25RS0008-01-2020-000163-80
Дело № 2-5/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Дальнереченск ДД.ММ.ГГГГ
Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Тур И. А., при секретаре Гуменюк О. Ю., с участием представителя истца прокурора Прытковой М. В., представителя ответчика – администрации Дальнереченского городского округа Приморского края – Щеглюк Н. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Дальнереченского городского округа Приморского края, ООО «Акватико», Смолик М. Ю. о возложении обязанности по устранению нарушений закона,
У С Т А Н О В И Л:
Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации Дальнереченского городского округа, ООО «Акватико», Смолик М. Ю. о возложении обязанности устранить нарушения водного законодательства. В обоснование требований указал, что Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения водного законодательства в деятельности администрации Дальнереченского городского округа и ООО «Акватико». В ходе проверки установлено, что в соответствии с п. 9.8 «Описание существующих технических и технологических проблем в водоотведении поселения» Схемы водоснабжения и водоотведения ДГО на период до ДД.ММ.ГГГГ., техническое состояние почти всех существующих канализационных насосных станций находится в неудовлетворительном состоянии и требует замены. В настоящее время количество поступающих сточных вод превышает производительность очистных сооружений более чем на 1,0 тыс.м? в сутки, что в свою очередь, сказывается на качестве очистки, сбрасываемых в реку Б. Уссурку стоков. Очистные сооружения района ЛДК почти в 1,6 раз меньше производительности действующего водозабора, что также при полном разборе потребителями воды превысит объём сброса сточных вод, требующих очистки. Согласно постановлению администрации ДГО от ДД.ММ.ГГГГ№ в качестве гарантирующей организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории ДГО с ДД.ММ.ГГГГ определено ООО «Акватико». Собственником объектов водоснабжения и водоотведения ДГО на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения о расторжении договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ является ИП Смолик М. Ю. В соответствии с отчётом по форме №-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», ООО «Дальводоканал» в 2018 г. осуществлён сброс загрязнённых хозяйственно-бытовых сточных вод в водные объекты в объёме 0,9 млн. м?, в том числе недостаточно очищенных сточных вод – 0,9 млн. м?. Обязанность по устранению нарушений закона должна быть возложена на орган местного самоуправления – администрацию Дальнереченского городского округа, и на осуществляющую водоотведение организацию – ООО «Акватико», которыми в нарушение закона до настоящего времени не приняты меры по организации водоотведения на территории Дальнереченского городского округа в части очистки сточных вод, вследствие чего нормативная очистка сточных вод не обеспечена, что влечёт загрязнение пресноводных водных объектов и почвы сточными водами. Предусмотренная законом обязанность органов местного самоуправления городских округов и осуществляющих водоотведение организаций по обеспечению нормативной очистки сточных вод, не может быть разделена вследствие фактической неделимости объекта обязательства при условии соблюдения п. 1 ч. 1 ст. 6, ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ. Истец просит солидарно возложить на администрацию Дальнереченского городского округа и ООО «Акватико» обязанность устранить нарушение водного законодательства: принять меры по организации водоотведения в Дальнереченском городском округе, обеспечив нормальную очистку на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения всех сточных вод, сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности (почву), исключив их сброс на рельеф местности (почву), в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, установив срок для исполнения решения суда 3 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Для участия в деле в качестве соответчика привлечён собственник спорных объектов Смолик М. Ю.
Ответчик администрация ДГО в письменных возражениях с требованиями не согласна, указала, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации г. Дальнереченска Приморского края от № было зарегистрировано Муниципальное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (далее - МП ВКХ) г. Дальнереченска. ДД.ММ.ГГГГ решением Арбитражного суда Приморского края МП ВКХ признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, назначен конкурсный управляющий. В соответствии с процедурой банкротства МП ВКХ объекты водоснабжения и водоотведения по результатам аукциона по продаже имущества переданы в собственность ООО «Дальнереченское водоснабжения» (протокол о результатах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ№). В ДД.ММ.ГГГГ г. при ликвидации ООО «Дальнереченское водоснабжение» объекты водоснабжения и водоотведения переданы в собственность на основе конкурса ООО «Комплекс». Согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ сооружения – комплекс (канализационно-очистные сооружения) принадлежали правообладателям на праве собственности на основании заключённых договоров купли-продажи. В 2012 и 2019 годах вышеуказанные сооружения принадлежали на праве собственности Смолик М. Ю. ДД.ММ.ГГГГ ИП Смолик М.Ю. по договору субаренды от №-ЗЕП-1 передал вышеуказанные объекты ООО «Акватико». На основании постановления главы администрации Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «Акватико» определено гарантирующей организацией, оказывающей услуги централизованного холодного водоснабжения и централизованного водоотведения на территории Дальнереченского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ Во исполнение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» администрация Дальнереченского городского округа приняла меры в пределах своих полномочий, а именно организовала водоснабжение и водоотведение путём определения постановлением администрации Дальнереченского городского округа гарантирующей организации оказывающей услуги централизованного холодного водоснабжения и централизованного водоотведения на территории Дальнереченского городского округа ООО «Акватико». В соответствии с договором субаренды ООО «Акватико» взяло на себя обязательства по содержанию имущества в надлежащем состоянии, за свой счёт осуществлять текущий ремонт, самостоятельно или за свой счёт принимать все необходимые меры для обеспечения функционирования всех инженерных систем арендуемого имущества: центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения и другие. Однако, ООО «Акватико» являющееся гарантирующей организацией оказывающей услуги централизованного холодного водоснабжения и централизованного водоотведения на территории ДГО, не приняло исчерпывающие меры по обеспечению исполнения законодательства в области охраны окружающей среды и осуществляет сброс загрязнённых сточных вод из централизованной системы водоотведения на рельеф местности и в водные объекты. Муниципальное образование Дальнереченский городской округ не является собственником всей системы централизованного холодного водоснабжения и системы централизованного водоотведения на территории Дальнереченского городского округа в том числе, канализационно-очистных сооружений, таким образом, не может являться ответчиком по данному делу. В связи с чем администрация ДГО не имеет полномочий по расходованию денежных средств на содержание канализационно-очистных сооружений. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Ввиду того, что вышеуказанное имущество не принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, считает, что собственник объектов водоснабжения и водоотведения Дальнереченского городского округа обязан устранить нарушения водного законодательства, принять меры по организации водоотведения в Дальнереченском городском округе, обеспечив нормативную очистку на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения всех сточных вод, сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности (почву), исключив их сброс на рельеф местности (почву), в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Администрация Дальнереченского городского округа полагает, что требования истца не конкретизированы, поскольку не ясно каким образом администрация Дальнереченского городского округа должна устранить нарушения водного законодательства и какие меры необходимо принять. Администрация не имеет право применять какие-либо меры в отношении имущества, не принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию и находящееся в субаренде у ООО «Акватико». К тому же согласно порядку предоставления и расходования субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на проектирование и (или) строительство, реконструкцию (модернизацию), капитальный ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства к государственной программе Приморского края «Обеспечение доступным жильём и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на ДД.ММ.ГГГГ субсидии предоставляются муниципальным образованиям в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации полномочий органов местного самоуправления, установленных законодательством Российской Федерации, по организации в границах муниципального образования водоснабжения населения и водоотведения, а также полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом - объектами ВКХ, находящимися в муниципальной собственности. В виду того, что администрация Дальнереченского городского округа ненадлежащий ответчик, следовательно, не подлежит удовлетворению требование истца в части возложения обязанности на администрацию по устранению нарушения водного законодательства. Администрация Дальнереченского городского округа полагает, что требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности на собственника очистных сооружений централизованной системы водоотведения по устранению нарушения водного законодательства, принятию мер по организации водоотведения в Дальнереченском городском округе, обеспечению нормативной очистки на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения всех сточных вод, сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности (почву), исключив их сброс на рельеф местности (почву), в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, подлежат удовлетворению.
Ответчик ООО «Акватико» в письменных возражениях с требованиями иска не согласен. Указал, что основанием к подаче иска явился отчёт по форме №-ТП (водхоз) «сведения об использовании воды ООО «Дальводоканал» от 2018 г., письма администрации ДГО от ДД.ММ.ГГГГ, однако ООО «Акватико» осуществляет свою деятельность на территории Дальнереченского городского округа лишь с ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, факт наличия загрязнений, подтверждённый документально в отношении другого юридического лица, не может являться доказательством факта нарушения экологического законодательства ООО «Акватико». Из анализа Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учёта следует вывод, что деятельность ресурсоснабжающей организации является регулируемой посредством ежегодного утверждаемого полномочным органом тарифа. В состав тарифа входят затраты на ремонтную программу, которая содержит в себе перечень конкретных мероприятий направленных на поддержание оборудования используемого в технологическом процессе водоотведения только в рамках утверждённых лимитов. Данные мероприятия имеют конкретное стоимостное выражение. Ежегодно департаментом по тарифам, при очередном тарифном регулировании осуществляется проверка расходов общества на её реализацию за истекший год. Поскольку иных источников финансирования помимо утверждённого тарифа ООО «Акватико» не имеет, требования прокурора не могут быть удовлетворены в силу их неконкретности, отсутствия привязки к конкретному факту нарушения ООО «Акватико» и конкретному обозначенному в ремонтной программе мероприятию согласованному и утверждённому в установленном законом порядке. Материалами дела не подтверждён факт принадлежности конкретного оборудования ООО «Акватико» находящегося на балансе или на каком-либо вещном праве.
Ответчик Смолик М. Ю. письменных возражений не представил.
Третье лицо отдел водных ресурсов по Приморскому краю Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в письменных возражениях требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора поддержал, указало, что согласно постановлению администрации ДГО от ДД.ММ.ГГГГ№ в качестве гарантирующей организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории ДГО, с ДД.ММ.ГГГГ определена ООО «Акватико». Ранее функции гарантирующей организации были возложены на ООО «Дальводоканал». Невыполнение ООО «Акватико» водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта в части прекращения сброса недостаточно очищенных сточных вод в водный объект является нарушением требований ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ, в соответствии с которой при использовании водных объектов юридические, физические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ и другими федеральными законами. ООО «Акватико» эксплуатирует сети и системы водоотведения ДГО Приморского края. В силу п. 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», обязанность по устранению нарушений закона должна быть возложена на орган местного самоуправления – администрацию ДГО и на осуществляющую водоотведение организацию ООО «Акватико», которыми до настоящего времени не приняты меры по организации водоотведения на территории ДГО в части очистки сточных вод, вследствие чего нормативная очистка сточных вод не обеспечена, что влечёт загрязнение пресноводных водных объектов и почвы сточными водами.
Третье лицо министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в письменном отзыве требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности по устранению нарушения водного законодательства поддерживает. Ссылаясь на нормы Федерального закона «Об окружающей среде», Водный кодекс РФ, Конституцию РФ указало, что вследствие ненадлежащей работы очистных сооружений и попадания не прошедших должную очистку сточных вод в водные объекты нарушаются требования природоохранного законодательства в области охраны водных объектов и права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, но и возможно возникновение угрозы жизни и здоровью граждан. Согласно ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения относится вопрос организации водоотведения в границах городского округа. В связи с чем обязанность по устранению нарушения водного законодательства должна быть возложена на ответчиков солидарно.
Третье лицо министерство строительства Приморского края в письменном отзыве на иск указало, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. На территории Приморского края до ДД.ММ.ГГГГ действовала государственная программа Приморского края «Обеспечение доступным жильём и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2021 годы, утверждённая постановлением Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ№-па. Для реализации вышеуказанной программы был разработан Порядок предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на проектирование и строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства. Согласно указанной программе, субсидии предоставлялись бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов Приморского края, городских округов Приморского края, городских поселений, а также сельских поселений Приморского края в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации полномочий органов местного самоуправления, установленных законодательством РФ, по организации в границах муниципального образования водоснабжения населения и водоотведения, а также полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом – объектами ВКХ, находящимися в муниципальной собственности. Пунктом 2 Порядка определены направления предоставления субсидий муниципальным образованиям. Также определены критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий. Для участия в данной программе и получения субсидий из краевого бюджета на проектирование и строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства, администрации ДГО необходимо было выполнить условия, предусмотренные Порядком предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета. Заявления о заключении соглашения на предоставление субсидий из краевого бюджета на выполнение данных работ от администрации Дальнереченсорго городского округа в департамент градостроительства Приморского края не поступало. В настоящее время действует программа Приморского края «Обеспечение доступным жильём и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на ДД.ММ.ГГГГ утверждённая постановлением Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ№-па, в рамках данной программы реализуется подпрограмма «Создание условий для обеспечения качественными услугами Жилищно-коммунального хозяйства Приморского края. Ответственным исполнителем данной подпрограммы является министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края. К данной государственной программе также разработан Порядок предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на проектирование и строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
Возражая на доводы ответчиков, истец в письменном отзыве указал, что ответчики не учитывают, что водоотведение – это приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Поскольку очистка сточных вод централизованной системы водоотведения не обеспечена и осуществляется сброс загрязнённых сточных вод в водный объект и на почву, водоотведение осуществляется ненадлежащим образом. ООО «Акватико» не имеет возможности осуществлять водоотведение с учётом необходимости привлечения инвестиций для обеспечения очистки сточных вод. Предусмотренная законом обязанность органов местного самоуправления городских округов и осуществляющих водоотведение организаций по обеспечению нормативной очистки сточных вод не может быть разделена вследствие фактической неделимости объекта обязательства при условии соблюдения п. 1 ч. 1 ст. 6, ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ. Ссылаясь на требования Федерального закона № 416-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность организовать водоотведение, включающее очистку сточных вод, в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, в том числе в случае согласования вывода объекта централизованной системы водоотведения в ремонт или из эксплуатации собственниками или иными законными владельцами объектов централизованных систем водоотведения. Согласно ч. 4 ст. 30.2 Федерального закона № 416-ФЗ средства, полученные организацией, осуществляющей водоотведение, в виде платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, используются на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда, причинённого водным объектам, а также в качестве источника финансирования инвестиционной программы организации, осуществляющей водоотведение, в части осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Администрация ДГО является надлежащим ответчиком, полномочия которого по организации водоотведения, в том числе – очистки сточных вод, определены нормами данного закона. Ответчиками должен быть самостоятельно выбран и предложен способ устранения нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Федеральным законом № 416-ФЗ предусмотрено привлечение инвестиций в сферу водоотведения, Постановлением Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ№-па установлен порядок предоставления и расходования субсидий на соответствующие цели. Доказательствами нарушения ООО «Акватико» законодательства и сброса сточных вод централизованной системы водоотведения в ДГО в отсутствие работоспособных очистных сооружений являются письма администрации ДГО от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, письма Дальнереченской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Согласно акту обследования Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, износ очистных сооружений составляет 100%. Письмами администрации Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ, подтверждены факты эксплуатации ООО «Акватико» системы централизованного водоотведения, сброса сточных вод при наличии очистных сооружений в неудовлетворительном состоянии. На основании ч. 6 ст. 60 ВК РФ установлен запрет на осуществление при эксплуатации водохозяйственной системы сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обеззараживанию (исходя из допустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ.
В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивала, просила иск удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрация Дальнереченского городского округа Приморского края с требованиями не согласна, просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика Смолик М. Ю., представителя ответчика ООО «Акватико», представителей третьих лиц: отдела водных ресурсов по Приморскому краю Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, министерства строительства Приморского края, Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора.
Выслушав участвующих лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу ч. 1 ст. 44 ВК РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населённых пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Статьёй 60 ВК РФ установлен прямой запрет на осуществление при эксплуатации водохозяйственной системы, сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обеззараживанию.
Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты - относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Правоотношения в сфере водоотведения урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение – приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Согласно п. 14 ст. 2 указанного Федерального закона объект централизованной системы водоотведения – инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы водоотведения, непосредственно используемое для водоотведения.
В судебном заседании установлено, что Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере использования и охраны водных объектов. В ходе проверки установлено, что техническое состояние почти всех существующих канализационных насосных станций Дальнереченского городского округа находится в неудовлетворительном состоянии и требует замены. В настоящее время количество поступающих сточных вод превышает производительность очистных сооружений более чем на 1,0 тыс. м?. в сутки, что в свою очередь сказывается на качестве очистки, сбрасываемых в реку Б. Уссурку стоков. Очистные сооружения района ЛДК почти в 1,6 раз меньше производительности действующего водозабора, что также при полном разборе потребителями воды превысит объём сброса сточных вод, требующих очистки.
Сброс загрязнённых сточных вод централизованной системы водоотведения в Дальнереченском городском округе на рельеф местности и в водные объекты подтверждается схемой водоснабжения и водоотведения Дальнереченского городского округа на период до ДД.ММ.ГГГГ., утверждённой постановлением администрации Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№, отчётом по форме №-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» ДД.ММ.ГГГГ., письмами администрации Дальнереченского городского округа Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ за №, №, №; №.
Актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ПК проведено обследование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в <адрес>. Актом установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ сброс сточных вод в виду 100% износа очистных сооружений и системы канализации осуществляется на рельеф местности, на границе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> минуя процесс очистки сточных вод. Сброс осуществляется вне границ водоохранной зоны водного объекта р. Большая Уссурка. На момент осмотра сброса сточных вод в водный объект р. Большая Уссурка по ранее действующему выпуску не осуществляется. В результате осмотра территории выявлены нарушения природоохранного законодательства РФ, ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», что явилось основанием для обращения в суд.
Согласно п. 116 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод должен предусматривать реализацию одного или нескольких следующих мероприятий, обеспечивающих предотвращение нарушений абонентом требований к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения: строительство или модернизация локальных очистных сооружений, а также очистка сточных вод абонента с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам; создание систем оборотного водоснабжения; внедрение технологий производства продукции (товаров), оказания услуг, проведения работ, обеспечивающих снижение содержания загрязняющих веществ в составе сточных вод; передача сточных вод для очистки специализированным организациям по договору на очистку сточных вод; заключение договора, предусмотренного п. 114 настоящих Правил.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», организация водоснабжения и водоотведения в границах Дальнереченского городского округа является вопросом местного значения городского округа.
В абзаце 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
Согласно абзацу 2 статьи 11 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Частью 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причинённого окружающей среде» лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абз. 1 ст. 1080 ГК РФ).
Согласно ст. 322, 1080 ГК РФ предусмотренная законом обязанность органов местного самоуправления городских округов и осуществляющих водоотведение организаций по обеспечению нормативной очистки сточных вод, не может быть разделена вследствие фактической неделимости объекта обязательства при условии соблюдения п. 1 ч. 1 ст. 6, ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с требованиями ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
Согласно постановлению администрации Дальнереченского городского округа Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ№ гарантирующей организацией, оказывающей услуги централизованного холодного водоснабжения и централизованного водоотведения на территории Дальнереченского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ определено ООО «Акватико».
Собственником объектов водоснабжения и водоотведения Дальнереченского городского округа на основании договора купли-продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора купли-продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ является ИП Смолик М. Ю. Д. По договору субаренды от №-ЗЕП-1 от ДД.ММ.ГГГГ ИП Смолик М. Ю. передал объекты (имущество) водоснабжения и водоотведения согласно приложения № к договору - ООО «Акватико».
Вследствие невыполнения обязанностей по организации водоотведения существует реальная угроза жизни и здоровью людей, растительному и животному миру из-за загрязнения сточными водами водной среды, чем нарушены гарантированные ст. ст. 7, 41, 42 Конституции РФ права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Определить круг лиц, чьи права в данном случае нарушены, не представляется возможным, так как это все граждане, постоянно или временно проживающие в Приморском крае и которые находятся или могут находиться в населённых пунктах Дальнереченского городского округа, а также на другой территории, которая подвергнется загрязнению.
В силу п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (п. 2 ст. 150 ГК РФ).
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд приходит к выводу о том, что требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора о возложении солидарной обязанности по организации водоотведения в Дальнереченском городском округе на орган местного самоуправления, на осуществляющую водоотведение организацию ООО «Акватико» и собственника объектов водоснабжения и водоотведения Смолик М. Ю., которые бездействуют в нарушение указанных норм закона, являются законными и обоснованными, соответствуют эпидемиологическим и экологическим требованиям.
Абзацем 8 статьи 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации.
Способ защиты интересов граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Статьёй 76 указанного закона предусмотрено, что споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
В связи с изложенным суд считает, что заявление подано прокурором в пределах предоставленных законодательством полномочий и установленной компетенцией.
В соответствии с ч. 4 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды.
Инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учётом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций (ч. 10 ст. 40 Закона № 416-ФЗ). Срок действия программы – шесть лет.
Таким образом, учитывая изложенное, а также те обстоятельства, что непринятие ответчиками мер по исполнению обязательств, свидетельствует о допущенном бездействии и может повлечь неисполнение обязательств в течение неопределённого срока, а устранение нарушений возможно только в результате строительства новых очистных сооружений при их 100% износе в рамках Инвестиционной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильём и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на ДД.ММ.ГГГГ, утверждённой постановлением Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ№-па в связи с отсутствием у ответчиков достаточных собственных средств, суд приходит к выводу, что обязанность по устранению нарушения закона должна быть исполнена в срок до ДД.ММ.ГГГГ, который является достаточным и разумным для исполнения указанных обязанностей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10, 14, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить полностью требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора.
Обязать администрацию Дальнереченского городского округа Приморского края, общество с ограниченной ответственностью «Акватико», Смолик М. Ю. солидарно в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения водного законодательства, а именно принять меры по организации водоотведения в Дальнереченском городском округе Приморского края, обеспечив нормативную очистку на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения всех сточных вод, сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности (почву), исключив их сброс на рельеф местности (почву), в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Дальнереченский районный суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И. А. Тур