ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-253/2021 от 27.05.2021 Хилокского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-253/2021

75RS0022-01-2021-000299-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 мая 2021 года г. Хилок. Забайкальский край

Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Алтынниковой Е.М.,

с участием административного истца

помощника прокурора Хилокского района Тищенко О.В.,

представителя ответчика и.о.главы Администрации сельского поселения «Бадинское» ФИО1,

при помощнике судьи Михайловой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заместителя прокурора Хилокского района Забайкальского края ЛАД. в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Бадинское» о понуждении к действию,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Хилокского района ЛАД обратилась с вышеназванным иском в суд, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой района в ходе проверки исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, выявлено, что Администрация сельского поселения «Бадинское» является учредителем МБУК «Социально-культурный центр» сельского поселения «Бадинское». Перед входом в здание учреждения отсутствует информационное табло (тактильная табличка с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией

с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использование шрифта Брайля, то есть обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, поддержка и адаптация инвалидов по зрению в полной мере не осуществляется. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 191-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. В соответствии со ст. 15 указанного Закона, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Здание МБУК «Социально-культурный центр» сельского поселения «Бадинское», расположенное по адресу: <адрес> а, принадлежит на праве собственности сельскому поселению «Бадинское», Ответчиком в нарушение положений законодательства не исполнена обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, поддержка и адаптация инвалидов по зрению в полной мере не осуществляется. Просит суд обязать Администрацию сельского поселения «Бадинское» в срок до 01.06.2021 года установить табло с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля, информационную мнемосхему в здании МБУК «Социально-культурный центр» сельского поселения «Бадинское».

Представитель истца помощник прокурора ТОВ на административных исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске. Уточнила административные исковые требования в части срока исполнения – до 1 октября 2021 года.

Представитель административного ответчика – и.о.главы Администрации сельского поселения «Бадинское» ВСВ с требованиями административного истца согласился в полном объеме.

Заинтересованное лицо – МБУК «Социально-культурный центр»надлежаще извещенное о дате и времени слушания дела, в судебное заседание своего представителей не направило, ходатайств об отложении дела не заявляло, о причинах неявки суду не сообщило.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не была признана судом обязательной.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.

Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на главу 22 данного Кодекса, устанавливающую порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 31.03.2021 года учредителем МБУК «Социально-культурный центр» сельского поселения «Бадинское», расположенного по адресу: <адрес>, является Администрация муниципального образования сельское поселение «Бадинское».

Из выписки из реестра муниципального имущества поселения, следует, что здание по адресу: <адрес> находится в собственности сельского поселения «Бадинское».

В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» перед входом в здание МБУК «Социально-культурный центр» отсутствует информационное табло (тактильная табличка) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля. Отсутствует информация мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей.

Статья 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-телекоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

Администрацией сельского поселения «Бадинское» не исполнена обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, поддержка и адаптация инвалидов по зрению в полной мере не осуществляется.

В соответствии с п. 7.1.8 свода правил "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2012)", утвержденных приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 605, при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.

Таким образом, здания массового посещения, к которым относятся и учреждения культуры, должны быть оборудованы информационными мнемосхемами для инвалидов по зрению.

Таким образом, ответчиком нарушено законодательство о социальной защите инвалидов, что влечет за собой нарушение права на беспрепятственный доступ инвалидов к информации, к объектам социальной инфраструктуры, нарушение права неопределенного круга лиц на получение гарантированной законом информации.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

В соответствии со ст. 15 указанного Закона, Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Выявленные нарушения ответчиком, не обжаловались, не оспаривается в настоящее время законность проверки и её результатов. Более того, из пояснений представителя ответчика и материалов дела следует, что нарушения имели и имеют место.

Таким образом, фактическое наличие нарушений, а равно и соответствующая такому наличию обязанность ответчика по устранению выявленных нарушений, не вызывает у суда сомнений.

Согласно ст.227 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда может быть исполнено.

Запрашиваемый прокурором срок для устранения недостатков до 1 октября 2021 года, суд находит разумным.

В соответствии с пп. 9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Вместе с этим от уплаты государственной пошлины также освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) (п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).

При таких обстоятельствах государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора Хилокского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Бадинское» о понуждении к действию, удовлетворить.

Возложить Администрацию сельского поселения «Бадинское» обязанность установить табло с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля, информационную мнемосхему в здании муниципального бюджетного учреждения культуры «Социально-культурный центр» сельского поселения «Бадинское» в срок до 1 октября 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Е.М.Алтынникова

Решение в окончательной форме принято 07 июня 2021 года.