ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2527/18 от 25.07.2018 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

дело № 2-2527/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2018 года город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края под председательством

судьи Лихомана В.П.,

при секретаре Шурдумове А.Х.,

с участием

представителя истца

старшего помощника прокурора г. Пятигорска Тимофеева Э.Л.,

представителя ответчика администрации г. Пятигорска ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в Пятигорском городском суде Ставропольского края гражданское дело № 2-2527/2018 по исковому заявлению прокурора г. Пятигорска, предъявленному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования города-курорта Пятигорска в лице администрации г. Пятигорска к администрации г. Пятигорска и Управлению Росреестра по Ставропольскому краю о признании постановления администрации г. Пятигорска о предварительном согласовании предоставления земельного участка недействительным с момента принятия и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

В исковом заявлении прокурор г. Пятигорска в обоснование заявленных требований суду сообщил, что в прокуратуре г. Пятигорска проведена проверка исполнения администрацией г. Пятигорска требований земельного законодательства, в ходе которой установлено, что до вступления в силу нового Лесного кодекса Российской Федерации от 04 декабря 2006 года участки городских лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 года (далее – ЛК РФ) входили в границы лесных участков, отнесенных в ведение ФГУ «Бештаугорский лесхоз».

После вступления в силу действующего ЛК РФ произошла реорганизация лесхозов как учреждения и в соответствии со ст.ст. 81, 84 ЛК РФ определили полномочия по управлению городскими лесами в ведение муниципалитета.

В связи с изложенным, муниципальному образованию городу-курорту Пятигорск были переданы карты, схемы, планшеты, таксационные описание городских лесов общей площадью 2379 га.

В соответствии с п. 1.1.1 Лесохозяйственного регламента городских лесов города-курорта Пятигорска, утвержденного постановлением администрации г. Пятигорска от 28 июня 2012 года № 2101, в настоящих границах, как структурная единица, городские леса г. Пятигорска были выделены из Бештаугорского лесхоза. Общая площадь лесов г. Пятигорска, на год разработки Лесохозяйственного регламента, составляет 2379 га (из них 1637 га – Машукское участковое лесничество, 742 га – Пятигорское участковое лесничество).

По целевому назначению городские леса относятся к защитным лесам.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе к рекреационным. Земельные участки в составе рекреационных зон, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (статья 85 ЗК РФ).

В силу п. 5 ст. 98 ЗК РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Согласно ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ст. 23 ЛК РФ).

Из положений ст. 102 ЛК РФ следует, что городские леса и лесопарки относятся к защитным лесам. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В соответствии со ст. 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

Основы лесного законодательства Российской Федерации, действовавшие до принятия ЛК РФ (далее – Основы), определяли границы и внутрихозяйственную организацию территории лесного фонда посредством проведения лесоустройства, по результатам которого для владельцев лесного фонда составлялись проекты, содержащие комплексную оценку ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатывались основные положения организации и развития лесного хозяйства (ст.ст. 74, 75 Основ).

Статьей 13 Основ лесной фонд в Российской Федерации подразделялся на три группы, к первой из которых были отнесены леса, выполняющие преимущественно, в том числе функции санитарно-гигиенические и оздоровительные – городские леса, лесопарки, леса зеленых зон вокруг городов (ст. 14 Основ).

На основании постановления администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю сформирован земельный участок с кадастровым , с видом разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов туристко-рекреационного назначения».

Вышеуказанный земельный участок образован путем объедения находившихся в аренде ООО «<данные изъяты>» земельного участка с кадастровым номером , площадью 82466 кв.м, с видом разрешенного использования «Для размещения объекта туристско-рекреационного назначения» с земельным участком с кадастровым , площадью 2731 кв.м, с видом разрешенного использования «Экологический пост и стоянка автотранспорта».

Вместе с тем, согласно информации, представленной ГКУ «Бепггаугорское лесничество» и проведенной прокуратурой г. Пятигорска проверки, вышеуказанный земельный участок с кадастровым полностью входит в 25 квартал городских лесов г. Пятигорска, по материалам карт Лесохозяйственного регламента городских лесов города-курорта Пятигорска, разработанных в ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>», утвержденного постановлением администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ, планшеты которых передавались администрации г. Пятигорска.

Учитывая, что строительство зданий и сооружений не соответствует целям рекреационного назначения земель в составе рекреационных зон, занятые городскими лесами, формирование вышеуказанного земельного участка и дальнейшее предоставление его в аренду выполнено в нарушение требований действующего законодательства.

При этом порядок аренды лесных участков регламентирован ст.ст. 71, 72 ЛК РФ, в нарушение требований которых вышеуказанный участок городских лесов передан на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в аренду ООО «<данные изъяты>», а на основании договора уступки прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ в аренду Д..

Предоставление участка городских лесов на основании договора аренды земельного участка без включения в него условий, являющихся обязательными для договоров аренды лесных участков, является нарушением требований ст.ст. 71, 72 ЛК РФ и влечет возможность использования городских лесов в без соблюдения установленных ЛК РФ обязательных условий использования лесов и обязанностей лесопользователя.

Кроме того, цена договора аренды лесного участка должна была определяться в соответствии с ч. 3 ст. 73 ЛК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», тогда как цена договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ определена в соответствии с ЗК РФ.

Статьей 168 ГК РФ установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Вступившим по результатам рассмотрения судом апелляционной инстанции решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу на Управление Росреестра по Ставропольскому краю возложена обязанность исключить сведения о земельном участке с кадастровым из Государственного реестра недвижимости.

Вместе с тем в период рассмотрения дела судом, на основании постановления администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления Д. земельного участка, расположенного по адресу: Российская <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ в Государственный кадастр недвижимости влачены сведения о земельном участке с кадастровым , площадью 10000 кв.м, с видом разрушенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов туристко-рекреационного назначения».

Данный земельный участок образован путем выдела из земельного участка с кадастровым , занимаемого городскими лесами.

Таким образом, образование земельного участка с кадастровым с видом разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов туристко-рекреационного назначения», по мнению прокурора, не соответствует его фактическому назначению «Отдых (рекреация)», установленному для городских лесов приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Кроме того, положения постановления администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающие предварительное согласование передачи лесного участка Д., как считает прокурор, не соответствует требованиям ст.ст. 71, 72, 73 ЛК РФ.

Непринятие администрацией г. Пятигорска мер исключению из Государственного реестра недвижимости земельного участка с кадастровым повлечет незаконную его застройку, и как следствие сокращение площади городских лесов, что недопустимо в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 года № 1425.

Как указал прокурор, незаконное использование городских лесов может полечь сокращение их площади, что нарушит права неопределенного круга лиц не благоприятную окружающую среду, установленные п. 2 ст. 1 ЛК РФ, что послужило основанием обращения прокурора в суд.

На основании изложенного, в исковом заявлении прокурор г. Пятигорска, а также в судебном заседании его старший помощник Тимофеев Э.Л., просили суд признать постановление администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления Д. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» недействительным с момента принятия и обязать Управление Росреестра по Ставропольскому краю исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым

В судебном заседании представитель ответчика возражал в отношении иска, пояснив, что оспариваемое прокурором г. Пятигорска постановление администрации г. Пятигорска вынесено в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства и основания для признания его недействительным отсутствуют, в связи с чем просил в иске прокурору отказать.

В судебное заседание не явились представитель ответчика Управления Росреестра по Ставропольскому краю и третье лицо Д., несмотря на то, что были извещены о его времени и месте в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, сведений о причинах неявки в суд не сообщили, в связи с чем, на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

С учетом объяснений представителей истца и ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности и в их совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно представленным письменным доказательствам, в прокуратуре г. Пятигорска проведена проверка исполнения администрацией г. Пятигорска требований земельного законодательства, в ходе которой установлено, что до вступления в силу нового Лесного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ участки городских лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – ЛК РФ) входили в границы лесных участков, отнесенных в ведение ФГУ «Бештаугорский лесхоз».

После вступления в силу действующего ЛК РФ произошла реорганизация лесхозов как учреждения и в соответствии со ст.ст. 81, 84 ЛК РФ определили полномочия по управлению городскими лесами в ведение муниципалитета.

В связи с изложенным, муниципальному образованию городу-курорту Пятигорск были переданы карты, схемы, планшеты, таксационные описание городских лесов общей площадью 2379 га.

В соответствии с п. 1.1.1 Лесохозяйственного регламента городских лесов города-курорта Пятигорска, утвержденного постановлением администрации г. Пятигорска от 28 июня 2012 года № 2101, в настоящих границах, как структурная единица, городские леса г. Пятигорска были выделены из Бештаугорского лесхоза. Общая площадь лесов г. Пятигорска, на год разработки Лесохозяйственного регламента, составляет 2379 га (из них 1637 га – Машукское участковое лесничество, 742 га – Пятигорское участковое лесничество).

По целевому назначению городские леса относятся к защитным лесам.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе к рекреационным. Земельные участки в составе рекреационных зон, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (статья 85 ЗК РФ).

В силу п. 5 ст. 98 ЗК РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Согласно ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ст. 23 ЛК РФ).

Из положений ст. 102 ЛК РФ следует, что городские леса и лесопарки относятся к защитным лесам. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В соответствии со ст. 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

Основы лесного законодательства Российской Федерации, действовавшие до принятия ЛК РФ (далее – Основы), определяли границы и внутрихозяйственную организацию территории лесного фонда посредством проведения лесоустройства, по результатам которого для владельцев лесного фонда составлялись проекты, содержащие комплексную оценку ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатывались основные положения организации и развития лесного хозяйства (ст.ст. 74, 75 Основ).

Статьей 13 Основ лесной фонд в Российской Федерации подразделялся на три группы, к первой из которых были отнесены леса, выполняющие преимущественно, в том числе функции санитарно-гигиенические и оздоровительные – городские леса, лесопарки, леса зеленых зон вокруг городов (ст. 14 Основ).

На основании постановления администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю сформирован земельный участок с кадастровым , с видом разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов туристко-рекреационного назначения».

Вышеуказанный земельный участок образован путем объедения находившихся в аренде ООО «КМВ-СИТИ ГРУПП» земельного участка с кадастровым , площадью 82466 кв.м, с видом разрешенного использования «Для размещения объекта туристско-рекреационного назначения» с земельным участком с кадастровым , площадью 2731 кв.м, с видом разрешенного использования «Экологический пост и стоянка автотранспорта».

Вместе с тем, согласно информации, представленной ГКУ «Бепггаугорское лесничество» и проведенной прокуратурой г. Пятигорска проверки, вышеуказанный земельный участок с кадастровым полностью входит в 25 квартал городских лесов г. Пятигорска, по материалам карт Лесохозяйственного регламента городских лесов города-курорта Пятигорска, разработанных в 1997 году «Воронежлесопроект», утвержденного постановлением администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ, планшеты которых передавались администрации г. Пятигорска.

Учитывая, что строительство зданий и сооружений не соответствует целям рекреационного назначения земель в составе рекреационных зон, занятые городскими лесами, формирование вышеуказанного земельного участка и дальнейшее предоставление его в аренду выполнено в нарушение требований действующего законодательства.

При этом порядок аренды лесных участков регламентирован ст.ст. 71, 72 ЛК РФ, в нарушение требований которых вышеуказанный участок городских лесов передан на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в аренду ООО «<данные изъяты>», а на основании договора уступки прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ в аренду Д..

Предоставление участка городских лесов на основании договора аренды земельного участка без включения в него условий, являющихся обязательными для договоров аренды лесных участков, является нарушением требований ст.ст. 71, 72 ЛК РФ и влечет возможность использования городских лесов в без соблюдения установленных ЛК РФ обязательных условий использования лесов и обязанностей лесопользователя.

Кроме того, цена договора аренды лесного участка должна была определяться в соответствии с ч. 3 ст. 73 ЛК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», тогда как цена договора аренды от 31 декабря 2013 года определена в соответствии с ЗК РФ.

Статьей 168 ГК РФ установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Вступившим по результатам рассмотрения судом апелляционной инстанции решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу на Управление Росреестра по Ставропольскому краю возложена обязанность исключить сведения о земельном участке с кадастровым из Государственного реестра недвижимости.

Вместе с тем в период рассмотрения дела судом, на основании постановления администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления Д. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ в Государственный кадастр недвижимости влачены сведения о земельном участке с кадастровым , площадью 10000 кв.м, с видом разрушенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов туристко-рекреационного назначения».

Данный земельный участок образован путем выдела из земельного участка с кадастровым , занимаемого городскими лесами.

Таким образом, обоснован довод прокурора о том, что образование земельного участка с кадастровым с видом разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов туристко-рекреационного назначения», не соответствует его фактическому назначению «Отдых (рекреация)», установленному для городских лесов приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Кроме того, положения постановления администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающие предварительное согласование передачи лесного участка Д., не соответствует требованиям ст.ст. 71, 72, 73 ЛК РФ.

Непринятие администрацией г. Пятигорска мер исключению из Государственного реестра недвижимости земельного участка с кадастровым повлечет незаконную его застройку, и как следствие сокращение площади городских лесов, что недопустимо в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 года № 1425.

Таким образом, незаконное использование городских лесов может полечь сокращение их площади, что нарушит права неопределенного круга лиц не благоприятную окружающую среду, установленные п. 2 ст. 1 ЛК РФ, что послужило основанием обращения прокурора в суд.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, установленные судом, иск прокурора г. Пятигорска, предъявленный в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, основан на законе, в связи с чем подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Пятигорска, предъявленное в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования города-курорта Пятигорска в лице администрации г. Пятигорска к администрации г. Пятигорска и Управлению Росреестра по Ставропольскому краю о признании постановления администрации г. Пятигорска о предварительном согласовании предоставления земельного участка недействительным с момента принятия и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке, удовлетворить полностью.

Признать постановление администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления Д. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» недействительным с момента принятия.

Возложить на Управление Росреестра по Ставропольскому краю обязанность по исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым .

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья В.П. Лихоман