ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2558/2013 от 05.02.2014 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 февраля 2014 года гор. Минеральные Воды

 Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

 председательствующего судьи Извозчикова С.В.,

 при секретаре Супруновой А.А., с участием старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А.,  представителя ГБУЗ «Минераловодская ЦРБ» по доверенности .............., представителя МБУ «Управление по защите населения, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Минераловодского муниципального района Ставропольского края» по доверенности ..............,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Минераловодская центральная районная больница», Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК об обязании заключить договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны – защитного сооружения, о признании регистрации права собственности незаконной и об аннулировании регистрационной записи,

УСТАНОВИЛ:

 Минераловодский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к ГБУЗ «Минераловодская центральная районная больница», Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК об обязании заключить договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны – защитного сооружения, о признании регистрации права собственности незаконной и об аннулировании регистрационной записи, ссылаясь, что Минераловодской межрайонной прокуратурой на основании обращения исполняющего обязанности начальника МБУ «Управления по защите населения, ГО и по ЧС» проведена проверка исполнения требований постановления Правительства РФ от 23.04.1994 г. № 359 «Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями».

 Установлено, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит помещение общей площадью .............. кв.м., отдельно стоящее, расположенное по адресу: .............., которое находится в пользовании ответчика.

 Данный объект является убежищем, что подтверждается оформленным на него паспортом ............... В нарушение п.2 постановления Правительства РФ от 23.04.1994 г. № 359 договор о правах и обязанностях в отношении объекта ГО, а также на выполнение мероприятий ГО, до настоящего времени ответчиком не заключен.

 В ходе проводимых проверок состояния, сохранности и использования указанного защитного сооружения гражданской обороны было установлено, что оно находится в федеральной собственности и фактически используется обществом для собственных нужд без правовых оснований, и техническое состояние защитного сооружения не позволяет использовать его по функциональному назначению.

 Согласно пункту 1 статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым на себя обязательством. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 3 статьи 445 ГК РФ).

 Исходя из норм законодательства право собственности общества на указанный объект на основании плана приватизации не возникло, и этот объект находится в федеральной собственности.

 Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284, был установлен запрет на приватизацию защитных сооружений гражданской обороны.

 Пунктом 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 г. № 359, предусмотрено, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу, наряду с другими перечисленными объектами, относятся отдельно стоящие и встроенные убежища гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

 В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Статьей 31 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрена в качестве обременения приватизируемого имущества обязанность содержать объекты гражданской обороны, не включенные в состав приватизированного имущественного комплекса предприятия.

 Указанный объект с учета как защитного сооружения гражданской обороны не снят. Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа правопреемника приватизированного предприятия от заключения договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, поэтому отсутствие соответствующего обременения в отношении объектов и имущества гражданской обороны, не подлежащих приватизации, не лишило уполномоченный орган права требовать от правопреемника приватизируемого предприятия содержать такие объекты и имущество на основании Постановления Правительства РФ от 23.04.1994 г. № 359.

 Проект типового договора соответствует типовому договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, являющемуся Приложением № 2 к названному выше Положению, поэтому оснований для отказа от заключения договора у ответчика нет.

 В результате действий ответчика ГБУЗ «Минераловодская центральная районная больница» дорогостоящее гражданское сооружение не обслуживается, что в конечном счете ведет к снижению его защитных свойств и утрате этих важных объектов.

 Согласно ст. 18 ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

 Согласно ст.1 ФЗ № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

 Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Одним из основных принципов защиты населения и территорий от ЧС согласно ст. 7 ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» является заблаговременность проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

 Согласно ст.1 ФЗ № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Одной из задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ.

 В целях защиты и восстановления прав неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на право использовать в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций межрайонный прокурор принял решение обратиться в суд с исковым заявлением в соответствии с частью первой ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

 В судебном заседании старший помощник Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А. увеличила исковые требования и пояснила, что в ходе производства по делу установлено, что на основании распоряжения Правительства СК от 28.12.2012 года № 566-рп «О принятии в государственную собственность Ставропольского края муниципальных бюджетных учреждений» с 01.01.2013 г. право собственности Минераловодского муниципального района Ставропольского края на безвозмездно передаваемое им учреждение «МБУЗ «Центральная районная больницы» и земельные участки прекращается. Право государственной собственности Ставропольского края на принимаемые учреждения и земельные участки возникает с 01.01.2013 года.

 11.07.2013 г. право собственности на бомбоубежище МУЗ «ЦРБ», общей площадью .............. кв.м., литер Я, расположенное по адресу: .............., зарегистрировано за субъектом РФ - Ставропольским краем.

 Основанием для регистрации права собственности у субъекта РФ - Ставропольского края возникло на защитное сооружение - убежище, расположенное по адресу: .............., послужило распоряжение Правительства СК от 28.12.2012 года № 566-рп «О принятии в государственную собственность Ставропольского края муниципальных бюджетных учреждений».

 Регистрация права собственности на спорное защитное сооружение произведено с нарушением закона, в связи с чем имеются основания для прекращения права собственности у субъекта РФ - Ставропольского края. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

 Согласно пункту 1 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в разделе III приложения № 1 к данному Постановлению, относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий.

 В соответствии с пунктом 2 раздела III Приложения № 1 к таким объектам государственной собственности относятся защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

 Общие понятия и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

 Так, статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

 Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

 Таким образом, объект гражданской обороны - убежище является собственностью Российской Федерации в силу закона.

 Право федеральной собственности на объект гражданской обороны - защитное сооружение, расположенное по адресу: г. Минеральные Воды, ул. Кисловодская, д.59, возникло в силу закона до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и на основании пункта 1 статьи 6 этого Закона право на указанное недвижимое имущество признается юридически действительным при отсутствии государственной регистрации.

 Право собственности может быть прекращено только на основаниях, предусмотренных ст. 235 ГК РФ. Оснований для прекращения федеральной собственности на защитное сооружение - убежище, расположенное по адресу: .............., нет.

 Вместе с тем, установлено, право собственности на защитное сооружение было зарегистрировано за Ставропольским краем на основании распоряжения Правительства СК в нарушение положений статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в силу того, что согласно части первой ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Правительство Ставропольского края полномочиями на распоряжение федеральным имуществом - защитными сооружениями не наделено.

 Кроме того, из содержания распоряжения Правительства СК от 28.12.2012 года № 566-рп «О принятии в государственную собственность Ставропольского края муниципальных бюджетных учреждений» не следует, что указанное распоряжение распространяется на защитное сооружение - убежище, которое находится в федеральной форме собственности. На основании данного распоряжение право собственности у субъекта РФ - Ставропольского края не возникло, а у Российской Федерации не прекращено.

 Объектом права регистрационной записи .............. в нарушение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. « 1309 « О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» является бомбоубежище, не смотря на то, что такие виды защитных сооружений не создаются.

 При таких обстоятельствах имеются основания для признания регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - Ставропольского края на защитное сооружение незаконной и аннулирования регистрационной записи ..............

 В целях защиты и восстановления прав неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на право использовать в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций межрайонный прокурор принял решение обратиться в суд с исковым заявлением в соответствии с частью первой ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

 Старший помощник Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А. просит суд обязать ГБУЗ «Минераловодская центральная районная больница» заключить с Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по СК договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны - защитного сооружения убежища, площадью .............. кв.м., отдельно стоящее, расположенное по адресу: .............., путем направления уполномоченного представителя ответчика Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю, расположенное по адресу: ул. Артема, д. 20, г. Ставрополь, в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

 Признать регистрацию права собственности на защитное сооружение -бомбоубежище, расположенное по адресу: .............., незаконной.

 Аннулировать регистрационную запись .............. о государственной регистрации права собственности субъекта РФ - Ставропольского края на бомбоубежище, расположенное по адресу: ...............

 Представитель ГБУЗ «Минераловодская ЦРБ» по доверенности .............. просит вынести решение на усмотрение суда.

 Представитель МБУ «Управление по защите населения, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Минераловодского муниципального района Ставропольского края» по доверенности .............. не возражал в удовлетворении заявленных требований.

 Представители ответчиков Министерства имущественных отношений Ставропольского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, надлежаще извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

 Руководитель Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю в пояснении просит суд рассмотреть дело без участия представителя.

 В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии ответчиков и третьего лица и направления ему копии решения суда.

 Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, пришел к выводу, что требования Минераловодского межрайонного прокурора заявлены обоснованно, доказаны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 Так, в судебном заседании установлено, что Минераловодской межрайонной прокуратурой на основании обращения исполняющего обязанности начальника МБУ «Управления по защите населения, ГО и по ЧС» проведена проверка исполнения требований постановления Правительства РФ от 23.04.1994 г. № 359 «Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями».

 Установлено, что помещение общей площадью .............. кв.м., отдельно стоящее, расположенное по адресу: .............., которое находится в пользовании ответчика - ГБУЗ «Минераловодская центральная районная больница».

 Данный объект является убежищем, что подтверждается оформленным на него паспортом ............... В нарушение п.2 постановления Правительства РФ от 23.04.1994 г. № 359 договор о правах и обязанностях в отношении объекта ГО, а также на выполнение мероприятий ГО, до настоящего времени ответчиком не заключен.

 В ходе проводимых проверок состояния, сохранности и использования указанного защитного сооружения гражданской обороны было установлено, что оно находится в федеральной собственности и фактически используется обществом для собственных нужд без правовых оснований, и техническое состояние защитного сооружения не позволяет использовать его по функциональному назначению.

 Согласно пункту 1 статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым на себя обязательством. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 3 статьи 445 ГК РФ).

 Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284, был установлен запрет на приватизацию защитных сооружений гражданской обороны.

 Пунктом 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 г. № 359, предусмотрено, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу, наряду с другими перечисленными объектами, относятся отдельно стоящие и встроенные убежища гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

 В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Статьей 31 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрена в качестве обременения приватизируемого имущества обязанность содержать объекты гражданской обороны, не включенные в состав приватизированного имущественного комплекса предприятия.

 Указанный объект с учета как защитного сооружения гражданской обороны не снят.

 Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа правопреемника приватизированного предприятия от заключения договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, поэтому отсутствие соответствующего обременения в отношении объектов и имущества гражданской обороны, не подлежащих приватизации, не лишило уполномоченный орган права требовать от правопреемника приватизируемого предприятия содержать такие объекты и имущество на основании Постановления Правительства РФ от 23.04.1994 г. № 359.

 Проект типового договора соответствует типовому договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, являющемуся Приложением № 2 к названному выше Положению, поэтому оснований для отказа от заключения договора у ответчика нет.

 В результате действий ответчика ГБУЗ «Минераловодская центральная районная больница» дорогостоящее гражданское сооружение не обслуживается, что в конечном счете ведет к снижению его защитных свойств и утрате этих важных объектов.

 Согласно ст. 18 ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

 Согласно ст.1 ФЗ № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

 Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Одним из основных принципов защиты населения и территорий от ЧС согласно ст. 7 ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» является заблаговременность проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

 Согласно ст.1 ФЗ № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Одной из задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ.

 В целях защиты и восстановления прав неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на право использовать в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций межрайонный прокурор принял решение обратиться в суд с исковым заявлением в соответствии с частью первой ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

 Кроме того, в ходе рассмотрения указанного гражданского дела было установлено, что на основании распоряжения Правительства СК от 28.12.2012 года № 566-рп «О принятии в государственную собственность Ставропольского края муниципальных бюджетных учреждений» с 01.01.2013 г. право собственности Минераловодского муниципального района Ставропольского края на безвозмездно передаваемое им учреждение «МБУЗ «Центральная районная больницы» и земельные участки прекращается. Право государственной собственности Ставропольского края на принимаемые учреждения и земельные участки возникает с 01.01.2013 года.

 .............. г. право собственности на бомбоубежище МУЗ «ЦРБ», общей площадью .............. кв.м., литер Я, расположенное по адресу: .............., зарегистрировано за субъектом РФ - Ставропольским краем.

 Основанием для регистрации права собственности у субъекта РФ - Ставропольского края возникло на защитное сооружение - убежище, расположенное по адресу: .............., послужило распоряжение Правительства СК от 28.12.2012 года № 566-рп «О принятии в государственную собственность Ставропольского края муниципальных бюджетных учреждений».

 Регистрация права собственности на спорное защитное сооружение произведено с нарушением закона, в связи с чем имеются основания для прекращения права собственности у субъекта РФ - Ставропольского края. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

 Согласно пункту 1 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в разделе III приложения № 1 к данному Постановлению, относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий.

 В соответствии с пунктом 2 раздела III Приложения № 1 к таким объектам государственной собственности относятся защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

 Общие понятия и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

 Так, статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

 Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

 Таким образом, объект гражданской обороны - убежище является собственностью Российской Федерации в силу закона.

 Право федеральной собственности на объект гражданской обороны - защитное сооружение, расположенное по адресу: г. Минеральные Воды, ул. Кисловодская, д.59, возникло в силу закона до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и на основании пункта 1 статьи 6 этого Закона право на указанное недвижимое имущество признается юридически действительным при отсутствии государственной регистрации.

 Право собственности может быть прекращено только на основаниях, предусмотренных ст.235 ГК РФ. Оснований для прекращения федеральной собственности на защитное сооружение - убежище, расположенное по адресу: г. Минеральные Воды, ул. Кисловодская, д. 59, нет.

 Вместе с тем, установлено, право собственности на защитное сооружение было зарегистрировано за Ставропольским краем на основании распоряжения Правительства СК в нарушение положений статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в силу того, что согласно части первой ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Правительство Ставропольского края полномочиями на распоряжение федеральным имуществом - защитными сооружениями не наделено.

 Кроме того, из содержания распоряжения Правительства СК от 28.12.2012 года № 566-рп «О принятии в государственную собственность Ставропольского края муниципальных бюджетных учреждений» не следует, что указанное распоряжение распространяется на защитное сооружение - убежище, которое находится в федеральной форме собственности. На основании данного распоряжение право собственности у субъекта РФ - Ставропольского края не возникло, а у Российской Федерации не прекращено.

 Объектом права регистрационной записи .............. в нарушение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. « 1309 « О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» является бомбоубежище, не смотря на то, что такие виды защитных сооружений не создаются.

 При таких обстоятельствах имеются основания для признания регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - Ставропольского края на защитное сооружение незаконной и аннулирования регистрационной записи ...............

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 421, 445 ГК РФ, ст. ст. 7, 18 ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.1 Ф3 № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне», Постановления Правительства РФ от 23.04.1994 г. № 359 «Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора удовлетворить.

 Обязать ГБУЗ «Минераловодская центральная районная больница» заключить с Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по СК договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны - защитного сооружения убежища, площадью .............. кв.м., отдельно стоящее, расположенное по адресу: .............., путем направления уполномоченного представителя ответчика Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю, расположенное по адресу: ул. Артема, д.20, г. Ставрополь, в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

 Признать регистрацию права собственности на защитное сооружение -бомбоубежище, расположенное по адресу: .............., незаконной.

 Аннулировать регистрационную запись .............. о государственной регистрации права собственности субъекта РФ - Ставропольского края на бомбоубежище, расположенное по адресу: ...............

 Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме. Мотивированное решение суда будет изготовлено 10 февраля 2014 года.

СУДЬЯ: