ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2542/13 от 20.05.2013 Люберецкого городского суда (Московская область)

Дело № 2-2542/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20.05.2013 года Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Аксеновой Е.Г., при участии помощника прокурора Касимовой Т.В., при секретаре Савиновой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ефремова С. В., Смыгалина В. Г., Давыдовой Е. Г. об оспаривании решения Совета депутатов городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГ № «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области», обязании внести изменения в генеральный план,

УСТАНОВИЛ:

Ефремов С.В., Смыгалин В.Г., Давыдова Е.Г. обратились в суд с вышеуказанным заявлением.

В судебном заседании представители Ефремова С.В., Смыгалин В.Г., Давыдова Е.Г. пояснили, что решением Совета депутатов городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГ № утвержден генеральный план муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области».

Вышеуказанное решение опубликовано в газете «Наше Красково сегодня» ДД.ММ.ГГ, выпуск №, а так же размещено на официальном сайте г/п Красково «Красково. ру».

Заявители полагают, что была нарушена процедура проведения публичных слушаний по проекту генерального плана, а именно: публичные слушания в части поселка заявителей (п. Коренево) были проведены согласно графику на двух участках, продолжительность слушаний на каждом участке 2 часа. Для каждого участника слушаний время выступления было определено регламентом и составляло пять минут, в связи с чем, выступить на слушаниях смогло ограниченное число участников. Представители разработчиков генерального плана участия в слушаниях не принимали, аудио-запись выступления разработчиков проекта не поддавалась восприятию, представители органа местного самоуправления ограничились демонстрацией карт-схем на публичных слушаниях и размещением проекта генерального плана в сети Интернет на официальном сайте Администрации п. Красково, тогда как не все участники слушаний имели доступ к сети Интернет, в связи с чем, заявители полагают, что имело место нарушение положений п. 5 ст. 28 Градостроительного Кодекса РФ, что нарушает права заявителей на информацию о содержании проекта генерального плана.

Предложения жителей г/п Красково по генеральному плану были оставлены без внимания, обсуждение предложений жителей на слушаниях не проводилось, что противоречит положениям Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Кроме того, генеральным планом предусмотрена рекультивация двух обводненных карьеров в г/п Красково, что нарушает положения подпункта 3 п. 1 ст. 27 Водного Кодекса РФ и права заявителей на благоприятную экологическую среду.

Генеральным планом так же предусмотрено строительство новой магистральной улицы с 4 полосами движения транспорта и шириной 400 м (дублер Егорьевского шоссе), заявители полагают, что строительство указанной дороги в черте п. Красково предполагается в непосредственной близости от их домов и земельных участков, а кроме того, ухудшит экологическую обстановку в поселке, что так же нарушает их права.

Генеральным планом так же предусмотрено строительство многоэтажной жилой застройки, что, по мнению заявителей, приведет к увеличению плотности населения, при низком уровне развития инфраструктуры и инженерных коммуникаций в поселке, что в совою очередь ухудшит их обеспечение необходимыми ресурсами по водоснабжению, электроснабжению и т.д.

При таких обстоятельствах заявители просят суд отменить оспариваемое решение Совета депутатов городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГ № «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области», обязать Администрацию г/п Красково Люберецкого муниципального района Московской области внести следующие изменения в генеральный план:

-исключить из генерального плана рекультивацию обводненных карьеров (поверхностных водных объектов),

-предусматриваемую генеральным планом застройку территорий, осуществлять посредством индивидуальной застройки (коттеджным),

-предусмотреть создание централизованного водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах поселения,

-прекратить прием и захоронение отходов жизнедеятельности на территории поселения,

     -в рекреационную зону по ул. Крупской включить примыкающий земельный участок, расположенный между домами № 19 и № 21 А,

     - земельный участок, ограниченный ул. Лорха, ул. Озерной, Балластным карьером, объявить рекреационной зоной с городским лесом,

     -предусмотреть сооружение водозаборного узла в м.к.р. Коренево,

     -предусмотреть замену домов по ул. Некрасова на дома большей этажности исключительно после признания дома аварийным.

Представители заинтересованных лиц: Совета депутатов городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области, Администрации г/п Красково Люберецкого муниципального района Московской области в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявления, полагая, что оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства, так как процедура утверждения генерального плана соблюдена, при этом не усматривается, что какими-либо положениями генерального плана нарушены права заявителей.

Помощник прокурора в судебном заседании указала, что заявление подлежит удовлетворению в части признания незаконным рекультивации двух обводненных карьеров, расположенных на территории г/п Красково.

Изучив материалы дела, оценив собранные доказательства, суд полагает, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

На основании ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с положениями ст. 24 Градостроительного Кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.

Положениями ст. 25 Градостроительного Кодекса РФ определены особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа.

В силу ст. 28 Градостроительного Кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.

(в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

При проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается законами субъектов Российской Федерации исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения.

В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.

Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение: о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования.

Установлено, что решением Совета депутатов городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГ № в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования городского поселения Красково, Решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения Красково от ДД.ММ.ГГ № «О проведении публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области», заключением от ДД.ММ.ГГ по результатам публичных слушаний по рассмотрению проекта Генерального плана муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области утвержден генеральный план муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области.

В силу пп. 20 п. 1 ст. 14 ФЗ РФ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 20 ст. 11 Устава городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения…

Вышеуказанное решение опубликовано в газете «Наше Красково сегодня» ДД.ММ.ГГ, выпуск №, а так же размещено на официальном сайте г/п Красково «Красково. ру».

Таким образом, оспариваемое решение принято в пределах компетенции Совета депутатов городского поселения Красково, опубликовано надлежавшим образом в официальном СМИ г/п Красково.

При этом проект генерального плана был размещен в установленный срок в сети Интернет, что подтвердили заявители.

Решением Совета депутатов г/п Красково от ДД.ММ.ГГ № территория г/п Красково была разделена на 14 участков в целях обеспечения всем заинтересованным лицам возможности участия в публичных слушаниях по проекту генерального плана. Публичные слушания были назначены в соответствии с графиком проведения слушаний.

Данное постановление было опубликовано в установленном порядке, что не оспаривали заявители.

Согласно приложению № к указанному постановлению порядковый номер территории заявителей №.

Постановлением главы МО г/п Красково от ДД.ММ.ГГ № утвержден регламент проведения публичных слушаний по проекту генерального плана г/п Красково, состав комиссии по проведению публичных слушаний. Данное

Данное постановление было опубликовано в установленном порядке, что не оспаривали заявители.

Публичные слушания на всех участках, в том числе, на участке № состоялись в соответствии с графиком, что не отрицали заявители и подтверждается, протоколами публичных слушаний и списками присутствующих на публичных слушаниях.

Заявитель Смыгалин В.Г. участвовал в публичных слушаниях ДД.ММ.ГГ, что усматривается из протокола слушаний.

Из данного протокола так же следует, что в слушаниях принимали участие глава г/п Красково, начальник отдела архитектуры, председатель совета депутатов, начальник управления по вопросам экономики, депутаты совета депутатов, начальник управления ЖКХ.

В данном протоколе зафиксированы как выступление докладчика, Смыгалина В.Г., так и других граждан, принимавших участие в слушаниях, обсуждение предложений по внесению изменений в проект генерального плана, указано на поступление в срок до ДД.ММ.ГГ в комиссию 7 письменных обращений жителей г/п Красково, в том числе, от Смыгалина В.Г.

В то же время из протокола не усматривается, что кто-либо из присутствующих не был согласен с определенным временем для выступлений (5 минут), либо не имел возможности выступить на публичных слушаниях. Не усматривается так же, что лица, принимавшие участие в слушаниях настаивали на участии разработчиков проекта генерального плана.

Из заключения от ДД.ММ.ГГ о результатах публичных слушаний по рассмотрению проекта генерального плана г/п Красково следует, что публичные слушания признаны состоявшимися.

Данное заключение опубликовано в установленном порядке в газете «Наше Красково сегодня» и на официальном сайте Администрации г/п Красково, что так же не отрицалось заявителями.

При таких обстоятельствах суд полагает, что Советом депутатов г/п Красково представлено достаточно доказательств, подтверждающих надлежащее проведение публичных слушаний с соблюдением установленной процедуры, а доводы заявителей в данной части необоснованными.

Таким образом, суд не усматривает при проведении публичных слушаний нарушения положений действующего законодательства, в том числе, п. 5 ст. 28 Градостроительного Кодекса РФ.

Генеральным планом г/п Красково определено строительство новой магистральной улицы общегородского назначения по параметрам 1 категории с 4 полосами движения (дублер Егорьевского шоссе) с целью вывода транзитного транспорта с центральной улицы г/п Красково. Дорогу предполагается строитель в черте г/п Красково. Ширина зоны планируемого размещения автодороги составит 400 м.

В силу ч. 1 ст. 16 Закона РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства МО от 10.06.2011 N 548/21 "Об одобрении проекта Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области" одобрен проект схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области согласно приложению.

Пунктом 261.0 вышеуказанного постановления (раздел «Планируемые характеристики обычных автомобильных дорог регионального значения») запланировано строительство в Люберецком муниципальном районе дублера Егорьевского шоссе – дорога 1 категории, число полос 4, с шириной полосы отвода 400 м.

Таким образом, планирование строительства вышеуказанной дороги на территории г/п Красково является частью программы развития автомобильных дорог в МО.

Представитель Совета депутатов г/п Красково поясняла, что в настоящее время отсутствует проект указанной дороги, утвержденный и прошедший необходимые согласования в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ.

При таких обстоятельствах суд полагает надуманными доводы заявителей о том, что указание в генеральном плане на строительство вышеуказанной дороги, проект строительства которой, в настоящее время не разработан и не утвержден, в соответствии с действующим законодательством, нарушает их права и законные интересы.

Генеральным планом так же предусмотрено строительство многоэтажной жилой застройки г/п Красково.

В силу ч. 1, 2 ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав жилых зон могут включаться: … зоны застройки многоэтажными жилыми домами.

При этом генеральный план в части определения функциональных зон (зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение) г/п Красково заявителями не оспаривался.

Таким образом, суд полагает, что сама по себе будущая многоэтажная жилая застройка г/п Красково, с учетом зонирования территорий для такого строительства, не нарушает прав и законных интересов заявителей.

Вопрос о нарушении прав и законных интересов заявителей многоэтажными жилыми постройками может возникнуть только в будущем при возведении таких многоэтажных домов, в случае их строительства на неотведенной для такого строительства территории и/или с нарушением требований, предъявляемым к строительству жилых объектов.

Мнение заявителей о том, что многоэтажная застройка повлечет ухудшение водоснабжения, электроснабжения жителей поселка и их в частности, не является основанием для удовлетворения заявления в данной части, так как данный вывод носит надуманный характер.

В судебном заседании так же установлено, что на территории г/п Красково расположены два обводненных карьера: малый Красковский карьер, карьер по ул. Железнодорожная.

Генеральным планом предусмотрена частичная рекультивация карьера по ул. Железнодорожная (стр. 24 описательной части генплана) с устройством рекреационной зоны, строительством набережной, а так же рекультивация малого Красковского карьера.

Как пояснили представители Совета депутатов и Администрации г/п Красково частичная рекультивация карьера по ул. Железнодорожная связана с тем, что с одной стороны карьер граничит с малаховским кладбищем, которое имеет тенденцию к расширению в сторону карьера, в связи с чем необходима такая рекультивация со стороны кладбища. Данное обстоятельство так же подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГ № Департамента ФС по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу.

Таким образом, довод заявителей о том, что генеральным планом предусмотрена полная рекультивация карьера по ул. Железнодорожная не нашел своего подтверждения.

В отношении малого Красковского карьера представители заинтересованных лиц так же пояснили, что его рекультивация практически завершена ранее произведенными работами.

В силу ст. 5 Водного Кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

1) поверхностные водные объекты;

2) подземные водные объекты.

2. К поверхностным водным объектам относятся:…

водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

На основании ч. 2 ст. 8 Водного Кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии со ст. 27 Водного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:

1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;

2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;

3) осуществление мер по охране таких водных объектов;

В то же время действующим законодательством не предусмотрен запрет на рекультивацию обводненных карьеров.

Доводы заявителей о том, что рекультивация и частичная рекультивация карьеров приведет к загрязнению колодезной воды, используемой, в том числе, заявителями материалами дела не подтверждаются.

В силу ч. 1, 2 ст. 65 Водного Кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, действующее законодательство не относит к водоохранным зонам территории, примыкающие к береговой линии обводненных карьеров.

Следовательно, доводы заявителей о нарушении водоохраной зоны карьеров при их рекультивации необоснованны.

Ссылки заявителей на решение суда от ДД.ММ.ГГ о признании недействительным свидетельства о передаче земельного участка (на котором расположен малый Красковский карьер в целях рекультивации) в бессрочное пользование ТОО «Гранат» суд во внимание не принимает, так как данное решение не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела. Кроме того, суд признал недействительным указанное свидетельство о передаче земельного участка в бессрочное пользование, поскольку решения о рекультивации малого Красковского карьера не было согласовано в установленном законом порядке.

Генеральный же план согласован в установленном законом порядке, что подтверждается материалами дела.

При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушений действующего законодательства, в связи с внесением в генеральный план положений о частичной рекультивации и рекультивации вышеуказанных карьеров.

Требования заявителей о внесении в генеральный план их предложений удовлетворению не подлежит, так как изменения в генеральный план могут быть внесены только в порядке, установленном ст. ст. 24, 25, 28 Градостроительного Кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ефремова С. В., Смыгалина В. Г., Давыдовой Е. Г. об оспаривании решения Совета депутатов городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГ № «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области», обязании внести изменения в генеральный план - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Г. Аксенова