УИД: 42RS0009-01-2021-009062-81 Дело № 2-251/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Кемерово 28 января 2022 года
Центральный районный суд г.Кемерово Кемеровской области в составе Председательствующего судьи Алхимовой А.Е.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителей ответчиков ФИО2, ФИО3,
при секретаре Сальманович А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления МВД России по г.Кемерово к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 о взыскании ущерба, причиненного в результате проведения несогласованных публичных мероприятий, суд
У С Т А Н О В И Л:
Управление МВД России по г.Кемерово в лице представителя ФИО9, действующей на основании доверенности № 53-Д от 24.05.2021 г., обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО10 о возмещении ущерба, причиненного в результате проведения несогласованных публичных мероприятий.
Свои требования мотивировало тем, что 23 января 2021 года ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО6, ФИО8 (далее - ответчики) в г.Кемерово организовано несогласованное в установленном порядке публичное мероприятие (далее - несогласованное публичное мероприятие) в форме митинга, место сбора участников - на территории Аллеи Славы напротив Драмтеатра.
31 января 2021 года ФИО4в г.Кемерово организовано несогласованное в установленном порядке публичное мероприятие в форме шествия, место сбора участников проходило на территории Аллеи Славы напротив Драмтеатра, с маршрутом шествия от Аллеи Славы до площади Советов, затем налево до площади Пушкина, затем по ул. Н.Островского до ул.Весенней.
Вышеуказанные несогласованные публичные мероприятия организованы ответчиками в нарушение порядка, установленного Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ), без уведомления органа исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса или органа местного самоуправления г.Кемерово, путем размещения открытых призывов к участию неопределенного круга лиц в публичных мероприятиях в сети «Интернет».
Обстоятельства, связанные с организацией ответчиками 23 января 2021 года и 31 января 2021 года несогласованных публичных мероприятий в г.Кемерово, подтверждены в том числе постановлениями судов по делам об административных правонарушениях.
Вступившим в законную силу постановлением Центрального районного суда г.Кемерово от 31 января 2021 года ФИО4 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, как организатор публичного мероприятия 23 января 2021 года в г.Кемерово без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, с назначением ей административного наказания в виде административного ареста сроком на 6 суток.
Суд пришел к выводу, что ФИО4 (помощница координатора Штаба Навального в г.Кемерово) в сети «Интернет» в социальной сети «TikTok» на канале под названием «Штаб Навального Кемерово» обращалась с призывами к неопределенному кругу граждан принять участие 23 января 2021 года в публичном мероприятии в защиту А.Навального на территории Аллеи Славы напротив Драмтеатра в 14-00 в г.Кемерово, в связи с чем, действия ФИО4 нарушают требования ст.ст.3, 5, 7, 8 и 10 Федерального закона № 54-ФЗ. Тем самым, ответчик ФИО4 в нарушение требований законодательства организовала 23 января 2021 года публичное мероприятие, проведение которого не согласовано в установленном порядке с Администрацией г.Кемерово.
Постановлением Центрального районного суда г.Кемерово от 23 января 2021 года, уточненным определением Центрального районного суда г.Кемерово от 25 января 2021 года и измененным решением Кемеровского областного суда от 29 января 2021 года (в части исчисления начала срока административного ареста), ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, как организатор публичного мероприятия 23 января 2021 года в г.Кемерово без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, с назначением ему административного наказания в виде административного ареста сроком на 7 суток.
Суд установил, что ФИО5 (координатор Штаба Навального в г.Кемерово) в сети «Интернет» в социальной сети «ВКонтакте» в группе под названием «Команда Навального/Кемерово» обратился с призывами принять участие 23 января 2021 года в публичном мероприятии в защиту А.Навального на территории Аллеи Славы напротив Драмтеатра в 14-00 в г.Кемерово, в связи с чем, действия ФИО5 нарушают требования ст.ст.3.5, 7, п.2.1 ст.8, ст.10 Федерального закона № 54-ФЗ и ст.2 Закона Кемеровской области от 12.07.2006 г. № 93-ОЗ «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия». Тем самым, ответчик ФИО5 в нарушение требований законодательства организовал 23 января 2021 года публичное мероприятие, проведение которого не согласовано в установленном порядке с Администрацией г.Кемерово.
Вступившим в законную силу постановлением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 25 февраля 2021 года ФИО7 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, как организатор публичного мероприятия 23 января 2021 **.**.**** в г.Кемерово без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей.
Судом установлено, что ФИО7 на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» под названием «Владимир Чигарев» обратился с призывами об участии граждан в митингах 23 января 2021 года в поддержку оппозиционера Навального на Аллее Славы напротив Драмтеатра в 14-00 в г.Кемерово, чем осуществил действия по организации публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, тем самым нарушил требования ст.3, ч.5 ст.5, ст.7, п.2.1 ст.8, ст.10 Федерального закона № 54-ФЗ. Тем самым, ответчик ФИО7 в нарушение требований законодательства организовал 23 января 2021 года публичное мероприятие, проведение которого не согласовано в установленном порядке с Администрацией г.Кемерово.
Вступившим в законную силу постановлением Центрального районного суда г.Кемерово от 11 марта 2021 года ФИО6 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, как организатор публичного мероприятия 23 января 2021 года в г.Кемерово без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, с назначением ей административного наказания в виде административного ареста сроком на 3 суток.
Суд установил, что ФИО6 в сети «Интернет» на странице под названием «Меlanie» разместила видеоролики, в которых ФИО6 путем размещения надписей сообщила о времени и месте проведения несогласованного публичного мероприятия в виде митинга в г.Кемерово 23 января 2021 года в 14-00 на Аллее Героев напротив Драмтеатра в поддержку А.Навального, в связи с чем действия ФИО6 нарушают требования ст.3, ч.5 ст.5, ст.7, п.2.1 ч.2 ст.8, ст.10 Федерального закона № 54-ФЗ. Тем самым, ответчик ФИО6 в нарушение требований законодательства организовала 23 января 2021 года публичное мероприятие, проведение которого не согласовано в установленном порядке с Администрацией г.Кемерово.
Вступившим в законную силу постановлением Центрального районного г.Кемерово от 08 апреля 2021 года ФИО8 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, как организатор публичного мероприятия 23 января 2021 года в г.Кемерово без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, с назначением ей административного наказания в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей.
Суд пришел к выводу, что ФИО8 разместила на канале «Lucia В1аск» видеохостинга «YouTube» видеозапись под названием «22 января 2021 г.», на которой обращалась с призывами к неопределенному кругу лиц об участии в несогласованном публичном мероприятии в г.Кемерово в поддержку Навального и «против режима, который установил наш любимый ВэВэПэ» (в «протестном митинге») 23 января 2021 года. Тем самым, ответчик ФИО8 в нарушение требований законодательства организовала 23 января 2021 года публичное мероприятие, проведение которого не согласовано в установленном порядке с Администрацией г.Кемерово.
Кроме того, вступившим в законную силу постановлением Центрального районного суда г.Кемерово от 26 февраля 2021 года ФИО4 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, как организатор публичного мероприятия 31 января 2021 года в г.Кемерово без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, с назначением ей административного наказания в виде административного ареста сроком на 8 суток.
Суд пришел к выводу, что ФИО4, зарегистрированная под именем пользователя «Арсений Летов» в сети «Интернет» в социальной сети «ВКонтакте» в группе под названием «Команда Навального Кемерово», обращалась с призывами к неограниченному кругу лиц принять участие 31 января 2021 года в публичном мероприятии в виде шествия, начиная с 12-00 на Аллее Славы напротив Драмтеатра в г.Кемерово, в связи с чем действия ФИО4 нарушают требования ст.ст.3, 5, 7, 8 и 10 Федерального закона № 54-ФЗ. Тем самым, ответчик ФИО4 в нарушение требований законодательства организовала 31 января 2021 года публичное мероприятие, проведение которого не согласовано в установленном порядке с Администрацией г.Кемерово.
Таким образом, вышеперечисленными вступившими в законную силу судебными актами подтверждается, что ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО6, ФИО8 являлись организаторами несогласованного публичного мероприятия 23 января 2021 года, а также ФИО4 являлась организатором несогласованного публичного мероприятия 31 января 2021 года.
В связи с организацией ответчиками 23 января 2021 года и 31 января 2021 года несогласованных публичных мероприятий сотрудники Управления МВД России по г.Кемерово были привлечены к выполнению служебных обязанностей в выходные дни для охраны общественного порядка:
23 января 2021 года 255 сотрудников,
31 января 2021 года 458 сотрудников.
Следствием указанных событий явилось несение Управлением МВД России по Кемеровской области дополнительных расходов на выплату сотрудникам денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные дни.
Денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходной день 23 января 2021 года и 31 января 2021 года была начислена всего 397 сотрудникам Управления МВД России по г.Кемерово в общей сумме ... рублей, остальным сотрудникам предоставлены дополнительные дни отдыха.
Выплаты компенсации произведены на основании приказа Управления МВД России по г.Кемерово от 18.03.2021 г. № 305 л/с.
Таким образом, ущерб, причиненный УМВД России по г.Кемерово в результате организованного ответчиками ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО6, ФИО10 несогласованных публичных мероприятий 23 и 31 января 2021 года, составил ... рублей.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции», полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18.06.2019 г. № 24-П изложена позиция, что процедура предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия преследует цель заблаговременно довести до соответствующих органов публичной власти необходимую информацию о форме, месте (маршруте движения), времени начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемом количестве его участников, способах обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, а также об организаторах и лицах, уполномоченных выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия. Иначе органы публичной власти, не имея достоверного представления о планируемом публичном мероприятии, его характере и масштабах, лишались бы реальной возможности исполнить возложенную на них ст.2 Конституции Российской Федерации обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и принять необходимые меры, в том числе профилактические и организационные, направленные на обеспечение безопасных как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц условий проведения публичного мероприятия.
Непринятие таких мер может послужить основанием для привлечения к установленной законом ответственности, в том числе гражданско-правового характера.
Согласно ч.4 ст.5 Федерального закона № 54-ФЗ, организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в установленном порядке; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения пличного мероприятия и т.д.
Статьей 10 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
На основании ч.6 ст.5 Федерального закона № 54-ФЗ, организатор публичного мероприятия в случае неисполнения им вышеуказанных обязанностей, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия. Возмещение вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с абз.1 п.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим.
Согласно ст.128 ГК РФ денежные средства как наличные, так и безналичные являются объектами гражданских прав и относятся к имуществу или имущественным правам соответственно.
В результате несогласованных публичных мероприятий, проведенных г.Кемерово 23 и 31 января 2021 года, Управлением МВД России пог.Кемеровопонесены расходы в виде выплат сотрудникам денежной компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные дни 23 и 31 января 2021 года, то есть охраняемые законом имущественные блага Управления МВД России по г.Кемеровопретерпели неблагоприятные изменения (умаление), что причинило вред Управлению МВД России по г.Кемерово.
Таким образом, в силу принципа генерального деликта, сформулированного Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 25.01.2001 г. № 1-П, от 15.07.2009 г. № 13-П и определение от 04.10.2012 г. № 1833-О), обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, который включает наступление вреда, противоправность поведения причинителя, причинную связь между его поведением и наступлением вреда, а также его вину.
Такая совокупность состава правонарушения имелась в действиях ответчиков.
Противоправность поведения организаторов несогласованного митинга установлена постановлениями Центрального районного суда г. Кемерово от 31 января 2021 года (в отношении ФИО4), Центрального районного суда г.Кемерово от 23 января 2021 года (в отношении ФИО5), Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 25 февраля 2021 года (в отношении ФИО7), Центрального районного суда г.Кемерово от 11 марта 2021 года (в отношении ФИО6), Центрального районного суда г.Кемерово от 08 апреля 2021 года (в отношении ФИО10), которыми ответчики были привлечены к административной ответственности как организаторы несогласованного публичного мероприятия.
Вред как условие привлечения к гражданско-правовой ответственности проявился в виде затрат на выплату денежной компенсации за выполнение сотрудниками Управления МВД России по г.Кемерово служебных обязанностей в выходные дни в результате проведения несогласованных публичных мероприятий.
Причинно-следственная связь также подтверждается представленными материалами, из которых усматривается, что вред явился прямым следствием противоправных действий ответчиков, выразившихся в организации несогласованного публичного мероприятия.
Вина организатора несогласованного публичного мероприятия в случае привлечения его к гражданско-правовой ответственности в соответствии с ч.6 ст.5 Федерального закона № 54-ФЗ заключается в уклонении, сопряженном с неосмотрительностью или, более того, с преднамеренными действиями, имевшими последствием причинение участниками публичного мероприятия вреда физическим и (или) юридическим лицам, - от исполнения обязанностей по поддержанию общественного порядка и охране безопасности граждан (подпункт 2.4). Так как ответчики не только не действовали с разумной осмотрительностью при организации и проведении несогласованного публичного мероприятия, а напротив, уклонились от возложенных на них как организаторов обязанностей и собственным поведением провоцировали нарушение участниками указанного публичного мероприятия общественного порядка (ответчики разместили в сети Интернет видеоролики, обращенные неопределенному кругу лиц, с призывами принять участие в несогласованном митинге, зная о том, что указанное публичное мероприятие не согласовано), их вина в причинении вреда очевидна.
Причинение имущественного вреда порождает обязательство между причинителем вреда и потерпевшим, вследствие которого на основании ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу п.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании ст.1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
В результате проведения 23 января 2021 года и 31 января 2021 года несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия на обеспечение общественной безопасности и общественного порядка Управлением МВД России по г.Кемерово затрачены финансовые средства.
Затраченные денежные средства на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности на территории г.Кемерово являются средствами федерального бюджета, направленными на содержание Управления МВД России по г.Кемерово на период финансового года, что, в свою очередь, при отсутствии дополнительных финансовых ассигнований на покрытие данных расходов может привести к ненадлежащему финансированию Управления МВД России по г.Кемерово, невозможности исполнения возложенных на них задач и может повлечь угрозу надлежащему обеспечению государственной и общественной безопасности.
Причиненный Управлению МВД России по г.Кемерово ущерб в связи с проведением в г.Кемерово 23 и 31 января 2021 года несогласованных публичных мероприятий подлежит взысканию с ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО6, ФИО10 солидарно, как с организаторов данных мероприятий.
Согласно п.19 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Кемерово, утвержденного приказом МВД России от 21.08.2017 г. № 499, Управление МВД России по г.Кемерово является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения; имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; выступает истцом и ответчиком в суде.
Просили суд взыскать со ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО6, ФИО10 солидарно ... рублей в счет возмещения причиненного вреда в пользу Управления МВД России по г.Кемерово.
В ходе рассмотрения дела представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности № 5-Д от 12.01.2021 г., уточнила исковые требования и просила взыскать со ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО6, ФИО10 солидарно ... рублей в счет возмещения причиненного вреда, причиненного в результате проведения несогласованного публичного мероприятия 23 января 2021 года, а также взыскать со ФИО4 ... рублей в счет возмещения причиненного вреда, причиненного в результате проведения несогласованного публичного мероприятия 31 января 2021 года, в пользу Управления МВД России по г.Кемерово.
Кроме того, представитель истца ФИО1 представила письменный отзыв на возражения представителя ответчика (т.1 л.д.193-201) и пояснила, что убытки были причинены именно Управлению МВД России по г.Кемерово, поскольку денежные средства были доведены из федерального бюджета непосредственно в распоряжение Управления МВД России по г.Кемерово, которым осуществлена выплата указанных средств сотрудникам, принимавшим участие в охране общественного порядка 23 и 31 января 2021 года, что подтверждается представленными платежными поручениями № № 516041, 516033, 516091, 516023, 516029, 516053, 516024, 516020, 516084, 516014, 516087, 516009, 516006, 516074, 516073 от 22.03.2021 г. и расходным кассовым ордером № 122 22.03.2021 г. (т.1 л.д.172-187). Конкретным сотрудникам приказы об их привлечении к выполнению служебных обязанностей в выходные дни 23 и 31 января 2021 года в соответствии с п.п.10, 13 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 г. № 1377, были отданы руководителями подразделений в устной форме. В последующем были изданы приказы УМВД России по г.Кемерово от 08.02.2021 г. № 132 л/с и 133 л/с «О привлечении личного состава к выполнению служебных обязанностей».
Ответчики ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО6, ФИО8 в суд не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, ходатайств не заявляли.
Представитель ответчиков ФИО4 и ФИО5 – ФИО2, действующий на основании доверенностей 42 АА № 3180734 от 28.01.2021 г. и от 22.01.2021 г., в судебном заседании исковые требования не признал и представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела (т.1 л.д.202-224, т.3 л.д.66-69).
Представитель ответчика ФИО5 – ФИО3, действующий на основании доверенности 42 АА № 2163373 от 27.09.2017 г., в судебном заседании исковые требования также не признал и просил оставить их без удовлетворения в полном объеме, поскольку истцом не представлено допустимых доказательств причинения какого-либо ущерба действиями ответчиков.
Суд с учетом мнения участников процесса и положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив доводы искового заявления и возражений, а также письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 23 января 2021 года ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО6, ФИО8в г.Кемерово организовано несогласованное в установленном порядке публичное мероприятие в форме митинга, место сбора участников - на территории Аллеи Славы напротив Драмтеатра.
31 января 2021 года ФИО4в г.Кемерово организовано несогласованное в установленном порядке публичное мероприятие в форме шествия, место сбора участников проходило на территории Аллеи Славы напротив Драмтеатра, с маршрутом шествия от Аллеи Славы до площади Советов, затем налево до площади Пушкина, затем по ул. Н.Островского до ул.Весенней.
Вышеуказанные несогласованные публичные мероприятия организованы ответчиками в нарушение порядка, установленного Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ), без уведомления органа исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса или органа местного самоуправления г.Кемерово, путем размещения открытых призывов к участию неопределенного круга лиц в публичных мероприятиях в сети «Интернет».
При этом ни один из ответчиков не являлся непосредственным участников публичных мероприятий 23 и 31 января 2021 года в г.Кемерово.
Обстоятельства, связанные с организацией ответчиками 23 января 2021 года и 31 января 2021 года несогласованных публичных мероприятий в г.Кемерово, подтверждены вступившими в законную силу постановлениями судов по делам об административных правонарушениях (т.1 л.д.20-21, 22-23, 24-26, 27-28, 29-33, 34-37) и в силу положений ст.61 ГПК РФ не могут оспариваться и сторонами в ходе рассмотрения настоящего дела о гражданско-правовых последствиях действий лиц, в отношении которых они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ, в суд за защитой нарушенных прав или законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, вправе обратиться лишь заинтересованное лицо.
На основании ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
В силу положений Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия могут осуществляться только на безвозмездной основе, при этом основную ответственность за охрану общественного порядка и безопасности граждан должны принимать на себя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, уполномоченные представители органов внутренних дел.
Соответствующие обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления нашли свое отражение в ст.ст.2, 18, 71, 72, 132 Конституции Российской Федерации, ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.15 и ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.ст.1, 2, 12 и 13 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции).
При этом ссылку УМВД России по г.Кемерово на ч.6 ст.5 Федерального закона № 54-ФЗ, согласно которой организатор публичного мероприятия в случае неисполнения им обязанностей, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия, суд считает несостоятельной в виду нижеследующего.
Указанная норма введена подпунктом «г» п.1 ст.2 Федерального закона 08.06.2012 г. № 65-ФЗ, конституционность которого была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (далее – КС РФ).
Постановлением КС РФ от 14.02.2013 г. № 4-П подпункт «г» ч.1 ст.2 Федерального закона от 08.06.2012 г. № 65-ФЗ признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее ст.ст.31, 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой он предполагает наступление гражданско-правовой ответственности организатора публичного мероприятия - в случае неисполнения им обязанностей, усмотренных частью 4 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», - за вред, причиненный участниками публичного мероприятия, вне зависимости от проявления им надлежащей заботы о поддержании общественного порядка и отсутствия его вины в причинении такого вреда.
В данном Постановлении КС РФ указал, что если же организатор очного мероприятия действует с разумной осмотрительностью, не уклоняется от возложенных на него обязанностей и собственным поведением не провоцирует нарушение участниками публичного мероприятия общественного порядка, бремя возмещения причиненного во время его проведения вреда должны нести исключительно непосредственные причинители вреда, а не организатор публичного мероприятия.
Само по себе неисполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, предусмотренных ч.4 ст.5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», притом что обязанность по охране общественного порядка и обеспечению безопасности граждан лежит прежде всего на органах публичной власти,не может служить достаточным основанием для возложения на него гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный участниками публичного мероприятия, - в противном случае он вынужден был бы отвечать и за такие действия, которые не зависели от исполнения (неисполнения) им своих обязанностей и не могли им контролироваться, в то время как непосредственные причинители вреда (как участники публичного мероприятия, так и иные лица) оставались бы безнаказанными.
В данном случае публичные мероприятия 23 и 31 января 2021 года в г.Кемерово носили мирный характер, доказательств обратного суду истцом не представлено.
В соответствии с пп.4 п.2 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 г. № 699, охрана общественного порядка является обязанностью МВД России.
В силу положений ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст.309.2 ГК РФ должник несет расходы на исполнение обязательства, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором либо не вытекает из существа обязательства, обычаев или других обычно предъявляемых требований.
Таким образом, расходы федерального бюджета, направленные на исполнение обязательств государства перед обществом, не могут рассматриваться как убытки.
В соответствии с п.19 Положения об Управлении МВД России по г.Кемерово, утвержденного Приказом ГУ МВД России по Кемеровской области от 21.08.2017 г. № 499, Управление МВД России по г.Кемерово является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения.
Согласно ч.1 ст.123.21 ГК РФ, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
На основании пп.50 п.13 Положения о ГУ МВД России по Кемеровской области, утвержденного Приказом МВД России от 01.08.2017 г. № 579, материально-техническое обеспечение УМВД России по г.Кемерово осуществляет ГУ МВД России по Кемеровской области.
В п.21 Положения об Управлении МВД России по г.Кемерово также указано, что имущество, находящееся на его балансе, закреплено за ним на праве оперативного управления.
Согласно ст.296 ГК РФ право оперативного управления является вещным правом, следовательно, к имуществу, закрепленному за УМВД России по г.Кемерово на праве оперативного управления не могут быть отнесены бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные на денежное содержание сотрудников и материально-техническое обеспечение их деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.47 Закона о полиции, финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
В силу ст.6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), расходными обязательствами Российской Федерации являются, в частности, обусловленные законом обязанности Российской Федерации предоставить юридическому лицу средства из федерального бюджета.
Бюджетными ассигнованиями являются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, каковыми являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
В соответствии с абз.2 ч.1 ст.84 БК РФ, расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов (в данном случае - Закона о полиции).
Согласно ч.1 ст.48 Закона о полиции, материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.
На основании п.23 Положения об Управлении МВД России по г.Кемерово, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Управления осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.
Таким образом, расходные обязательства Российской Федерации, то есть обусловленные законом обязанности Российской Федерации предоставлять УМВД России по г.Кемерово средства из федерального бюджета не являются и не могут являться имуществом УМВД России по г.Кемерово.
В соответствии со ст.69.1 БК РФ, к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам.
Согласно ст.70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные платы в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, актами) и законодательством Российской Федерации; закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Таким образом, УМВД России по г.Кемерово произвело дополнительную оплату труда своих сотрудников (выплатило денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в выходной день) исключительно за счет бюджетных ассигнований, то есть за счет предельных объемов денежных средств, предусмотренных в текущем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств Российской Федерации (расходных обязательств Российской Федерации перед УМВД России по г.Кемерово, подлежащих исполнению в текущем финансовом году).
В соответствии с ч.2 ст.84 БК РФ, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Согласно ст.39 БК РФ доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
На основании ст.41 БК РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.
Таким образом, спорные расходные обязательства в текущем году Российская Федерация исполнила перед УМВД России по г.Кемерово, в том числе, за счет налогов и сборов, уплаченных как участниками публичных мероприятий, так и организаторами публичных мероприятий.
Бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах, сборах и иных обязательных платежах не предусмотрено формирование доходов бюджетов за счет взыскания с граждан в регрессном порядке расходных обязательств Российской Федерации - бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций государственного учреждения (УМВД России по г.Кемерово).
В соответствии с ч.1 ст.12 Закона о полиции, на полицию возлагаются обязанности прибывать незамедлительно на место совершения административного правонарушения, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, пресекать административные правонарушения, обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок во время публичных мероприятий, в том числе «несогласованных», за «организацию» которых ответчики были привлечены к административной ответственности. В любом случае, на полицию возлагается обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, в скверах и других общественных местах.
Таким образом, пресечение сотрудниками УМВД России по г.Кемерово административных правонарушений, совершенных участниками публичных мероприятий, а также обеспечение безопасности граждан и общественного порядка во время проведения публичных мероприятий, являются их прямыми обязанностями, выполненными за счет бюджетных ассигнований - расходных обязательств Российской Федерации в текущем финансовом году.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований УМВД России по г.Кемерово к ответчикам ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО10 о возмещении ущерба, причиненного в результате проведения в г.Кемерово несогласованных публичных мероприятий 23 и 31 января 2021 года, в виде затрат на выплату сотрудникам денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления МВД России по г.Кемерово к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 о взыскании в солидарном порядке ущерба, причиненного в результате проведения в г.Кемерово несогласованных публичных мероприятий 23.01.2021 года в размере 418043,96 рублей - оставить без удовлетворения.
Исковые требования Управления МВД России по г.Кемерово к ФИО4 о взыскании ущерба, причиненного в результате проведения в г.Кемерово несогласованных публичных мероприятий 31.01.2021 года в размере 334365,43 рублей - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения суда в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Кемерово.
Решение в мотивированной форме составлено 02.02.2022 года.
Судья: Алхимова А.Е.