ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2558/2022 от 18.08.2022 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0001-01-2022-004861-93

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18.08.2022 года г. Ханты - Мансийск

Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Вахрушева С.В.,

при помощнике судьи Ахияровой М.М.,

с участием:

помощника Ханты – Мансийского межрайонного прокурора Гладких П.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

истца Соколовой В.О.,

представителя ответчика ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» - Четвертковой С.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2558/2022 по иску Сургутского транспортного прокурора в интересах Соколовой Виктории Олеговны к Публичному акционерному обществу «Авиакомпания «Ютэйр» о признании незаконным бездействия по возмещению денежных средств по прохождению медицинской комиссии и взыскании понесённых расходов по прохождению медицинской комиссии,

установил:

Сургутский транспортный прокурор обратился в Ханты – Мансийский районный суд в интересах истца Соколовой Виктории Олеговны с иском к ответчику Публичному акционерному обществу «Авиакомпания «Ютэйр» (далее по тексту ПАО «Авиакомпания «Ютэйр») о признании незаконным бездействия по возмещению денежных средств по прохождению медицинской комиссии и взыскании понесённых расходов по прохождению медицинской комиссии.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что истец Соколова В.О. проходила собеседование для трудоустройства в ПАО «Авиакомпания Ютэйр» на должность бортпроводника. Для прохождения медицинской комиссии Соколовой В.О. выдано направление для прохождения медицинской комиссии. В соответствии с информацией ПАО «Авиакомпания Ютэйр», кандидатура Соколовой В.О. рассматривалась для заключения ученического договора на обучение профессии - бортпроводник. Проверкой установлено, что Соколова В.О. прошла медицинский осмотр за собственные денежные средства, в том числе Соколовой В.О. пройден ВЛЭК ГА. Соколова В.О. обращалась в ПАО «Авиакомпания Ютэйр» с просьбой вернуть денежные средства за пройденную медицинскую комиссию, однако ПАО «Авиакомпания Ютэйр» отказалось возвращать денежные средства. В данном случае, решение ПАО «Авиакомпания Ютэйр» об отказе в возврате денежных средств Соколовой В.О. противоречит требованиям воздушного и трудового законодательства РФ. На основании изложенного, прокурор просит суд: признать незаконным бездействие ответчика ПАО «Авиакомпания Ютэйр» выразившейся в отказе в возмещении денежных средств истцу Соколовой В.О. за пройденную медицинскую комиссию; взыскать с ответчика ПАО «Авиакомпания Ютэйр» в пользу истца Соколовой В.О. денежные средства за пройденную медицинскую комиссию в размере 23 740 рублей.

Помощник Ханты – Мансийского межрайонного прокурора Гладких П.Г. в судебном заседании настоял на удовлетворении иска, изложив суду доводы искового заявления.

Истец Соколова В.О. в судебном заседании поддержала иск, просила его удовлетворить. Показала суду, что обращалась в ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» с целью трудоустройства, получила направление для прохождения медицинского осмотра, прошла его, и в дальнейшем должна была быть направлена работодателем для обучения по профессии «бортпроводник», однако в последующем получила отказ в трудоустройстве и в возврате потраченных на медицинский осмотр денежных средств.

Представитель ответчика ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» - Четверткова С.В. в судебном заседании иск не признала, суду в соответствии с доводами письменных возражений показала, что в соответствии с требованиями ст. 52 Воздушного кодекса РФ к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, при этом требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами. Федеральными авиационными правилами, утверждённым Приказом Минтранса России от 12.09.2008 года №147 установлены «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации». Согласно п.1.3. ФАП-147 выполнение функций члена экипажа воздушных судов, осуществляется лицом, удовлетворяющим требованиям настоящих Правил и имеющим действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками. Таким образом, в соответствии с требованиями действующего воздушного законодательства РФ. кандидат для трудоустройства на должность бортпроводника должен иметь действующее свидетельство бортпроводника гражданской авиации. Истица указанное действующее свидетельство бортпроводника не имеет, в связи с чем, не могла быть трудоустроена на должность бортпроводника и её кандидатура на эту должность в период февраля 2022 года не рассматривалась. Действующая в Авиакомпании политика менеджмента персонала, в целях обеспечения своевременной комплектации штата, предусматривает возможность заключения Авиакомпанией ученических договоров с лицами, ищущими работу, с возложением на Авиакомпанию обязанности по оплате обучения Ученика и взаимным обязательством Ученика отработать определенный период времени по окончании обучения в Авиакомпании. В январе 2022 года ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» на интернет ресурсе HeadHunter.ru было размещено объявление о наборе бортпроводников, описывающее общее предложение Авиакомпании и приглашение для подачи резюме. В числе предложений Авиакомпании указано - оплата обучения и официальное трудоустройство. Таким образом, одновременно с рассмотрением резюме кандидатов для трудоустройства, Авиакомпания рассматривала кандидатуры претендентов, не имеющих свидетельств бортпроводника, но желающих получить соответствующую работу после обучения. В этом случае, резюме претендента рассматривалось на предмет возможности заключения с ним Ученического договора с лицом, ищущим работу. При этом, лицом, ищущим работу, является потенциальный работник, то есть лицо, которое еще не работает у данного работодателя, но имеет намерение заниматься впоследствии трудовой деятельностью именно у этого работодателя. ДД.ММ.ГГГГ посредством электронной почты Авиакомпанией было получено резюме Истицы, информации о наличии действующего свидетельства бортпроводника указанное резюме не содержит, также Истицей в резюме не указано на то, что она претендует на трудоустройство на должность бортпроводника. ДД.ММ.ГГГГ Конкурсной комиссией по отбору кандидатов для заключения ученического договора с целью подготовки в качестве бортпроводника и действующих бортпроводников был осуществлен отбор кандидатов, в числе которых для заключения ученического договора с лицом, ищущим работу, была отобрана кандидатура Истицы. Авиакомпания была намерена при поступлении Истицы в учебное заведение с целью получения специальности бортпроводник принять на себя обязательства по оплате данного обучения. Таким образом, утверждение Истицы и Прокуратуры о том, что кандидатура Истицы рассматривалась для трудоустройства в Авиакомпанию на должность бортпроводника, не подтверждается фактическими обстоятельствами. В соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» утвержденных Приказом Минтранса России от 22.04.2002 года № 50, кандидаты, поступающие в учебные заведения гражданской авиации по подготовке бортпроводников, подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию (пп,1 п.1). При этом в соответствии с пп.1 п.10 указанных ФАП-50 задачей медицинского освидетельствования является определение годности по состоянию здоровья к обучению в учебных заведениях гражданской авиации по подготовке бортпроводников. Таким образом, необходимость прохождения соответствующего медицинского освидетельствования обусловлена обязательным требованием ФАИ - 50 для поступления в учебное заведение гражданской авиации с целью подготовки по специальности «бортпроводник». Положения ст. 220 Трудового кодекса РФ, на которых основывают свои требования Прокуратура и Истица, устанавливают требования по проведению медицинских осмотров работников и к правоотношениям, связанным с поступлением в учебные заведения гражданской авиации, не применяются. Предусмотренные статьей 220 ТК РФ медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя. Направление, представленное истицей в материалы дела и, якобы выданное ей Авиакомпанией при трудоустройстве на должность бортпроводника, содержит указание на медицинское учреждение - Медицинский центр «Полимедика» (). В соответствии с положениями Приказ Минздрава России от 28.01.2021 года №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников....» исполнение обязанности работодателя по организации медицинских осмотров предполагает заключение между работодателем и медицинской организацией договора, предметом которого является проведение медицинских осмотров работников. Соответственно, оплата услуг по проведению таких осмотров осуществляется непосредственно самим работодателем в рамках указанного договора. Предварительный медосмотр, при котором соискатель прошёл самостоятельно и за свой счёт, а затем предъявляет работодателю к компенсации понесённые расходы, рассматривается как не соответствующий закону. Прокуратурой и Истицей не представлено подтверждение обращения Истицы с заявлением о возмещении расходов и предоставлении Авиакомпании оригиналов платежных документов, подтверждающих понесённые расходы. При направлении иска Истицей оригиналы документов в подтверждение понесённых расходов также не предоставлены. Имеющиеся в материалах копии документов не отвечают требованиям допустимости, предъявляемым к доказательствам по делу, и не могут быть приняты судов в качестве надлежащих доказательств по делу, подтверждающих размер понесённых расходов. В материалы дела не представлено документального подтверждения о наличии у медицинских учреждений, договоры с которыми заключала Истица, лицензии на осуществление деятельности по проведению предварительных профессиональных осмотров (л.д.65 – 68). Устно дополнила, что в связи с обстановкой в мире, введёнными ограничениями на полёты после ДД.ММ.ГГГГ, истец, как и другие кандидаты, не были направлены на обучение.

Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в январе 2022 года ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» на интернет ресурсе HeadHunter.ru было размещено объявление о наборе бортпроводников, описывающее общее предложение Авиакомпании и приглашение для подачи резюме. В числе предложений Авиакомпании указано - оплата обучения и официальное трудоустройство (л.д.69).

ДД.ММ.ГГГГ посредством электронной почты истец Соколова В.О. направила в ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» своё резюме (л.д.70, 71).

ДД.ММ.ГГГГ Конкурсной комиссией ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» по отбору кандидатов для заключения ученического договора с целью подготовки в качестве бортпроводника и действующих бортпроводников был осуществлён отбор кандидатов, в числе которых для заключения ученического договора с лицом, ищущим работу, была отобрана кандидатура истца Соколовой В.О. (л.д.72 – 74).

Истец Соколова В.О. по направлению ПАО «Авиакомпания Ютэйр» прошла медицинский осмотр за собственные денежные средства, в том числе Соколовой В.О. пройден ВЛЭК ГА, понеся расходы в размере 23 740 рублей (л.д.10 - 32).

Как пояснила представитель ответчика в судебном заседании, что в связи с обстановкой в мире, введёнными ограничениями на полёты после ДД.ММ.ГГГГ, истец, как и другие кандидаты, не была направлена на обучение.

Истец Соколова В.О. обращалась в ПАО «Авиакомпания Ютэйр» с просьбой вернуть денежные средства за пройденную медицинскую комиссию, однако ПАО «Авиакомпания Ютэйр» указанные средства не вернуло, что не оспаривается в судебном заседании (л.д.8, 9).

Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.

Согласно пункту 2 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила являются нормативными актами, регулирующими отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации. Они принимаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации к выполнению функций членов экипажа и функций специалистов по техническому обслуживанию гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее и беспилотной авиационной системы в составе с беспилотным гражданским воздушным судном с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, функций сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из видов медицинского осмотра является предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, а также при приёме на обучение в случае, предусмотренном частью 7 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Так, согласно части 7 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при приёме на обучение по основным профессиональным образовательным программам по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующим должности, профессии или специальности.

В соответствии с утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2013 года №697 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности» перечнем специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности (далее по тексту также Перечень), к числу таких специальностей среднего профессионального образования отнесены «Летная эксплуатация летательных аппаратов», «Управление движением воздушного транспорта», «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», высшего образования – «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов», «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения».

В силу статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. Приём работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта (части 1, 2).

Согласно Федеральных авиационных правил «Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением», утверждённых приказом Минтранса РФ от 10.12.2021 года № 437, установлено проведение обязательного медицинского освидетельствования, включающий требования к состоянию здоровья, лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, перечень проводимых исследований, периодичность проведения обязательного медицинского освидетельствования, порядок создания и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии (далее по тексту ЦВЛЭК ГА) и врачебно-летных экспертных комиссий (далее по тексту ВЛЭК ГА).

Согласно ст.198 ТК РФ, работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.

На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (ст.205 ТК РФ).

В соответствии с абзацем 11 части 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счёт собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ конкурсной комиссией ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» по отбору кандидатов для заключения ученического договора с целью подготовки в качестве бортпроводника и действующих бортпроводников был осуществлён отбор кандидатов, в числе которых для заключения ученического договора с лицом, ищущим работу, была отобрана кандидатура истца Соколовой В.О..

Заключение ученического договора с истцом, предполагало заключение трудового договора в силу ст.198 ТК РФ, таким образом, при поступлении истца на работу согласно ст.212 ТК РФ ответчик был обязан оплатить понесённые истцом расходы на прохождение обязательного медицинского осмотра, при том, что ученический договор с истцом не был заключён не по его вине.

В переданном истцу ответчиком направлении на прохождение медицинского осмотра, не указано медицинской организации, с которой ответчиком заключён соответствующий договор, при таких обстоятельствах истец была вправе пройти осмотр в соответствующей медицинской организации по своему выбору.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия ответчика ПАО «Авиакомпания Ютэйр» выразившейся в отказе в возмещении денежных средств истцу Соколовой В.О. за пройденную медицинскую комиссию, в связи с чем подлежит взысканию с ответчика ПАО «Авиакомпания Ютэйр» в пользу истца Соколовой В.О. денежных средств за пройдённую медицинскую комиссию в размере 23 740 рублей.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, которые согласно ст.88 ГПК РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, согласно ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 212 рублей 20 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить полностью иск Сургутского транспортного прокурора в интересах Соколовой Виктории Олеговны (паспорт , выдан ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по ) к Публичному акционерному обществу «Авиакомпания «Ютэйр» (ИНН 7204002873, ОГРН 1028600508991, КПП 860101001) о признании незаконным бездействия по возмещению денежных средств по прохождению медицинской комиссии и взыскании понесённых расходов по прохождению медицинской комиссии.

Признать незаконным бездействие Публичного акционерного общества «Авиакомпания «Ютэйр» по возмещению Соколовой Виктории Олеговне денежных средств по прохождению медицинской комиссии.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Авиакомпания «Ютэйр» в пользу Соколовой Виктории Олеговны денежные средства за пройденную медицинскую комиссию в размере 23 740 (двадцать три тысячи семьсот сорок) рублей.

Взыскать в порядке распределения судебных расходов с Публичного акционерного общества «Авиакомпания «Ютэйр» в пользу местного бюджета г.Ханты – Мансийск сумму государственной пошлины в размере 1 212 (одну тысячу двести двенадцать) рублей 20 (двадцать) копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме 25.08.2022 года.

Председательствующий подпись С.В. Вахрушев

копия верна:

Судья Ханты – Мансийского

районного суда С.В.Вахрушев