство не освобождает администрацию ФКУ ИК-№ от обязанности устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности.
Ссылку представителей третьего лица УФСИН России по Самарской области на то, что ФКУ ИК-№ ГУФСИН России заключен контракт с ООО «<...>» на оказание услуг по монтажу автоматической пожарной сигнализации, по мнению суда, не свидетельствует о предпринимаемых должных мерах, направленных на устранение выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ФКУ ИК‑№ ГУФСИН России по Самарской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности: оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре здания «Электроцеха», «Гаража», «Свинарника», «Котельной», цехов №, №, №, швейного цеха.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий: подпись. Е.Н. Иванова
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Председательствующий: подпись. Е.Н. Иванова
Решение вступило в законную силу___________________
Копия верна.
Судья: